Права членов ТСЖ и не являющихся таковыми собственников помещений

Права членов ТСЖ и не являющихся таковыми собственников помещений Источник фото: https://www.pexels.com/

Товариществом собственников жилья, как мы помним и как следует из ч. 1 ст.

135 Жилищного кодекса РФ, признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей. Об этом сказано в ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ.

В ч. 1 ст. 156 ЖК РФ указано, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В том случае, когда при содержании общего имущества допускаются нарушения требований законодательства, в том числе к качеству, периодичности, срокам, условиям выполнения работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плата за содержание жилого помещения должна быть снижена.

В соответствии с ч. 10 ст. 156 ЖК РФ, изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, далее будем именовать его Правила изменения размера платы №491.

Поскольку в нашей статье мы рассматриваем тему изменения (снижения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором создано и которым управляет товарищество собственников жилья, то обратимся к тем положениям Правил изменения размера платы №491, которые регулируют данные отношения.

Сразу необходимо отметить, что в п.

2 Правил изменения размера платы №491 указано, что данные Правила не распространяются на отношения, возникающие в связи с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме (далее — собственники помещений), являющимися членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Поскольку приведенное исключение не распространяется на лиц, не являющихся членами ТСЖ, то делаем вывод, что в отношении них применяются положения Правил изменения размера платы №491.

Этот вывод подтверждается пунктом 6 Правил изменения размера платы №491, в котором указано, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, … (далее — ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.

Напомним, что надлежащее содержание общего имущества в соответствии с п.

16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме №491 обеспечивается товариществом собственников жилья путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса РФ.

  • Условиями указанных договоров может быть установлена меньшая продолжительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ по сравнению с требованиями, указанными в пункте 4 Правил изменения размера платы №491, если это не приводит к снижению качества содержания и ремонта общего имущества.
  • В случаях, когда услуги оказаны, а работы выполнены с нарушениями качества и (или) с перерывами, превышающими продолжительность, установленную Правилами изменения размера платы №491 или договором о содержании и ремонте общего имущества, собственник помещения, не являющийся членом товарищества, вправе обратиться в органы управления товарищества с заявлением об изменении размера платы в порядке, установленном Правилами изменения размера платы №491.
  • Такое заявление может быть подано как в письменной форме, так и сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
  • В течение 2 рабочих дней с даты получения заявления собственника орган управления ТСЖ обязан направить ему извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

В том случае, если заявление собственника подлежит удовлетворению, размер уменьшения платы за содержание жилого помещения определяется по формуле, приведенной в п. 10 Правил изменения размера платы №491.

Таким образом, можно констатировать, что при возникновении оснований для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения собственнику помещения, не являющемуся членом ТСЖ, применяются Правила изменения размера платы №491 и установленная ими формула изменения размера платы.

Что же касается членов товарищества, то вот здесь возникает вопрос о порядке снижения размера платы, поскольку, как было отмечено выше, п. 2 Правил изменения размера платы №491 прямо предусмотрено, что они не распространяются на отношения, возникающие в связи с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества собственниками, являющимися членами ТСЖ.

На что же тогда может рассчитывать собственник помещения, являющийся членом товарищества, если он считает, что при оказанииуслуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме были допущены нарушения качества и (или) перерывы, превышающие установленную продолжительность?

Прямого ответа на этот вопрос ни Жилищный кодекс РФ, ни Правила изменения размера платы №491 не содержат.

При этом в ч. 2 ст. 143.1 ЖК РФ указано, что члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ.

Т.е. все-таки члены ТСЖ, наравне с не членами, вправе требовать от товарищества качественного и своевременного выполнения работ и оказания услуг, но разница между ними состоит в том, что члены ТСЖ в случае нарушений качества или при недопустимых перерывах в выполнении работ, оказании услуг не смогут применить положения Правил изменения размера платы №491.

 Если обратиться к судебной практике, то можно в качестве примера привести Апелляционное определение Курганского областного суда от 19.03.

2019 по делу N 33-736/2019 по спору, возникшему между товариществом (истец, заявивший требования о взыскании задолженности с члена ТСЖ) и собственником квартиры, заявившим встречный иск, которым просил признать незаконным начисление платы по услуге «содержание и текущий ремонт общего имущества», освободить его от обязанности по оплате неоказанной услуги.

Поскольку в рассматриваемом деле собственник являлся членом ТСЖ, суд первой инстанции, по мнению Курганского областного суда, пришел к верному выводу о том, что порядок изменения платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определенный Правилами N 491, к правоотношениям сторон применен быть не может.

Доводы апелляционной жалобы собственника о том, что порядок изменения размера платы за коммунальную услугу «содержание и текущий ремонт общего имущества» установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Курганским областным судом признаны ошибочными и отклонены, поскольку плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме не относится к коммунальной услуге, в связи с чем порядок, предусмотренный Правилами N 354, в данном случае применению не подлежит.

Также Курганский областной суд, отказывая собственнику помещения в удовлетворении апелляционной жалобы, указал на следующее: «Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в данном случае обеспечивается собственниками путем создания товарищества собственников жилья, контроль за деятельностью которого осуществляет ревизионная комиссия. Если собственники помещений многоквартирного дома недовольны качеством услуг, они могут изменить способ управления домом в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Т.е. суд предложил достаточно радикальный способ решения проблем, вызванных некачественным оказанием услуг или выполнением работ товариществом – просто взять и изменить способ управления многоквартирным домом.

Читайте также:  Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Правовое положение членов товарищества собственников жилья и их обязанности

  • Товарищество собственников жилья – это организация, которая занимается управлением многоквартирным домом и имуществом каждого из собственников.
  • Принять решение о создании ТСЖ может общее собрание непосредственных владельцев жилья.
  • Организационные вопросы, касающиеся содержания дома находятся в прямом ведении правления.

Сюда же относятся и вопросы о членстве в товариществе. Именно о них и пойдет речь в статье.

О том, как определить, какое ТСЖ обслуживает ваш дом, как пожаловаться на него или выйти совсем, вы можете узнать из наших статей.

Как возникает членство?

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации определяет процесс возникновения членства в организации.
  2. Фактически, членство в товариществе собственников жилья возникает, если владелец квартиры в многоквартирном доме пишет заявление о вступлении.
  3. Заявление о вступлении в члены ТСЖ — образец.

  4. Каждый, кто приобретает квартиру в жилом доме, где остальные собственники создали ТСЖ, обладает правом на вступление в товарищество.
  5. Чтобы прекратить членство, достаточно подать заявление о выходе из рядов членов учреждения, или же продать свое недвижимое имущество.

  6. Те владельцы квартир, которые не пожелали стать членами сообщества, все равно имеют право получать всю информацию о его деятельности в полном объеме, а также обжаловать в суде решения, принятые правлением.

Чтобы стать членом товарищества собственников жилья, необходимо подать заявление, направленное на имя председателя, прикрепив к заявлению пакет документов. В пакет входят бумаги, которые подтверждают права собственника жилья на квартиру в подведомственном жилом доме.

Среди этих документов:

  • свидетельство о регистрации квартиры;
  • подписанный договор о совершении сделки по приобретению жилья;
  • подтверждения прав наследования, дарения или иных способов приобретения;
  • выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

Именно выписка при вступлении в сообщество становится главным документом. Остальные бумаги представляют собой свидетельства, подтверждающие наличие выписки, без которой пакет не будет даже принят к рассмотрению.

Поданное прошение будет рассматриваться на заседании правления. Затем обсуждение будет вынесено на общее собрание

Как ТСЖ взаимодействовать с собственниками, которые не являются членами ТСЖ – gkhhelp.ru

Собственник ТСЖ может не являться членом ТСЖ. Как бы странно это не звучало, но это так.

В чем отличие? 

Член Товарищества собственников жилья имеет право: 

  •  на участие в управлении домом; 
  •  Участвовать в выборах органов управления и быть избранными в них; 
  •  Участвовать в обсуждении и принятии решений по благоустройству прилегающей территории, установки систем видео наблюдений, пропускного режима, устройства детских площадок, ремонта мест общего пользования; 
  •  Принимать решения о назначении должностных окладов руководству правления; 
  •  Принимать смету доходов и расходов, а так же штатное расписание; 
  •  Утверждать финансовые годовые отчёты; 
  •  Принимать участие в сдаче в аренду нежилых помещений и т.д.  

Что же касается не членов ТСЖ, то они вправе: 

  •  Присутствовать на общих собраниях членов ТСЖ, участвовать в обсуждениях без права голоса; 
  •  Быть избранными в ревизионную комиссию; 
  •  Знать о принимаемых общим собранием и правлением решений; 
  •  Получать заверенные копии любых документов, касающихся его прав и обязанностей; 
  •  Требовать разъяснения о начислении платежей; 
  •  Обращаться в правоохранительные органы (полицию, прокуратуру) в суд за защитой нарушенных прав

Если для осуществления функций управления МКД выбрано Товарищество собственников жилья, то ТСЖ несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества перед всеми собственниками недвижимости в МКД.

К нам часто обращаются собственники и руководители УО за консультацией как раз по вопросам взаимодействия управляющей организации и собственников ТСЖ, которые не являются членами ТСЖ.

Отношения с членами ТСЖ регулируются уставом организации, а вот отношения с собственниками недвижимости, не являющимися членами ТСЖ — на договоре (ч. 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). А потом и вовсе не оплачивают квитанции на ЖКУ.

Частая ситуация: собственники «не члены» не хотят заключать договор с ТСЖ на управление.

В нашей практике были ситуации, когда собственники мотивировали отказ оплачивать услуги ЖКУ тем, что они не заключали договор с ТСЖ, а значит и оплачивать не обязаны.

Обратиться в суд и обязать собственника заключить договор? Не самая лучшая идея.

Как показывает судебная практика по подобным делам, суды отказывают со следующим обоснованием:

из статьи 155 Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества № 491 не следует безусловная обязанность собственников заключить договор.

договор на содержание общего имущества не является договором управления, обязанность по заключению которого собственниками установлена в случае, предусмотренном в ч. 5 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.

Такова позиция Верховного суда РФ от 04.06.2019 № 307-ЭС19-7009 по делу № А56-13273/2018.

Пример:

ЖСК из Санкт-Петербурга попыталось принудить собственника нежилого помещения заключить договор в судебном порядке. В итоге эта попытка дорого обошлась кооперативу . ЖСК проиграл суд, в собственник дополнительно взыскал с него судебные издержки: за работу адвоката с ЖСК требовали 120 тыс.руб, суд взыскал 100 тыс., но кооперативу от такого уменьшения не полегчало.

Определением от 13.04.2020 № 307-ЭС19-7009 кооперативу отказали в передаче кассационной жалобы для дальнейшего рассмотрения.

  • Представители ЖСК пошли дальше и в своих жалобах дошли до Верховного Суда РФ, и опять безуспешно.
  • А вот взыскать задолженность с собственника-не члена можно.
  • И позиция судов по этому вопросу следующая:

«… незаключение собственниками договоров с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом не освобождает их от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством либо решениями общего собрания».

На практике именно взыскание задолженности через суд действительно работает — плату за содержание взыскивают и без договоров (пример, дело № А40-153152/18-137-1189).

Что делать руководителям ТСЖ и ЖСК, чтобы таких ситуаций не возникало?

Предложить собственникам помещений, не являющихся членами ТСЖ, заключить договор. При этом важно зафиксировать свое предложение (и факт обращения) к собственнику. Если собственник откажется от заключения договора либо никак не отреагирует на ваше предложение, то зафиксируйте и этот факт.

Потом рекомендуем обращаться в суд не о понуждении к заключению договора, а сразу о взыскании задолженности. В своём заявлении важно указать тот факт, что ТСЖ/ЖСК добросовестно пытались заключить договор и приложить зафиксированные ранее доказательства.

Составить договор, который защитит интересы ТСЖ/ЖСК и его руководителя помогут специалисты ЖКХ-Проф.

Юридическая помощь организациям сферы ЖКХ: 

  •  По тел  +7 812 327-09-10 
  • по эл.почте info@gkhhelp.ru

Услуги оказывает ООО «БукКипер Проф».

Вопрос-ответ

Эти вопросы задают часто. Познакомьтесь с ними:

Об определении размера платы за отопление на территории Пермского края.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Коммунальная услуга по отоплению оплачивается совокупно без разделения на плату за потребление в жилом или нежилом помещении и потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что закреплено в пункте 40 Правил № 354.

Что такое переустройство и перепланировка квартиры? Переустройство квартиры – это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения). Перепланировка квартиры – это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров).

Читайте также:  Лишение и ограничение родительских прав

Как выполнить перепланировку или переустройство в квартире. Для выполнения перепланировки и переустройства квартиры собственнику необходимо представить в администрацию района г.

Перми или администрацию поселения, городского округа следующие документы для согласования: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В течение 45 дней администрация должна принять решение о согласовании либо об отказе в согласовании перепланировки и переустройства. Только после этого собственник, в случае согласования, может приступить к перепланировке или переустройству. По окончании работ составляется акт приемочной комиссии, который направляется администрацией в центр технической инвентаризации. 

Перевод из жилой квартиры в нежилое помещение. Перевод квартиры в нежилое помещение возможен, если эта квартира расположена на первом этаже или над ним, если на первом этаже расположены нежилые помещения. Вход в переводимое помещение должен быть отдельным, а не из подъезда многоквартирного дома.

Чтобы перевести квартиру в нежилое помещение собственник квартиры должен представить следующие документы в администрацию района г.

Перми или поселения, городского округа для согласования: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Через 45 дней со дня получения документов администрация принимает решение о согласовании либо об отказе в согласовании перевода квартиры в нежилое помещение.

После получения согласования перевода собственник может приступить к работам. По окончании работ составляется акт приемочной комиссии, после чего администрация направляет данный акт в центр технической инвентаризации, если работы выполнены в соответствии с проектом.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в межведомственную комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, — в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя. Заявителем может выступить любой гражданин. В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные выше документы. Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, многоквартирного дома.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу администрация поселения или городского округа в течение 5 дней издает распоряжение о сроках отселения граждан.

На письменные запросы управляющая организация не предоставляет договор управления многоквартирным домом и протоколы общего собрания собственников помещений.

Вопрос о предоставлении экземпляра договора управления многоквартирным домом, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть решен по соглашению с управляющей организацией, при недостижении согласия —  в судебном порядке.

Кроме того, договор управления многоквартирным домом, протоколы, которыми утверждены решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подлежат размещению управляющими организациями в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — ГИС ЖКХ) на официальном сайте в сети Интернет www.dom.gosuslugi.ru.

В случае отсутствия в ГИС ЖКХ указанных документов, Вы вправе обратиться в Инспекцию для принятия мер в рамках компетенции.

Необходимо актуализировать информацию на сайте ИГЖН.

На каком основании лица, не являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, могут использовать общее имущество собственников помещений в таком доме.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

5 вопросов про реестр членов ТСЖ (ТСН)

Отвечаем на популярные вопросы о реестре членов товарищества собственников жилья (недвижимости) с примерами из судебной практики.

Какие обязанности есть у ТСЖ в отношении реестра членов товарищества?

Обязанность ТСЖ вести реестр членов и в течение первого квартала направлять его копию в орган жилищного надзора установлена в ст. 138 Жилищного кодекса РФ. 

Кроме того, информация о членах товарищества вносится в ГИС ЖКХ не позднее 15 дней с момента изменения этой информации (п. 1.21 Раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации в ГИС ЖКХ, утв. Приказом № 74/114/пр).

Председатели правления должны успеть до 31 марта включительно отправить в жилищную инспекцию копию такого реестра. 

Реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 4 ст. 143 Жилищного кодекса РФ).

Каких сведений будет достаточно для связи с членами?

Многим органам жилищного надзора хватает ФИО собственника и номера помещения с указанием адреса дома. Однако некоторые инспекции, например, в Москве, хотят видеть более подробные контактные данные. Практика судов не дает однозначного ответа.

Например, в одном деле суды встали на сторону ТСЖ (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда по делу № А37 – 2139/2017).Там товарищество обжаловало предписание жилищной инспекции Магаданской области.

Инспекция считала, что реестр должен содержать сведения о номерах телефонов, факсов или электронной почты членов товарищества. У ТСЖ же был реестр, в котором в отношении каждого члена товарищества были указаны: фамилия, имя, отчество полностью; адрес (с указанием номера дома и квартиры); размер доли.

Суд согласился с ТСЖ в том, что эти сведения позволяют идентифицировать членов товарищества (ФИО) и осуществлять связь с ними (адрес). Он добавил:

«Осуществление связи фактически означает обеспечение возможности получения лицом каких-либо уведомлений, сообщений от иных лиц… Учитывая, что конкретный способ осуществления связи с членом товарищества нормативными актами не определён, по общему правилу такая связь может осуществляться посредством почтового отправления».

Читайте также:  Консультации по антимонопольному праву

Другой пример. ТСЖ «КВАРТ-19» из Москвы не смогло избежать административной ответственности (Постановление Московского городского суда № 4а-6980/2017).Реестр тоже содержал номера квартир, однако этого и Мосжилинспекции по ЗАО, и судам оказалось мало:

«как следует из копии реестра, помимо физических лиц, в отношении которых имеются данные о фамилии, имени и отчестве, номере квартиры, размере доли, собственником жилья в доме является юридическое лицо – ОАО «Квартал», в отношении которого ТСЖ не представлена идентифицирующая данное лицо информация, а именно адрес места нахождения Общества, информация о лице, представляющего интересы Общества, иная контактная информация, позволяющая осуществлять связь с ОАО «Квартал».

Ответственность за ненаправление копии реестра членов товарищества в ГЖИ

Часто председатели не направляют копию реестра в жилищную инспекцию в первом квартале каждого года. Основная причина нарушения – незнание председателя правления о такой обязанности. Однако незнание не освобождает от ответственности.

Административная ответственность за невыполнение обязанности по направлению копии реестра в орган жилищного надзора установлена в ст. 19.

7 КоАП РФ:«Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль, сведений, представление которых предусмотрено законом – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей».

Такое нарушение очень простое в плане выявления, поэтому любимо контролирующими органами: доказывать почти ничего не надо, а из-за сравнительно небольших штрафов мало кто жалуется. К ответственности привлекают по-разному, кого к предупреждению, а кому-то назначают штраф 3000 рублей. 

Например, ТСЖ «Антей» из Новосибирска признали виновным в совершении административного правонарушения по ст. 19.

7 КоАП РФ и назначили штраф 3000 рублей (Постановление Новосибирского областного суда по делу № 4а-23/2019).

ТСЖ ссылалось на то, что к административной ответственности надо было привлекать председателя правления, а не само товарищество, однако суд признал законным привлечение к ответственности именно юридического лица.

Иногда можно добиться признания правонарушения малозначительным.

Например, это удалось товариществу собственников жилья «Возрождение» из Стерлитамака (

Как выйти из ТСЖ

Внимание! Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению принадлежащим ему жилым помещением.

Он может предоставить в пользование другому лицу квартиру по найму. А также заключить с ним договор безвозмездного проживания, но при этом данное использование не должно ущемлять интересы других граждан.

Кроме прав, собственник обязан соблюдать необходимые условия проживания в помещении. Ему нужно поддерживать в надлежащем виде жилую площадь, на которой он проживает. Он должен соблюдать права и законные интересы соседей, следовать правилам использования квартирных помещений. Кроме этого, владелец вынужден нести расходы по содержанию общего имущества и помещений.

На нашем сайте вы найдете и другую информацию о деятельности ТСЖ и сможете узнать, чем оно отличается от УК и ЖСК, а также что такое ассоциация ТСЖ.

Применительно к нежилым помещениям

Участие в товариществе, которое организовано в доме, дает право не только присутствовать на собрании, но и принимать разные решения, например, относительно нежилых помещений.

Именно члены ТСЖ определяют необходимость о ставке консьержа, или какой косметический ремонт нужно сделать в вестибюле, коридоре или на лестничной клетке.

А это напрямую влияет на рыночную стоимость квартир в этом здании.

Учитывая тот фактор, что именно товарищество распоряжается помещениями коллективного применения, квартиросъемщики с его поддержкой принимают решение, как использовать чердак или подвал своего дома. А оформление за товариществом прилегающей территории, позволит организовать не только парковку машин, но и детскую площадку.

Справка. Кроме вносимых взносов, источником доходов для товарищества могут быть и государственные субсидии.

Для этого участникам следует помнить, что власти муниципалитета, являющиеся владельцами не приватизированных квартир в здании, также обязаны покрывать расходы по содержанию жилья, а в случае отказа, ТСЖ имеет право взыскать часть взносов в принудительном порядке.

А также в соответствии со ст. 153 ГК РФ товарищество может выступить инициатором строительства дополнительных сооружений с дальнейшим извлечением доходов из них. Например, допускается, при оформлении всех разрешений пристроить к жилому зданию помещение под магазин или кафе, и сдавать его в аренду: вполне возможно, что данные платежи перекроют большую часть коллективных расходов.

Владелец частного предприятия, которое находится на территории дома, независимо от членства в товариществе, обязан нести коммунальные расходы и тратиться на поддержание в надлежащем состоянии общих принадлежностей. При этом важным моментом является то, что предметно подразумевается под расходами на содержание общего имущества.

Такое уточнение обусловлено ст. 210 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что владелец объекта несет бремя содержания помещения и имущества, находящегося в нем, если другое не оговорено в договоре ТСЖ.

Помимо этого, согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники необитаемых помещений обязаны нести расходы на содержание коллективного имущества в многоквартирном доме. Они определяются долевым участием в праве общей собственности.

Как выйти из ТСЖ одной квартирой

В соответствии с Гражданским кодексом, товарищество собственников недвижимости является некоммерческой корпоративной организацией.

Возможность свободного выхода из ТСЖ закреплена в пункте 3 статьи 143 Жилищного кодекса РФ, причем закон не предусматривает никаких ограничений относительно неоднократного вступления и прекращения членства одного и того же товарищества. Таким образом, собственник квартиры может без проблем входить в число участников ТСЖ и выходить из него так часто, как пожелает.

Порядок действий определяется Уставом, а основанием для выхода из ТСЖ является письменно выраженное желание жильца. Процедура предусматривает выполнение нескольких действий:

  • погашение задолженности перед товариществом при наличии таковой;
  • оплата коммунальных платежей и прочих счетов, предшествующих выходу из ТСЖ;
  • составление заявления о прекращении членства в адрес председателя;
  • отправка заявления в адрес ТСЖ заказным письмом с уведомлением.

В том случае, если собственник подает заявление лично, ему необходимо подготовить 2 экземпляра документа. Один из них вручается управляющему ТСЖ, второй остается у жильца. При этом на заявлении указывается дата и номер входящего обращения, что позволяет исключить вероятность «случайной потери» документа.

Сразу же после передачи заявления в Правление собственник уже может считать себя вышедшим из ТСЖ. Окончательное же решение об исключении из состава товарищества принимается председателем и утверждается общим собранием.

  • Далее инициатор выхода из членства подписывает договор об оплате коммунальных услуг, обслуживании и содержании жилья
  • На этом этапе важно внимательно ознакомиться со всеми документами, чтобы исключить наличие в них пунктов, обязующих собственника принимать участие в расходах ТСЖ по оплате консьержа, охраны и т.п
  • Никаких серьезных последствий для собственника квартиры отказ от дальнейшего участия в товариществе жильцов дома не несет. Даже при прекращении сотрудничества с ТСЖ владелец жилья может продолжать пользоваться всеми предусмотренными законом правами:
  • получение коммунальных услуг, в т.ч. текущий и капитальный ремонт;
  • информирование о деятельности ТСЖ;
  • ознакомление с протоколами общих собраний, отчетов по дому, технической документацией;
  • обжалование решений товарищества.

Выход из ТСЖ особенно выгоден собственникам квартир, испытывающим финансовые затруднения, ведь основной плюс этого поступка — освобождение от уплаты членских взносов.

Значительные минусы принятия такого решения – отстранение от обсуждения важных вопросов и невозможность повлиять на принятые членами товарищества решения.

А для некоторых жильцов личный вклад в обустройство пространства вокруг себя гораздо предпочтительнее денежной выгоды.

Как выйти из правления ТСЖ

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *