Полномочия органов внутренних дел, следственных органов

Полномочия органов внутренних дел, следственных органовПосле фактического задержания человек подлежит доставлению в орган дознания или предварительного следствия для принятия процессуального решения о его задержании.

Согласно ст. 91 УПК РФ правом задержания подозреваемого наделены: следователь или дознаватель (орган дознания).

Право органа дознания, а не лично дознавателя задерживать подозреваемого имеет место при производстве этим органом неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ.

В этом случае свое решение дознаватель должен согласовать с начальником органа дознания.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также некоторые иные предусмотренные законом процессуальные полномочия (ст. 38 УПК РФ).

В настоящее время в Российской Федерации органы предварительного следствия существуют в системе четырех федеральных ведомств: Следственного комитета Российской Федерации, МВД России, ФСБ России и ФСКН России. Причем независимо от ведомственной принадлежности все следователи обладают одинаковыми уголовно-процессуальными полномочиями, в том числе и по задержанию.

При этом для возможности начала осуществления данных полномочий следователь должен принять соответствующее уголовное дело к своему производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ). Первоначально решение о принятии уголовного дела к производству включается одним из пунктов в постановление о возбуждении уголовного дела.

Однако на протяжении предварительного расследования следователи могут меняться; к расследованию могут быть подключены дополнительные сотрудники и т.д. Поэтому каждый новый следователь, приступая к работе по уголовному делу, обязан вынести собственное постановление о принятии уголовного дела к своему производству.

Без вынесения такого решения все последующие процессуальные акты следователя, в том числе и о задержании подозреваемого, будут незаконными.

Полномочиями следователя, в частности и правом задержания подозреваемого, обладает также руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (следственный отдел, управление и т.д.), а также его заместитель (п. 38.1 УПК РФ).

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять:

— дознание как форму предварительного расследования (ст. 32 УПК РФ);

— производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч. 1-3 ст. 157 УПК РФ); выполнение следственных действий по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

— органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а именно: органы внутренних дел, органы ФСБ России, таможенные органы, органы ФСКН России, а также органы ФСО России, органы СВР России, органы Федеральной службы исполнения наказаний РФ и оперативные подразделения органов внешней разведки Минобороны России (ч. 1-2 ст. 13 закона «Об оперативно-розыскной деятельности);

  • — должностные лица Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации;
  • — командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • — органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы МЧС России.

На практике нередко возникают ситуации, когда преступление совершается вдали от населенных пунктов, а порой — и вообще за пределами основной территории РФ.

Следовательно, быстрое прибытие должностного лица органа дознания на место для расследования уголовного дела также является весьма затруднительным. Поэтому в соответствии с ч. 3 ст.

40 УПК РФ полномочия органа дознания по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий, в том числе по задержанию подозреваемого, также возлагаются на:

  1. — капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
  2. — руководителей геологоразведочных партий и зимовок, расположенных в удаленных местах;
  3. — глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
  4. Орган дознания является коллегиальным субъектом правоприменения. Структурно он состоит из следующих звеньев:
  5. — начальника органа дознания;
  6. — начальника подразделения дознания;
  7. — дознавателя.

Начальник органа дознания — это должностное лицо, осуществляющее общее руководство органом дознания, а также ведомственный контроль за деятельностью дознавателей. Например, таковыми являются начальник районного отдела внутренних дел, начальник линейного отдела внутренних дел на транспорте.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (например, начальник отделения дознания при районном отделе внутренних дел и т.д.).

Дознаватель — это должностное лицо, на которое возложено непосредственное осуществление полномочий органа дознания (ст. 41 УПК РФ). При этом он, как и следователь, перед началом осуществления своих полномочий должен принять уголовное дело к своему производству.

Органы внутренних дел. Следственные органы

Полномочия органов внутренних дел и следственных органов как субъектов налогового контроля определены гл. 6 НК РФ.

Полномочия органов внутренних дел и следственных органов в налоговых правоотношениях заключаются в проведении с налоговыми органами выездных налоговых проверок.

Органы внутренних дел и следственные органы привлекаются к участию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения налоговопроцессуальных действий, относящихся к компетенции налоговых органов, органы внутренних дел и следственные органы обязаны в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников органов внутренних дел на основании п. 1 ст. 36 НК РФ, п. 28 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

Детальное правовое регулирование таких проверок осуществляет совместный приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г.

«Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Основанием для проведения выездной (как первичной, так и повторной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении. Указанное решение оформляется по общим правилам в соответствии со ст. 89 НК РФ.

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

  • а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
  • б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;
  • в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т. д.);
  • г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.
  • Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел предоставляет информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.
  • Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:
  • отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
  • несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;
  • отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В случае если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств.

В установленном порядке производится истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные НК РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также:  Признание права собственности за умершим

К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел.

По результатам выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, составляется акт, который должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

Акт совместной проверки не подписывают сотрудники органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку.

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, третий передается (направляется) органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

В случае представления организацией, индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления направляются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с НК РФ.

Решение вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вступления в силу решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

  1. Указанные решения оформляются по общим правилам налогового процесса в соответствии с НК РФ и другими нормативными правовыми актами.
  2. При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц) возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном КоАП РФ.
  3. В течение трех дней копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел соответственно в орган внутренних дел или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
  4. Органы внутренних дел, следственные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
  5. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел, следственных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при проведении контрольных мероприятий убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов | Народный вопрос.РФ

0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ есть Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ, возглавляемая заместителем Министра внутренних дел.

Указанная Федеральная служба подчинена непосредственно МВД России, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра внутренних дел РФ – начальник Службы криминальной милиции.

Соответствующие подразделения указанной Федеральной службы МВД РФ, ОВД субъектов РФ, ОВД в городах, районах и т.п. (главные управления, управления, отделы и т.п.) ведут борьбу с налоговыми преступлениями.

Министерством внутренних дел совместно с федеральной налоговой службой разработан совместный приказ № 495 и № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г.

«Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее в настоящей главе – Приказ МВД № 495 и ФНС №-7-2-347), в приложении которого разработана форма запроса об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

В случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с п. 1 ст. 36 Налогового кодекса РФ и пп. 28 п. 1 ст.

13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД № 495 и ФНС №-7-2-347.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр. Под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т.д.

Суть схемы с участием «фирм-однодневок» сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей.

При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему «фирмы-однодневки», которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности.

Сложившаяся ситуация, безусловно, требует разрешения. Действующее в настоящее время законодательство не препятствует появлению «фирм-однодневок».

Регистрирующий (налоговый) орган до сих пор не наделен ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов.

Это означает, что ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов такие «однодневки»;

Читайте также:  Регистрация прав на недвижимость

  • 3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.
  • Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.
  • В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:
  • выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;
  • составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;
  • организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Результаты проведенного совещания должны быть запротоколированы. Протокол подписываться участниками совещания, и его копия направляется в органы внутренних дел, сотрудники которых включены в выездную налоговую проверку.

В случае проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в решении о проведении выездной налоговой проверки указываются также Ф.И.О.

, должности этих сотрудников, выделенных на основании запроса налогового органа для участия в проведении выездной налоговой проверки и входящих в состав проверяющей группы, за исключением сотрудников органов внутренних дел, которые привлекаются для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа.

  1. При необходимости изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, в том числе в случае привлечения сотрудников внутренних дел для участия в уже проводимой выездной налоговой проверке, принимается решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки.
  2. Рекомендуемая форма Решения о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки приведена в Приложении N 1 к приказу ФНС России от 7 мая 2007 года N ММ-3-06/281@.
  3. Кроме изменения состава лиц, проводящих выездную налоговую проверку, может быть внесено изменение в части назначения нового (изменения) руководителя проверяющей группы (руководителей проверяющих бригад).
  4. Такое решение должно быть принято до составления справки об окончании выездной налоговой проверки.
  5. Если во время проведения проверки произошла реорганизация налогоплательщика-организации в форме присоединения, то в решение о проведении выездной налоговой проверки может быть внесено изменение о проведении проверки налогоплательщика с учетом присоединившихся организаций, если в отношении данных организаций ранее не была проведена проверка по тем же налогам за проверяемый период и если оставшегося времени достаточно для качественного проведения проверки.
  6. Если реорганизация происходит в период незадолго до окончания выездной налоговой проверки, что ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля, — то выносится отдельное решение о назначении проверки налогоплательщика в части присоединившейся организации.
  7. Вышеуказанные разъяснения даны в письме ФНС России от 25 июля 2013 года N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»,в письме ФНС РФ от 11 февраля 2010 года № 3-7-07/84 «О рассмотрении обращения».

Образец должностной инструкции следователя МВД в 2021-2022 году

Должностная инструкция следователя МВД создается для регламентации основных параметров профессиональной деятельности сотрудника. Согласно Приказу МВД №50 от 01.02.2018 года она включает четыре обязательных раздела, содержание которых определяется руководителем конкретного подразделения, где служит следователь, в соответствии с действующими нормами делопроизводства.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции следователя МВД .doc

Образец должностной инструкции следователя МВД

  1. Следователь МВД принимается на службу в установленном порядке, распоряжением руководителя соответствующего подразделения.
  2. Следователь МВД подчиняется руководителю следственного подразделения.
  3. Следователь МВД проходит регулярную переаттестацию в порядке, закрепленном в соответствующей документации.

  4. График работы следователя МВД определяется на основе внутренних документов подразделения.
  5. Лицо, претендующее на данную должность, обязано подходить под следующие требования:
    • образование юридического профиля;
    • успешно пройденные медкомиссия и профотбор;
    • наличие комплекта необходимых документов.
  6. Порядок замены следователя в случае его отсутствия (заболевание, командировка и др.) определяет руководитель следственного подразделения на основе действующих постановлений.

  7. Следователь МВД обязан разбираться в следующих вопросах:
    • актуальной нормативно-правовой базе, регулирующей следственную деятельность;
    • принципах взаимодействия с другими представителями правоохранительных органов;
    • порядке подчинения и иерархии соответствующих подразделений;
    • принципах ведения необходимого документооборота;
    • теоретических основах криминалистики, криминологии, юриспруденции;
    • методах работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и другими лицами;
    • принципах классификации различных видов противоправных действий;
    • методах применения передовых достижений криминалистики;
    • параметрах использования соответствующей техники и аппаратуры;
    • алгоритмах расследования противоправных действий;
    • принципах проведения экспертизы и обработки полученных результатов;
    • правилах проведения осмотра места происшествия;
    • принципах работы с фотоизображениями;
    • правилах документирования полученных результатов;
    • нормах и тактике проведения допросов;
    • алгоритмах проведения следственных действий, необходимость которых выявлена в ходе расследований;
    • нормах этики служащих правоохранительных органов;
    • правилах работы с офисным оборудованием, профильным программным обеспечением;
    • нормах трудовой дисциплины, правилах охраны труда и пожарной безопасности.
  8. Следователь МВД руководствуется:
    • действующей нормативно-правовой базой;
    • соответствующей документацией МВД;
    • внутренней документацией подразделения;
    • содержимым данной инструкции.

На следователя МВД возложены следующие функции:

  1. Взаимодействие с другими служащими правоохранительного аппарата по вопросам своей профессиональной деятельности.
  2. Обеспечение сохранности данных, полученных в ходе следствия.
  3. Планирование и проведение необходимых следственных мероприятий.
  4. Обнаружение мотивов и обстоятельств, значимых для расследования правонарушений.
  5. Выдача поручений по проведению экспертиз и других следственных действий.
  6. Подготовка и направление запросов в соответствующие инстанции, в пределах своей компетенции.
  7. Составление протоколов, планов, схем и иных следственных документов.
  8. Принятие мер по определению лиц, виновных в преступных действиях.
  9. Проведение опросов свидетелей и потерпевших, осмотра места происшествия.
  10. Формирование необходимой для предъявления обвинения доказательной базы.
  11. Направление дел для предъявления обвинений.
  12. Возобновление расследования при выявлении новых значимых обстоятельств.
  13. Закрытие дел при наличии достаточных для этого оснований.
  14. Обеспечение гарантированных действующим законодательством прав лицам, участвующим в уголовном расследовании.
  15. Участие в мероприятиях следственных групп, в границах установленной ответственности.
  16. Обеспечение ведения и сохранности необходимой документации.
  17. Соблюдение в работе норм трудовой дисциплины, правил пожарной безопасности.

3. Ответственность

Следователь МВД несет ответственность в следующих ситуациях:

  1. За разглашение конфиденциальных сведений — в порядке, обозначенном в статьях соответствующего законодательства.
  2. За невыполнение своих профессиональных функций — в границах, данных в документации МВД и соответствующих правовых актах.
  3. За нарушения нормативов и законодательных актов — в соответствии с положениями административного, трудового, уголовного права.
  4. В иных случаях, предусмотренных правилами МВД и действующим законодательством.

4. Права

Следователь МВД владеет нижеперечисленным комплексом прав:

  1. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
  2. Возбуждать дела в том порядке, который указан в положениях УПК.
  3. Принимать в установленном порядке к производству и передаче уголовные дела.
  4. Направлять расследование по находящимся в производстве делам.
  5. Проводить необходимые следственные действия в границах, определенных УПК.
  6. Получать судебные решения и необходимые согласия глав соответствующих подразделений.
  7. Давать органам дознания поручения по проведению нужных для расследования следственных мероприятий.
  8. В установленном порядке обжаловать действия прокуратуры по отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.
  9. Применять иные права, указанные в УПК и профильном законодательстве.

Параметры составления документа

Порядок разработки инструкций для своих сотрудников определен в Приказе МВД от 01.02.2018 года №50. В пунктах 174-184 в разделе IX содержатся основные характеристики, которым должна соответствовать инструкция служащих МВД. Согласно этим пунктам документ должен включать 4 обязательных части:

  • Общие положения.
  • Должностные обязанности.
  • Ответственность следователя.
  • Права сотрудника.

Базовые требования к содержанию данных разделов также прописаны в этом нормативном акте. Любые инструкции, используемые в подразделениях МВД, должны составляться с учетом положений данного Приказа и соответствующих разделов ФЗ «О полиции».

Общие положения

Данный раздел содержит характеристику базовых параметров деятельности сотрудника. В нем должны присутствовать:

  • Список норм, регулирующих его деятельность.
  • Порядок временной замены.
  • Данные о графике деятельности.
  • Иные данные, включаемые по усмотрению руководства подразделений.

Внимание! Поскольку объем раздела не всегда способен вместить перечень характеристик, в нем можно сослаться на соответствующие внутренние документы, доступные сотруднику (график дежурств и пр.).

Читайте также:  Как ликвидировать компанию - помощь специалистов

Обязанности

В этой части находится исчерпывающий список должностных функций сотрудника. В некоторых подразделениях они могут отличаться, в зависимости от их региональных и профильных особенностей, но основная часть остается неизменной. Прописываются:

  • Основные функции, обязательные для позиции следователя.
  • Вспомогательные, связанные, в основном, с обработкой документов.
  • Базовые, обязательные для всех профессий: соблюдать нормы трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.

Внимание! При написании раздела можно ориентироваться на профстандарт 09.001, описывающий характеристики следователя-криминалиста. Он был утвержден Минтрудом 07.04.2015 года.

Ответственность

В разделе перечисляют случаи, когда специалиста могут привлечь к ответственности. Она может носить административный, дисциплинарный и, в отдельных случаях, уголовный характер.

Поскольку степень наказания и мера вины работника определяется в процессе административных и судебных разбирательств, то их подробное рассмотрение со всеми нюансами выходит за рамки инструкции.

Это приводит к тому, что раздел имеет небольшой объем и общий формат.

Права

Права следователя основываются на статьях УПК, в первую очередь на статье 38. В них обозначены границы его должностных полномочий и возможностей. Помимо них, следователь обладает правами, гарантированными всем сотрудникам в статье 21 ТК.

Должностные инструкции утверждаются на основе определенного стандарта:

  • Составление первоначального варианта.
  • Его рассмотрение руководством подразделения и специалистом по кадрам.
  • Внесение необходимых правок.
  • Распечатывание чистового варианта, с учетом норм делопроизводства.
  • Сбор подписей лиц, с которыми согласовывалась инструкция.
  • Визирование чистового варианта главой подразделения.

После окончания согласования инструкции с ней знакомится сам сотрудник. Это происходит в присутствии непосредственного руководителя; сотрудник должен поставить свою подпись, соглашаясь с содержимым документа.

Внимание! В пункте 183 раздела IX Приказа МВД от 01.02.2018 года №50 содержится указание на составление должностной инструкции в двух экземплярах. Один из них передается служащему, другой — остается в соответствующем подразделении МВД.

Скачать документна сайте Ассистентус

Правоохранительные органы РФ — структура, функции

Правоохранительная деятельность — это такой вид деятельности государства, который реализуется через специальные уполномоченные правоохранительные органы с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие закону;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности — пресечение и профилактика правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Сейчас узнаем, что такое правоохранительные органы.

Определение правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан принадлежат специальным структурам, которые называют правоохранительными органами. Их создала государственная власть.

Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые охраняют закон и правопорядок, а также защищают права и свободы человека.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • расследование нарушений права;
  • обеспечение безопасности;
  • предупреждение правонарушений;
  • прокурорский надзор;
  • исполнение решений суда;
  • оперативный розыск;
  • охрана общественного порядка;
  • юридическая помощь и консультирование.

Деятельность и организация правоохранительных органов регулируется законодательными и нормативными правовыми актами.

Нормативный правовой акт высшей юридической силы — это Конституция РФ, основной закон нашей страны. Она является юридической базой для законодательства и любой отрасли права. Применяется на всей территории РФ.

Рассмотрим, что относится к правоохранительным органам.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.

Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.

Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.

Система арбитражных судов включает в себя:

  • Высший арбитражный суд РФ;
  • апелляционные суды;
  • арбитражные суды субъектов РФ;
  • федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды).

Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.

Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:

  • органы прокуратуры;
  • органы внутренних дел;
  • органы федеральной службы безопасности;
  • органы государственной охраны;
  • органы государственной налоговой службы;
  • таможенные органы;
  • органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  • органы предварительного расследования;
  • органы юстиции.
  • Прокуратура РФ — надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за реализацией оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  • МЧС России — поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  • Следственный комитет РФ — независимый орган, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность РФ. В ее обязанности входит контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией.

  1. Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, а также правовым регулированием в сфере внутренних дел.
  2. Ключевая составная часть МВД — полиция со сложной структурой, каждое подразделение которой занято узкоспециализированной деятельностью.
  3. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Федеральная налоговая служба реализует контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в налогов и сборов. Налогообложение — основной источник финансирования государственных органов.

Федеральная таможенная служба занимается защитой государства на его границах. Таможенники — первый барьер на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар. Они занимаются сбором государственных пошлин.

Нотариат фиксирует правовые акты, документы. Нотариат подтверждает заключение сделок, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества.

Адвокатура реализует защиту и представление интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или государственные органы предъявляют человеку какие-то претензии, тот может обратиться к адвокату, который станет его законным представителем в судах.

Министерство юстиции РФ:

  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба судебных приставов.

Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три вида:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.

  2. Органы юридической помощи.

  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Напомним, что правоохранительные органы реализуют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с органами законодательной власти происходит чаще всего через действующее законодательство.

Обязанность правоохранительных органов — исполнять законы. Они не вправе критиковать их или давать политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, которые работают в иных органах, а также принадлежащее им имущество.

Правоохранительные органы РФ работают в сотрудничестве с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Упорядочить эту деятельность помогают также специальные договоры.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *