Органы власти, уполномоченные на предоставление земельных участков

Органы власти, уполномоченные на предоставление земельных участков

26.04.2018

Распоряжение земельными участками на территории нашего государства, в том числе и распоряжение их в пользование граждан регулируется законодательством России. Так как действующий в России Земельный кодекс подразумевает существование несколько основных типов недвижимого имущества, причисляемые к категории «государственная собственность».

К которой относятся и земельные участки, то и решения о предоставлении земли гражданам могут принимать разные госорганы, такие как:

  • При предоставлении земли в границах городских образований федерального значения, таких как Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Самара и другие решения принимают власти обозначенных субъектов;
  • При распределении в рамках административных центров действия исходят от государственных органов городских муниципалитетов;
  • Если случаи не входят в обозначенные выше категории, то тогда распределение земельных участков формируется и ограничивается городскими округами.

Компетенция органов местного самоуправления закрепляется ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В частности, современное законодательство подразумевает, что предоставление участка, который числится как муниципальная собственность, также осуществляется органами местного самоуправления.

Как организовывается решение органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении участка ?!

Представление земельных участков может происходить для самых разнообразных целей. Например, для осуществления фермерского хозяйства, при оформлении личного подсобного хозяйства, для обеспечения личных и сельскохозяйственных нужд.

В большинстве случаев граждане Российской Федерации желают приобрести землю в собственность для строительства на ее территории какого-либо здания.

Если обратиться к нормам Земельного кодекса РФ, то компетенция органов местного самоуправления обозначена здесь фрагментарно.

Отказ государственных органов можно обжаловать. Для этого можно подать исковое заявление в суд на действие или бездействие государственных или муниципальных органов. В исковом заявлении указываются причины, по которым был вынесен отказ.

При получении положительного решения по делу следует с ним обратиться в муниципалитет для окончательной выдачи участка. Распоряжение земельными участками осуществляется специальными органами, которые могут представлять их гражданам или юридическим лицам.

В некоторых целях требуется разрешение от государственных органов на землю.

В частности, в таких ситуациях, как:

  • Обеспечение сельскохозяйственных нужд;
  • Личное подсобное хозяйство;
  • Если земля требуется по садоводческие или огородные наделы;
  • Для застройки дома или постройки придомовых построек хозяйственного типа;
  • Под фермерское хозяйство.

Чаще всего в территориальные органы местного самоуправления граждане обращаются в том случае, если требуется возведение жилого помещения.

Как получить земельный участок ?!

Для получения земельного участка и его дальнейшего оформления следует обращаться в органы местного самоуправления с заявлением.

После рассмотрения заявления и изучения пакетов документов органы местного самоуправления могут принять решение о предоставлении участка в личное пользование.

К документам прилагается межевой план земли, кадастровая выписка на земельный участок, правоустанавливающие документы на землю (договор купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о праве собственности на основании наследования).

Что делать, если государственные органы отказываются предоставлять участок земли? Отказ может быть вынесен, если земельный участок находится на территории, которую нельзя передавать в собственность, при отсутствии необходимых документов или неправомерных данных, указанных в заявлении.

Вы можете обратиться с вынесенным постановлением и собранным пакетом документов в гражданский суд общей юрисдикции с целью защиты своих интересов. Желательно проконсультировать по вопросам подачи иска и перспективы дела с опытным юристом, разбирающемся в специфике земельных правоотношений.

Органы, осуществляющие предоставление земельных участков

Органы, осуществляющие предоставление земельных участков

Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, 10 и 11 ЗК РФ (ст.29 ЗК РФ).

Согласно ст.

214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, являются государственной собственностью (п.2 ст.214 ГК РФ, п.1 ст.16 ЗК РФ). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»[13].

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (ст.17 ЗК РФ).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ).

Под органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов следует понимать прежде всего соответствующие органы исполнительной власти, хотя рассматриваемые правила ГК РФ и не исключают возможности реализации указанных правомочий также представительными органами государственной власти.

На уровне Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные права в соответствии со своей компетенцией прежде всего Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, отраслевые федеральные органы исполнительной власти.

Среди правовых актов, определяющих статус указанных органов, следует назвать прежде всего Конституцию РФ, ФКЗ от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»[14]. Отдельные вопросы правомочий Правительства РФ решаются в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ.

Основы правового положения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и отраслевых федеральных органов исполнительной власти установлены в положениях об этих органах. Постановлениями Правительства РФ Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и отраслевым федеральным органам исполнительной власти могут предоставляться и другие правомочия.

В некоторых случаях правомочия федеральных органов исполнительной власти могут быть предусмотрены федеральными законами (см., например, ФЗ от 10.01.2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[15].

Правительство РФ может делегировать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности не только федеральным органам исполнительной власти, но и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации. Поэтому арбитражным судам при рассмотрении споров необходимо устанавливать, были ли делегированы Правительством РФ его полномочия по распоряжению федеральным имуществом конкретному федеральному органу исполнительной власти либо органам исполнительной власти субъектов Федерации[16].

  • В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • Кроме того, в соответствии со ст.18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:
  • — занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • — предоставленные органам государственной власти субъектов Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Федерации;
  • — отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель;
  • — занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные права в соответствии со своей компетенцией органы исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Компетенция указанных органов определяется на основе Конституции РФ конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, другими актами регионального законодательства.

Например, решения о предоставлении земельных участков на территории города Москвы в собственность гражданам, из земель, находящихся в государственной собственности (до ее разграничения), принимаются Правительством Москвы или префектами административных округов в соответствии с установленным разграничением полномочий между ними.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии со ст.19 ЗК РФ в муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». [17]

От имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст.125 ГК РФ).

Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ от 28.08.1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[18], законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления, выступающие от имени соответствующих муниципальных образований, осуществляют управление и распоряжение объектами недвижимого имущества, находящимися в муниципальной собственности, через соответствующих должностных лиц либо специально создаваемые органы (земельные комитеты, комитеты по управлению имуществом, специальные комиссии и др.). Названные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование гражданам и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Кроме того, в соответствии со ст.15 ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжение муниципальной собственностью.

  1. Таким образом, правом предоставления земельных участков обладают:
  2. а) в отношении земель, находящихся в федеральной собственности — Правительство РФ, Минимущество РФ, отраслевые федеральные органы исполнительной власти, выступающие от имени Российской Федерации;
  3. б) в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ — органы исполнительной власти субъектов РФ (администрация, правительство), выступающие от имени соответствующего субъекта РФ;
  4. в) в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности — органы местного самоуправления.

Как получить земельный участок в собственность бесплатно?

В 2022 г. на бесплатный участок могут рассчитывать многодетные семьи и другие категории граждан, а также те, кто уже владеет земельным участком или желает осваивать свободные территории Севера, Сибири, Дальнего Востока

Земельные участки – ценный ресурс, поэтому законом установлен принцип платности их использования (п. 7 ст. 1 ЗК РФ). Однако земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в некоторых случаях могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно. Фактически государство дарит землю. Кому и при каких условиях – рассмотрим основные случаи в этой статье1.

Читайте также:  Компенсация за материальный ущерб

Земельный участок по решению уполномоченного органа может быть предоставлен бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей (п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ).

Цели предоставления земельного участка:

  • индивидуальное жилищное строительство;
  • ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок);
  • ведение садоводства для собственных нужд.

Важно:

  • земельный участок предоставляется семье однократно;
  • участки предоставляются членам многодетных семей в долевую собственность в равных долях;
  • в каждом регионе могут быть установлены особенности бесплатного предоставления участков многодетным семьям.

Например, в Республике Башкортостан земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно не просто гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 г. № 59-з).

Аналогичное правило содержится в законодательстве Ненецкого автономного округа и др. А в Ленинградской области граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на получение земельных участков в первоочередном порядке (п. 3 ст. 3 закона Ленинградской области от 17 июля 2018 г. № 75-оз).

Если вы желаете получить участок в собственность бесплатно, будьте внимательны к законодательству региона, в котором проживаете.

В Московской области бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям регулируется законом от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ. Согласно этому закону право на получение земли имеют супруги или одинокая мать (отец) и их трое и более детей в возрасте до 18 лет (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы).

Закон Московской области не требует постановки многодетной семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, но устанавливает следующие требования к гражданам (ст. 3):

  • члены семьи должны быть гражданами РФ;
  • родители, с которыми проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее пяти лет;
  • трое и более детей семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;
  • члены семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
  • члены семьи не являются собственниками жилых домов на территории Московской области;
  • члены семьи не производили на территории РФ отчуждение или раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего закона;
  • члены семьи не стоят на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим законом в органе местного самоуправления другого городского округа Московской области.

Отсутствие регистрации (прописки) одного из родителей в Московской области не исключает возможности предоставления земельного участка, поскольку установить его место жительства можно на основе других данных (например, наличие в собственности квартиры, договора найма или аренды и др.)2.

Законным препятствием для приобретения участка может стать отсутствие свободных земель в границах муниципального образования, региона3 (такая проблема существует, например, в Москве). В таком случае вместо земли семья может получить деньги.

Порядок и нюансы предоставления земельных участков многодетным семьям регулируются законами субъектов РФ, но общий план действий следующий:

1. Подать заявление о постановке на учет в целях получения бесплатного участка.

2. Дождаться своей очереди. После формирования уполномоченным органом перечня земель и получения уведомления о предоставлении вам участка подать заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

3. Оформить участок в общую долевую собственность.

В качестве социальной поддержки земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества могут быть предоставлены бесплатно следующим гражданам:

  • Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалеры Ордена Славы (ст. 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. № 4301-1). Размеры возможного земельного участка: не менее 0,20 га – в границах городских населенных пунктов; не менее 0,40 га – в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий;
  • Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы (ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ). Размеры возможного земельного участка: не менее 0,08 га – в границах городских населенных пунктов; не менее 0,25 га – в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий.

Категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, устанавливаются также региональным законодательством.

Например, в Ярославской области получить участок для индивидуального жилищного строительства вправе граждане, являющиеся участниками целевых программ по поддержке молодых семей, а также граждане, имеющие почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», «Заслуженный работник физической культуры СССР» и др. (закон Ярославской области от 27 апреля 2007 г. № 22-з). В Курской области таким правом обладают граждане, лишившиеся единственной квартиры в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также семьи, имеющие на иждивении ребенка-инвалида (закон Курской области от 21 сентября 2011 г. № 74-ЗКО). Таким образом, в зависимости от субъекта РФ правом бесплатного получения в собственность земельного участка могут быть наделены и другие лица.

1. На земельном участке расположен жилой дом.

В случае если право собственности на жилой дом возникло до 30 октября 2001 г., а земельный участок под ним государственный, граждане (собственники дома) вправе бесплатно приобрести его в свою собственность.

Такая возможность есть и у тех, кто получил жилой дом позднее по наследству (главное, чтобы право собственности наследодателя на здание возникло до 30 октября 2001 г.) (п. 4 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г.

№ 137-ФЗ).

2. Земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование.

По истечении пяти лет со дня предоставления гражданину земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности данный участок может быть предоставлен в собственность (п. 4 ст. 39.5 ЗК РФ). Важное условие: в течение этого времени гражданин должен был использовать земельный участок в соответствии с его назначением и целью предоставления.

Аналогичная возможность имеется у ряда специалистов (например, врачей), не менее пяти лет владеющих на праве безвозмездного пользования участками, которые были предоставлены им для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (п. 5 ст. 39.5 ЗК РФ). Перечни специалистов, имеющих право на получение земельного участка, устанавливаются законами субъектов РФ (например, в Московской области – законом от 8 июля 2021 г. № 144/2021-ОЗ).

3. Земельный участок, которым граждане фактически владеют, изымается для государственных или муниципальных нужд.

Если ранее 30 октября 2001 г. земельный участок был предоставлен гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, но теперь изымается для государственных или муниципальных нужд, граждане вправе взамен него получить бесплатно в собственность другой земельный участок (п. 27 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ).

4. Земли под гаражом.

С 1 сентября 2021 г. действует гаражная амнистия, позволяющая гражданам в упрощенном порядке до 1 сентября 2026 г. оформить право собственности не только на гараж, но и на земельный участок, на котором он расположен.

Требования для оформления земельного участка в собственность следующие:

  • земля должна быть государственной или муниципальной;
  • участок не ограничен в обороте;
  • участок был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией для размещения гаража; либо право на использование участка возникло у гражданина по иным основаниям (например, в порядке наследования или на основании соглашения); либо участок образован из земельного участка, предоставленного гаражному кооперативу, и гараж, участок под ним распределены гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива.

Если земельный участок под гаражом не стоит на кадастровом учете, его будет необходимо образовать.

(Подробнее об этом читайте в статье «Как воспользоваться гаражной амнистией?» и «Почему не дают воспользоваться гаражной амнистией?»)

В целях освоения свободных территорий государство разработало программу «Дальневосточный гектар», позволяющую гражданам получить земельные участки площадью до 1 га, расположенные на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока. Позднее такая возможность была распространена на Арктическую зону.

Перечень регионов, на территории которых предоставляются земельные участки, указан в ст. 1 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ. В него входят Республика Бурятия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край и другие субъекты РФ.

Гектар земли может быть предоставлен гражданам РФ, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Земельный участок сперва передается в безвозмездное пользование на 5 лет, а затем может быть оформлен в собственность или в аренду на 49 лет (при освоении лесных участков).

Важное условие: граждане должны переселиться на эту территорию и использовать участок в соответствии с критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1459.

На нем разрешено возвести жилой дом, заниматься сельским хозяйством и предпринимательской деятельностью.

(Подробнее об этом читайте в статье «Государство дарит земли на Дальнем Востоке»).

1 Использовано законодательство, действовавшее по состоянию на 28 декабря 2021 г.

2 Пример из судебной практики: уполномоченный орган отказал в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка на том основании, что у родителя отсутствовала регистрация, подтверждающая его место жительства на территории Московской области более пяти лет. Суд встал на сторону родителя, подчеркнув, что прописка необязательна (определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 г. № 88-8191/2021, 2-3529/2020).

3 Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2017 г. № 53-АПГ17-33.

Компетенция государственных и муниципальных органов по предоставлению и изъятию земельных участков

В юридической литературе принято рассматривать предос­тавление и изъятие земельных участков в качестве самостоя­тельных юридически значимых процессов.

https://www.youtube.com/watch?v=xcsl5zWOAbQ

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган). 

Компетенция государственных органов РФ по предоставлению и изъятию земельных участков:

    1. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
    2. установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
    3. резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
    4. иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
Читайте также:  Развод (расторжение брака) без суда и в суде

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии со ст. 9.

1 ЗК РФ полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    1. резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
    2. иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 10.

1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    1. резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
    2. установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
    3. разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Компетенция государственных и муниципальных органов по предоставлению земельных участков

Ст. 39.2 ЗК РФ определяет, что правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, наделены органы государственной власти (федеральной, субъекта РФ), осуществляющие управление и распоряжение государственным имуществом, в соответствии с их компетенцией.

При этом федеральный орган государственной власти устанавливается федеральным законодательством, а орган государственной власти субъекта РФ — законодательством субъекта РФ, если речь идет о распоряжении собственностью субъекта РФ.

Правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления, которые определяются нормативными актами местного самоуправления.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первым и основным юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Оно является выражением воли собственника по отчуждению участка. При безвозмездной передаче земельного участка решение является основанием для отвода и государственной регистрации прав на участок. При возмездном отчуждении  — основанием для заключения договора.

Ряд норм, непосредственно касающихся определения полномочий соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления по распоряжению земельными участками, на которых расположено недвижимое имущество, находящимися в государственной собственности до ее разграничения, установлены также ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Компетенция государственных и муниципальных органов по изъятию земельных участков

Изъятие земель — одна из форм прекращения прав на землю. 

Ст. 49 ЗК РФ устанавливает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

    • выполнением международных обязательств Российской Федерации;
    • размещением объектов государственного или муниципального значения (коммуникации, космос, оборона, атомная отрасль и т.д.) при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
    • иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации устанавливаются ст. 54 ЗК РФ.

Кроме того, земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация). В соответствии со статьей 243 Гражданского кодекса РФ имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение не только преступления, но и иного правонарушения.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Таким образом, установлено, что управление и распоряжение земельными участками, включая изъятие и предоставление их для государственных и муниципальных нужд, осуществляются их собственниками, т.е.

    • Российской Федерацией в отношении земель, находящихся в федеральной собственности,
    • субъектами РФ в отношении земель, находящихся в их собственности, и
    • органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.
  • Очевидно, что Российская Федерация и ее субъекты могут при необходимости делегировать свои полномочия по распоряжению землей нижестоящим по подчиненности органам.
  • Распоряжение землями, относящимися к неразграниченной государственной собственности, осуществляется крупными муниципальными образованиями — районами и округами, за исключением административных центров и столиц субъектов Федерации, порядок предоставления земельных участков в которых осуществляется по правилам, определяемым органами государственной власти субъектов Федерации.
  • С точки зрения особенностей процессуального механизма предоставление земельных участков законодательством разграничивается на:
    1. предоставление земель для строительства;
    2. предоставление земель для целей, не связанных со строительством.

Утверждены правила, связанные с комплексным развитием земель | Последние новости

Разработан порядок включения земельных участков для размещения объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в границы территорий, подлежащих комплексному развитию. Так, в минувшую субботу вступило в силу новое постановление Правительства России. Эксперты Федеральной кадастровой палаты объясняют, что оно привнесло.

До этого момента в части 3.1 статьи 46.

9 Градостроительного кодекса Российской Федерации было указано, что по разрешению властей в границы территорий, подлежащих комплексному развитию, можно включить дополнительные земельные участки, чтобы разместить объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. Однако правил, как согласовывать включение земельных участков, разработано не было. 29 августа 2020 года вступил в силу документ, определяющий порядок выдачи разрешения на это.

СПРАВОЧНО

Речь идет о постановлении Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 № 1260 «Об утверждении Правил согласования включения в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, земельных участков для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур».

Согласно правилам, правообладатель может инициировать включение своего земельного участка в границы территории комплексного развития или прилегающей части земли, находящейся в собственности государства. Присоединяемые земельные участки не должны иметь обременений правами третьих лиц.

Приведем пример: некто приобретает земельный участок для постройки детского сада. Чтобы родителям было удобно привозить и забирать детей, нужно от шоссе построить дорогу к детскому саду.

Для этого нужно получить в пользование через органы власти смежные с территорией детского сада участки земли, где расположится такой проезд.

В проекте могут принять участие несколько владельцев земельных участков.

Согласно правилам, этапы согласования проекта выглядят так:

1. Правообладатель => орган, уполномоченный на заключение договора о комплексном развитии.

Чтобы согласовать включение земельных участков в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, последнему следует обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченному на заключение договора о таком развитии.

Обязательно понадобится заявление, проект договора и документация по планировке указанной территории, подготовленные правообладателями земельных участков.

Если земельный участок для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур предоставляется лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории, договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов (ч. 8 ст. 46.9 ГрК Российской Федерации, подпункт 13.3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК Российской Федерации).

Когда комплексное развитие территории проводят два и более правообладателя, им нужно заключить соглашение, которое разграничит их обязанности в этом процессе. Его необходимо будет также приложить к заявлению. Это соглашение предусмотрено ч. 4 ст. 46.9 ГрК Российской Федерации.

2. Орган, уполномоченный на заключение договора о комплексном развитии => орган государственной власти или орган местного самоуправления, занимающиеся предоставлением земельных участков.

В течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления уполномоченный орган направляет полученный пакет документов в орган государственной власти или орган местного самоуправления, занимающиеся предоставлением земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности.

3. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, занимающиеся предоставлением земельных участков => орган, уполномоченный на заключение договора о комплексном развитии.

В свою очередь, орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 20 рабочих дней уведомляют уполномоченные органы о согласовании либо об отказе в согласовании.

Уведомление об отказе в согласовании должно быть обоснованным.

4. Орган, уполномоченный на заключение договора о комплексном развитии => правообладатель. О принятом решении уполномоченный орган уведомляет правообладателя способом, указанным в заявлении.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа, заявитель может повторно обратиться в уполномоченный орган.

Утвержденные правила включения земельных участков для размещения объектов определенных инфраструктур в границы территорий, подлежащих комплексному развитию, заполнили пробел в земельном законодательстве и позволят более эффективно управлять земельными ресурсами.

Бесплатное предоставление земельного участка 9 способами в 2022 году

материал обновлен 31 января 2022 года

Известно 9 случаев, когда возможно бесплатное предоставление земельного участка.

Отдельный закон о предоставлении земельных участков не принимался.

На федеральном уровне бесплатное предоставление земельного участка регулируется статьей 39.5 ЗК РФ.

  • Региональные власти принимают свои законы о предоставлении земельных участков, например, для многодетных семей.
  • Рассмотрим основания, как получить земельный участок бесплатно.
  • Во всех случаях, которые рассмотрим, предполагается бесплатное предоставление земельных участков в собственность.
  • Иными словами, можно без торгов и практически на «халяву», по закону получить земельный участок в собственность.
  • По традиции начнем с самых интересных для граждан случаев бесплатного предоставления земельных участков.
  • Итак, поехали.

1. Бесплатное предоставление земельного участка в собственность после 5 лет безвозмездного пользования.

Звучит весьма заманчиво. Но давайте разберемся в деталях.

Читайте также:  Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Наше государство установило замечательное правило:

Гражданину предоставляется земельный участок в безвозмездное пользование сроком до 6 лет.

Смотрите подпункт 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.

  1. Для справки.
  2. Не путайте бесплатное предоставление земельного участка и безвозмездное пользование землей.
  3. Бесплатное предоставление предполагает передачу земельного участка в собственность.
  4. То есть получатель участка становится собственником земли, которая достается ему бесплатно.
  5. Безвозмездное пользование предполагает временное пользование землей без взимания платы.
  6. Получатель земли становится землепользователем, а не собственником.
  • Более подробно в статье: Безвозмездное пользование земельным участком.
  • Однако не везде дают землю в безвозмездное пользование.
  • Безвозмездное пользование землей возможно в муниципальных образованиях, которые определенны законом субъекта Российской Федерации.

Другими словами, в регионе должен быть принят закон о безвозмездном пользовании землей.

В законе перечисляются территории, в которых дают землю в безвозмездное пользование.

  1. В любом другом, произвольно выбранном муниципальном образовании, получить участок в безвозмездное  пользование не получится.
  2. Но это еще не все.
  3. В безвозмездное пользование предоставляют участки только для определенных целей:
  • для индивидуального жилищного строительства,
  • ведения личного подсобного хозяйства,
  • крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для других целей, таких как открытие магазина, автосервиса, дачи и т.д., участок в безвозмездное пользование не дадут.

Вот теперь мы приблизились к вопросу:

бесплатное предоставление земельного участка в собственность

Если гражданину посчастливилось получить земельный участок в безвозмездное пользование, то через 5 лет он имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

При этом, счастливчику  важно соблюсти 2 условия:

  • использовать земельный участок только по целевому назначению,
  • успеть подать заявление о бесплатном предоставлении участка по истечении 5 лет, но до окончания 6-летнего срока безвозмездного пользования.

Проверьте мои выводы в пункте 4 статьи 39.5 ЗК РФ.

Вас наверняка интересует вопрос:

В каких регионах земельный участок дают в безвозмездное пользование?

  • Чтобы через 5 лет получить землю в собственность бесплатно.     
  • Изучить все региональные законы в стране я не берусь, потому что хочу сохранить психическое здоровье.
  • Поэтому перечислить все регионы, где дают землю в безвозмездное пользование, не смогу.

Закон о предоставлении земельных участков

Тем не менее, с уверенностью могу сказать, что в солнечном Краснодарском крае принят такой закон от 06.04.2015 N 3155-КЗ.

  1. В этом законе перечислены муниципальные образования Краснодарского края, на территориях которых земельные участки предоставляются гражданам в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
  2. Подобный закон принят в Адыгее и в других регионах.
  3. Проверить любой регион на предмет наличия закона о безвозмездном пользовании землей можно в течение 2 минут.
  4. Как это сделать, смотрите в видео.
  5. Таким образом, если хотите реализовать право на

бесплатное предоставление земельного участка в собственность,

то вам нужно:

  • найти регион, в котором принят закон о безвозмездном пользовании землей,
  • изучить закон и выбрать муниципальное образование, в котором хотите получить земельный участок,
  • через 5 лет после добросовестного, безвозмездного использования земли получить участок в собственность бесплатно.
  • Выглядит все достаточно просто.
  • Но это не означает, что все сложится гладко.
  • С местными чиновниками наверняка придется повозиться.
  • Чтобы чиновники своей тупостью и алчностью не растоптали мечту о земельном участке, используйте пошаговую инструкцию:

Как получить земельный участок без специальных знаний?

Получить сейчас

пошаговая инструкция с готовыми шаблонами заявлений, схем и др

  1. Часто мы слепо верим чиновникам, которые преследуют собственную выгоду.
  2. В итоге, получаем не участок, а разочарование.

  3. Инструкция поможет обойти чиновничье лукавство и получить земельный участок не по блату, а по закону.

  4. Готовые образцы документов защитят от манипулирования со стороны хитроумных слуг народа.
  5. Переходим ко второму случаю.

2. Бесплатное предоставление земельного участка специалистам, работающим по основному месту работы.

  • Данный случай бесплатного предоставления участка очень похож на предшествующий.
  • Разница состоит в том, что в законе региональная власть определяет не только муниципальные образования, но и трудовые специальности.
  • Работа по этим специальностям дает право получить земельный участок в безвозмездное пользование.

Проверьте мои выводы в пункте 5 статьи 39.5 ЗК РФ.

  1. Предоставление участка в собственность также осуществляется бесплатно по окончании 5 лет.
  2. В течение 5-летнего срока специалист обязан работать по указанной специальности по основному месту работы.
  3. Специалисты могут получить землю по данному основанию для следующих целей:
  • индивидуального жилищного строительства,
  • ведения личного подсобного хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не попало в данное основание, потому что КФХ относится к предпринимательской деятельности.

Труд фермера слабо совместим с наемным трудом по основному месту работы.

Как реализовать право на бесплатное предоставление земельного участка:

  • найти регион, в котором действует закон о безвозмездном пользовании для специалистов;
  • изучить данный закон и выбрать муниципальное образование, в котором готовы трудиться 5 лет;
  • убедиться, что образование позволяет работать по специальности, которая дает право на получение участка в безвозмездное пользование;
  • отработать не менее 5 лет в муниципальном образовании по соответствующей специальности;
  • весь срок безвозмездно использовать участок по целевому назначению (ИЖС или ЛПХ) на условиях договора с местной администрацией;
  • подать заявление о предоставлении участка в собственность до истечения срока действия договора о безвозмездном пользовании землей.

Условий не мало. Но для специалистов, особенно молодых, это неплохой шанс получить землю.

Единственное, самое вероятное препятствие, которое может стать на пути – это местный чиновник.

Но вы уже знаете лекарство, которое помогает против чиновничьего недуга.

3. Бесплатный земельный участок многодетным семьям.

  • Самое известное в народе основание для получения земли – это бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям.
  • Если вы имеете 3-х и более детей, то есть шанс бесплатно получить участок.
  • Общаясь с чиновниками земельных комитетов, я от каждого второго слышу слова: «эту землю вам предоставить не можем, потому что она для многодетных».
  • А куски земли, зарезервированные для многодетных, я вам скажу, не маленькие.
  • Но при этом очереди за земельными участками для многодетных семей меньше не становятся.
  • Депутаты Госдумы нашли способ уменьшить очереди многодетных семей.
  • Они разрешили местным властям вводить дополнительный критерий для многодетных семей.
  • Этот критерий лишает многих многодетных семей права на получение земли.
  • Забота депутатов выразилась в том, что с 01 марта 2015 года граждане  не только должны иметь 3-х и более детей, но и должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет.
  • Можно сказать спасибо депутатам.
  • Лишили некоторых многодетных семей возможности обеспечить подрастающих детей отдельным жильем, или хотя бы завести огород.

Право на бесплатное предоставление земли многодетным семьям закреплено в п. 6 статьи 39.5 ЗК РФ.

Многодетные семьи могут радоваться тому, что право получить земельный участок на общих основаниях у них пока не забрали.

4. Бесплатное предоставление земельного участка отдельным категориям граждан и некоммерческих организаций.

Весьма любопытное основание для получения земли.

Данное основание закреплено в п. 7 статьи 39.5 ЗК РФ.

  1. Давайте разберемся, какие категории граждан и организаций могут получить землю бесплатно без торгов.
  2. К сожалению, в Земельном кодексе не указано кто относится к этим отдельным категориям.
  3. Зато федеральным и региональным властям предоставлено право принимать отдельные законы.
  4. В этих закона определяются категории граждан и некоммерческих организаций, имеющих право бесплатно получить землю.
  5. На федеральном уровне я нашел только одну категорию, которая имеет такое право.
  6. Это общероссийские общественные организаций инвалидов и созданные ими компании.
  7. Данные организации могут бесплатно получить землю, на которой расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Проверьте мои слова, изучив статью 3 закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Если вам известны иные категории граждан и организаций, которые имеют право получить землю бесплатно, то поделитесь своим знанием в х.

Потому что чем больше отдаем, тем больше нам возвращается.

5. Бесплатное предоставление земельного участка религиозной организации.

  • Не буду подробно описывать данное основание, потому что служителей культа едва ли заинтересует моя статья.
  • А для нас, простых обывателей, это не очень интересно.
  • Отмечу только, что религиозная организация может получить бесплатно земельные участки под зданиями религиозного и благотворительного назначения, а также земли для сельхозпроизводства.

См.

пункт 2 и 8 статьи 39.5 ЗК РФ.

6. Бесплатное предоставление земельного участка под садоводство и огородничество.

Данное основание касается земельных участков, которые образуются в результате раздела земли, предоставленной некоммерческой организации для ведения садоводства и огородничества.

Получить можно землю, которая относится к общему имуществу (дороги, подъезды, и т.д.).

Есть два варианта получить данную землю:

  • в собственность некоммерческой организации,
  • в общую собственность членов этой организации.

Кого интересует данное основание, смотрите пункт 3 статьи 39.5 ЗК.

7. Бесплатное предоставление земельного участка в границах застроенной территории.

Этот способ получения земли касается лиц, которые заключили договор о развитии застроенной территории.

Не самое востребованное у граждан основание, поэтому не буду на нем останавливаться.

Подробности в п. 1 статьи 39.5 ЗК РФ.

8. Бесплатный Дальневосточный гектар.

  1. С  февраля 2017 года любой россиянин может получить 1 гектар на Дальнем Востоке.
  2. Через 5 лет целевого использования земли, Дальневосточный гектар можно оформить в собственность бесплатно.

  3. Заманчивое предложение — получить участок в тайге, где нет дорог и электричества.
  4. И где комары с ног сбивают.

Заместитель губернатора Хабаровского края в одной телепередаче заявил, что сам губернатор (Шпорт В.И.

) подыскивает себе участок.

Очень любопытно, что в итоге получится.

Для справки.

Шпорт В.И. проиграл выборы в сентябре 2018 года и быстренько переехал в Москву.

Похоже экс-губернатор Хабаровского не горит желанием осваивать дальневосточный гектар.

Кому интересно получение земли в Дальневосточной тайге, начните с пункта 9 статьи 39.5 ЗК РФ.

9. Предоставление земли застройщикам и иным лицам, попадающим под действие закона о «О содействии развитию жилищного строительства».

Признаюсь, я не изучал данное основание получения участка, потому что не планирую содействовать развитию жилищного строительства.

Уверен, что читателей моего блога, тоже мало интересует подобный способ получения земли.

Если я ошибаюсь, то более подробную информацию см. в пункте 10 статьи 39.5 ЗК РФ.

  • На этом бесплатные способы получения земли в собственность без торгов закончились.
  • Если кто-то разочарован, то не обессудьте.
  • Вы наверняка понимаете, что по-настоящему ценные земельные участки едва ли можно получить бесплатно.
  • Задавайте вопросы в х к статье: Выписка из ПЗЗ.
  • Желаю отличного дня и достойной жизни.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *