Банкротство отменили? Изменения в законе в 2022

Иллюстрация: Право.Ru/Оксана Острогорская Закон о банкротстве меняется в среднем раз в два месяца. Иногда изменения принимают и вводят в силу в конце декабря. Профессиональным участникам банкротства приходится за этим следить и помнить обо всех многочисленных нюансах правовых норм. Предлагаем немного отвлечься от будней и посмотреть на закон о банкротстве «с высоты»: какие новеллы в нём оказались наиболее востребованными, какие есть недостатки, чего не хватает и какие тенденции судопроизводства могут в будущем отразиться на этой сфере.

С 2002 года в закон о банкротстве внесли изменения 102 раза. То есть закон о банкротстве меняется в среднем шесть раз в год, или раз в два месяца. Отчасти это можно объяснить тем, что отрасль сравнительно новая, отставала от потребностей экономики и имела пробелы, которые надо было устранять, говорит партнёр Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
Юлия Литовцева. По её словам, многие нововведения фактически закрепляли правила, уже сформированные судебной практикой.

в среднем меняется закон о банкротстве

Примером могут служить некоторые нормы, которые мешают выводу активов, противостоят злоупотреблениям, усиливают ответственность учредителей и директоров. Но есть и нормы, которые могли появиться в результате лоббизма, делится наблюдениями Литовцева.

По её словам, плохой традицией стало вносить масштабные изменения в последних числах декабря, которые вступают в силу немедленно.

«Правила игры меняются так существенно, что ни бизнес, ни граждане не могут их учитывать в текущей деятельности», – жалуется Литовцева.

Один из основных недостатков – ликвидационная направленность процедур. Они практически всегда заканчиваются распродажей активов.

Спасти компанию, в отношении которой завели дело о банкротстве, практически невозможно.

«Процедура наблюдения бессмысленная, а финансовое оздоровление и внешнее управление нереализуемые и очень жёсткие с точки зрения всевозможных ограничений», – отмечает Литовцева.

встречается конкурсное производство, чем финоздоровление или внешнее управление

Это подтверждает статистика Судебного департамента. В 2018 году количество дел по принятым к производству заявлениям составило 79 199. Финансовое оздоровление ввели в 18 случаях, внешнее управление – в 254. Конкурсных производств на порядок больше. На конец 2018 года их было 30 011.

Правительство подготовило законопроект, который должен изменить ситуацию и дать должникам реальный шанс на финансовое оздоровление. Он внесён в 2017 году и пока прошёл два чтения (№ 239932-7).

Документ вводит процедуру реструктуризации долгов, которая не может закончиться конкурсным производством. В частности, появится возможность назначить двух директоров – от учредителей должника и собрания кредиторов.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, он гибок, вариативен и поможет защитить должника, который испытывает временные финансовые трудности.  

Банкротство отменили? Изменения в законе в 2022

По мнению руководителя правового бюро Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) 25место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 45место По выручке Профайл компании
Эдуарда Олевинского, в законе нет правильного баланса между подконтрольностью и независимостью арбитражного управляющего. С этим согласна Юлия Шилова из Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Финансовое/Банковское право
. По её мнению, «арбитражный управляющий, как и во всех развитых правопорядках, должен представлять интересы конкурсной массы и назначаться судом по своему усмотрению».

Решить эту проблему попыталось правительство, которое предложило выбирать управляющих случайным образом, но с учётом набранных баллов. Их будут начислять за стаж, объёмы работы и другие показатели.

Например, если действия управляющего оспорят или взыщут с него убытки, баллы уменьшатся.

Наоборот, баллов прибавят за высокий процент погашения требований кредиторов, процент повышения цены имущества, короткие сроки процедуры, говорится в тексте законопроекта (в Госдуму ещё не вносился).

В этом сюжете

Но Шилова оценивает этот документ негативно. По её словам, оценка грешит формализмом.

Например, процент погашения требований кредиторов зависит от финансового состояния должника и наличия ликвидных активов, а не работы управляющего.

Шилова также считает, что система баллов вносит диспропорцию в зависимости от региона и дискриминирует специалистов без опыта. «Механизм утверждения управляющих требует изменений, но не таких», – считает юрист.

– Новеллы, связанные с субсидиарной ответственностью и возмещением убытков. После обновления эти институты, призванные пополнить конкурсную массу, «превратились в крушащую палицу», говорит Литовцева.

Популярность субсидиарной ответственности подтверждает статистика: цифры растут в два раза каждый год.

В 2016, 2017 и 2018 годах под ответственность попали 506, 923 и 2125 бизнесменов и директоров соответственно (статистика «Интерфакса»).

– Активно применяются новеллы ГК и НК 2015–2016 годов о том, что третьи лица вправе удовлетворить просроченное требование, делится наблюдениями Олевинский.

Банкротство отменили? Изменения в законе в 2022

В законе не урегулированы проблемы субординирования требований и иных ограничений прав кредиторов, связанных с должником, говорит Литовцева. По её словам, пока эти вопросы регулирует только судебная практика. По мнению Айс Лиджановой из АБ Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Экологическое право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) 1место По выручке 1место По выручке на юриста (более 30 юристов) 1место По количеству юристов Профайл компании
, крайне несодержательные положения закона, которые регулируют трансграничное банкротство, а также поиск и возврат зарубежных активов должника.

Одна из тенденций, характерных не только для банкротной отрасли, но и для всего судопроизводства, – облегчить и оптимизировать работу судей, ускорить процесс. Верховный суд предложил отдать управляющим первичную оценку требований кредиторов, которые хотят включиться в реестр.

Бесспорные требования, по которым нет возражений, просто не будут доходить до суда, объясняла судья ВС Ирина Букина (подробнее см. «Пленум ВС отдал управляющим проверку требований в банкротстве»). Такой порядок уже действует для застройщиков и банков.

Законопроект от Верховного суда № 598603-7 прошёл первое чтение в мае 2019 года.

В этом сюжете

  • За и против: заменят ли судей арбитражные управляющие

Широко обсуждалась в прессе инициатива банкротить граждан вне суда. Согласно законопроекту № 792949-7, управляющий проверит желающего обанкротиться, размещает информацию о банкротстве. Если в течение года возражений от кредиторов не будет, то человека признают несостоятельным.

Для него процедура бесплатная, расходы понесёт специальный фонд, созданный при СРО. Но 22 октября 2019 года стало известно, что комитет Совфеда не поддержал эту идею.

Он отметил, что проект не даёт кредиторам возможности проконтролировать, отвечает ли должник требованиям закона о банкротстве, не даёт доступа к сведениям о сделках и имуществе должника.

Банкротство отменили! Неужели это правда?

«Банкротство отменили, а гражданам запретили списывать долги!» — такие громкие заголовки иногда можно встретить в публикациях в сети интернет. Это не более чем желание привлечь внимание к определенному сайту, странице в социальных сетях, к услугам какой-либо компании.

Наше государство не только не планирует отменять банкротство, но и старается упростить эту процедуру для физических лиц. Последним таким изменением стало введение внесудебного банкротства в 2020 года. И хотя эта процедура доступна не всем должникам, все-таки ее можно пройти совершенно бесплатно.

Новости об отмене банкротства: правда или нет?

Основания для подачи на банкротство и порядок проведения этой процедуры утверждены федеральным законом № 127-ФЗ.

В этом нормативном акте есть отдельные главы и статьи для банкротства разных видов организация, граждан и предпринимателей.

Следовательно, если бы государство хотело отменить банкротство для всех граждан, либо для отдельных категорий должников, оно внесло бы изменения в закон № 127-ФЗ. Или аннулировало бы этот закон полностью, «под корень».

Никаких предложений и инициатив об отмене банкротства в Госдуме и в правительстве нет. Если вы видите новости с таким заголовком, то скорее всего попали на сайт с недостоверной информацией. Никаких законопроектов по этому вопросу не внесено и не планируется вносить.

Что такое бесплатное банкротство и как можно его пройти?

Закажите звонок юриста

Вместо отмены банкротства государство предпринимает действия по упрощению процедуры. Сейчас банкротиться можно:

  • через арбитраж — если сумма долгов превышает 500 000 рублей, либо при подтверждении признаков неплатежеспособности;
  • через Многофункциональные центры — если приставы окончили производство ввиду отсутствия у должника имущества, а сумма обязательств гражданина составляет от 50 000 до 500 000 рублей.
Читайте также:  Подать заявление в суд онлайн в 2022 — инструкция

Второй вариант стал доступен в 2020 году, причем для граждан-должников вся процедура полностью бесплатна. Это свидетельствует о том, что государство пытается улучшить условия для прохождения банкротства, сделать его дешевле для должника.

Могут ли отменить процедуру банкротства для физических лиц

Основной категорий кредиторов при банкротстве являются банки и микрофинансовые организации. Они рискуют утратить возможность возврата денег и списания долга, если гражданина признают банкротом. Поэтому банки и МФО больше всех заинтересованы в отмене банкротства или введения значительных ограничений по списанию долгов.

Поэтому нельзя исключать вариант, что правила банкротства для физических лиц могут со временем измениться. Например, ужесточатся правила проверки финансового состояния должника. Или подорожает стоимость оплаты финансового управляющего. Однако до полной отмены банкротства дело вряд ли дойдет.

Что такое арбитражный суд при банкротстве и как искать финансового управляющего?

Спросите юриста

Новости банкротства физических лиц

Начиная с 2015 года, когда физическим лицам стала доступна процедура банкротства, законодательство несколько раз менялось.

Это касалось уточнения требований к документам, к порядку проведения отдельных этапов банкротного дела. Условия прохождения банкротства периодически меняются или дополняются судебной практикой.

Чего стоит только судебная практика 2021 года, которая частично сняла запрет на реализацию единственного жилья должников.

В этом году Верховный и Конституционный суды решили, что суд вправе продавать единственное жилье должника, если оно может быть отнесено к категории роскошного.

И в том случае, если оно куплено в период, когда физ лицо уже успело «по уши влезть» в долги.

Правда, выгнать такого должника на улицу нельзя — кредиторы обязаны предоставить ему жилье, согласно жилищно-санитарным нормам по месту проживания этого человека.

Все изменения в банкротстве физических лиц связаны с внесением поправок в федеральный закон № 127-ФЗ. Прежде чем законопроект выносится на рассмотрение в Госдуму РФ, он проходит общественные обсуждения, правовую экспертизу. Поэтому о предстоящих изменениях всегда можно узнать заранее.

Российское государство не намерено отменять банкротство физических лиц

Да, с течением времени процедура банкротства модернизируется — снизилась сумма госпошлины за подачу документов в суд, увеличился гонорар финансового управляющего, суды стали признавать банкротами тех граждан, у которых нет никакого имущества. Закон «О банкротстве» — это живой организм, изменения в который пишет судебная практика и сама жизнь.

На данный момент подготовлен законопроект о кардинальном изменении процедуры банкротства для физических и юридических лиц. Правда, изменения касаются больше юрлиц, но и для физиков в них есть новости.

Вот несколько изменений, с которыми вскоре могут столкнуться должники:

  • будет изменен порядок назначения управляющих, которые являются обязательными участниками банкротных дел в арбитраже;
  • власти планируют изменить правила очередности кредиторов (прежде всего, ожидается переход на систему из 7 очередей требований);
  • изменения коснутся правил реализации имущества, размера вознаграждения для управляющего.

Отметим еще раз, что предлагаемые изменения для банкротства физических лиц не столь значительны, как для должников-организаций. Также не сильно изменится положение должников-предпринимателей, так как они банкротятся почти по тем же правилам, что и физические лица.

Важные поправки планируются в процедуру внесудебного банкротства. Минэкономразвития предложило увеличить максимальную сумму обязательств, при которых граждане смогут банкротиться через МФЦ — с 500 000 рублей до 1 000 000 рублей. При этом из 1 млн.

рублей не более 500 000 рублей должна составлять задолженность по обязательным платежам (например, налоги), тогда как размер остальных обязательств может быть в пределах от 50 до 500 тыс. руб.

Это существенно расширит количество должников, которым смогут воспользоваться упрощенным банкротством.

Не поддавайтесь на провокации и не верьте сплетням из Интернета! Банкротство физ лиц — это законный способ списать неподъемные долги. Если у вас есть вопросы — обращайтесь за бесплатной консультацией к нашим юристам.

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

С 1 сентября граждане смогут признаваться банкротами во внесудебном порядке

Принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина».

В чем суть закона и зачем он нужен?

Законом вводится внесудебный порядок признания гражданина банкротом.

Законодательно закреплённая возможность признания граждан банкротами в судебном порядке появилась с 1 октября 2015 года.

Однако, как показала практика, часто рассмотрение дел о банкротстве оказывалось трудоёмкой, малоэффективной и дорогостоящей процедурой.

Из-за необходимости оплачивать услуги финансовых управляющих многие, кто оказался в трудном финансовом положении, не смогли ей воспользоваться.

Новый закон призван способствовать снижению нагрузки на суды, а также повышению доступности и эффективности банкротства для граждан.

Какие условия нужны для внесудебного банкротства?

По новым правилам, внесудебно обанкротиться сможет тот, у кого размер денежных обязательств составляет не менее 50 тыс. и не более 500 тыс. рублей. При этом имущественные и финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в расчёт не включаются.

На дату подачи заявления в отношении гражданина:

  • должно быть окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю. Речь идёт о случае, когда у гражданина нет имущества, на которое можно обратить взыскание;
  • не возбуждено другое исполнительное производство после возвращения указанного документа взыскателю.

Заявитель также должен будет представить список всех известных ему кредиторов.

Куда подать заявление о банкротстве?

Заявление о признании себя банкротом во внесудебном порядке гражданин сможет бесплатно подать в МФЦ.

Если все условия для внесудебного банкротства выполнены, информацию о возбуждении этой процедуры МФЦ в течение 3-х рабочих дней внесёт в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Если МФЦ обнаружит в заявлении нестыковки, он вернёт его заявителю с указанием причин. В этом случае гражданин имеет право повторно обратиться с таким заявлением не ранее чем через один месяц со дня возврата. Кроме того, возврат заявления может быть обжалован в арбитражный суд по месту жительства гражданина.

Что произойдет во время банкротства?

Со дня включения в реестр сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства, в частности, произойдет следующее:

  • будет введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за некоторыми исключениями);
  • не будут начисляться неустойки (штрафы, пени) и другие финансовые санкции, а также проценты по большинству обязательств;
  • будут приостановлены имущественные взыскания по исполнительным документам (кроме, например, алиментов).

Во время внесудебного банкротства гражданин не сможет получать займы и кредиты, выдавать поручительства, заключать иные обеспечительные сделки.

Если во время внесудебного банкротства у гражданина существенно улучшится имущественное положение, он должен будет в течение 5 рабочих дней уведомить об этом МФЦ. Несоблюдение этой обязанности позволит кредитору обратиться в суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом.

Закон предусматривает и другие случаи, когда можно будет подать указанное заявление в период внесудебного банкротства. Например, это будет вправе сделать кредитор, не указанный гражданином в списке.

Чем все завершится?

Внесудебное банкротство будет длиться полгода. По завершению процедуры гражданина освободят от дальнейшего исполнения требований кредиторов, перечисленных в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке.

Задолженность гражданина перед названными им кредиторами будет признана безнадёжной.

Когда Закон № 289-ФЗ вступит в силу?

Начало действия документа — 01.09.2020.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Изменения в законе о банкротстве физических лиц

Главная/Статьи по банкротству физических лиц

Не успели граждане оценить поправки о внесудебном списании долгов, как на очереди новые изменения в законе о банкротстве физических лиц. Их планируется ввести с пакетом поправок к банкротству компаний и ИП. Разбираемся, чего ждать от нововведений о банкротстве физлиц.

Новое в действующей редакции закона о банкротстве

Бесплатная процедура в МФЦ

Начнем с главного — изменения в 2020 году позволили объявить себя банкротом без суда. Речь идет о списании долгов через МФЦ. Бесплатная процедура доступна:

  • гражданам с долгами в пределах 50–500 тысяч рублей,
  • если исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания.

Эти изменения работают с 1 сентября 2020 года, и пока практики по оспариванию, отмене, других негативных последствий внесудебного банкротства не зафиксировано. Банкротство без суда длится 6 месяцев, и проводится бесплатно в МФЦ.

Инструменты и оборудование разрешили продавать за долги

Это важное изменение, которое ухудшило права должников и развязало руки приставам и банкам. Раньше ст. 446 ГПК запрещала забирать оборудование — единственный источник дохода. Это могла быть техника, станки и даже машина или лодка.

Законом от 23.11.2020 № 378-ФЗ внесены поправки в статью 446 ГПК РФ. Теперь стоимость профессиональных инструментов, на которые не обращается взыскание, снизилась со 100 МРОТ (чуть больше 1 200 000 рублей) до 10 тысяч рублей.

Теперь не получится сохранить автомобиль, дорогие станки, инструменты и механизмы при взыскании долгов через ФССП и при банкротстве, объявив их источником дохода.

Какие поправки так и не были приняты

В прошлом году, как и за предыдущие 5 лет, разрабатывались, но были отклонены поправки в закон о банкротстве, разрешающие продать единственное жилье банкрота. Банки упорно лоббируют проект, по которому:

  • дорогие и элитные объекты недвижимости будут продавать при банкротстве физ.лица;
  • взамен будет покупаться жилье согласно минимальным санитарно-гигиеническим требованиям (это от 13 до 18 кв. м. на человека — нормативы отличаются в разных регионах).

Однако законодатели и Верховый суд РФ защищают граждан — судебная практика запрещает продавать единственное жилье, каким бы дорогим оно не было, а депутаты отклонили проект банковского лобби.

Об актуальной судебной практике мы рассказываем в разделе Новости.

Также правовая комиссия не пропустила законопроект № 1027487-7 об уменьшении запрета на повторную регистрацию предпринимателей-банкротов. Согласно проекту изменений в 127-ФЗ, он с 5 лет мог снизиться до 3 или даже 2 лет.

Но комиссия усмотрела в нем ущемление прав для граждан, в отношении которых срок запрета на занятие руководящие должностей остался прежним. Проект не прошел дальше первого чтения.

Читайте также:  Изменения в законе о банкротстве физических лиц

Какие изменения ждут банкротов в 2021 году

Предложенные в 2021 году поправки затронут не только физических лиц, но и организации.

Федеральный закон №127-ФЗ будет называться «О реструктуризации и банкротстве».

В банкротстве организаций не будет финансового оздоровления и внешнего управления. При банкротстве физических и юридических лиц будут проводить одни и те же процедуры:

  • реструктуризация долгов
  • реализация имущества.

Должников разделят по доходам

Новый закон о банкротстве физических лиц и организаций поделит должников на 3 категории с учетом размеров их доходов:

  1. В первую категорию войдут граждане, а также ИП и организации, чей годовой доход не превышает 800 млн рублей, а имущество стоит менее 300 млн рублей.
  2. Во вторую категорию войдут ИП и компании с доходом в пределах 800–2000 млн рублей.
  3. Третья категория будет состоять из организаций и ИП, годовой доход которых от 2 млрд рублей.

Эти изменения в закон о банкротстве в 2021 году приведут к удорожанию стоимости признания финансовой несостоятельности для физлиц и предпринимателей. В то время как организациям, наоборот, можно будет сэкономить на банкротстве.

Стоимость банкротства для физлиц возрастет

Изменения в закон о банкротстве физических лиц делят банкротов на группы, и для каждой установлен индивидуальный размер вознаграждений финансовому управляющему (арбитражному управляющему).

Что планируют законодатели:

  • банкротам из первой категории (то есть физ.лицам) придется заплатить управляющему 100 тысяч рублей. Напомним, сейчас ставка финуправляющего 25 тыс. рублей за процедуру;
  • размер платежа для банкротов второй категории составит 300 тысяч рублей;
  • банкротам третьей категории придется заплатить арбитражному управляющему 500 тысяч рублей.

Также новый проект закона предусматривает изменение размера вознаграждения арбитражного управляющего за проведение реализации имущества. Сейчас это 7% от вырученных денег. После вступления поправок вознаграждение управляющего будет зависеть от стоимости имущества должников:

  • до 1 млн рублей — 10%;
  • от 1 до 10 млн рублей — 7%;
  • от 10 до 100 млн рублей — 5%;
  • более 100 млн рублей — 2%.

Стоит признать, новые изменения в законе №127-ФЗ не несут ничего хорошего для физических лиц — стоимость банкротства возрастет на 75 тысяч рублей. А если есть имущество для продажи (машина, дача, гараж, катер), то и процент, который он будет удерживать с выручки, вырастет.

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.

Подробнее

  • Проверка и фиксация долгов и производств в ФССП, оценка имущества и оспоримости сделок за 3 года
  • Составление заявления и списка кредиторов
  • Подача заявления о банкротстве в МФЦ по доверенности
  • Работа с банками и коллекторами — уведомление об отказе от взаимодействия, жалобы в прокуратуру и в ФССП при нарушениях
  • Представление интересов юристом в случае возражений со стороны кредиторов
  • Через полгода получение в МФЦ решения о признании вас банкротом и списании долгов.

Подробнее

  • Составление заявления о банкротстве
  • Сбор необходимых документов
  • Госпошлина и вознаграждение арбитражного управляющего
  • Представление интересов юристом на судебном заседании по введению процедуры банкротства
  • Полное сопровождение процедуры банкротства финансовым управляющим

Подробнее

Финуправляющих будут назначать по-другому

Поправки в закон о банкротстве поделят арбитражных управляющих на 3 группы, соответствующих группам банкротов, и введут балльную систему рейтинга. Она затронет как финуправляющих, так и саморегулируемые организации (СРО). Рейтинг СРО будет зависеть от суммы баллов участников этой организации.

Создадут специальный Государственный регистр арбитражных управляющих, в котором будут храниться сведения о баллах. Новые изменения в закон о банкротстве введут иную схему выбора финуправляющих, исключающую, по задумке законотворцев, их договорные назначения:

  1. В Регистре размещают сведения о банкротстве физического лица, ИП или организации.
  2. СРО делают ставки, используя имеющиеся у них баллы.
  3. Система автоматически рассчитывает средний балл для участия, затем отсеет СРО с низкими ставками.
  4. Из оставшихся участников выбирается случайная СРО, из членов которой и будет назначен финуправляющий.

Сейчас должники сами выбирают СРО для своей процедуры, что дает возможность заранее согласовать кандидатуру опытного и порядочного финуправляющего. По новому закону в заявлении нужно будет только указать на группу СРО (для физ.лиц — первая группа), а кандидат будет выбираться абсолютно рандомно.

Хорошая новость. Чтобы навести порядок и повысить ответственность, Минэкономразвития хочет в 4 раза увеличить размер компенсационных фондов и ограничить число участников СРО.

Торги — новые правила

Новый закон о списании долгов затронет процедуру реализации имущества в части проведения торгов.

Вводится так называемая «голландская схема», когда в пределах одного торгового дня лоты будет торговаться со ставками как на повышение, так и на понижение стоимости. Дополнительно создадут специальные интернет-площадки (маркетплейсы), на которых будут торговаться лоты с имуществом банкротов.

Однако все новое в законе не затронет механизма продажи имущества стоимостью менее 100 тысяч рублей — его финуправляющий также сможет реализовать путем прямых продаж (через Авито и другие ресурсы).

Рекомендуем не ждать вступления поправок в силу и подать на банкротство уже сейчас, пока эта процедура доступна для граждан, и механизм хорошо отработан. Чтобы подготовит четкую стратегию своего банкротства с юристами, позвоните нам или оставьте заявку онлайн.

127-ФЗ (Закон о банкротстве физ. лиц)Банкротство физ. лиц Рассчитать примерную стоимость банкротстваРассчитать стоимость

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Изменения в законе о банкротстве в 2020-2021 — читайте от Финэксперт

В 2021 году будут внесены изменения в закон о банкротстве. Большая часть нововведений коснётся юридических лиц, но и «физикам» есть на что обратить внимание.

Последние изменения в законе о банкротстве, которые уже приняты

1 сентября 2020 вступил в силу ФЗ №289, разрешивший гражданам банкротиться во внесудебном порядке, без привлечения финансового управляющего и бесплатно. Условия для применения такой процедуры:

  1. Сумма долга не меньше 50 и не более 500 тысяч рублей;
  2. В отношении гражданина нет действующих исполнительных производств – и минимум одно исполнительное производство окончено в связи с п. 4 ч. 1 статьи 46 229-ФЗ (нет имущества, которое можно взыскать).

Если эти признаки имеют место, физлицо может подать заявление в МФЦ. В документе нужно перечислить всех кредиторов и сумму обязательств перед ними. МФЦ проведёт проверку, опубликует сведения о банкротстве, а спустя 6 месяцев долги будут списаны.

Подробнее про упрощенное банкротство физических лиц можно прочитать здесь.

Какие именно новые изменения внесут в закон о банкротстве в 2021?

Проект изменений в закон о банкротстве №127-ФЗ был предложен Минэкономразвития ещё весной 2020. На данный момент он уже опубликован на федеральном портале проектов НПА: положительное экспертное заключение получено, поэтому ожидается, что в течение этого года законопроект вступит в силу.

Всех должников разделят на три группы

Основанием для разделения станут доходы, а также находящиеся в распоряжении банкротящегося лица активы. Сами группы выглядят следующим образом:

  1. Физлица, ИП и компании, получившие за предыдущий год доход менее 800 миллионов рублей и обладающие имуществом, стоимость которого не превышает 300 миллионов рублей;
  2. Предприниматели и компании, доходы которых попадают в категорию от 800 до 2000 миллионов рублей;
  3. Юридические лица и ИП, доход которых превышает два миллиарда рублей.

Группа будет учитываться при назначении конкурсного управляющего и расчёте стоимости процедуры.

Стоимость судебного банкротства вырастет

Новый проект устанавливает следующие суммы вознаграждения для управляющего:

  • Должник 1 группы – 100 000 рублей;
  • 2 группы – 300 000 рублей;
  • 3 группы – 500 000 рублей.

Сейчас физлица (будут отнесены к первой группе) платят фиксировано 25 000 рублей за каждую процедуру и, как правило, ограничиваются всего одним действием: реализацией активов.

То есть, расходы на управляющего для граждан вырастут в 4 раза. В целом банкротство по 127-ФЗ станет сложнее и дороже.

Рекомендуем либо провести процедуру до вступления нового проекта в силу, либо признать себя несостоятельным в принятом с последними изменениями внесудебном порядке.

Как изменится процедура банкротства после «перезагрузки»

Накануне в Госдуму внесен законопроект № 1172553-7 о реформе банкротства. Он расширяет применение реабилитационных механизмов и одновременно сокращает разнообразие банкротных процедур. Ранее проект этой инициативы вызвал много критики и неоднократно дорабатывался.

По мнению авторов инициативы, сейчас реабилитационные процедуры недостаточно эффективны. Их редко применяют на практике, и еще реже они действительно приводят к восстановлению платежеспособности должников.

В результате сами должники не видят в банкротных процедурах способа решить свои проблемы, и такие дела возбуждают почти исключительно по инициативе кредиторов, когда исчерпаны прочие способы взыскать долг.

Обратите внимание

Инициатива сокращает число банкротных процедур до двух, меняет принцип отбора арбитражных управляющих и оплаты их работы.

При этом за 2019–2020 годы только в 5% случаев требования кредиторов удовлетворили в полном объеме, а в 60% не удовлетворили вовсе.

Только в 2% случаев вводили реабилитационные процедуры, указано в пояснительной записке к законопроекту.

Конкурсное производство при этом в среднем занимает около 2,5 лет (в США, по данным автором законопроекта, его продолжительность в среднем не превышает года).

Арбитражные управляющие против «банкротных» поправок

Читать далее…

Реформа предполагает, что как должник, так и кредитор могут обратиться в суд не только с заявлением о признании должника банкротом, но и с заявлением о введении процедуры реструктуризации его долгов. При этом от всех прочих процедур (например, наблюдения или финансового оздоровления) предлагается полностью отказаться.

Обратите внимание

Законопроект предлагает разделить должников на группы и отбирать арбитражных управляющих для них на основе балльной системы, где каждой группе соответствует определенное количество набранных кандидатом баллов.

По мнению авторов инициативы, мотивацию управляющих необходимо повысить. Для этого внесут изменения и в порядок выплаты вознаграждения для них.

Читайте также:  Особенности банкротство умершего физ. лица в 2022

Фиксированная сумма будет зависеть от процедуры банкротства и ежемесячного либо единовременного порядка ее выплаты, а также от суммы процентов по вознаграждению.

Документ регулирует очередность удовлетворения требований кредиторов с учетом их приоритетности, причем требования контролирующих должника или аффилированных с ним лиц выделят специально.

Бизнес против нового закона о банкротстве

Читать далее…

Требования по обязательным платежам предлагается обеспечивать залогом, чтобы защитить интересы государства. При этом законотворцы ссылаются на позицию Конституционного суда, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну.

Обратите внимание

Арбитражные управляющие выступили против правительственных поправок в Закон о банкротстве

7 июля состоялось второе Всероссийское совещание арбитражных управляющих, в ходе которого широко обсуждались масштабные поправки в Закон о банкротстве (законопроект № 1172553-7).

По итогам мероприятия было принято решение обязать Национальный союз профессионалов антикризисного управления обратиться в органы власти с предложением отозвать законопроект для доработки с учетом мнения арбитражных управляющих.

Результаты обсуждения представлены в презентации НСПАУ.

Эксперты «АГ» прокомментировали законопроект о комплексной реформе банкротства в РоссииЭтот документ Минэкономразвития не так давно направил для обсуждения в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату и общественную организацию «Деловая Россия»

Как ранее сообщала «АГ», законопроект был подготовлен в январе Минэкономразвития и широко обсуждался в профессиональном сообществе, представители которого выступили с критикой поправок.

В марте Государственно-правовое управление Администрации Президента РФ также раскритиковало документ, отметив его низкую юридическую подготовку и неясность многих положений.

Тем не менее 17 мая правительство внесло законопроект на рассмотрение депутатов.

В презентации НСПАУ сообщается, что участники второго Всероссийского совещания арбитражных управляющих в процессе обсуждения поддержали позицию ГПУ Администрации Президента РФ о том, что принятие законопроекта в предложенной редакции может причинить существенный ущерб российской экономике, а также нарушить права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности и арбитражных управляющих.

Государственно-правовое управление президента раскритиковало комплексную реформу банкротстваВедомство считает, что законопроект, который правительство готовило больше года, «характеризуется низким уровнем юридической подготовки» и «изобилует внутренними противоречиями», а «содержание многих положений в принципе невозможно уяснить»

Арбитражные управляющие сошлись во мнении, что отдельные положения поправок прямо противоречат перечню поручений президента по вопросу совершенствования института банкротства от 5 декабря 2019 г. № ПР-2485.

По их мнению, принятие законопроекта лишит арбитражных управляющих независимости при ведении процедур банкротства, снизит эффективность их деятельности в связи с тем, что целью последней станет повышение баллов, а не подлинная эффективность.

Таким образом, среди них не нашла поддержки идея о применении рейтингования и балльного оценивания эффективности деятельности арбитражных управляющих.

Арбитражные управляющие также раскритиковали предложение оплачивать их деятельность после завершения процедуры банкротства, что якобы должно привести к сокращению сроков проведения этих процедур.

«Данное предположение ошибочно, потому что к затягиванию сроков процедуры приводит множество иных факторов, независящих от арбитражных управляющих.

Например: скорость рассмотрения судами обособленных споров в рамках дела о банкротстве, скорость получения ответов на запросы арбитражного управляющего, скорость оценки имущества должника, скорость проведения торгов, действия самих должников и кредиторов по затягиванию процедур банкротства и др.», – подчеркнули они.

Участники мероприятия также сочли, что принятие поправок уничтожит институт саморегулирования в сфере арбитражного управления и будет препятствовать восстановлению платежеспособности хозяйствующих субъектов.

Все это, по их мнению, приведет к ряду негативных последствий: дестабилизации экономики страны; изменению баланса интересов между публичными и частными кредиторами, снижению экономического роста; легализации «проектных офисов», которые осуществляют в настоящее время свою неправомерную деятельность, причиняя ущерб экономике страны; уничтожению института саморегулирования в сфере реализации имущества должника; созданию монопольного рынка в сфере реализации имущества должника; массовому нарушению прав арбитражных управляющих.

В связи с этим и предлагается отозвать законопроект с рассмотрения в Госдуме и направить его на доработку.

Участники мероприятия выступили за разработку концепции развития института несостоятельности (банкротства), основанной на результатах научных исследований в отношении причин неэффективного применения существующих процедур и институтов, после которой и следует перейти к разработке нового Закона о банкротстве.

Для вышеуказанных целей решено создать на базе национального объединения СРО арбитражных управляющих Межведомственную рабочую группу и привлечь к ее работе научно-образовательные центры, федеральные органы исполнительной власти, экспертов в области экономики и права, представителей бизнес-сообщества.

Арбитражный управляющий Союза АУ «Созидание» Сергей Домнин, один из членов оргкомитета Второго всероссийского совещания арбитражных управляющих, сообщил «АГ», что при подготовке к данному мероприятию было решено остановиться на наиболее важных аспектах и проблемах деятельности арбитражных управляющих и предоставить слово в первую очередь представителям профессионального сообщества: «Прекрасно, что НСПАУ нас в этом абсолютно поддержал». 

По словам эксперта, прозвучавшее на Всероссийском совещании и внесенное в его итоговую резолюцию предложение отозвать из Госдумы «мегазаконопроект» Минэкономразвития о реформе банкротства для его существенной переработки, с одной стороны, кажется достаточно радикальным.

«С другой стороны, я считаю, что только таким образом, привлекая к законотворческому процессу не только чиновников, но и представителей профессионального сообщества, СРО, науки, в итоге удастся создать такой законопроект, который действительно сможет повысить эффективность банкротных процедур в России.

К сожалению, законопроект в его текущем виде вряд ли сможет решить хоть одну из поставленных перед ним задач», – подчеркнул Сергей Домнин. 

В качестве примера он привел новую процедуру реструктуризации: «По сути дела, это некая смесь из старых процедур финансового оздоровления и внешнего управления, практически все предлагаемые мероприятия реструктуризации уже давно известны нашему банкротному праву.

Но если предыдущие почти 19 лет (с момента принятия Закона о банкротстве) ни кредиторы, ни должники практически не пользовались этими механизмами, то законопроект не дает ответа на вопрос: что заставит их (или позволит им) начать ими пользоваться, отказаться от практики продолжения работы должниками под другой вывеской?»

Как пояснил эксперт, если говорить об арбитражных управляющих, то здесь все еще сложнее. «Нет в РФ более ни одной профессии, где государство возлагало бы на субъекта большой объем обязанностей и ответственности, предъявляло бы существенные требования к уровню квалификации и т.п.

и при этом законодательно предусматривало бы выплату его вознаграждения годы спустя, да и еще уменьшая его базовую часть в пять раз по сравнению с текущим уровнем (который не увеличивался с 2008 г.).

При всем этом введение балльной системы оценки деятельности управляющих строится на таких критериях, которые не зависят от него самого (например, сроки процедуры банкротства часто зависят от сложности дела, количества обособленных споров, затягивания дела его участниками, наличия иностранного элемента).

Все это уже сейчас влечет обесценивание и отток из профессии грамотных специалистов. И конечно, профессиональное сообщество не может согласиться с таким дисбалансом», – резюмировал Сергей Домнин.

Генеральный директор Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» Валерия Герасименко отметила, что жесткой критике подверглись балльная система оценки эффективности работы арбитражных управляющих и новая система случайного выбора арбитражных управляющих. «Ранее сформированная законодателями оценка предполагала слишком формальные критерии и показатели.

Невозможно подобрать даже два похожих друг на друга дела о банкротстве, чтобы по единым критериям оценить эффективность арбитражного управляющего. Каждая процедура банкротства индивидуальна и содержит в себе множество нюансов, влияющих как на работу арбитражного управляющего, так и на саму процедуру банкротства.

То есть ни одна система оценки не будет отражать реальное положение дел», – подчеркнула она.  

По мнению эксперта, введение системы случайного выбора арбитражного управляющего противоречит базовому принципу Закона о банкротстве: право выбора арбитражного управляющего всегда было исключительной компетенцией кредиторов. «Новая версия законопроекта о банкротстве не оправдала ожиданий профессионального сообщества.

В последней версии не было учтено и половины ранее высказанных замечаний. Именно поэтому эксперты сходятся во мнении, что данный законопроект необходимо дорабатывать. При этом Правительство РФ должно прислушаться к профсообществу. В противном случае, если закон будет принят в текущей версии, то он поставит под угрозу существование института саморегулирования.

Важно, чтобы были учтены интересы всех сторон», – убеждена Валерия Герасименко. 

Она добавила, что в качестве путей решения обозначенных проблем было предложено передать разработку балльной системы в Национальное объединение СРО АУ для утверждения в форме федерального стандарта, установить, что рейтинги (регистр) ведутся непосредственно СРО, а итоги балльного рейтинга носят информационный характер и применяются как дополнительный аргумент при выборе АУ коллегиальным органом СРО и судами в случае случайного выбора АУ. При этом у добросовестных заявителей (кредиторов) останется право выбора СРО или АУ при подаче заявления в арбитражный суд и на собрании кредиторов.  

Член Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Алексей Леонов заметил, что широкое обсуждение тезисов презентации НСПАУ арбитражными управляющими не проводилось.

«Создается впечатление, что данный документ был кулуарно подготовлен руководителями СРО (“генералами от банкротства”) без привлечения широкого круга арбитражных управляющих. Основным недостатком данного документа, на мой взгляд, является его декларативность: отсутствие развернутых убедительных обоснований большинства тезисов, выводов и мотивировок.

Комментируемый документ также не содержит конкретных предложений по корректировке текста законопроекта изменений в Закон о банкротстве», – полагает Алексей Леонов.

По его мнению, декларируемая Всероссийским совещанием арбитражных управляющих позиция полного непринятия всех без исключения масштабных поправок в Закон о банкротстве не может быть признана конструктивной. «В связи с этим кратно повышается риск принятия указанного законопроекта без учета мнения профессионального сообщества.

При этом с большинством тезисов указанной презентации я согласен. Однако у меня вызывают сомнения апокалиптические прогнозы относительно негативных последствий принятия данного законопроекта.

Уверен, что правоприменительная практика исправит любые самые одиозные нормы предлагаемых изменений в Закон о банкротстве, как это уже происходило», – предположил Алексей Леонов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *