Предварительное согласование предоставления земельного участка

Вопрос согласования предоставления земельного участка (ЗУ), это очень сложная юридическая процедура, которая подразумевает под собой множество возможных исходов. Цель данных действий, может заключаться в следующим:

  • Перевод земли в категорию своего имущества (собственность).
  • Получения аренды, на определённый участок земли.

Объектом предварительного согласования может быть только ЗУ, имеющий определённые установленные границы, а так же имеющий точный юридический статус. Так же, существование данного участка, обязательно должно быть отражено в земельном кадастре.

Любой участок земли, с установленными рамками собственности, имеет свой регистрационной номер в документе земельного кадастра недвижимого имущества.

Описываемое нами соглашение, можно квалифицировать как «отвод земли». Более подробно о данном термине ниже.

Отвод участка —  это процедура перевода земель из государственного или муниципального владения в частное. Предусмотрена данная процедура статьей 31 Земельного Кодекса РФ. Результатом данного действия является составление акта о строительстве или ином использовании участка. (Согласно пункту 5, статьи 31 ЗК РФ).
[contents]

Ситуации, при которых оформляется отвод ЗУ

Процесс отвода, позволяет лишь очень узкому кругу субъектов получить отвод ЗУ по предварительному соглашению. Ниже представлен их полный перечень:

  • Органы федеральной или местной власти.
  • Организации федерального или областного подчинения.
  • Предприятиям, главным учредителем которых выступает государство.
  • Религиозные организации. (предоставляется земля исключительно для строительства сооружений, которые будут задействованы в процессе работы данной организации).

Предварительное согласование предоставления земельного участкаПонятие предоставления

Целью отвода могут быть следующие интересы субъекта:

  1. Цель аренды.
  2. Цель безвозмездного пользования полученным наделом
  3. Цель бессрочно использования данного участка.

Что необходимо сделать для получения земельного надела в аренду на правах отвода?

Для того, чтобы получить ЗУ в аренду, необходимо пройти процесс оформления документов, который представляется следующим образом. Субъект, в чьи интересы входит оформление ЗУ в арендное пользование. Необходимо согласно статье 29 ЗК РФ обратиться в органы региональной власти, а конкретно, в Районный Исполнительный Комитет.

Обращение в Райисполком необходимо составить в письменном виде, по следующим критериям которые необходимо указать:

  • фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
    Предварительное согласование предоставления земельного участкаПредоставление
  • наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • кадастровый номер ЗУ, заявление о предварительном согласовании предоставления, которого подано (далее — испрашиваемый ЗУ), в случае, если границы такого участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
  • реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого ЗУ предусмотрено указанным проектом;
    Образец заявления о предоставлении земли
  • основание предоставления ЗУ без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
  • вид права, на котором заявитель желает приобрести ЗУ, если предоставление его возможно на нескольких видах прав;
  • цель использования;
  • кадастровый номер ЗУ или кадастровые номера участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого ЗУ, в случае, если сведения о таких ЗУ внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
    Предварительное согласование предоставления земельного участкаОбразец кадастрового паспорта ЗУ
  • реквизиты решения об изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд в случае, если ЗУ предоставляется взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если ЗУ предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
  • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В случае, если в вашей заявки какие-либо критерии будут не соблюдены. В течении 10 дневного срока, вам будет произведён возврат поданного пакета документов, с пометками о неточностях и упущениях. При исправлении которых, вы сможете вновь подать документы на регистрацию.

При условии полного соответствия необходимым требованиям, ваш поданный пакет документов будет рассмотрен органами власти, в установленном законом порядке. Срок рассмотрения составляет один календарный месяц (30 дней), с момента подачи документов в соответствующий орган власти.

При условии, если на территории выбранной под отведение земли, проживают народы этнических меньшинств, процедура отведения усложняется. Для того, чтобы произвести отвод данной земли, необходимо проведение собраний членов этих меньшинств, с проведением обсуждений по вопросу распоряжения этими землями.

В случае, если они так же изъявят желание на законном основании обрести полномочия на аренду, либо же непосредственное приобретение рассматриваемых земель – право на выбор территории в первую очередь будет отдан им.

В состав акта о выборе ЗУ для отвода, входят две части:

  1. Графическая – в ней в масштабе (1:1000) демонстрируется местонахождение выбранного участка, его полный адрес, данные о географических координатах. В случае составления особого плана, так же очерчиваются проходящие по участку газопроводные линии, а так же линии электропередач.
  2. Текстовая – данная часть включает в себя данные, о дальнейших планах на использование данного участка, а так же мотивирующую часть, в которой говориться о мотивации предоставления конкретно этого участка земли.

Предварительное согласование предоставления земельного участкаКадастровый план

В случае, если процесс отвода земель происходит для государственных нужд, и в следствии этого происходит его отчуждение у частных лиц, либо же организаций. К акту прилагается бухгалтерский отчёт, в котором прописываются затраты необходимые для выплаты компенсаций подвергнутым воздействиям субъектам.

Переуступка прав аренды

В случае заключения договора аренды, заключающее его лицо (физическое или юридическое), имеет определённый ряд планов по использованию арендованных им земель. Бывают исключительные ситуацию, в которых через некоторое время пользования ЗУ, необходимость в нём отпадает. В данном случае перед арендатором становиться 2 решения возникшей проблемы.

  1. Заключение договора «суб-аренды» — пересдача ранее арендованного ЗУ другому лицу, в ходе чего первое прекращает пользование им в пользу второго, а второе, выплачивает арендную плату первому. В данном случае – права на землю у первоначального арендатора остаются.
  2. Переуступка аренды участка (об этом подробнее ниже).

Предварительное согласование предоставления земельного участкаДоговор субаренды

Переуступка земли, в отличии от договора аренды подразумевает под собой полный переход прав на пользование участка от субъекта к объекту переуступка земли.

После переуступка земли, все права принадлежащие изначальному арендатору, переходят к новому, что закрепляется в договоре.

Закрепление происходит путём создания приложения к уже имеющемуся договору, и так же как и оригинальный договор подлежит обязательной регистрации в органах государства.

В процессе переуступке, участвует от 2х до 3х лиц. Точное количество определяется сроком аренды. При условии, что договор аренды заключён на длительный временной промежуток (от 5 лет и более) – привлечение разрешения владельца земли не нужно. Достаточно будет всего лишь уведомить его о проведении данной процедуры.

Если же, договор аренды имеет короткий срок, следовательно, менее 5 лет. В таком случае привлечение владельца участка обязательно. И в случае его несогласия на данную процедуру, сделка не состоится, а случае заключения без ведома владельца, будет признана «ничтожной».

Из юридической практики, «ничтожный договор» — договор, который не имеет юридической силы.

Запрет на переуступку

В некоторых случаях, процесс переуступки попросту невозможен. В первую очередь, самым главным запретным основанием для переуступки участка, является указание прямого запрета на переуступку в договоре. По мимо этого основного пункта, так же имеется ряд дополнительных, при которых переуступка так же маловероятна.

  • При условии, если объекты возведённые на участке, не зарегистрированы в установленном законом порядке.
  • Если участок земли, является спором в текущем судебном разбирательстве, происходящем на момент заключения договора о переуступке участка.
  • В случае, если на арендаторе находиться обременение в виде не погашения выкупной стоимости участка.
  • Участок является предметом долговых обязательств.

Предварительное согласование предоставления земельного участкаПример договора переуступки

В случае, если все условия вами соблюдены, а так же на участке отсутствует какое-либо обременение, вы можете зарегистрировать его переуступку. Сделать это можно путём подачи заявления в Районный Исполнительный Комитет, который по истечению 30 дней вынесет решение о регистрации или не регистрации переуступка ЗУ.

Значение земельного сервитута

Определение сервитут земельного участка – признанное законом правовое основание, для хозяйствования на чужом имуществе (участке земли).

Сервитут, как и любое другое правовое основание на пользования определённым имуществом, подлежит обязательной регистрации в органах местной власти. Сервитут может быть достигнут либо по обоюдному договору обоих сторон, либо же с применением судебного решения.

Предварительное согласование предоставления земельного участкаОбразец договора частного сервитута

В отличии от аренды, сервитут нельзя передавать в последствии в суб-аренду, либо же производить с ним переуступку. Пользование полученной землёй по сервитуту, имеет право только тот субъект, который получил на его использование законные права изначально.

Сервитуты согласно 23 статье ЗК РФ делятся на 2 типа. Частные и публичные.

  • Частный сервитут – заключается между собственниками участков, и пользователем сервитута.
  • Публичный сервитут – вид ЗУ, которые необходим для обеспечения государственных интересов и нужд. Условий изъятия ЗУ не предусматривает.
Читайте также:  Особенности банкротство умершего физ. лица в 2022

Условия для установления сервитутов

Для установления земельного сервитута, необходимо сочетания целого ряда условий, которые в свою очередь зависят от его разновидности.  Для более детального ознакомления смотрите таблицу ниже.

 
Частный
 
Публичный
Обеспечение подхода, или подъезда через соседний ЗУ. Обеспечение свободного доступа к береговой линии.
Прокладка линий газопровода либо электропередач, через ЗУ. Пользование участком, для проведения на нём временных исследований.
Обеспечение водоснабжения. Проведение дренажных работ на территории ЗУ.
Для обеспечения других нужд, исполнение которых без организации сервитута невозможны. Процесс сенокошения.

Вместе с этим существуют лесной и водный сервитуты. Согласно положению лесного сервитута, граждане беспрепятственно могут находиться на территории лесного фонда. Согласно положению водного сервитута, граждане могут пользоваться водными объектами, в установленном законодательном порядке без наложения ограничений.

Всё вышеперечисленное наталкивает на вывод сложности и неоднозначности земельных вопросов, а так же земельного кодекса РФ в целом. При проведении сделок с недвижимостью, необходимо обязательно регистрировать их в органах местной власти, дабы ваши сделки не были признаны ничтожными.

Предварительное согласование предоставления земельного участка

Вам также может понравиться

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образец

Предварительное согласование предоставления земельного участка

Предварительное согласование: условие и порядок

Под этим понятием понимается правовая процедура утверждения земельного надела, располагающегося в конкретной местности для того, чтобы оформить его для определенных целей. Это понятие относится к тем наделам, которые выдаются от имени государства (в лице его уполномоченных органов) в аренду, пользование или собственность. Процесс регулируется положениями ЗК РФ.

Земельные наделы могут предоставляться гражданам, а также ЮЛ с торгами и без них. Предварительное согласование необходимо во втором случае.

Это юридическая экспертиза правовых оснований, предусмотренных для выделения земельных наделов без проведения конкурсных процедур.

В этом процессе выявляются ограничения, связанные с передачей земельного участка в собственность, аренду, а также анализ соблюдения стандартов (санитарных, строительных, экологических).

Когда нужно проводить согласование

Для приобретения участка в собственность, он должен состоять на кадастровом учете. Эта процедура необходима для того, чтобы идентифицировать землю среди наделов, которые похожи на нее по характеристикам, присущим объектам недвижимости.

Первичные мероприятия, связанные с учетом, осуществляются кадастровым инженером. Их разрешено проводить, как до, так и после согласования. Если используется первый вариант, то утверждается кадастровый план. Это делается для того, чтобы участок был идентифицирован. И его составление происходит вместе с согласованием.

Предварительное согласование предоставления земельного участкаПроцедура

Основное, о чем следует позаботиться лицам, нуждающимся в земельном наделе, это о сборе документов, а также изучении всех моментов по их предоставлению. Это убережет от пустой траты времени и других возможных проблем.

Бумаги, оформленные неверно, становятся причиной отказа от предоставления услуги.

Среди документов, которые необходимо предоставить в процедуре согласования, выделяют следующие:

  1. Составление схемы. Документ может быть оформлен в любом формате: электронном, письменном. На сайте Росреестра предлагается услуга по ее составлению в электронном виде. Но услуга платная. Если пользователь решит сэкономить, то можно попробовать оформить документ самостоятельно: для этого используются специальные программы (например, АРГО, предлагающая возможность использования пробного периода). Кроме того, можно обратиться за помощью к специалисту. Это кадастровый инженер.

При подготовке схемы необходимо учитывать следующие моменты:

  • правила застройки;
  • стандарты по использованию земельного надела;
  • содержание документов территориального планирования;
  • проекты, касающиеся планировки территории, где находится земельный надел;
  • бумаги по землеустройству;
  • ЗУ и территории, которые относятся к общему пользованию;
  • наличие красных линий;
  • нахождение границ ЗУ;
  • наличие, отсутствие на ЗУ объектов, относящихся к незаконченному строительству.

Эти данные можно получить в администрации или на сайте местного органа власти.

  1. Заявление. Это просьба от заинтересованного лица, в которой оно просит закрепить за ним конкретный земельный надел. Требования к содержанию этого документа, а также к форме, определены ст. 39.15 ЗК РФ.

В заявлении указывается:

  • Ф.И.О заявителя;
  • если документ составляется ЮЛ, то его полные реквизиты с указанием на юридический адрес;
  • ИНН;
  • основание, по которому заинтересованное лицо имеет право на получение участка без торгов;
  • условия предоставления: собственность, аренда;
  • цель получения надела;
  • кадастровый номер;
  • контакты заявителя: почтовый адрес, сотовый телефон.

Загрузка…

скачать заявление на предварительное согласование [35.00 KB]

К заявлению необходимо приложить определенные документы:

  • решение об утверждении схемы расположения земельного надела (оригинал+копия);
  • схема расположения ЗУ;
  • документы – основания предоставления ЗУ.

Подача заявления через Госуслуги.ру

После того как заявитель соберет необходимый перечень документов, ему следует обратиться в местный орган власти, на территории которого находится земельный участок.

Представителям местной администрации закон отводит срок, в течение которого они обязаны рассмотреть комплект документов. В течение 30 дней они анализируют их содержание.

Если в бумагах будут обнаружены ошибки, то бумаги передаются обратно заявителю с указанием на недостатки, которые по закону выступают помехой для принятия положительного решения.

Удобный вариант – это подача документов через сайт Госуслуги.ру. Это крупный интернет-портал, предлагающий населению оформление разных государственных услуг.

Для того чтобы воспользоваться рассматриваемой возможностью, необходимо в поисковой строке сайта выбрать ее наименование, нажать на кнопку «получить». Выбрать опцию о наличии/отсутствии электронной подписи. Далее, кликнуть на опцию «оформление заявления».

Заполнить его и отправить адресату. Заявление в электронном виде поступает в местный орган власти, на территории которого находится земельный надел.

Пользователь может уточнить, в каком статусе находится его заявка. Это можно сделать в личном кабинете. При регистрации на интернет-портале обязательно создается ЛК пользователя, в котором указываются его идентификационные данные. В частности, фамилия, имя, отчество, реквизиты паспорта, СНИЛС, адрес регистрации и местожительства. Результат предоставления услуги поступит в ЛК.

Предварительное согласование предоставления земельного участкаСрок рассмотрения

Закон устанавливает срок, в течение которого рассматривается заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Он равен 30 дням.

В результате рассмотрения представители местных органов власти принимают решение: одобрить согласование или не делать этого.

Если ответ положительный, то формируется акт, в котором схематически содержится изображение земельного надела с указанием данных:

  • координаты;
  • форма;
  • данные об имеющихся коммуникациях;
  • иная информация.

Местные органы власти вправе отказать заявителю. Это делается в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Основания для отказа в предварительном согласовании

Если представители местных органов власти не одобряют переданное им заявление, то это делается в строго определенных законом случаях:

  • участок занят объектами недвижимого имущества;
  • заявитель не может получить земельный надел, минуя торги;
  • составленная схема расположения ЗУ нарушает нормы закона;
  • участок ограничен в обороте;
  • ЗУ изъят из оборота;
  • надел зарезервирован для нужд государства;
  • земля выступает предметом торгов;
  • участок является собственностью, либо используется на праве аренды.

Итоги рассмотрения заявления от заинтересованных лиц, а также приложенных к нему документов отравляются в форме извещения в установленные законом сроки.

Если муниципалитет решил отказать, то в отправленном документе сотрудники уполномоченного органа должны перечислить причины, по которым муниципалитет не одобрил предварительное согласование.

Это необходимо, прежде всего, заинтересованным лицам для понимания ситуации и того, что необходимо исправить.

Местные органы власти при неодобрении поданного заявления, могут предложить человеку, либо организации, подающей заявку, другой участок. Это может быть надел, расположенный в том же населенном пункте, что и участок, на приобретение которого был наложен запрет.

Если разрешение получено

Если местные органы власти одобрили заявление, поступившее от заявителей, то последним необходимо продолжить оформление земельного надела. В этот процесс включены действия:

  • составление договора купли-продажи;
  • оформление арендного договора;
  • проведение кадастровых работ;
  • осуществление межевания территории;
  • регистрация документов в Росреестре.

Каждый из этих этапов имеет особенности, последовательно меняет друг друга.

Предварительное согласование предоставления земельного участкаСоставление договора

Договор купли-продажи оформляется администраций с одной стороны, и заявителем – с другой. Форма – простая письменная.

Главное – в соглашении должны быть вписаны существенные условия, без которых оно считается недействительным. Пунктами договора выступают предмет и цена.

Таким образом, в тексте соглашения земельный участок в качестве объекта купли-продажи детально описывается. Стоимость участка также определяется.

Оформление аренды

В этой ситуации составляется одноименный договор. Сторонами в соглашении выступают арендатор в лице уполномоченных органов власти, а также арендодатель (граждане, а также ЮЛ).

Отличие арендного договора от купли-продажи состоит в том, что имущество по соглашению передается не в собственность, а во временное владение. И этот процесс ограничен сроком, на который заключается договор.

Каждая из сторон в соглашении наделяется правами и обязанностями. Обязательно в нем следует прописывать порядок досрочного расторжения контракта.

При составлении договора можно воспользоваться образцом, предложенным местной администрацией. Либо воспользоваться услугами юриста.

Проведение кадастровых работ

В этот процесс включается межевание земельного надела. Оно необходимо, для того чтобы определить его границы, а также исключить споры с соседями по поводу границ прилегающих к друг другу наделов.

В результате проводимой процедуры формируется межевое дело, которое содержит в себе характеристики земельного надела, с точными границами, схемой.

Вместе с комплектом документов (паспорт, документы на прав возможность согласования без торгов) заявитель обязан поставить участок на кадастровый учет.

Читайте также:  Когда банки передают долги коллекторам в России, как это происходит

Регистрация в Росреестре

Это заключительный этап, когда заявитель соберет все документы. Росреестр – это орган, которому законом выданы полномочия по регистрации сделок с недвижимостью. Обычно территориальные подразделения госоргана заполнены. Поэтому закон позволяет регистрировать землю, либо осуществлять другие сделки с недвижимостью через сайт Госуслуги.ру, либо МФЦ.

МФЦ – это орган, который выступает посредником между Росреестром и населением (гражданами), нуждающимися в регистрации сделок с недвижимостью.

МФЦ принимает от граждан заявления, а также другие документы, необходимые в каждом конкретном случае. В МФЦ оплачивается государственная пошлина за оказание услуги в специальных терминалах.

Но наличие этих учреждений не лишает заявителей права обратиться напрямую в Росреестр.

Через Госуслуги.ру также можно написать заявление на регистрацию земельного надела, сделать это дистанционно. Но зарегистрировать земельный надел Росреестр может только в присутствии сторон.

Как вариант, заинтересованное лицо, если не может посетить МФЦ или Росреестр, обращается за регистрацией через почту. Но необходимо отправлять копии документов, удостоверенных нотариально, заказным письмом с уведомлением о вручении. Отправителю необходимо понимать, когда регистрирующий орган принял документы и с этого момента отсчитывать срок, который необходим для совершения процедуры.

Предварительное согласование предоставления земельного участка – это обязательная процедура.

Она проводится в случае, если гражданину или организации (любому юридическому лицу) разрешено предоставить земельный надел без организации торгов или аукциона.

Но реализовать право на земельный участок физическое лицо или организация могут, если они пройдут предусмотренные в законе процедуры. Их завершением выступает государственная регистрация земельного участка в Росреестре.

Нюансы процедуры и заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка

Нормами действующего земельного законодательства предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в собственности государства или муниципального округа, гражданам или юридическим лицам при проведении открытых аукционов (торгов, конкурсов).

При этом, некоторые статьи Земельного кодекса позволяют приобретать земельные участки без проведения торгов – в отдельных предусмотренных законом случаях. Для таких ситуаций предварительное согласование является обязательной процедурой.

Что представляет собой эта процедура?

Под понятием «предварительное согласование предоставления земельного участка» подразумевается юридическая процедура утверждения участка земли в конкретной местности с тем, чтобы оформить его на заявителя для определённых целей. Это относится к наделам, которые передаются физическим или юридическим лицам в безвозмездное пользование (бессрочно или на ограниченный срок), в аренду или во владение.

Такое согласование регулируется Земельным кодексом РФ, точнее – Статьёй 39.15. Положения, которые могут стать основанием для отказа в передаче земли ответственными органами содержатся в Статье 39.16 упомянутого ранее источника законов.

Данная процедура согласования должна проводиться, если земля, которая принадлежит государству, выделяется и предоставляется без проведения торгов.

На деле предварительное согласование – это экспертиза правовых оснований для выделения земли без проведения конкурса, включающая в себя выявление ограничений по передаче участка в собственность или аренду (его оборотоспособность, является ли он свободным) и проверку соблюдения всех необходимых строительных, санитарных, экологических стандартов в процессе согласования.

Когда нужно проводить?

Чтобы оформить права на земельный участок, он должен состоять в государственном кадастровом учёте. Постановку на учёт осуществляют с помощью кадастрового инженера, который приезжает на участок и составляет его паспорт.

Чтобы идентифицировать земельный участок и определить его характеристики, необходимо утвердить его расположение на схеме кадастрового плана. Утверждение расположения проводят одновременно с предварительным согласованием.

Все затраты по оформлению прав и документов на участок возлагаются на лицо, имеющее намерение приобрести участок.

Процедура подачи заявления

Чтобы избежать проблем в процессе проведения процедуры и, соответственно, потери времени, следует внимательно отнестись к подготовке необходимых бумаг и изучить некоторые ключевые моменты по их оформлению.

Документы, оформленные не по установленному стандарту могут стать причиной отказа по предоставлению услуги.

Подготовка схемы

Схема расположения ЗУ может быть представлена в бумажном либо в электронном виде. Сайт Росреестра предоставляет платную услугу для её подготовки в электронном виде.

Чтобы оформить схему на бумаге самостоятельно можно воспользоваться специальными компьютерными программами (например, АРГО, которая предоставляет бесплатный пробный период).

Другой вариант – обратиться к кадастровому инженеру.

Самостоятельно создать схему ЗУ можно, но это несёт в себе определённый риск, т.к. существуют специальные требования к её оформлению, несоблюдение которых может повлечь отказ в приёме документов. Поэтому рекомендуется доверить этот важный этап специалисту.

В процессе подготовки важно учитывать:

  • правила застройки и использования земли;
  • документы территориального планирования;
  • существующие проекты по планировке территории;
  • документацию землеустройства;
  • ЗУ и территории общего пользования, красные линии;
  • местоположение границ земельных участков;
  • местоположение различных сооружений, недостроенных объектов.

Эту информацию можно получить в администрации или на её сайте.

Заполнение заявления

Говоря простым языком, заявление – это просьба закрепить конкретный участок за заявителем. Требования к его форме, содержанию и структуре изложены в Статье 39.15 Земельного кодекса РФ. В заявлении должна быть представлена следующая информация:

  1. ФИО заявителя (если это физическое лицо) или наименование юр. лица, его адрес, реквизиты паспорта или учредительных документов, ИНН;
  2. основание на получение ЗУ без проведения торгов;
  3. условия предоставления ЗУ – в аренду или в собственность;
  4. цель получения земли;
  5. кадастровый номер участка;
  6. контакты – e-mail, номер телефона.

Сбор документов

К заявлению должны быть приложены:

  • копия решения об утверждении схемы расположения земельного участка – наличие этого документа значит, что распорядитель земли (местная администрация) одобряет предоставление земли заявителю;
  • схема расположения земельного участка;
  • документы, подтверждающие право заявителя на получение им участка.

Подача в местную администрацию или через Госуслуги

Собрав полный пакет документов заявитель может обратиться в местную администрацию для подачи заявления. Чиновники должны рассмотреть документы на их соответствие законным основаниям в течение 10 дней.

Если были обнаружены ошибки – документы возвращаются заявителю с указанием недочётов, которые должны быть исправлены.

Другой вариант подачи документов – сайт Госуслуги. Всё, что необходимо сделать – зайти на сайт, в поисковую строку ввести наименование услуги, затем:

  1. Нажать на кнопку «Получить услугу».
  2. Выбрать, хотите ли вы подписать запрос электронной подписью или нет.
  3. Выбрать тип обращения «Оформление заявления».
  4. Заполнить заявление на предоставление государственной услуги.
  5. Отправить заявление.
  6. Заявление в электронном виде поступит в ведомство.
  7. Уточнить текущее состояние заявления можно в Личном кабинете в разделе «Мои заявки».
  8. Результат предоставления услуги поступит в Личный кабинет в раздел «Мои заявки».
  9. Оценить качество оказания государственной услуги можно путем заполнения опросной формы, пройдя по соответствующей ссылке в Личном кабинете.

Вынесение решения о принятии или отказе

Законодательством установлен срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка исполнительным органом – он составляет 30 дней. По итогам рассмотрения чиновники принимают решение – одобрить проведение предварительного согласования или отказать.

В случае положительного решения составляется итоговый документ – акт, где содержится изображение участка в масштабе, а также указываются следующие данные о нём:

  • местоположение;
  • координаты;
  • форма;
  • информация о коммуникациях и прочие данные.

Уполномоченные органы имеют право отказать заявителю в предоставлении земли в установленных законодательством случаях. Основанием для отказа могут стать следующие обстоятельства:

  • Рассматриваемый участок занят объектами недвижимости.
  • Заявитель не имеет права претендовать на землю без организации торгов.
  • Схема расположения земельного участка содержит нарушения норм Земельного кодекса РФ.
  • Участок изъят из оборота или ограничен в нём.
  • Участок зарезервирован для нужд государства или муниципалитета.
  • Участок уже выставлен на аукцион.
  • Участок уже принадлежит кому-то на праве бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды.

Результаты рассмотрения заявления должны быть отправлены заявителю в установленные сроки в виде извещения. Если муниципалитет примет решение об отказе, то в извещении перечисляют все основания, согласно законодательным нормам, послужившие причиной отклонения запроса о выделении земли.

При вынесении отрицательного решения по согласованию власти могут предложить другой участок земли, расположенный поблизости, категория земли которого, соответствует планам заявителя.

Решение властей может быть обжаловано в судебном порядке в течение 24 месяцев – это его срок действия, согласно законодательству.

Действия после получения разрешения

В случае положительного решения необходимо продолжить оформление участка – заняться составлением договора купли-продажи либо аренды, проконтролировать выполнение всех кадастровых моментов (проведение межевания и постановку на кадастровый учёт), после чего осуществить регистрацию документов в Росреестре. На то, чтобы уладить все формальности, у заявителя есть 24 месяца.

Подводя итог, отметим, что предварительное согласование предоставления земельного участка – обязательная процедура проверки правомерности выделения земли заинтересованному гражданину или юридическому лицу при условии, что передача надела происходит без организации торгов, аукциона либо конкурса. При условии наличия соответствующих прав, заинтересованное лицо может получить земельный участок, выполнив предусмотренные действующим законодательством процедуры.

Статья 39.18 Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Наименование изменено с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

  1. Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

    В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

    1. обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

    2. принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

  2. В извещении указываются:

    1. информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

    2. информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

    3. адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

    4. дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

    5. адрес или иное описание местоположения земельного участка;

    6. кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

    7. площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

    8. реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;

    9. адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

  3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

  4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

  5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

    1. осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

    2. Подпункт 2 изменен с 11 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

      принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

      В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.

      5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

      Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

  6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

  7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

    1. об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

    2. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

      В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Читайте также:  Сроки расчета при увольнении

Как составить заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность?

Некоторые статьи ЗК дают возможность приобретать земли без проведения аукционов – посредством предварительного согласования.

Как составить заявление для проведения процедуры подробно рассмотрим в статье.

Что это за документ?

Если участок является собственностью государства, необходимо написать заявление на предварительное согласование для его получения.

Это один из перечня документов, необходимых для проведения процедуры. Цель – аренда ЗУ, предоставление его в собственность физического или юридического лица.

Документ необходим независимо от того, имеются у территории четко установленные границы или необходимо проводить дополнительные работы по их уточнению.

У каждого земельного участка имеется уникальный регистрационный номер, фиксированный Реестром.

Заявление – это просьба гражданина (организации), выражающая желание закрепить за ним конкретный земельный надел.

Нормативное регулирование

Основной законодательный акт, регулирующий процедуру – Земельный кодекс. Правовые основания предоставления ЗУ перечислены в статье 39.1. Требования к форме и содержанию заявления содержатся в статье 39.15 Земельного кодекса РФ.

Форма документа

Установленной формы документа нет, но имеются реквизиты, обязательные к отображению. Заявление заполняется в бумажном или печатном варианте – без исправлений.

Указываются:

  • ФИО физического лица, адрес регистрации, паспортные данные (другого удостоверяющего особу документа);
  • название, местонахождение юридического лица, номер записи в Росреестре о его регистрации, ИНН;
  • кадастровый номер земельного участка, указанного в паспорте;
  • реквизиты решения об утверждении процедуры межевания (при наличии);
  • основание предоставления ЗУ;
  • тип права (аренда, оформление в собственность, пользование и пр.);
  • целевое использование;
  • электронный адрес для обратной связи;
  • реквизиты решения об изъятии территории для госнужд.

Информация указывается из оригиналов документов. К заявлению прилагаются документы, список которых определен законодательством.

Нужно ли заверять?

Действующее законодательство не обязывает граждан заверять документ у нотариуса. Обратиться за помощью к юристу – личное решение физического (юридического) лица.

Куда подавать бумагу?

Адресуется документ исполнительному органу государственной или муниципальной власти. Подается лично или через доверителя (с заверенной нотариусом доверенностью).

Способы подачи:

  • личное посещение местной администрации или федерального ведомства;
  • визит в Многофункциональный центр;
  • отправка почтой – заказным письмом с описью вложенных документов;
  • через портал Госуслуг (с возможностью отслеживания статуса заявки).

Заявление принимают в день обращения. Услуга бесплатная.

Сроки рассмотрения и вынесения решения

Документ рассматривают в порядке очередности поступления — в течение 10 дней с даты поступления, но не более 1 месяца.

При обнаружении ошибок его возвращают с указанием недочетов, которые необходимо исправить.

При рассмотрении заявления проверяется наличие (отсутствие) оснований для его возврата. По итогам рассмотрения выносится решение – предварительно согласовать предоставление надела или отказать в проведении процедуры. В случае отказа решение оформляется письменно, указываются причины.

Возможные основания:

  1. на участке расположены объекты недвижимости;
  2. у заявителя нет прав претендования на участок без проведения аукциона;
  3. схема расположения ЗУ противоречит нормам Земельного кодекса;
  4. участок уже является собственностью другого человека;
  5. территория отведена под нужды государства и пр.

При отказе муниципальная власть вправе предложить заявителю другой участок. Отказ можно обжаловать в суде в течение двух лет.

Заключение

Таким образом, если территория является собственностью государства или муниципалитета, гражданин (юридическое лицо) должен составить заявление о предварительном согласовании и предоставлении ее во владение. По итогам рассмотрения власть выносит решение – удовлетворить просьбу или отказать.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *