Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

Перед вами краткая версия путеводителя по регулированию контролируемых иностранных компаний («КИК») в России по состоянию на 2022 год. Вы можете приобрести полную версия путеводителя по состоянию на сегодняшний день на этой странице. Полная версия также включает часовую консультацию с налоговым специалистом из нашей команды.

Законодательство о КИК существует в России с 2015 года, и в этом наша страна далеко не уникальна. Аналогичный режим для КИК есть почти в каждом развитом государстве. По задумке главная задача законодательства о КИК в том, чтобы ограничить использование офшоров для уклонения от уплаты налогов и отмывания «грязных» денег.

Достигается ли эта задача или нет – судить сложно, потому что Федеральная налоговая служба («ФНС») не радует нас открытой статистикой по количеству обнаруженных КИК или количеству поданных уведомлений.

У рядовых предпринимателей всегда есть ощущение, что законодательство работает как-то по-разному для них и для крупных акул российской политики и бизнеса, про чьи КИК упоминается в расследованиях СМИ почти каждый день.

Для устранения информационного неравенства мы решили подготовить этот краткий путеводитель, где рассмотрены главные правила законодательства о КИК и приведены основные исключения, на которые могут опираться российские налоговые резиденты.

Этот путеводитель будет особенно полезен основателям стартапов и тем, кто относит себя к «цифровым кочевникам», ведь те и другие почти всегда сталкиваются с учреждением компаний в иностранных юрисдикциях, преследуя при этом абсолютно легитимные личные или инвестиционные цели. Подробнее о разных налоговых тактиках цифровых кочевников читайте в нашем путеводителе.

Общие правила о КИК

Суть законодательства о КИК в одном предложении: налоговые резиденты России должны отчитываться о своих иностранных компаниях и в определенных случаях платить в России налоги с нераспределенной прибыли КИК.

КИК – это любая иностранная организация или структура без образования юридического лица (например, фонд или траст), которая удовлетворяет одновременно двум условиям:

  • Не является российским налоговым резидентом; и
  • Контролируется российским налоговым резидентом.

Соответственно, для установления, является ли конкретная иностранная компания КИК, важно понимать два понятия: налоговое резидентство компании и контроль. Понятие корпоративного налогового резидентства подробно раскрывается в расширенной версии путеводителя. Дальше мы подробнее рассматриваем элемент контроля.

Контроль для целей КИК

В соответствии со ст. 25.13 НК РФ контролирующим лицом является лицо, которое:

  • Имеет определенную долю участия; или
  • Осуществляет контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

Доля участия

В законодательстве предусмотрены следующие пороги участия для признания лица контролирующим КИК:

  • Доля участия более 25%;
  • Доля участия более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, составляет более 50%.

Важно обратить внимание, что под «долей участия» понимается не только прямое владение акциями организации, но и косвенное участие. Для этих целей в НК РФ есть специальная ст. 105.2, которая предусматривает порядок определения косвенного участия.

Если кратко, то под косвенным участием понимается сумма произведений долей прямого участия в последовательности организаций между конечным собственником и такой организации, где считается доля косвенного участия. На сайте ФНС есть наглядная схема про определение косвенного участия.

Небольшие доли участия, не выходящие за пороги, не приводят к возникновению контроля, и правила определения долей участия обычно не вызывают сложностей.

Контроль

Кроме критерия долевого участия, законодатель предусмотрел более широкий критерий – осуществление контроля. Под контролем в соответствии с п. 7 ст. 25.

13 НК РФ понимается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

Как видно из определения, этот критерий является максимально широким и учитывает все критерии фактического контроля.

Утратить статус контролирующего лица, при этом продолжая осуществлять контроль в отношении КИК, едва ли представляется возможным.

Если у вас есть сомнения, являетесь ли вы контролирующим лицом КИК по критерию контроля, то такие сомнения лучше трактовать как положительный ответ и разобраться с обязанностями контролирующих лиц.

Обязанности владельцев КИК

На плечи владельцев КИК возлагается две главные обязанности: уведомлять российскую налоговую о наличии (регистрации) КИК и уплачивать налоги с нераспределенной прибыли. Давайте разберемся с ними поподробнее.

Уведомление об участии в иностранной компании

Уведомлять нужно не только о наличии КИК, но и о самом факте участия в иностранной компании. Такая обязанность есть у лиц, которые:

  • имеют долю участия в иностранной организации свыше 10%;
  • учредили иностранную структуру без образования юридического лица («ИСБОЮЛ»).

Уведомление должно быть подано в срок не позднее 3-х месяцев с момента возникновения участия и учреждения ИСБОЮЛ, соответственно.

Форма и порядок заполнения уведомления предусмотрены в Приказе ФНС № ММВ-7-13/338@ от 05.07.2019.

Уведомление о КИК

Уведомление о КИК должно быть подано до 20 марта (для организаций) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.

Если налогоплательщик полагается на освобождение от налогообложения прибыли КИК, в эти же сроки он должен представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на такое исключение (об исключениях ниже).

Если же такое право не заявлено, также необходимо предоставлять дополнительные документы (об этом тоже далее в разделе про расчет и уплату налогов с прибыли КИК).

Возникает закономерный вопрос: когда налогоплательщик должен признать доход КИК? Датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность.

Соответственно, если финансовый год у КИК закончился 31 декабря 2021 года, то доход признается на 31 декабря 2022 года, а уведомление должно быть подано до 30 апреля 2023 года (для физических лиц).

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

Нужно отметить, что компании во многих случае вправе сами определять, как рассчитывается их финансовый год в своих уставных документах.

Так, например, если предусмотреть, что финансовый год заканчивается, не 31 декабря 2021 года, а 15 января 2022 года, то доход должен признаваться на 31 декабря 2023 года, а соответствующее уведомление должно быть подано до 30 апреля 2024 года.

Сдвиг финансового года на 15 дней вперед в таком случае переносит дату подачу уведомления на целый год.

Форма и порядок представления уведомления о КИК утверждены в Приказе ФНС № ММВ-7-13/422 от 26 августа 2019 года. Уведомления о КИК представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным форматам в электронной форме. Налогоплательщики – физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Про расчет и уплату налога рассказываем в следующем разделе.

Расчет и уплата налога с прибыли КИК

Итак, если налогоплательщик не заявляет о своем праве на освобождение от уплаты налогов с прибыли КИК в соответствии с одним из оснований, предусмотренных в ст. 25.13-1 НК РФ, он должен уплатить налоги с прибыли КИК. Давайте разберемся, как работают эти правила.

С 2021 года возможно 2 варианта уплаты налога с КИК:

  1. Уплата фиксированного налога в размере 5 млн руб. без предоставления каких-либо подтверждающих документов и отчетности КИК, независимо от размера полученной КИК прибыли;
  2. Уплата налога с полученной КИК прибыли.

Налогоплательщик платит налоги с прибыли КИК только в той доле, которая соответствует его доле участия в капитале КИК.

Что необходимо предоставлять в налоговую инспекцию

Правила налогообложения прибыли КИК установлены в ст. 309.1 НК РФ. В соответствии с этой статьей прибыль (убыток) КИК рассчитывается:

  • По данным ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год; или
  • По правилам, установленным настоящей главой для налогоплательщиков – российских организаций.

Для расчета прибыли КИК по иностранной финансовой отчетности должно выполняться одно из двух условий (п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ):

  • Постоянным местонахождением КИК является иностранное государство, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, кроме государств из «черного списка»; или
  • В отношении финансовой отчетности представлено аудиторское заключение, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения.

Таким образом, если КИК находится в респектабельной юрисдикции, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения («СИДН»), для расчета прибыли КИК достаточно представить финансовую отчетность, составленную по локальным правилам КИК. Если это не так, то необходимо представлять аудиторское заключение.

Если же ни одна из указанных опций оказалась невозможной, то прибыль КИК будет рассчитываться по правилам, предусмотренным для российских организаций.

Как рассчитывается прибыль КИК

Законодательство позволяет вычитать из налогооблагаемой прибыли КИК ряд сумм, среди прочего, выплаченные дивиденды и уплаченные налоги по месту нахождения КИК. Кроме того, допустим перенос убытка прошлых лет на будущие периоды.

Когда нужно платить налог с прибыли КИК

Отдельных сроков для уплаты налога с прибыли КИК не установлено. Такие налоги должны быть уплачены в сроки для уплаты НДФЛ для физических лиц и налога на прибыль, если контролирующим лицом является юридическое лицо.

НДФЛ с прибыли КИК физическое лицо должно уплатить до 15 июля года (п. 4 ст. 228 НК РФ), следующего за налоговым периодом, в котором был получен доход в виде прибыли КИК. 

Налог с прибыли КИК юридические лица уплачивают до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Уплата фиксированного налога

С 2021 года у физических лиц появилось право уплачивать фиксированную сумму в размере 5 млн руб. вместо расчета и уплаты налога с прибыли КИК. При этом сумма налога не зависит от того, сколько КИК имеется у физического лица.

  • Такая система имеет смысл для тех, кто ожидает иметь в качестве налогооблагаемой прибыли КИК более 34 млн руб.
  • Подробнее об этом режиме вы можете прочитать в расширенной версии путеводителя.
Читайте также:  Как бороться с коллекторами, если вам угрожают?

Исключения из правил для расчета прибыли (убытка) КИК

Правила для расчета прибыли (убытка) КИК достаточно комплексны и налагают существенные обязательства на владельцев КИК. Вместе с тем закон предусматривает ряд исключений, которыми могут воспользоваться владельцы КИК. Наиболее распространенным являются четыре исключения, из которых два рассмотрены ниже. Полные перечень исключений приведен в ст. 25.13-1 НК РФ.

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

Активная компания

Прибыль КИК освобождается от налогообложения, если такая компания является «активной иностранной компанией». Чтобы быть такой активной компанией, доля пассивных доходов не должна превышать 20%.

Перечень пассивных доходов приведен в ст. 309.1 НК РФ, где к ним среди прочего отнесены такие доходы, как:

  • Дивиденды;
  • Процентный доход по займам;
  • Лицензионные платежи;
  • Доходы от сделок с долями и операций с недвижимостью;
  • Доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
  • Доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Как вы видите, перечень таких пассивных доходов достаточно широк, и, чтобы считаться активной, компания должна получать не менее 80% доходов от других источников. По остаточному принципу к активным доходам можно отнести, например, реализацию товаров и выполнение работ.

Изменения в законодательстве о КИК с 2021, налог с КИК 5 млн руб

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

Илья Назаров, управляющий партнер

09 ноября 2020 года принят Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Указанным законом в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) в 2020 году вносятся следующие изменения:

1. Изменение срока представления ежегодного Уведомления о КИК для физических лиц с 20 марта на 30 апреля

Срок представления в налоговый орган ежегодных Уведомлений о КИК для физических лиц изменен с 20 марта на 30 апреля — абз 2 п.2 ст 25.14 НК РФ.

Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (те по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

Обращаю внимание, что данное изменение срока относится только к контролирующим лицам физическим лицам. Изменение срока унифицирует и тем самым упрощает администрирование ежегодных отчетных документов для физических лиц, которые помимо уведомления о КИК также должны ежегодно в случае получения ими доходов подавать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ (в срок до 30 апреля).

Для контролирующих лиц — организаций (т.е. для российских компаний, владеющих долей в КИК) срок ежегодного представления уведомления о КИК остался без изменений -20 марта каждого года — абз 2 п.2 ст 25.14 НК РФ (срок подачи декларации по налогу на прибыль — 28 марта).

Напоминаю также, что в случае, если КИК-ом владеет российская организация, которой в свою очередь владеет физические лица налоговые резиденты России — Уведомления о участии и иностранной организации и ежегодные Уведомления о КИК подаются как от имени российской организации (прямое владение), так и от имени физического лица (косвенное владение).

См. также Налоговый календарь 2021 всех отчётных дат для физических и юридических лиц, связанных с владением зарубежными активами.

2. Обязанность физических лиц приложить к Уведомлению о КИК финансовую отчетность

Начиная с Уведомления о КИК за 2020 год (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК), физические лица обязаны приложить к Уведомлению о КИК копию финансовой отчетности КИК (и аудиторского заключения в отдельных случаях), подтверждающую размер прибыли (убытка) КИК — абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ. Положение вступает в силу с 09.12.2020, т.е. до 30 апреля 2021 года физические лица должны подать в налоговый орган Уведомление о КИК за 2020 год с приложением финансовой отчетности за 2019 фин. период КИК.

Контролирующие лица-организации обязаны приложить копию финансовой отчетности и аудиторского заключения (в отдельных случаях) к декларации по налогу на прибыль (подается в срок до 28 марта каждого года) — абз. 3 п.5 ст.25.15 НК РФ.

Напомню, что ранее контролирующие лица обязаны были приложить к соответствующей декларации (3-НДФЛ или по налогу на прибыль) финансовую отчетность только в случае превышения порогового значения прибыли в 10 млн руб., в остальных случаях фин отчетность могла быть запрошена налоговым органом.

Однако, в связи с участившейся во второй половине 2020 года практикой по запросу фин отчетности КИК со стороны налоговых органов (в качестве подтверждения НЕпревышения порогового значения прибыли КИК и как следствие — НЕпредставления декларации 3-НДФЛ) законодатель установил такую обязанность при подаче уведомлений о КИК.

3. Увеличение штрафа за НЕпредставление ежегодного Уведомления о КИК со 100 тыс руб. до 500 тыс руб

В соответствии с новой редакцией п.1 ст. 129.6 НК РФ — НЕпредставление или несвоевременное представление, или указание недостоверных сведений в Уведомлении о КИК влечет наложение штрафа в размере 500 тыс руб. (ранее — 100 тыс руб.) в отношении каждой КИК. Изменения вступают в силу с 09.12.2020.

Какой штраф (100 тыс руб или 500 тыс руб) будет применяться после 09 декабря 2020 при подаче Уведомлений о КИК за 2017, 2018, 2019 годы

ВАЖНО! Примечание автора: Спорным является в настоящий момент вопрос о том, какой размер штрафа будет применяться, если в налоговый орган подать с пропуском срока Уведомления о КИК за 2017, 2018 и 2019 годы.

Формально днем совершения правонарушения, выразившегося в непредставлении документов к определенному сроку, является день, следующий за последним днем срока, т.е. в описанном случае это 21 марта 2018, 21 марта 2019 и 21 марта 2020. Закон, ухудшающий положение налогоплательщика, НЕ имеет обратной силы.

Все неустранимые сомнения в толковании норм НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика. НО на практике существует позиция налоговых органов, в соответствии с которой днем совершения налогового правонарушения является день обнаружения налоговым органом факта такого нарушения, т.е.

день подачи всех уведомлений и следовательно будет существовать высокий риск применения ко всем уведомлениям нового штрафа в 500 тыс руб.

Рекомендую лицам, которые до настоящего момента НЕ подавали в налоговый орган Уведомления о КИК, но рассматривают такой сценарий —  во избежание споров подать уведомления о КИК за предшествующие годы в срок до 09 декабря 2020. В случае применения повышенных штрафов я буду готов оказать юридическое содействие в их оспаривании и обосновании применения в старом размере.

4. Новые штрафы за непредставление подтверждающих документов по КИК

Штраф за НЕпредставление фин. отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц)

Непредставление налоговому органу финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями влечет наложение штрафа в размере 500 тыс. руб. — п.1.1. ст 126 НК РФ

При этом, как мы видим, непредставление в налоговый орган вместе с Уведомлением о КИК документов, подтверждающих заявленную в таком уведомлении льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения НЕ установлено.

После применения налоговым органом штрафа за НЕприложение к Уведомлению о КИК фин. отчетности — налоговый орган вправе запросить ее у налогоплательщика — см ниже.

Штраф за НЕпредставление фин. отчетности по будущему запросу налогового органа

НК РФ дополнен новой статьей 25.14-1. Истребование у налогоплательщиков — контролирующих лиц документов в отношении контролируемых ими иностранных компаний , в соответствии с которой:

1) в случае НЕпредставления в налоговый орган финансовой отчетности КИК вместе с Уведомлением о КИК (абз. 4 п.5 ст.25.15 НК РФ)

2) в случае НЕпредставления в налоговый орган документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика указанные документы (в том числе аналогичные документы за три предшествующих календарных года). Запрашиваемые документы должны быть предоставлены налогоплательщиком в течение 1 месяца с даты получения соответствующего требования (т.е.

срок на предоставление документов теперь установлен законодательно, и не будет изменяться в требовании).

Запрашиваемые налоговым органом документы подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли КИК (напоминаю, что оценивается величина «прибыли/убытка ДО налогообложения) или заявленной в Уведомлении о КИК льготы. Примечание автора: «Т.е.

приложить потребуется весь документ (всю финансовую отчетность с аудиторским заключением), но переводить потребуется ТОЛЬКО лист Отчета о прибылях и убытках. При этом, нет требования о нотариальном удостоверении такого перевода и об апостилировании документа».

В случае НЕпредставления финансовой отчетности или представления фин.

отчетности с заведомо ложными сведениями (или документов, подтверждающих льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения) в течение 1 месяца после соответствующего запроса — налоговый орган вправе применить новую меру ответственности — штраф в размере 1 млн руб. — п.1.1-1. ст 126 НК РФ.

Примечание автора: «Обращаю внимание, что даже после уплаты штрафа налоговый орган вправе направить налогоплательщику ПОВТОРНЫЙ запрос на предоставление финансовой отчетности и в случае непредставления — ПОВТОРНО оштрафовать на 1 млн руб., т.к.

каждый новый факт непредставления отчётности будет образовывать НОВЫЙ состав налогового правонарушения.

С учетом 3-х летнего срока давности в случае непредставления фин отчетности, например, за 2019 фин период КИК — предъявить претензии по налогу за указанный фин период КИК будет невозможно только в 2024 году».

Если после получения требования о предоставлении документов, подтверждающих заявленную в Уведомлении о КИК льготу, освобождающую нераспределённую прибыль КИК от налогообложения, налогоплательщиком было представлено уточненное уведомление о КИК БЕЗ указанной льготы — налогоплательщик НЕ подлежит привлечению к ответственности по указанной выше п. 1.1-1 ст 126 НК РФ. Примечание автора: «На практике наших клиентов часто возникали случае подачи в налоговый орган уведомлений о КИК с заявленными льготами при одновременном факте НЕпревышения прибыли КИК порогового значения 10 млн руб. за прошедший финансовый год. Обращаю внимание, что в таком случае в соответствии с п.7 ст.25.15 НК РФ — контролирующее лицо вправе НЕ учитывать такую прибыль при определении своей базы по соответствующему налогу (НДФЛ или по налогу на прибыль), а следовательно заявление льготы не требуется.

В соответствии с абз 2 п 1 ст.25.14-1 НК РФ — финансовая отчетность и документы, подтверждающие льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения не могут быть истребованы у контролирующего лица — физического лица, который представил в налоговый орган уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК (за соответствующие периоды).

Читайте также:  Консультации по антимонопольному праву

Новые штрафы вступают в силу с 09.12.2020, т.е. применяются также начиная с Уведомления о КИК за 2020 год.

5. Фиксированная прибыль КИК, фиксированный налог на КИК 5 млн руб

В соответствии с инициативой президента РФ Путина В.В.

в 2021 году у владельцев КИК физических лиц появилась опция применить в отношении принадлежащих им КИК специальный налоговый режим, а именно уплачивать ежегодно фиксированный налог с КИК в размере 5 млн руб.

БЕЗ предоставления в налоговый орган финансовой отчетности — ст. 227.2. НК РФ. Т.е. это так называемый паушальный налог с КИК (налог на вмененный размер прибыли КИК).

Для применения данного режима — «налог с фиксированной прибыли КИК» (или тривиально «фиксированный налог с КИК») — необходимо представить в налоговый орган соответствующее уведомление.

 Указанное уведомление представляется в срок до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик осуществляет уплату налога с фиксированной прибыли. При этом в отношении 2020 налогового периода (т.е.

в первый раз) такое уведомление представляется в срок до 01.02.2021 года.

ПЛЮСЫ:

  • выгодно, если прибыль КИК в 2019 финансовом периоде КИК (2020 налоговый период контролирующего лица) превысила 38.460.000 руб. (594.104 ДОЛЛ США, 530.467 ЕВРО, 465.459 Фунтов стерлингов), с учетом ставки НДФЛ 13%.

Что такое контролируемая иностранная компания (КИК). Объясняем простыми словами

Проще говоря, если иностранная компания открыта в зоне с льготным налогообложением, получает доходы и принадлежит на 25% и более налоговому резиденту России (или на 10% и более — если в компании более 50% в целом принадлежат налоговым резидентам РФ), такой резидент обязан уплачивать налог со своей доли доходов компании, как если бы это были его личные доходы.

https://www.youtube.com/watch?v=NlMoOpv2Oyo\u0026t=1176s

Закон о КИК появился в 2015 году как один из инструментов деофшоризации российской экономики.

«Закон о контролируемых иностранных компаниях вряд ли можно назвать простым и понятным. И бизнесу, и налоговикам придётся ещё немало помучиться, пытаясь его применить. Но тем не менее его исполнение вполне реально».

(Партнёр юридической компании «Симплоер», налоговый адвокат Андрей Дуюнов — о деофшоризации экономики России.)

Инвестирование через компанию, признанную КИК, имеет как минимум восемь серьёзных преимуществ перед инвестированием напрямую — от физического лица, являющегося резидентом РФ, считает экономист Андрей Мовчан. В числе его аргументов:

  • Налог на доходы КИК уплачивается её собственником не в течение шести месяцев после окончания календарного года, в котором получен доход, как это происходит в случае дохода физического лица, а на год или почти на два года позже.
  • При исчислении налогооблагаемого дохода КИК разрешён перенос убытков прошлых периодов на неограниченное количество финансовых лет вперёд.
  • Для физлиц установлены минимальные не облагаемые налогом уровни дохода.
  • Дополнительным бонусом для владельца КИК являются расходы, которые делает КИК в процессе работы: они вычитаются из налогооблагаемой базы.

Согласно изменениям в налоговом законодательстве, предложенным в 2020 году лично президентом РФ Владимиром Путиным, систему взимания налогов с КИК решили кардинально упростить. С 2021 года бизнесмены могут выбирать между стандартным порядком отчётности и упрощённым.

В первом случае ставка составляет 13% для физлиц и 20% для юрлиц, тогда как, выбрав второй вариант, владельцы КИК могут вообще не декларировать зарубежное имущество в обмен на налог, исчисляемый с фиксированной суммы прибыли.

С 2021 года она составляет 34 млн рублей вне зависимости от количества КИК, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом. Соответственно, сумма НДФЛ в данном случае составляет округлённо 5 млн рублей.

Однако налогоплательщик обязан ежегодно предоставлять уведомление о КИК.

Кроме того, необходимо учитывать, что обязательный период использования порядка уплаты налога с фиксированной прибыли КИК:

  • 3 года — при переходе с налогового периода 2020 или 2021 года;
  • 5 лет — при переходе с налогового периода 2022 года и последующих годов.
  • Налогоплательщик вправе отказаться от режима уплаты налога с фиксированной прибыли КИК при истечении обязательного периода использования режима или в случае, если в период его применения будет увеличена сумма налога с фиксированной прибыли на законодательном уровне.
  • Налоговое послабление, объявленное Путиным для богатейших бизнесменов, сразу же окрестили «подарком для списка Forbes» и индульгенцией для богатых за сравнительно небольшую сумму.
  • Выгоднее всего такая система налогообложения оказывается для предпринимателей, доходы которых составляют больше 40 млн рублей в год, и тех, кто держит в контролируемых иностранных компаниях от $10 млн при ожидаемой доходности хотя бы в 5%.
  • По данным ФНС, уведомление о переходе на особый налоговый режим подали 260 человек из 557, задекларировавших владение КИК в 2019-м.
  • К КИК относятся не только иностранные организации (юридические лица, зарегистрированные как таковые согласно законодательству иностранного государства), но и иностранная структура без образования юридического лица.

Контролируемые иностранные компании. Прибыль и налоги КИК

Излишний вывод денег в оффшоры – бич многих стран, в том числе эта проблема актуальна и в РФ. Уклонение от уплаты налогов считается преступным уголовным деянием в большинстве цивилизованных мировых сообществ.

Для борьбы с этим преступлением правительство использует различные средства.

Одним из беспрецедентных новшеств в российском законодательстве стало принятие закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), как раз направленного на снижение экономической «оффшоризации».

Не запрещено иметь финансовые интересы в компании на территории другой страны, участвуя в ней с долей юридического лица. Но если законодательство страны того требует, его нужно информировать о наличии таких долей и, разумеется, уплачивать с них положенные налоги.

Рассмотрим, что нового внес закон о КИК в экономическое пространство РФ, как он отражается на отечественных плательщиках налогов и какие перспективы несет предпринимателям.

Новые законодательные документы о КИК

Основанием для обсуждения вопросов налогов с доходов иностранных компаний, доля в которых принадлежит резидентам РФ, стали законодательные новшества, актуальные с начала января 2015 года. К ним относятся:

  • Федеральный закон РФ от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ, называемый также «законом о деоффшоризации» или «законом, касающимся КИК» (последние правки в него вносились 15.02.2016 г. за № 32-ФЗ);
  • Налоговый Кодекс РФ, в который данным законом были добавлены существенные нюансы в рамках обеспечения уплаты налоговых сборов в национальный бюджет с доли участия в КИК.

Эти законодательные новинки призваны решить такие актуальные задачи, и это осуществлено впервые:

  • ввести механизм, по которому будет осуществляться налогообложение с прибыли КИК;
  • предусмотреть ответственность нарушения этого порядка отечественных резидентов, контролирующих долю в такой прибыли;
  • прояснить факторы, согласно которым иностранная компания будет признана контролируемой организацией или физлицом – резидентом России;
  • исключить возможность двойного налогообложения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Закон, о котором идет речь, не вменяет в вину и не провозглашает запрет на владение долей в иностранной фирме. Он лишь уточняет обязанности отечественных плательщиков налогов, вытекающие из такого владения и контроля, а также гарантии обеспечения их выполнения.

Что значит «контролируемая иностранная компания»?

Согласно положениям нового законодательства, КИК регламентируется строго и однозначно.

Иностранная компания признается контролируемой налоговым резидентом РФ, если относительно нее соблюдаются все нижеследующие условия:

  • сама иностранная компания не является налогоплательщиком РФ;
  • ее контролирующим лицом, напротив, признан налоговый резидент нашей страны (юрлицо или физлицо).

Если иностранная организация не образовывает юридическое лицо (например, являясь фондом, трастовой организацией, товариществом и т.п.), она тоже может быть контролируемой, если ею управляет налогоплательщик РФ.

Для дальнейшего прояснения необходимо уточнить, кто признается налоговым резидентом в нашем государстве.

  1. Для физических лиц быть резидентом означает нахождение на территории страны в течение полугода в период 12 календарных месяцев подряд (не считается прерыванием отъезд на лечение или учебу менее, чем на полугодичный срок).
  2. Среди юрлиц резидентами РФ будут те фирмы, которые признаны таковыми при регистрации в России или в рамках международных договоров, а также управляемые с территории нашей страны.

Второе ключевое понятие в определении КИК – контролирующее лицо, физическое или юридическое. Закон четко определяет, кто именно является таковым:

  • владелец доли, большей 25%;
  • участник с 10% и более (совокупно с долями супругов и родственников), если доли других контролирующих эту организацию резидентов РФ в сумме превысят половину;
  • лицо, контролирующее принятие определяющих управленческих решений, касающихся распределения доходов в этой компании (даже если оно и не владеет долей в ней).

СПРАВКА. Согласно этим факторам, контролирующим лицом иностранной компании может являться как ее акционер, так и владелец (бенефициар). Долю участия считают согласно ст. 105.2 Налогового Кодекса РФ. При отсутствии владения долей учитывают обстоятельства, свидетельствующие о бенефициаре.

Прибыли КИК и подоходный налог в РФ

П.1 ст. 309 НК РФ подробно регламентирует определение налогооблагаемой базы по прибыли КИК и приравнивает ее к доходам самого резидента РФ – контролирующего лица.

Таким образом, доля участия в КИК увеличивает налоговую базу резидента, рассчитываемую согласно другим действующим положениям Налогового Кодекса РФ.

Расчет происходит, исходя из следующих положений:

  • для участника в доле компании – в зависимости от распределения прибыли в году, следующем за отчетным по тому или иному налогу в РФ;
  • для бенефициара в расчет берется предполагаемая сумма прибыли, на которую он будет иметь право в случае ее распределения.

Частью налоговой базы станет не любая прибыль с КИК, а только та, что превысила установленные пороговые значения:

  • в 2015 году – 50 000 000 руб.;
  • в 2016 году – 30 000 000 руб.;
  • после 2016 года – 10 000 000 руб.

Когда можно не платить налоги с КИК?

Даже если иностранная компания действительно является КИК, она не всегда подлежит отечественному налогообложению. Для законной неуплаты налогов в российский бюджет с прибыли КИК достаточно одного из 8 условий.

  1. Иностранная фирма – некоммерческая.
  2. Данная компания находится в Армении, Беларуси, Казахстане или Киргизии.
  3. Ставка подоходного налога этой компании составляет три четверти и более общероссийской.
  4. Организация признана холдинговой или субхолдинговой.
  5. КИК – это банк или страховая компания, имеющая лицензию.
  6. КИК – эмитент обращающихся облигаций.
  7. Иностранная фирма добывает полезные ископаемые, имея на это соответсвующие международные соглашения.
  8. Компания добывает углеводороды на новом месторождении или участвует (спонсирует) такой проект.
Читайте также:  Жалоба на постановление МАДИ, инструкция и образцы, срок рассмотрения, куда и как подавать, подача жалобы онлайн.

О чем нужно уведомлять налоговую?

Уведомление государственных фискальных органов в предусмотренные законом сроки обязательно о следующих действиях и статусах резидента РФ– контролирующего лица:

  • о том, что физлицо или фирма прямо или косвенно владеет долей в иностранной компании не менее 10%;
  • в случае, если учреждается иностранная структура без образования юрлица;
  • о любых КИК, в которых они согласно закону будут признаны контролирующими лицами.

Если иностранные организации владеют имуществом, которое расположено на территории РФ и согласно действующему Налоговому Кодексу подпадает под определение объекта налогообложения, об этом также нужно поставить в известность российских налоговиков.

Предоставить такое уведомление нужно не позже, чем в трехмесячный срок с даты наступления указанного состояния или изменения. Порядок подачи уведомлений определяется Приказом ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ММВ-7-14/177.

Изменение законодательства о КИК с 2021 года

Федеральный закон от 09 ноября 2020 г. №368-ФЗ внес ряд существенных изменений в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

1. Изменение срока представления уведомлений о КИК для физических лиц.

Налогоплательщики — физические лица представляют уведомления о КИК в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК (п.2 ст.25-14 НК РФ).

  • Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с уведомления о КИК за 2020 год, которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.
  • Изменение срока представления уведомлений о КИК не относится к контролирующим лицам- организациям, они представляют уведомления о КИК в прежнем порядке — не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК.
  • Таким образом, начиная с отчетности за 2020 год, срок представления в ИФНС физическими лицами уведомления о КИК совпадает со сроком подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

2. Увеличение суммы штрафа за непредставление или несвоевременное представление уведомления о КИК со 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

С 09 декабря 2020 г.

  неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения,  влечет взыскание штрафа в размере 500.000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (ст. 129.6 НК РФ).

3. Обязанность представлять финансовую отчетность КИК.

С 9 декабря 2020 г. внесены изменения в п.5. ст.25-15 НК РФ.

  1. Начиная с отчетности за 2020 год, налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании путем представления следующих документов:
  2. — финансовая отчетность КИК, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;
  3. — аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.
  4. Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:

налогоплательщиками — организациями — вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль (т.е. за 2020 год —  до 28 марта 2021 г.);

налогоплательщиками — физическими лицами  — вместе с уведомлением о КИК (т.е. за 2020 год — до 30 апреля 2021 г.).

  • Документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.
  • Таким образом, при подаче в ИФНС уведомления о КИК за 2020 год до 30 апреля 2021 г. контролирующему физическому лицу необходимо приложить:
  • копии финансовой отчетности КИК (а также в установленных случаях аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК) за 2019 год, с переводом на русский язык;
  • — если финансовая отчетность отсутствует, то иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за 2019 год с переводом на русский язык.

!!! Указанные документы представляются вместе с уведомлением о КИК за 2020 год вне зависимости от финансовых результатов деятельности КИК.

4. Введение штрафа за непредставление подтверждающих документов по КИК вместе с уведомлением (декларацией).

Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, в срок, установленный п.5 статьи 25.15 НК РФ, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500.000 рублей.

!!! Т.е. штраф в размере 500.000 рублей может быть взыскан в случае непредставление финансовой отчетности КИК (или представления недостоверной отчетности):

— организацией  —  одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль;

— контролирующим физическим лицом —  одновременно с уведомлением о КИК.

5. Истребование налоговым органом документов в отношении КИК и новые штрафы за их непредставление.

П.9 ст.25.13-1 НК РФ установлено, что для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной компанией, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.

Документы представляются в те же сроки, что и уведомление о КИК, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

Если налогоплательщик не представил в налоговый орган:

— документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК (т.е. финансовую отчетность КИК);

— в случае заявления в уведомлении о КИК освобождения от налогообложения – документы, необходимые для подтверждения льготы,

налоговый орган вправе истребовать указанные документы (в т.ч. за три предшествующие календарных года).

Запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 1 месяца с даты получения требования и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или подтверждения размера прибыли (убытка) КИК.

!!! За непредставление контролирующим лицом истребуемых документов в течение 1 месяца после получения требования налоговым органом может быть наложен штраф в размере 1 млн. рублей (п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

В случае, если налогоплательщиком после получения требования о представлении документов, подтверждающих освобождение от налогообложения, представлено уточненное уведомление о КИК без отражения ранее заявленной льготы, он не подлежит привлечению к ответственности по п.1.1-1 ст. 126 НК РФ.

6. Введение налога с фиксированной прибыли КИК.

С налогового периода 2020 года физические лица, являющиеся контролирующими лицами иностранных компаний, могут уплачивать НДФЛ с фиксированной прибыли таких организаций (ст. 227.2 НК РФ). Для целей налогообложения у контролирующего лица она будет заменять фактические размеры прибыли КИК.

Чтобы перейти на новый режим налогообложения необходимо представить соответствующее уведомление (форма – в Письме ФНС России от 18.11.2020 №ШЮ-4-13/18954@).

Чтобы перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК с 2020 года, уведомление следует представить в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика в срок до 1 февраля 2021 года. Для следующих налоговых периодов его следует направлять до 31 декабря года, начиная с которого физическое лицо планирует уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК.

Фиксированная сумма прибыли устанавливается:

— в размере 38.460.000 рублей за налоговый период 2020 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 13%);

— 34.000.000 рублей за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 15%).

Т.е. сумма фиксированного налога — 5 млн. рублей.

Особенности налогового режима:

1) Указанный фиксированный налог 5 млн. рублей применяется в отношении всех КИК вне зависимости от размера прибыли каждой из них.

2) Налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, в отношении прибыли, относящейся к периодам применения данного порядка уплаты налога (п. 9 ст. 25.15 НК РФ).

3) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения прибыли КИК по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ.

4) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения доходов контролирующего лица, полученных от КИК в результате распределения ее прибыли в период применения данного режима (п. 66 ст. 217 НК РФ).

!!!! Т.е. в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов физическое лицо будет уплачивать НДФЛ без возможности зачета уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн рублей.

5) Налогоплательщик не сможет уменьшить налог с фиксированной прибыли на суммы налога:

  • уплаченные контролирующим лицом в иностранном государстве со своих доходов (п. 1 ст. 232 НК РФ);
  • исчисленные с прибыли КИК (ее постоянного представительства) в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) в РФ (в том числе удержанные у источника выплаты дохода) (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

6) Убыток КИК, полученный до и после перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, контролирующее лицо может учесть только в периодах после отказа от такой уплаты (п. 12 ст. 309.1 НК РФ).

7) После перехода на такой порядок уплаты НДФЛ с 2020 г. или 2021 г. отказаться от него можно не ранее чем через три года.

При повторном переходе, а также при первичном переходе с 2022 г. и позднее отказ допускается не ранее чем через пять лет (п. 3 ст. 227.2 НК РФ). Данные временные ограничения на отказ перестают действовать, если законодательно будет повышен размер облагаемой фиксированной прибыли (п. 4 ст. 227.2 НК РФ).

8) У налогоплательщика нет обязанности уплачивать налог с фиксированной прибыли за те периоды, в течение которых он перестал быть контролирующим лицом в отношении всех КИК (п. 3 ст. 227.2 НК РФ).

 Таким образом, оценку целесообразности перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК в большинстве случаев необходимо проводить индивидуально, с учетом особенностей КИК и их финансовых результатов. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *