Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

  • 1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:
  • 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
  • 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к Ст. 84 ЗК РФ

1. Статья 84 ЗК, прежнее название которой было «Черта городских, сельских поселений и порядок ее установления», с 1 января 2007 г. имеет полностью обновленную редакцию, которая была введена ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Комментируемый пункт посвящен способам установления и изменения границ населенных пунктов. Приводимый здесь перечень, состоящий из двух таких способов, является исчерпывающим. При этом оба способа тесно связаны с положениями градостроительного законодательства, поскольку имеют отношение к институту территориального планирования.

Первый способ имеет отношение к утверждению и изменению генерального плана городского округа или поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в их границах. Под городским округом ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понимает городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

Под муниципальным районом, в свою очередь, понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Законодательное определение понятия поселения, равно как и его составляющих — городского и сельского поселения, указывалось в комментарии к ст. 83 ЗК РФ. Все указанные определения приведены в ч. 1 ст.

2 вышеуказанного Федерального закона.

Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса генеральные планы поселений и городских округов относятся к числу документов территориального планирования муниципальных образований. Вопросам содержания генеральных планов посвящена ст. 23, вопросам их подготовки, согласования и утверждения — ст. ст.

24 и 25, а регулированию их реализации — ст. 26 Градостроительного кодекса. Данные статьи довольно объемны по содержанию, и их рассмотрение не входит в задачи настоящего .

Отметим лишь, что генеральные планы включают в себя положения о территориальном планировании, а также соответствующие карты (схемы), на которых отображаются, помимо прочего, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (п. 2 ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).

Утверждение в установленном порядке генеральных планов городских округов и поселений входит в компетенцию их представительных органов местного самоуправления (ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса).

Второй способ установления или изменения границ населенных пунктов касается лишь сельских населенных пунктов, расположенных за пределами поселений (на межселенных территориях).

Сама возможность наличия таких населенных пунктов базируется на соответствующих положениях ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, имеющих отношение к регулированию статуса территорий с низкой плотностью населения, которые Закон позволяет не включать в состав территорий поселений (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона). Согласно ч. 4 ст.

19 Градостроительного кодекса, границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района. Именно к ним и отсылает комментируемый пункт в качестве документов, устанавливающих или изменяющих границы соответствующих сельских населенных пунктов.

Вопросам содержания, подготовки, согласования, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципального района посвящены ст. ст. 19 — 22 Градостроительного кодекса.

2. Данный новый по своему содержанию пункт регулирует особый порядок утверждения и изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и представляет собой исключение из рассмотренных выше правил, предусмотренных п. 1 этой же статьи.

Принятие решений по данному вопросу отнесено теперь к исключительной компетенции Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Какие-либо иные решения или согласования, равно как и утверждение решения Совета Федерации по данному вопросу каким-либо иным органом или должностным лицом, не требуются.

Следует отметить, что порядок утверждения или изменения границ Москвы и Санкт-Петербурга претерпел, таким образом, существенные изменения. До 1 января 2007 г., согласно п. 4 ст.

84 ЗК, черта указанных городов подлежала утверждению и изменению федеральным законом по согласованному представлению законодательных органов Москвы и Московской области, а также законодательных органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А в период действия Градостроительного кодекса 1998 г.

даже имела место существенная коллизия между его ст. 36 и приведенным положением прежней редакции ст. 84 ЗК, поскольку согласно ст.

36 Градостроительного кодекса проекты черты Москвы и Санкт-Петербурга подлежали утверждению Правительством РФ по итогам их разработки органами государственной власти данных городов и согласования с органами государственной власти сопредельных территорий (т.е. Московской и Ленинградской областей).

3. Пункт 3, по аналогии с отмененным с 1 января 2007 г. п. 6 ст.

84 ЗК, закрепляет гарантии неизменности прав на земельные участки, возникшие до изменения границ населенных пунктов, повлекшего включение данных участков в состав территории населенных пунктов.

Данная гарантия распространяется на всех без исключения субъектов прав на землю (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков).

Следует, однако, отметить, что в комментируемом пункте речь вовсе не идет о полной сохранности правового режима земельных участков. Ведь с включением соответствующих земель в границы населенных пунктов они неизбежно, в силу ст.

83 ЗК, приобретают статус земель населенных пунктов, и с этого момента на них распространяются все применимые к данным землям нормы законодательства, т.е. происходит перевод земель из одной категории в другую, что подтверждается также и абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК. Таким образом, п.

3 следует толковать в качестве юридической гарантии сохранения ранее возникшего права (титула) в отношении земельного участка, но не его правового режима.

Читайте также:  Арест машины судебными приставами

Как осуществляется изменение границ муниципальных образований, их преобразование или упразднение, связанные с изменением границ между субъектами Российской Федерации

Oтвет. Ст. 12, 13, 13.1 Федерального закона № 131-ФЗ регламен­тируется порядок изменения границ, преобразования, упразднения муниципальных образований, в том числе порядок выявления и уче­та мнения населения. В основе регулирования этих вопросов лежит норма ч. 2 ст.

131 Конституции Российской Федерации, устанавли­вающая, что изменение границ территорий, в которых осуществля­ется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населе­ния соответствующих территорий. Данная конституционная норма согласуется со ст.

5 «Защита границ территорий, в которых осуще­ствляется местное самоуправление» Европейской хартии местного самоуправления: как предусмотрено этой статьей, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, до­пускается с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом.

Таким образом, по общему правилу и при изменении границ, и при преобразовании муниципальных образований, и при упразднении по­селений должно учитываться мнение населения.

Указанными статья­ми также предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования и о преобразовании муниципального образования не должны вступать в силу в период из­бирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период местного референдума.

Вместе с тем Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о вне­сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде­рации» были внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, предусматривающие некоторые исключения из указанного выше пра­вила.

В частности установлено, что при изменении границ между субъ­ектами Российской Федерации требования ст. 12 и 13 Федерального закона № 131-ФЗ не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных обра­зований, их упразднение осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст.

10 Федерального закона № 131-ФЗ).

Таким образом, в указанном случае выявление мнения населения муниципальных образований не требуется, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации может вступить в силу в период из­бирательной кампании по выборам органов местного самоуправления данных муниципальных образований, в период кампании по проведе­нию местного референдума.

Порядок установления, изменения границ и проведения преобразования муниципальных образований

Орган государственного управления и местное самоуправление соответствующее определенному муниципальному формированию по правовому оформлению границ местного государственного образования функционируют особым образом и один из результатов их деятельности – это установление и изменение границ муниципального образования.

Определение 1

Граница муниципального образования – это сплошной пространственный рубеж, являющийся определением крайних точек рубежей территории муниципального образования (муниципальной единицы).

Эта граница закрепляется законом субъекта Российского Государства, основанием для которого служит картографическое описание и, в большинстве случаев находит отражение в уставе муниципального образования.

Картография и муниципальные образование

Картографическое описание – текстовое отображение рубежей либо графическое моделирование местности, относящейся к муниципальному образованию, в определенном масштабе с учетом выполнения соответствующих требований ФЗ РФ к картографической деятельности. Такого рода описания должны отображать:

  • величину и линии границ муниципального образования;
  • список поселений, находящихся в составе городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района;
  • названия и дальности расстояний до населенных пунктов – административный центр, сельское поселение, муниципальный район.

Для муниципальной единицы необходимо создать перечень городских и (или) сельских населенных пунктов, входящих в состав его территории. Картографическое отображение должно быть составлено с учетом определенных требований к оформлению, должны быть использованы условные знаки и шрифты, условные сокращения, предназначенные для геодезической и картографической деятельности.

Замечание 1

Картографическое описание муниципальных границ в обязательном порядке должно подлежать согласованию с граничащими муниципальными образованиями.

Кроме этого картографическое описание поселений должно быть согласовано с представительными органами граничащих поселений в черте муниципального района, а в случае закрепления изменения границ, которые совпадают с соседними городскими округами, муниципальными районами, согласование осуществляется с представительным органом муниципального района, в группу которого входит данное поселение.

Закрепление границ

Закрепление муниципальных границ разумно выполнить учитывая следующие основные правила:

  • муниципальная граница может быть определена по границам соседних образований в том случае, если имеются совпадающие границы с территорией административно-территориальные единицы (населенный пункт);
  • муниципальная граница может быть определена по нескольким несовпадающим границам в том случае, если она имеет территории, совпадающие с территорией нескольких административно-территориальных единиц;
  • муниципальная граница может быть определена по границам совмещений административно-территориальных единиц либо земельных участков (если есть документальное подтверждение данному факту т. е. соблюден закон и учтен естественный рельеф) чаще всего, в которых границы муниципального образования не имеют совпадений с границами административно-территориальных единиц в том случае, если она имеет территории, частично или даже полностью не совпадающие с территориальной единицей населенного пункта.
Читайте также:  Разрешение на негабаритный груз

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Установление и изменение границ

Для того, чтобы были установлены и изменены границы территорий муниципального образования необходимо соблюдать несколько принципов:

  • соответствия закону;
  • свободной информации;
  • согласования с историческими и другими местными традициями;
  • равенства прав во взаимодействии муниципальных образований друг с другом;
  • предусмотрения социально-экономических результатов установления и изменения границ муниципальных образований;
  • предусмотрения мнения членов местного сообщества;
  • использования согласительных процедур для урегулирования спорных вопросов.

Инициатива установления и изменения границ

Инициатива установления или изменения муниципальных территориальных границ может быть выражена представителями местного сообщества, местного самоуправления муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российского Государства, федеральных органов власти РФ. Население обеспечивает устройство инициативы изменения границ в порядке, аналогичном тому, что предусмотрен для продвижения инициативы организации местного референдума. Инициатива оформляется решениями органов местного самоуправления и государственной власти.

Замечание 2

При этом Федеральный закон учитывает ситуацию, в которой побуждение органов местного самоуправления и органов государственной власти не могут быть осуществлена в отношении изменения границ поселения.

В данном конкретном случае подразумевается снижение численности населения сельского поселения менее чем на 50% в соотношении с наименьшим количеством жителей сельского поселения (т.е.

оно должно быть до 1000 человек для тех территорий, где преобладает низкая плотность населения и до 3000 человек для тех территорий, где преобладает высокая плотность населения).

Такого рода уменьшение числа жителей не может быть весомым поводом для начала процедуры, предназначенной для того, чтобы изменять границы (ч. 5 ст. 12 Федерального Закона РФ).

Порядок изменения границ

Изменение границ населенного пункта — Юристы в сфере недвижимости, градостроительства и землепользования

Отказ в изменении границ населенного пункта

В каких случаях орган местного самоуправления отказывает в изменении границ населенного пункта

Орган местного самоуправления на основании ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.

9 Градостроительного кодекса вправе отказать во включении земельного участка в границы населенного пункта в случае, если:границы населенных пунктов пересекают границы муниципальных образований или выходят за их границы;границы населенных пунктов пересекают границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам;размещение включаемого участка не соответствует схеме территориального планирования района, в состав которого входит данное поселение;к переводу предусмотрены ценные сельскохозяйственные земли;при присоединении создаётся обособленный «анклав», который невозможно обеспечить инфраструктурой;

включаемый участок попадает в санитарно-защитную зону (охранную зону) промышленных объектов, производств и сооружений.

Подготовка эскизного (архитектурного) проекта планировки включаемого земельного участка

В случае перевода земельного участка подлежащего застройке, целесообразно разработать эскизный (архитектурный) проект планировки, в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования (основание — статьи 24, 41-42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архи-тектурной деятельности в Российской Федерации»).Эскизный проект должен содержать архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженер¬ные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, ар¬хитектурно-художественные и иные требования, необходимые в дальнейшем для уточнения генерального плана и завершения разработки проекта планировки территории, по которому будет осуществляться застройка.

В нем должны быть выведены технико-экономические показатели, включающие численность населе¬ния жилого образования, типы жилых домов, их общая пло¬щадь, сроки застройки территории и ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов социального, культурно — бытового обслуживания, предполагаемое зонирование, включаемой территории и другие показатели, необходимые для реализации проекта (требования ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).Эскизный проект планировки территории представляется в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, для рассмотрения его на градостроительном совете.

Положительное решение градостроительного совета учитывается органом местного самоуправления, при принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и внесении изменений в генеральный план.

Принятие решения об изменении границ населенного пункта

  • Порядок изменения границ населенного пункта
  • Разработка проекта генерального плана
  • Орган местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных документов принимает решение о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо отказывает во включении земельных участков в границы населенного пункта.
  • В случае принятия решения о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, орган местного самоуправления размещает на официальном сайте в сети «Интернет» решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений.
  • Орган местного самоуправления дает разработчику указание об отображении на картах (схемах) в проекте генерального плана новых границ населенного пункта с учетом включаемых земельных участков.
  • В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме (пояснительная записка к проекту генерального плана) пред¬ставляется перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов (их площадь, категория земель, правообладатели), с указанием целей их планируемого использования.

Публичные слушания по рассмотрению проектов о внесении изменений в генеральные планы

Проект о внесении изменений в генеральный план подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, прово¬димых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Фе¬дерации.

Проведение публичных слушаний по рассмотрению проекта о внесении изменений в генеральный план поселения (городского округа), связанных с изменениями границ населенных пунктов, организуются органом местного самоуправления на территории населенного пункта, в границы которого предусмотрено включение земельного участка. Срок проведения публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Читайте также:  Лицензия на бизнес такси

Внесение изменений в генеральный план, предусматривающее из¬менение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (часть 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Размещение проекта генерального плана поселения (городского округа) в федеральной государственной информационной системе территориального планирования

В рамках исполнения статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минрегионом России разработана и внедрена в эксплуатацию первая очередь федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее – ФГИС ТП).

Данная система представляет собой доступный через специализированный Интернет-сайт информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий доступ к сведениям государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и территориального планирования.

На основании статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение в ФГИС ТП проекта генерального плана поселения (городского округа) с измененными границами населенного пункта осуществляется органом местного самоуправления поселения (городского округа).

Особенности согласования проекта генерального плана в случае изменения границ населенных пунктов

Организацию согласования проекта генерального плана обеспечивает орган местного самоуправления.

1. Орган местного самоуправления уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.2.

Согласование проекта генерального плана проводится в 3-месячный срок со дня поступления в согласующие органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (основание – статья 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований»).3. Проект генерального плана (включение в границы населенного пункта земельных участков) подлежит согласованию со следующими согласующими органами:3.1. Если проектом генерального плана предполагается включение в гра¬ницы населенных пунктов земель лесного фонда, орган местного самоуправления уведомляет Министерство регионального развития Российской Федерации в электронной форме и (или) посредством почтового отправления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для проведения им согласования с федеральными упол¬номоченными отраслевыми органами в соответствующих сферах и подготовки свод¬ного заключения по проекту (целесообразно осуществить формирование земельного участка без лесного фонда с учетом охранных зон).

4. После проведения указанных выше согласований проект генерального плана подлежит утверждению представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 24 Градострои¬тельного кодекса Российской Федерации.

5. Орган местного самоуправления размещает на официальном сайте в сети «Интернет» решение представительного органа местного самоуправления об утверждении генерального плана.

6.

Орган местного самоуправления с использованием официального сайта в сети «Интернет» информирует о доступе к утвержденному генеральному плану поселения (городского округа) и материалам по обоснованию через федеральную государственную информационную систему территориального планирования в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения генерального плана (основание — ст. 9 градостроительного кодекса Российской Федерации).

7. Орган местного самоуправления представляет генеральный план в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в двухнедельный срок со дня его утверждения (основание — ст. 8.1 градостроительного кодекса Российской Федерации).

Внесение сведений об изменении границ населенного пункта в государственный кадастр недвижимости

Согласно  Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.

2007 года №218-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости о границах населенных пунктов, вносится описание местоположение границ населенных пунктов в том числе, реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

В правовом акте, устанавливающем или изменяющем границу населенного пункта, должен быть указан перечень всех участков, включаемых или исключаемых из границ, населенных пункта.

При этом, согласно требований пункта 13 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.

2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», описание местоположения границ населенных пунктов, включает в себя текстовое описание местоположения границ населенного пункта и списки координат характерных точек границы населенных пункта с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Границы населенных пунктов должны устанавливаться с учетом сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках и такие границы не должны пересекать границы других земельных участков.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.

Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).

В результате таких работ согласно ст. 20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.

07.2009 N 621.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *