Построить свой собственный дом можно отнюдь не на всякой земле, а на специально предназначенной для этих целей.
По своему виду использования земли поделены на семь категорий: промышленного, оборонного, сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фонда, земли населенных пунктов, особо охраняемых территорий.
Для строительства индивидуального жилого дома (ИЖД) и садового жилого домика могут использоваться земли двух разных категорий:
- возведение ИЖД возможно исключительно на землях населенных пунктов (ЗНП);
- строительство садовых домов, хозяйственных строений разрешено, помимо ЗНП, также на землях сельскохозяйственного значения.
Земли ЗНП используются не только для строительство домов для населения.
На них возводятся также промышленные, деловые, оборонные, инженерные, рекреационные и иные объекты (рекреационный — значит связанный со здоровьем, отдыхом, занятиями туризмом и спортом).
Разберемся в правовом статусе земель для поселений, а также с тем, чем чреват для собственников и пользователей участка перевод земли из одной категории в другую.
Земли населенных пунктов: понятие, границы, состав
Что такое населенный пункт и поселение
Под населенным пунктом (НП) понимается поселение людей в границах одного, обозначенного на картах, генеральных, планировочных, кадастровых и иных планах, земельного участка.
Населенным пунктом является город, ПГТ (поселок городского типа), село, станица, хутор и т.д. Параллельно с “населенным пунктом” применяется и термин “поселение”: он аналогичен первому, но более широк, так как поселением может быть совокупность нескольких населенных пунктов.
Для справки: немного о территориальном устройстве РФ
- Несколько НП могут образовать разновидность муниципального образования (МО) — городской округ, особенностью которого является сосредоточение небольших НП вокруг крупного города.
- Округа, республики, края, области, города фед. значения образуют субъект РФ — самую крупную территориальную единицу.
- В свою очередь крупные города и муниципальные образования могут делиться на более мелкие единицы — районы.
- В состав муниципальных районов входят города, села и межселенная территория.
- Города федерального значения (их всего три) имеют свои МО (муниципальный, городской округа/город и поселки — Москва, Санкт-Петербург; МО и город — Севастополь).
Что такое земли населенных пунктов
Земли населенных пунктов (ЗНП) — это территория, предназначенная для строительства объектов в черте одного или нескольких НП и развития их инфраструктуры (ст. 83 ЗК РФ). Поэтому-то и строятся в ЗНП, не только жилые, а и прочие объекты, без которых жизнь населения была бы затруднительна.
Границы населенных пунктов и поселений сложились исторически, но они непрерывно меняются, так как одни НП растут и расширяют свои пределы, другие наоборот уменьшаются и исчезают вовсе.
Основной принцип определения границ НП — они не должны пересекать другие границы НП и МО (муниципальных образований), а также пределы земельных участков физических и юридических лиц. Недопустимо и наложение границ одного населенного пункта на другой и на земельные участки.
Правовой порядок изменения границ населенного пункта
Земельный кодекс в ст. 84 определяет правила изменения границ НП:
Граница населенного пункта считается измененной, если утверждены либо изменены:
- границы поселения или округа в пределах МО на генеральном плане;
- границы сельского НП, расположенного между поселения на территориальном плане района МО;
- границы городов фед. значения (Москвы, С‑Петербурга, Севастополя) — по решению Совета Федерации Фед. собрания РФ.
Изменение границ может привести к включению земельных участков, которые ранее находились в землях сельхозназначения и иных категорий, в ЗНП. Это не прекращает права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов ЗУ. Также не изменяются права вышеуказанных субъектов при выхождении земельного участка из границ населенного пункта.
Как делятся на зоны земли населенных пунктов
Застройка населенных пунктов ведется не стихийно: разные объекты занимают свою территориальную нишу. Назначение каждого объекта регламентируется регламентом градостроительного кодекса в пределах своей зоны. Всего, согласно ст. 85 ЗК РФ, выделяется девять видов зон НП:
- жилая, предназначенная для строительства:
- жилых зданий (индивидуальных жилых домов, смешанных малоэтажных или среднеэтажных жилых построек, МКД);
- объектов социально-бытовой инфраструктуры, культуры, здравоохранения и пр.
- общественно-деловая — для стр-ва:
- административных зданий (государственных учреждений, судов);
- образовательных заведений (школ, садов, вузов, училищ);
- социальных объектов (больниц, интернатов, домов престарелых);
- прочих объектов, предназначенных для общественной пользы;
- производственная — на ней разрешено строить предприятия, в т.ч. и ЖКХ, а также складские помещения;
- инженерно-транспортная — для возведения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры (воздушный, водный, железнодорожный транспорт, магистральные трубопроводы, объекты связи, инженерные коммуникации и т.д.);
- сельскохозяйственная — пашни, многолетние насаждения, здания и сооружения для сельскохозяйственного производства;
- рекреационная (зона отдыха) — здесь разрешено:
- разбивать парки, сады, скверы;
- создавать озера, водохранилища, объекты береговой зоны;
- строить здравницы, санатории, турбазы и другие объекты для отдыха и укрепления здоровья населения;
- зона для военных объектов (воинских частей, полигонов, складов и пр.);
- особо охраняемые зоны (особо охраняемые природные территории — ООПТ, территории исторического и культурного наследия и пр.);
- иные территориальные зоны.
Правила зонирования земель населенных пунктов
В пределах каждой территориальной зоны действует свои градостроительные требования:
- земельные участки и объекты используются в соответствии с разрешенными видами использования;
- размеры и другие параметры устанавливаются регламентом градостроения;
- строительство/реконструкция объектов также проводится по градостроительным нормам;
- учитывается географическое положение участка, его история, культурная или историческая ценность;
- принимается во внимание не только объекты, находящиеся на поверхности земли в границах участка, но и все, что расположено под и над поверхностью (например, подземные туннели, артезианские скважины, надземные и подземные сооружения);
- разрешается сочетание нескольких зон и соответственно нескольких видов использования ЗУ, например, для возведения жилых домов, предприятий, рекреационных объектов и пр.
Трудно правда представить, как рядом будут мирно сосуществовать санаторий и завод по производству шин. Поэтому в территориальных комбинированных зонах должны устанавливаться свои правила, исключающие противоречия между видами использования объектов.
При несоблюдении требований ЗК РФ, ГрК РФ, других законов и нормативных правил объект признается не соответствующим градостроительному регламенту. В этом случае указывают срок устранения несоответствий, либо оставляют все как есть (п.5 ст. 85 ЗК допускает такую возможность):
Возможно бессрочное использования ЗУ и объектов, не соответствующих регламенту, если это не угрожает жизни и здоровью людей, экологии, памятникам историко-культурного наследия. В противном случае использование данных объектов запрещается.
Приватизация ЗУ общего пользования (дорог, проездов, скверов, пляжей, набережных) в землях населенных пунктов запрещена.
Чем отличаются земли сельхозназначения от сельскохозяйственных зон
Сельскохозяйственные зоны и одна из категорий земель — земли сельхозназначения — это созвучные, но разные понятия: с/х зоны находятся в пределах поселений, с/х земли — за пределами населенных пунктов.
Земли сельхозназначения реже меняют свой статус, и могут входить в фонд развития сельского хозяйства. Льготные условия (небольшой налог, выделение в срочное безвозмездное пользование) поощряет с/х деятельность граждан и юридических лиц в ведении личных подсобных и фермерских хозяйств.
Сельскохозяйственная зона складывается исторически и является чаще всего результатом роста населенного пункта: поля, зеленые насаждения существовали давно, а границы городских застроек с течением времени вплотную к ним приблизились и даже перешагнули их. Но достаточно властям разрешить вырубку деревьев, строительство домов на старом заброшенном поле — и зона автоматически меняет свое назначение.
Перевод земли из категории ЗНП в другую и обратный перевод
Причиной перевода земли и ЗУ из ЗНП в другие категории и обратного перевода (из других категорий в ЗНП) могут быть:
- изменение границ населенного пункта;
- включение ЗУ в состав земель поселений;
- исключение участка из состава ЗНП.
Кадастровые номера земельных участков направляются:
- в федеральные исполнительные органы, полномочия которых — вести кадастровый учет и проводить регистрацию земельных участков в ЕГРН;
- территориальные органы ЕГРН, для внесения изменений, согласно ст. 5 федерального закона №173 — ФЗ.
Новые сведения в государственный реестр вносятся в соответствии с ФЗ №218 “О регистрации недвижимости”.
Перевод земельного участка в иную категорию подтверждается внесением новых сведений о нем в ЕГРН.
Важно: Собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков после изменения категории земель, в состав которых они входят, менять правоустанавливающие документы не нужно.
Заключение
В заключении подведем краткие итоги вышесказанному:
- Земли населенных пунктов многофункциональны, так как должны обеспечивать возможность проживания людей в городах и селах: наличие жилого помещения, бытовые условия, работу, охрану здоровья, общественные и социальные контакты, культурный досуг, отдых, безопасность и другие факторы. Это приводит к делению земель поселений на различные зоны, со своим видом разрешенного использования земельных участков, строительства и использования объектов на них, что нужно учитывать при выборе участка под ИЖС.
- Но такое деление гибкое: оно может сочетать комбинацию нескольких зон и меняется со временем.
- Изменение границ поселений может привести к переводу земельного участка из одной категории в другую, но при этом правовой статус правообладателей земельного участка остается неизменным.
Вам также может понравиться
Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
СТ 83 ЗК РФ
1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Комментарий к Статье 83 Земельного кодекса РФ
Комментируемая статья устанавливает два признака земель населенного пункта: содержательный — земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов; формальный — границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенных пунктов и границы поселения являются разноплановыми понятиями. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г.
N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст.
3822) (далее — Закон N 131-ФЗ) поселение является муниципальным образованием, границы которого устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, поселение включает в себя населенные пункты, а также может включать земли иных категорий.
Следует отметить, что нередко возникают спорные ситуации об отнесении земельного участка к той или иной категории земель, например, если в отношении земельного участка осуществлено лесоустройство или земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории, но при этом находится в границах населенного пункта.
Земельный кодекс РФ подразделяет все земли в России на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (ст. 7). Соответственно, земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Как предусмотрено п.
2 комментируемой статьи, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Таким образом, одним из основных признаков, отличающих земельные участки из состава земель населенных пунктов от земельных участков из состава иных категорий земель, является включение соответствующих земельных участков в границы населенного пункта.
В соответствии с п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий.
Таким образом, в случаях, когда особо охраняемые природные территории, лесничества или лесопарки располагаются в границах населенных пунктов, происходит совмещение правового режима использования таких территорий и правового режима использования земель населенных пунктов.
При этом земельные участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий, лесничеств, лесопарков и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.
С учетом вышеизложенного законодатель сделал особый акцент на использование земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов и включенных в состав зон особо охраняемых территорий, в соответствии с требованиями, установленными ст. ст. 94 — 100 ЗК РФ (п. 10 ст. 85 ЗК РФ).
Предусмотренное п.
2 комментируемой статьи требование о запрете пересечения границами городских, сельских населенных пунктов границ муниципальных образований или выхода за их границы соответствует требованию Закона N 131-ФЗ, согласно которому территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения (п. 12 ч. 1 ст. 11). Данное положение получило закрепление и в ГрК РФ, согласно ч. 4 ст. 18 которого установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа.
По данному вопросу целесообразно отметить позицию Минэкономразвития России (Письмо от 7 марта 2013 г.
N ОГ-Д23-1058 ), согласно которой действующим законодательством определение понятия пересечения границ земельных участков, в том числе многоконтурного земельного участка или земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с границами муниципальных образований и (или) населенных пунктов не установлено.
Вместе с тем в случае, если обособленные (условные) участки, входящие в состав единого землепользования или контура многоконтурных земельных участков, располагаются в границах разных муниципальных образований и (или) населенных пунктов, указанное является пересечением границ таких земельных участков с границами муниципальных образований и (или) населенных пунктов и нарушением положений ст. 11.9 ЗК РФ.
1. До 1 января 2007 г. в комментируемой статье землями поселений признавались земли, используемые или предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.
В целях устранения противоречий между нормами ФЗ о местном самоуправлении, которыми были определены подходы к формированию территорий муниципальных образований, в том числе были четко установлены критерии установления территорий поселений и территорий населенных пунктов, и ЗК в последний были включены изменения. Категория земель поселений поменяла свое название на «земли населенных пунктов».
Территория поселений в соответствии с указанным Законом шире территории населенного пункта. В состав поселений могут входить несколько населенных пунктов. Согласно ст.
11 названного Закона территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Соответственно, в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
Земли населенных пунктов являются пространственным базисом размещения промышленных объектов, жилых и нежилых строений, сооружений, культурно-бытовых и иных объектов. Правовой режим земель населенных пунктов устанавливается различными нормативными актами как федерального уровня, (главное место среди них занимают ЗК и ГрК), так и уровня субъекта РФ.
2. Земли городских, сельских населенных пунктов характеризуются таким признаком, как наличие внешней границы, которая отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий. В п. 2 комментируемой статьи определено правовое значение границ населенного пункта.
Нахождение земель в пределах границ населенных пунктов распространяет на них правовой режим земель населенных пунктов и исключает их отнесение к иным категориям.
Как было указано при рассмотрении одного из дел, значение факта установления границы населенных пунктов (ранее — черты поселений) заключается в том, что результатом установления границ является определение сферы применения правового режима земель населенных пунктов на всю территорию, которая находится внутри границ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2007 N Ф08-8332/07).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Установление или изменение границ населенных пунктов регулируется ЗК и законодательством о градостроительной деятельности.
Понятие, состав земель населенных пунктов и общая характеристика их правового режима
Согласно Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения ст. 7 ЗК РФ земли населенных пунктов входят в состав земель в Российской Федерации.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них городов и других поселений.
Состав земель населенных пунктов
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
-
- жилым;
- общественно-деловым;
- производственным;
- инженерных и транспортных инфраструктур;
- рекреационным;
- сельскохозяйственного использования;
- специального назначения;
- военных объектов;
- иным территориальным зонам.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
- Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
- Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
- Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
- Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
- В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
- Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
- Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Комментарий к Ст. 83 ЗК РФ
1. Земли населенных пунктов — одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 Земельного кодекса РФ. Несмотря на то что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной — на ней проживает подавляющее большинство населения России.
Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.
Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г.
подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст. 147 названного Кодекса).
Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. 148 этого Кодекса входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов.
Земельный кодекс РСФСР 1970 г.
, разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл.
XIX — XXI названного Кодекса). Земельный кодекс РСФСР 1991 г., подразделяя земли России уже на семь категорий, сохранил данную категорию земель, именуя ее «земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)» (разд. IV, гл. XIII — XIV ЗК РСФСР).
С принятием в 2001 г. нового ЗК наименование данной категории земель изменилось — она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено — теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.
Что повлекло необходимость в изменении наименования категории земель и внесении соответствующих изменений в ряд законодательных актов в условиях, когда десятки тысяч субъектов прав на землю оформили свои права на земельные участки с целевым назначением «земли поселений»? Дело в том, что на момент принятия ЗК градостроительное законодательство и законодательство о местном самоуправлении называли населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, статья 5 Градостроительного кодекса РФ 1998 г. относила все виды населенных пунктов либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее лишь во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось.
С принятием в 2003 г. нового ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понятийный аппарат, посвященный определению населенных мест, изменился. Данный Закон сохранил понятие поселения и разделение его на городские и сельские поселения.
Однако при этом под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения Закон определил как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Таким образом, теперь в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.
Кроме того, значимыми новеллами стали положения Закона о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ч.
1 ст. 11); в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11). Это вступало в явное противоречие с положениями ЗК о землях поселений, свидетельствовавших о том, что в пределах территорий поселений иные категории земель находиться не могут.
По нашему мнению, именно эти обстоятельства послужили в дальнейшем основой внесения изменений в земельное и градостроительное законодательство в целях приведения положений данных отраслей в соответствие с новыми реалиями муниципального устройства России. Иными словами, те земли, которые согласно ЗК сначала именовались землями поселений (т.е. земли, отделенные от иных категорий земель чертой поселения), теперь, исходя из нового муниципального законодательства, соответствуют землям населенных пунктов.
В целях сохранения преемственности прав на землю при изменении наименования категории земель, в ФЗ о введении в действие ЗК включено вступившее в силу с 1 января 2007 г.
положение о том, что не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, содержащие наименование категории «земли поселений» (п. 16 ст. 3 указанного Закона).
Речь идет о свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из государственного земельного кадастра, договорах аренды, купли-продажи земельных участков, любых иных документах, выданных до 1 января 2007 г.
Изменения, внесенные ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, коснулись не только смены наименования категории земель, но также и самого их понятия.
Теперь землями населенных пунктов признаются «земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов», о чем свидетельствует комментируемый пункт.
Данное определение представляется недостаточно полным, поскольку указывает лишь на цель использования этих земель, но не позволяет идентифицировать их, т.е. четко разграничить с землями иных категорий.
В прежней редакции соответствующее определение продолжалось словами «и отделенные их чертой от земель других категорий», что существенно дополняло его. В новой редакции ст. 83 ЗК подобный идентифицирующий признак все же сохранен, однако оторван от определения и помещен в следующий пункт статьи, что труднообъяснимо с точки зрения законодательной техники.
2. Данный пункт является новым, он введен в действие с 1 января 2007 г. на основании ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.
И здесь прежде всего следует обратить внимание на изменение терминологии. Вместо понятия черты городских, сельских поселений, которой была посвящена прежняя редакция ст.
84 ЗК, указанным Законом в Кодекс введено понятие границы городских, сельских населенных пунктов.
Отметим, что понятие «городская черта» имело место уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. Земельному кодексу РСФСР 1970 г. были известны понятия городской черты и черты сельских населенных пунктов, а ЗК РСФСР 1991 г.
— еще и понятие поселковой черты. Термин «граница» использовался разве что для определения указанных понятий. В настоящее время категория «черта поселения» исключена и из Земельного, и из Градостроительного кодексов.
Комментируемый пункт начинается с того идентифицирующего признака, который мы упоминали при рассмотрении п. 1, а именно с указания на то, что границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Это очень важное положение, которое, во-первых, позволяет четко и практически без затруднений отграничивать земли населенных пунктов от других земель и, во-вторых, в силу своей императивности абсолютно исключает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов земель иных шести категорий (равно как и нахождение земель населенных пунктов за пределами утвержденных границ населенных пунктов). Последнее особенно важно для правильного понимания правового режима земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, но используемых для целей, сходных с целями использования земель некоторых иных категорий: например, ведение сельскохозяйственного производства, организация особо охраняемых территорий. Независимо от текущей цели использования на такие земельные участки будет распространяться режим, установленный для земель населенных пунктов, а не земель сельскохозяйственного назначения или земель особо охраняемых территорий и объектов (см. также комментарий к статье 85 ЗК РФ).
Требование комментируемого пункта о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, перекликается с положением, закрепленным в п. 12 ч. 1 ст.
11 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, о том, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
Следуя принципу единства правового режима земельного участка, комментируемый пункт вводит также запрет на пересечение границами населенных пунктов границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Однако исходя из данной формулировки можно сделать вывод, что если земельный участок сформирован и имеет удостоверенные в установленном порядке границы, но не предоставлен указанным лицам, то фактическое отнесение разных его частей к различным категориям земель (благодаря пересечению данного участка границами населенного пункта) допустимо (не запрещено). По нашему мнению, это весьма существенное упущение законодателя, фактически допускающее действие двух правовых режимов и, соответственно, двух различных целей использования в отношении одного и того же земельного участка. При введении данной редакции Закона следовало опустить слова «предоставленных гражданам или юридическим лицам».
Границы населённых пунктов и порядок их изменений
Границами населенных пунктов называются линии, которые определяют его территориальные пределы. Данное понятие закреплено в ч.2 ст.
83 Земельного кодекса РФ, где отмечено, что границы сельских и городских поселений не могут проходить поперек границ муниципальных районов, городских округов, иных образований или выходить за их пределы, а также пересекать линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам.
Порядок установления и изменения границ поселений определяется ст. 84 Земельного кодекса РФ и состоит в утверждении или изменении генерального плана поселения, утверждении или изменении схемы планирования муниципального района.
Генеральный план принимается представительным органом местного самоуправления, а резолюция о разработке генерального плана и подготовке рекомендаций о внесении в него изменений, осуществляется главой местной администрации (ст.
24 Градостроительного кодекса РФ).
Сообразно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения должен включать:
- положение о территориальном планировании;
- карту границ поселения;
- карту предполагаемого расположения объектов местного значения;
- карту функциональных зон населенного пункта
По мере развития населенного пункта, его черта подвергается преобразованию. Это осуществляется по мере включения новых земель, необходимых для расширения.
Регламент включения земель в границы поселения состоит из нескольких системных блоков.
1. Принятие резолюции о разработке программы генерального плана и осуществление публичных слушаний по её рассмотрению
Генеральные планы поселений утверждаются не менее чем на 20 лет. Процедура подготовки проекта генерального плана производится в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса и состоит из:
- принятия резолюции главой администрации о разработке проекта генерального плана поселения;
- опубликования этого решения, в том числе, в сети Интернет;
- разработки проекта генерального плана в соответствии с нормативами Градостроительного кодекса;
- проверке материалов на соответствие действующему законодательству;
- отправление проекта генерального плана на согласование в органы государственной власти;
- проведение публичных слушаний;
- утверждение проекта генерального плана органом местного самоуправления.
При вынесении положительного ответа о включении земельного участка в пределы поселения, на официальном сайте местного самоуправления размещается информация о подготовке преобразований в генеральный план с указанием новых границ населенного пункта. Предоставляется перечень земельных участков, подлежащих включению (с указанием площади, категории земель, правообладателей).
Градостроительный кодекс РФ (ст. 28) обязывает провести рассмотрение поправок в генеральный план на публичных слушаниях. Их порядок и организация определяются уставом муниципального образования.
Они проводятся органом местного самоуправления в населенном пункте, в который включается земельный участок или участки.
В обязательном порядке населению должны быть предоставлены материалы для ознакомления с проектом генерального плана, организованы выставки с демонстрационными материалами, проведены встречи с разработчиками плана. Слушания должны быть осуществлены в период от одного до трех месяцев.
2. Приготовление и подача документов
Согласно Федеральному закону №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в орган местного самоуправления заинтересованным физическим или юридическим лицом направляются следующие материалы:
- аргументированное заявление в произвольной форме о включении территории земельного участка в границы поселения;
- кадастровый план земельного участка;
- правоустанавливающие документы;
- копии документов, удостоверяющих личность.
Если переводится участок сельскохозяйственного назначения, то орган местного самоуправления может запросить в соответствующих организациях вывод о сельскохозяйственной значимости земельного участка. Ветеринарная служба предоставляет справку об отсутствии на территории данного участка могильников скота.
В соответствии с Земельным кодексом России, земли должны использоваться по целевому назначению и с зонированием территорий. Орган местного самоуправления при анализе заявления о включении территории земельного участка в границы поселения должен учитывать:
- возможность обеспечения включаемого участка инфраструктурой (транспортной, инженерной);
- отсутствие на участке санитарно-защитной зоны;
- низкую сельскохозяйственную ценность участка (если у него сельскохозяйственное назначение).
3. Отказ во включении участка земли в пределы населенного пункта
На основании положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ орган местного самоуправления вправе отказать во включении участка в пределы населенного пункта:
- границы населенного пункта пересекают границы муниципального образования или выходят за них;
- границы населенного пункта пересекают границы земельных участков физических и юридических лиц;
- передаваемые земли имеют ценный сельскохозяйственный статус;
- включаемый земельный участок невозможно обеспечить инфраструктурой;
- участок попадает в охранную зону производств или иных промышленных объектов.
Исполнительный орган государственной власти субъекта может отказать по следующим причинам:
- законом установлены ограничения или запреты изменения целевого назначения или разрешенного использования земельного участка;
- документами территориального планирования РФ, субъектов или муниципальных образований предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
- в исполнительный орган государственной власти субъекта поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления от федерального органа исполнительной власти
- в исполнительный орган государственной власти субъекта поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления
- заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии участников слушаний с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
- Отказ может быть обжалован в суд.
- 4. Согласование проекта генерального плана
- Согласование проекта необходимо в случаях:
- планируется размещение объектов федерального или местного значения на территориях поселения, городского округа;
- предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из земель лесного фонда;
- на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального или регионального значения;
- предусматривается размещение объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты.
- предусматривается включение или исключение из границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения
Согласование проекта осуществляется в срок 3 месяца. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии или несогласии с таким проектом с обоснованием причин решения.
Если от одного или нескольких органов поступают заключения о несогласии с проектом, глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о создании согласительной комиссии.
Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать 3 месяца.
Согласительная комиссия представляет главе местной администрации документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями и материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам. На основании этих документов, глава местной администрации может принять решение о направлении согласованного или не согласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.
5. Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости
Отображение расположения границ населенного пункта, в том числе, данные о правовых актах об установлении или изменении пограничных линий вносятся в структуру сведений государственного кадастра недвижимости.
Определение местоположения границ осуществляется посредством работ по землеустройству, в результате которых подготавливается план (карта) объекта землеустройства.
Требования к составлению планов зафиксированы Постановлением Правительства РФ.
Внесение земельных участков в границы поселений не обуславливает прекращения права собственности и не ущемляет прав арендаторов и землевладельцев.