Решение о проведении капитального ремонта в многоквартирном доме

Решение о проведении капитального ремонта в многоквартирном доме Источник фото: https://www.pexels.com/

Вопрос ремонта общего имущества МКД актуален практически для каждой управляющей организации. Особенно остро он встает, когда в управляемом УО жилищном фонде много «взрослых» домов, а сборы с них небольшие.

Программа капремонта достаточно неповоротлива и не всегда отражает реальную картину, собственникам помещений в ветшающем доме приходится ждать проведения ремонтных работ годами.

Давайте разбираться, как управляющая организация может поспособствовать жителям МКД в решении данного вопроса, если дом находится в «общем котле».

Итак, немного правовой основы. В соответствии с ч. 7 ст.

168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и работ по капитальному ремонту, определения видов и объема государственной и муниципальной поддержки органы государственной власти субъекта РФ обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

По общему правилу, очередность проведения капитального ремонта определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Вместе с тем, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний срок.

Так, согласно ч. 4.1 ст. 168 ЖК РФ, решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Соответствующий приказ Минстроя России от 29.10.

2015 № 774/пр «Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом РФ решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в котором содержались положения о возможности переноса сроков капитального ремонта на более ранний срок, утратил силу на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 538/пр.

Замещающий его НПА — Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 декабря 2020 г. № 758/пр «Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Согласно положениям данного Приказа№ 758/пр в соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ, требования к ним, порядок представления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки региональных программ, устанавливается законом субъекта РФ. При этом региональная программа актуализируется не реже чем один раз в год.

В целях обеспечения единообразия предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для принятия решения о внесении изменений в региональную программу, органом государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть сбор таких сведений по единой форме согласно приложению к Методическим рекомендациям.

 В указанном приложении, в том числе, имеется раздел со сведениями о переносе капитального ремонта на более ранние сроки, чем установлено региональной программой капитального ремонта по следующим основаниям:

  • по решению общего собрания собственников;
  • при установлении необходимости проведения капитального ремонта в более ранние сроки, в том числе в связи с угрозой жизни и здоровью граждан, общему имуществу и имуществу собственников;
  • в связи с проведением капитального ремонта в приоритетном порядке согласно региональному законодательству;
  • по иным основаниям.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ перенос сроков капремонта на более ранние может осуществляется на основании решения общего собрания собственников.

Однако, как показывает практика, не в каждом субъекте РФ региональным законодательством установлен конкретный порядок переноса капремонта на более ранний срок на основании решения ОСС, поэтому попробовать решить данный вопрос можно посредством обращения в уполномоченный орган местного самоуправления с обоснованием необходимости капитального ремонта в более ранние сроки, для последующего включения в краткосрочный план реализации региональной программы. Форма обращения утверждается уполномоченным органом, получить ее Вы можете в администрации.

Итак, первый вариант попытаться актуализировать региональную программу через обращение к уполномоченному ОМСУ.

К обращению с просьбой актуализировать краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта прикладывается протокол ОСС о переносе капремонта на более ранний срок и пакет документов, подтверждающих неудовлетворительное состояние общего имущества, которому необходим капремонт.

Кроме того, Вам необходимо направить аналогичное обращение к региональному оператору, приложить решение ОСС о проведении капитального ремонта в более ранние сроки, акт обследования технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, экспертное заключение.

Для положительного решения вопроса необходимо соблюдение нескольких условий:

  • достаточность средств Фонда капремонта;
  • наличие документов, подтверждающих необходимость проведения работ по капитальному ремонту.

Указанную позицию подтверждает судебная практика, в качестве, например, можете ознакомиться с Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2021 г. № 01АП-4462/21 по делу №А43-22907/2020.

Таким образом, для переноса работ по капитальному ремонту необходимо осуществить следующие действия:

  • утвердить на собрании перечень элементов дома, требующих капитального ремонта;
  • с целью обоснования необходимости капремонта сделать техническое обследование с оценкой физического износа (проводят специализированные организации).
  • подать заявление и техническое заключение в уполномоченный орган и региональному оператору на рассмотрение.

Если первый вариант не сработал и был получен отрицательный ответ, УО может инициировать ОСС с вопросом об установлении дополнительного взноса. При получении отрицательного ответа от собственников на ОСС (либо при отсутствии кворума), УО вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным бездействия соответствующего органа.

Указанная позиция согласуется с судебной практикой в качестве примера успешного обжалования УО бездействия органа МСУ: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2021 г. №Ф07-11854/21 по делу №А42-6001/2020.

Таким образом, исходя из положений части 2 и 3 статьи 158, части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, инициировать проведение которого вправе любой из собственников, капитальный ремонт жилого дома может быть проведен ранее сроков, установленных региональной программой, как за счет средств фонда капитального ремонта, так, при их недостаточности — за счет дополнительных взносов собственников на указанные цели.

Также, возможен более сложный вариант с открытием специального счета (ст.

173 ЖК РФ), тогда сроки проведения тех или иных работ по капитальному ремонту будут зависеть от суммы накопленных средств, кроме того возможно получение кредита на проведение капитального ремонта также по решению ОСС. УО при этом не обязательно становится владельцем специально счета, им может быть выбран Фонд модернизации.

Изменились полномочия органов МСУ в сфере капитального ремонта многоквартирных домов

У органов МСУ стало больше полномочий в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Теперь представители муниципалитетов смогут контролировать качество ремонта. Законодатель включил их в перечень лиц, которые участвуют в приемке выполненных работ (ст.

182 ЖК). Одновременно законодатель конкретизировал обязанности органа МСУ в случае, когда собственники помещений не приняли решение о проведении капремонта. Расскажем о новых правилах и предложим образцы документов, которые помогут выполнить требования закона.

Региональных операторов обязали включать в комиссии по приемке работ представителей органов МСУ

Документ: Федеральный закон от 02.12.2019 № 391-ФЗ внес изменения в статьи 182 и 189 ЖК

Проведение капитального ремонта общего имущества в МКД организует региональный оператор. Он же формирует комиссию по приемке работ. По новым правилам оператор обязан включить в состав комиссии представителей органов МСУ. Ранее в комиссии включали только:

  • — представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капремонта;
    — лиц, осуществляющих управление МКД;
  • — представителей собственников помещений в МКД.

Старые правила формирования комиссий создавали проблемы. В большинстве регионов представителям органов исполнительной власти было трудно участвовать в работе комиссий. Объекты капремонта часто находятся далеко друг от друга. При этом нередко в штате профильных органов власти не хватает сотрудников, которые могли бы выезжать на приемку работ в каждом МКД.

Читайте также:  Можно ли не открывать дверь судебным приставам

Поправки к ЖК решают эту проблему. Теперь, если представители региона не смогут принять участие в приемке капитального ремонта дома, их заменят представители органа МСУ. Они наряду с другими членами комиссии смогут контролировать качество работ. Распечатайте для представителей органа МСУ, которых оператор включит в комиссию, нашу памятку (см. в конце статьи).

Она поможет проверить качество капремонта.

Установлен срок, в который орган МСУ должен принять решение о проведении капремонта

Решение о капремонте общего имущества в МКД должны принять собственники помещений в доме. Но часто это приходится делать органу местного самоуправления. Такая обязанность возникает, если собственники не приняли решение в срок. Рассмотрим процедуру и объясним, с какого момента в ней участвует орган МСУ по новым правилам.

Работу по организации капремонта в МКД должно начать лицо, которое осуществляет управление домом или оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в нем, либо региональный оператор. Не менее чем за шесть месяцев до начала года, на который запланирован ремонт, это лицо или регоператор представляет собственникам помещений предложения. Предложения включают:

  1. — срок начала капитального ремонта;
    — перечень услуг и работ, информацию об их объеме;
    — стоимость услуг и работ;
    — порядок и источники финансирования;
  2. — другие характеристики предстоящего капитального ремонта.

1 месяц — срок, в который орган МСУ должен принять решение о проведении капремонта в МКД

Собственники помещений должны рассмотреть предложения и на общем собрании принять решение о начале капитального ремонта. Обычный срок — три месяца с момента, когда собственники получили предложения. Больший срок может быть установлен региональным законом. Если собственники решение не приняли, эта задача ложится на орган МСУ.

Раньше в законе не было указано, в течение какого времени муниципалитет должен принять решение о начале капремонта в МКД. Теперь срок установлен — один месяц со дня, до которого решение должны были принять собственники помещений.

Зафиксируйте решение органа МСУ в постановлении о проведении капитального ремонта. (Образец этого документа ниже)

Орган МСУ обязан уведомить собственников помещений в МКД о принятом решении. Образец уведомления смотрите далее. Разошлите документ всем собственникам по почте и разместите его на досках объявлений при входе в подъезды.

Уведомление собственников помещений о решении органа МСУ провести капремонт в доме (Образец этого документа ниже)

Жильцы вправе влиять на решения о проведении и об оплате капремонта

Собственники квартир могут оплачивать ремонтные работы частично и в отдельных случаях вовсе не платить, а также проверить, как потратят их деньги, и сдвинуть сроки проведения капремонта  

Общее неудовлетворительное состояние жилищного фонда в России и отсутствие возможности управляющих компаний справиться с ремонтом многоквартирных домов заставили власти разработать принцип формирования фонда, средства которого могут быть потрачены только на капитальный ремонт дома. С 2012 г. в Жилищном кодексе была установлена обязанность граждан платить за капремонт.

В течение 60 дней после принятия программ по капитальному ремонту в регионах собственники квартир на общем собрании имели право выбрать способ сбора денежных средств на капремонт.

Один из этих способов – с помощью фонда капитального ремонта (регионального оператора). Это организации, которые государство создало в каждом регионе.

Они отвечают за сбор денежных средств с жильцов и последующее выполнение ремонтных работ (выделение средств, проведение торгов по выбору подрядчика, контроль и приемка работ).

Второй способ сбора средств позволяет жильцам самостоятельно заниматься капремонтом. Для этого собственники на общем собрании принимают решение об открытии счета для сбора денежных средств на ремонт своего дома и назначают распорядителя средств. Чаще им становится управляющая компания. В этом случае собственники сами определяют сроки и порядок проведения капитального ремонта.

Независимо от способа сбора средств собственники обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт.

В случае неуплаты Государственная жилищная инспекция региона может вынудить оператора счета или управляющую компанию взыскать задолженность.

С собственника через суд будет взыскан не только общий размер взносов, но и пени и расходы, связанные с направление иска в суд (государственная пошлина, оплата работы юриста).

Собираемость средств на капитальный ремонт – серьезная проблема в настоящее время. Многие не верят в то, что их деньги будут направлены на ремонт здания. И сомнения понятны, ведь оплачивать приходится работы, которые нескоро могут быть произведены.

Стоит иметь в виду, что со списками планируемых работ можно ознакомиться на официальных сайтах региональных операторов.

В таблицах содержатся данные о сроках проведения работ в каждом доме, их видах (ремонт фасада, замена стояков, ремонт крыши и т.п.), объеме работ и их стоимости.

Каждый может проверить, когда будет произведен ремонт дома и какой будет стоимость планируемых работ. Это позволит определить обоснованность суммы выплачиваемых взносов.

Непонимание возникает, когда становится известно, что дом будут ремонтировать через 15 лет. Но жильцы-то знают, что, например, крыша поизносилась или нужно утепление стен, так как они промерзают по всему периметру дома, и т.д.

Помните, сроки проведения капитального ремонта можно сдвинуть. Дело в том, что дату проведения конкретных работ устанавливает местная администрация. Делает это она на основании данных, которые передают управляющие компании.

Ведь они занимаются содержание общего имущества дома и обязаны следить за его текущим состоянием. Так вот, если вы уверены, что ремонт потребуется в ближайшее время, то можете обратиться в местную администрацию с просьбой передвинуть сроки проведения конкретных работ.

Администрация обязана отреагировать – запросить сведения о состоянии дома у управляющей компании либо регионального оператора. Если же администрация отказала, то вы можете оспорить этот отказ в судебном порядке. Положительная судебная практика по таким спорам имеется.

Но лучше не заниматься этим самостоятельно, а обратиться к адвокату.

1. На сайте регионального оператора имеется полный список работ по каждому дому и их стоимость. Ознакомьтесь с ним.

Возможно, средств собрано столько, что ежемесячный платеж, необходимый для полного сбора средств на ремонт, становится ниже минимального тарифа, установленного региональными властями.

В этом случае собственники на общем собрании могут принять решение о прекращении уплаты взносов в фонд капитального ремонта. В будущем недоплаченные средства прибавят к том сумме, которую нужно будет уплатить в соответствии с новой программой капитального ремонта вашего дома.

2. Часто управляющие компании, кроме платы за коммунальные услуги, получают денежные средства за пользование общедомовым имуществом.

Например, за размещение рекламы в лифтах, рекламных баннеров на фасаде дома, базовых станций сотовых операторов на крыше здания и т.п. Жители на общем собрании могут решить, что эта прибыль должна использоваться в качестве взносов на капитальный ремонт.

Управляющая компания не вправе проигнорировать решение общего собрания собственников дома и направить указанные средства на иные цели.

3. Собственники на общем собрании могут принять решение о готовности провести капитальный ремонт дома самостоятельно в ближайшее время. Взносы не придется уплачивать, если необходимый ремонт будет проведен жильцами за свой счет. Виды необходимых работ можно узнать у регионального оператора или в управляющей компании.

Стоит понимать: если жильцы сами проведут ремонт, это не значит, что взносы больше никогда не придется уплачивать. Они будут освобождены от этой обязанности только на время действия программы проведения капитального ремонта, принятой в 2012 г. В будущем будет принята новая программа, и средства начнут собираться вновь.

4. Можно не уплачивать взносы, если дом имеет явные признаки аварийности. Чтобы узнать, является ли дом аварийным или собираются ли проводить экспертизу для определения аварийности, следует обратиться в местную администрацию.

5. Не придется уплачивать взносы, если износ дома составляет более 70% и осуществление капремонта является нерентабельным, поскольку превышает его нормативную стоимость. Она устанавливается на местном уровне в виде максимальной стоимости ремонта 1 кв. м площади жилья. Информацию об этом, а также сведения о техническом состоянии дома можно получить в местной администрации.

6. Не уплачиваются взносы, если дом будет отчуждаться в пользу государства для государственных или муниципальных нужд, например для строительства дороги, стадиона, моста и т.п. Если вам стало известно, что такое возможно в вашем случае, можно обратиться в местную администрацию для получения более подробной информации.

7. Не придется платить за капремонт в случае деприватизации жилья. То есть если квартира в добровольном порядке передана в собственность государству. После этого гражданин перестает быть собственником, у него появляется возможность пользоваться квартирой по договору найма, а обязанность по уплате взносов перекладывается на государство.

Читайте также:  Отказали в выплате по осаго

8. Одиноким гражданам старше 70 лет предоставлены льготы по уплате взносов на капремонт. Такие жители тоже обязаны платить, но власти возвращают им уплаченные суммы.

Право на компенсацию уплаченных взносов предоставляется:

  • инвалидам I и II групп; лицам, имеющим на попечении детей-инвалидов, а также детям-инвалидам. Они вносят только половину суммы, оставшуюся половину платит государство;
  • малообеспеченным гражданам. Они вправе оформить субсидию на оплату ЖКУ и взносов на капремонт. Но только при условии, что платежи за жилье, ЖКУ и капремонт превышают определенную долю в семейном доходе, установленную в каждом конкретном регионе РФ. То есть часть взносов будет вноситься соответствующими бюджетами (региональным, муниципальным) в виде субсидии, а часть должна уплачиваться гражданами;
  • ветеранам и участникам ВОВ, ветеранам труда, реабилитированным лицам, гражданам, подвергшимся радиационному облучению. Они вносят часть платы за капремонт, часть покрывается государством;
  • многодетным семьям, имеющим несовершеннолетних детей. Они также вносят часть платы за капремонт, часть покрывается государством;
  • одиноким собственникам жилья – неработающим пенсионерам. При достижении 70 лет они уплачивают половину взносов, а после 80 лет освобождаются от оплаты капремонта полностью;
  • семьям пенсионеров, имеющим свое жилье. С 70 лет они уплачивают половину взносов, а после 80 лет они освобождаются от уплаты.

Помните: льгота не отменяет обязанности уплачивать взносы на капремонт. Просто впоследствии государство компенсирует лицу уже внесенный платеж.

До недавнего времени льготники должны были предоставлять квитанцию об уплате взносов. Однако с 22 января 2019 г. эта обязанность была исключена. Теперь не придется каждый месяц носить в отдел соцзащиты квитанцию, компенсация будет производиться в автоматическом режиме1.

Для этого гражданин должен обратиться с заявлением в отдел соцзащиты своего муниципального образования. Там подробно разъяснят порядок получения льготы.

В органы соцзащиты нужно будет предоставить:

  • паспорта собственников жилья и членов их семьи (копии и оригиналы);
  • документы, подтверждающие принадлежность к льготной категории граждан (например, пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана и т.д.);
  • справку о доходах (в том числе членов семьи);
  • домовую книгу или справку с места жительства (при обращении в МФЦ не понадобится, так как будет получена без участия заявителя);
  • справку об отсутствии долгов по ЖКУ;
  • заявление, в котором следует указать номер лицевого счета для перечисления субсидии.

1 Федеральный закон от 22 января 2019 г. № 1-ФЗ «О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома

Принять решение о проведении капремонта в многоквартирном доме (МКД) собственники могут в любое время по собственной инициативе или по предложению управляющей организации. В зависимости от способа формирования фонда владельцы квартир или региональный оператор выбирают подрядчика для проведения капремонта.

С подрядной организацией заключается договор на оказание услуг и выполнение работ. Сроки проведения капремонта устанавливаются собственниками жилья по согласованию с подрядчиком. В рамках проведения капитального ремонта выполняются работы по реконструкции и восстановлению инженерных систем и отдельных участков здания.

Периодичность проведения капитального ремонта зависти от индивидуальных особенностей МКД — от года постройки, а также используемых строительных материалов.

Узнать год проведения капремонта своего дома граждане могут на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ, органа местного самоуправления или регионального оператора.

Кто проводит капитальный ремонт многоквартирного дома

За организацию проведения ремонтных работ ответственность несет региональный оператор, если собственники перечисляют плату за капитальный ремонт на его счет. В этом случае оператор:

  • заключает договоры с фирмами-подрядчиками;
  • подписывает акты о принятых работах;
  • осуществляет контроль за ведением ремонта.

Если собственники жилья в МКД приняли решение о формировании фонда на индивидуальном банковском счете, они самостоятельно определяют лицо, которому поручают действия по организации проведения капремонта. На общем собрании жильцы принимают решение по выбору исполнителей, заказу проектной документации, а также порядок приемки работ.

Подрядная организация — строительная компания, выполняющая работы по капитальному ремонту, которая может выбираться:

  • в рамках торговых процедур у регионального оператора;
  • на общем собрании собственников жилья.

Строительная компания должна иметь все необходимые допуски и документы для осуществления ремонтных работ, а также квалифицированных рабочих и современное оборудование.

При отсутствии лицензий и сертификатов качества заключение договора на проведение капремонта не допустимо.

Не позднее чем за 6 месяцев до начала года, в котором планируется капремонт в соответствии с региональной программой, УК или региональный оператор направляют собственникам предложение о начале проведения ремонта (п. 3 ст. 189 ЖК РФ). После получения предложения от управляющей организации владельцы недвижимости должны в течение 3-х месяцев провести общее собрание и принять решение о согласии проведения ремонта либо отказаться от него.

Финансирование капитального ремонта в МКД осуществляется:

  • за счет средств фонда капремонта, которые поступают от собственников жилья в МКД ежемесячно;
  • частичного субсидирования из регионального бюджета.

Перечень работ по капремонту установлен п. 1 ст. 166 ЖК РФ. Для всех видов капитальных работ разрабатывается проект. В нем описываются все строительные работы, а также способ их проведения.

После окончания капитального ремонта составляется акт приемки выполненных работ и оказанных услуг. Документ содержит сведения о всех произведенных работах и понесенных затратах. Акт подписывается всеми участниками процесса.

С момента подписания акта приемки начинает действовать гарантийный срок (не менее 5 лет), в течение которого подрядчик несет ответственность за качество выполненных работ. Все выявленные дефекты и недостатки он должен устранять за свой счет и в разумный срок.

Решение о проведении капремонта

В соответствии с п. 1 ст. 189 ЖК РФ решение о проведении капитального ремонта в МКД принимается на общем собрании собственников. Инициатором проведения такого собрания могут быть:

  1. Любой владелец жилья или группа инициативных собственников.
  2. Управляющая организация, которая осуществляет управление МКД.

Инициатор должен сообщить собственникам о собрании не позднее чем за 10 дней до его проведения:

  • направить сообщение каждому жильцу заказным письмом;
  • вручить всем уведомление о проведении собрания под роспись.

Объявление о проведении собрания должно быть размещено в доступном всем собственникам месте. В сообщении указывается:

  1. Сведения об инициаторе проведения собрания.
  2. Дата, место и время мероприятия.
  3. Повестка дня.
  4. Порядок ознакомления с материалами, которые будут обсуждаться на собрании, а также адрес где с ними можно ознакомиться.

На общем собрании собственники должны принять решение о проведении капремонта и утвердить:

  • перечень ремонтных работ;
  • смету расходов;
  • источники финансирования;
  • сроки проведения;
  • ответственное лицо, которое будет участвовать в приемке работ, выполненных в процессе капремонта.

По результатам проведения собрания оформляется протокол, который после отправляется в отдел жилищного хозяйства Фонда капремонта.

В случае, если собственники не проведут собрание в течение 3-х месяцев и не предоставят документы региональному оператору, то решение о проведении капитального ремонта за них примет орган местного самоуправления.

Читайте также:  Коллекторы списывают долги из-за коронавируса

Договор на проведение капитального ремонта многоквартирных домов

После получения от собственников согласия на проведение капремонта, региональный оператор подготавливает конкурсную документацию для поиска и отбора подрядчика. Подбор подрядной организации происходит в два этапа:

  1. Объявление торгов и прием заявок от компаний. Как правило, информацию о проведении торгов региональный оператор размещает на своем сайте. Специально созданная комиссия рассматривает поступающие предложения от подрядных организаций. В отборе заявок могут участвовать собственники помещений.
  2. Определение победителя конкурса. По итогам отбора выбирается подрядчик, с которым заключается договор на оказание услуг по проведению капитального ремонта. Процедура определения исполнителя, от объявления конкурса до подписания договора, в среднем длится около 2-х месяцев.

Договор подряда на проведение капремонта обязательно должен включать следующие положения:

  • права и обязанности сторон — заказчика и компании, которая будет проводить ремонтные работы;
  • стоимость работ, а также порядок расчета с подрядчиком;
  • условия и срок действия договора;
  • порядок приемки выполненных работ.

Стороны имеют право вносить изменения в договор или расторгнуть его в случае нарушения одним из участников существенных условий соглашения.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта на территории субъекта РФ, региональные власти утверждают краткосрочные планы проведения ремонтных работ на срок до 3-х лет (п. 7 ст. 168 ЖК РФ).

Краткосрочные планы капремонта формируются в целях:

  • конкретизации сроков проведения ремонтных работ;
  • определения объемов государственной или муниципальной поддержки;
  • планирования видов работ и услуг.

Ежегодно на основании выполненных работ и произошедших изменений региональная программа и ее краткосрочный план актуализируются и определяется объем работ, который должен быть выполнен в дальнейшем и сумма необходимых для ремонта средств.

Сроки реализации

Во время проведения капремонта проводятся работы по реконструкции:

  • отдельных участков несущих стен;
  • инженерных систем МКД;
  • крыши, фундамента, фасада.

Работы представляют собой достаточно сложные виды деятельности, которые требуют больших материальных затрат и трудовых ресурсов. От качества проведенного капремонта зависят эксплуатационные особенности здания, а также безопасность жильцов. Поэтому выполнение капитального ремонта за короткий период (в несколько дней) невозможно.

Сроки выполнения работ определяются на собрании собственников жилья (пп. 3 п. 5.1 ст. 189 ЖК РФ) и согласовываются с подрядчиком. Законодательством не установлено, в течение какого срока должны выполняться работы, единственное условие — они должны быть разумными и не доставлять неудобства собственникам жилья.

В некоторых случаях выполнение капремонта в МКД доме невозможно без отселения жильцов. В этом случае продолжительность работ зависит от износа здания, но не может превышать 5 лет.

Периодичность проведения капремонта носит индивидуальный характер. Очередность проведения ремонтных работ в МКД домах определяется на основании:

  • года ввода здания в эксплуатацию;
  • уровня износа;
  • даты проведения последнего проведенного капремонта;
  • наличие угрозы безопасности для дальнейшего проживания граждан.

Приблизительных сроков, по истечению которых должны проводиться работы по капитальному ремонту, законодательством не установлено.

Решение о восстановлении или замене отдельных элементов МКД принимается на основе минимальных эксплуатационных возможностей строительных материалов.

Например, срок безопасной эксплуатации для канализационных пластиковых труб составляет 60 лет, а для чугунных — 20 лет. По завершению срока эксплуатации конкретных частей МКД, элементы должны быть заменены на более современные.

Как посмотреть очередь дома на капремонт

О начале проведения ремонтных работ собственники жилья могут узнать из текста региональной программы капремонта. Данный документ содержит перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением зданий, признанных аварийными или подлежащими сносу. Ознакомиться с текстом программы можно на сайте УК или местной администрации.

Следить за ходом реализации региональной программы, а также узнать дату начала проведения ремонтных работ в своем доме можно на сайте Реформа ЖКХ. На нем опубликована информация более чем о 700 тыс. объектах на территории России.

Чтобы узнать начало капремонта в своем доме, а также посмотреть сколько денег собрано собственниками, нужно ввести адрес МКД в строку поиска во вкладке «Капитальный ремонт».

По запросу высветится информация о запланированных мероприятиях и сроке их проведения.

Как проводится капитальный ремонт жилых домов?

Проведение капитального ремонта общего имущества в МКД осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений или в некоторых случаях решения органа местного самоуправления. В рамках капремонта проводятся работы по ремонту крыши, подвальных помещений, фундамента МКД и др.

Организация проведения капитального ремонта

Капитальный ремонт проводится в случаях, когда конструкции или оборудование дома изношены, неисправны, повреждены, не соответствуют требованиям безопасности и их необходимо восстановить или заменить (разд. 2 Методических рекомендаций, утв.

Приказом Минстроя России от 07.09.

2017 № 1202/пр «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия»).

Субъект РФ утверждает региональную программу капитального ремонта, которая включает (ч. 1 — 6 ст. 168 ЖК РФ):

  • • перечень всех многоквартирных домов на территории субъекта РФ за рядом исключений (например, домов, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащими сносу или реконструкции);
  • • перечень работ и услуг по капремонту общего имущества таких домов;
  • • плановый период проведения капремонта по каждому виду работ и услуг (с учетом необходимости проведения ремонта двух и более внутридомовых инженерных систем, определяемой правовым актом субъекта РФ), который может быть определен указанием на календарный год либо на период, не превышающий трех календарных лет;
  • • очередность проведения капитального ремонта.

Очередность проведения ремонта, а также неисполнение региональной программы могут быть оспорены (постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы»).

Кроме того, субъект РФ утверждает краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года (ч. 7, 7.1 ст. 168 ЖК РФ).

Капитальный ремонт многоквартирного дома финансируется за счет обязательных взносов собственников помещений, которые могут принять решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете либо на счете регионального оператора, создаваемого на основании нормативного акта субъекта РФ (п. 16.5 ст. 12, ст. 167, ч. 1 ст. 169, ч. 1 ст. 170 ЖК РФ; ч. 1 ст. 17 Закона Московской области от 01.07.2013 № 66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области»).

  1. Срок и порядок уведомления собственников помещений о проведении капитального ремонта
  2. Отметим, что региональные программы капитального ремонта в настоящее время утверждены не во всех субъектах РФ.
  3. Если региональная программа в субъекте РФ утверждена, то не менее чем за полгода до наступления года, в течение которого должен быть проведен капремонт, лицо, осуществляющее управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, либо региональный оператор представляют таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, перечне, объеме и стоимости работ, источниках финансирования капремонта.

В некоторых субъектах РФ может быть установлен иной срок представления собственникам помещений указанных предложений (ч. 3, 4 ст. 189 ЖК РФ).

Порядок принятия собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта

После получения указанных выше предложений собственники в течение трех месяцев должны рассмотреть их и принять на общем собрании решение о проведении капитального ремонта (ч. 4 ст. 189 ЖК РФ).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *