Новые идеи упрощения банкротства для физлиц: предложения минэкономразвития

Новые идеи упрощения банкротства для физлиц: предложения Минэкономразвития

Банкротство компаний может стать проще и быстрее / Александра Зотова для Ведомостей

Банкротство компаний может стать проще и быстрее.

Минэкономразвития хочет сократить сроки и издержки процедуры и значительно увеличить размер погашения требований кредиторов, оно направило на согласование в министерства и ведомства такой законопроект.

Банкротство должно стать цивилизованнее и позволять спасать бизнес без сокращения рабочих мест и разрушения предприятий, считает министр экономического развития Максим Решетников (слова передал через представителя).

Спасение бизнеса при банкротстве в России, в принципе, стремится к нулю, сказал замминистра экономического развития Илья Торосов. Кредиторы не получают денег почти в 70% случаев, менее 2% предприятий, начавших банкротство, восстанавливают платежеспособность, говорится в презентации Минэкономразвития. За девять лет число банкротств предприятий выросло почти вдвое, по данным Федресурса.

Чтобы сократить издержки, Минэкономразвития предлагает реструктурировать долги, если большинство кредиторов сочтет это возможным.

Сильно может измениться сама процедура банкротства – останется реабилитация и ликвидация имущества. От наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления министерство предлагает отказаться.

Также Минэкономразвития хочет создать маркетплейс с информацией о торгах, которая должна появляться не менее чем за 30 дней до них. Продавать бизнес можно будет полностью, а не по частям, уточнил Торосов. Это позволит сохранять предприятия и рабочие места, надеется он.

А чтобы избежать привлечения «подкупных» арбитражных управляющих, можно будет выбирать их по рейтингу или в случайном порядке.

В проект также включены идеи, обсуждающиеся уже несколько лет.

Например, торги на понижение или «голландский аукцион» (сейчас торг идет на повышение цены): объявлять о них один раз, а если имуществом никто не заинтересовался, снижать цены до тех пор, пока не появится покупатель.

Так министерство рассчитывает повысить продажи на первых и вторых торгах. Против раньше выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). ФАС рассматривает законопроект, сказал представитель службы.

Новые меры помогут избавиться от «вечных банкротов» – по 5–10 лет работают в убыток и выводят деньги через другие компании, объяснил Торосов. Речь и о защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность, отмечает Решетников.

Примерно 40% предприятий и вовсе входят в процедуру банкротства без активов, сказал Торосов. Компаниям без активов реструктуризация долга не поможет, обращает внимание партнер Deloitte Антон Зыков, это поможет восстановить прибыльную деятельность только тем, кто свои активы еще не растерял.

Реструктуризация важна и кредитору, и должнику, считает партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин: кредиторам она позволяет получить что-то превышающее среднестатистические 5 копеек на рубль долга, а должник может обойтись без запредельных сумм долгов по субсидиарной ответственности, которые ложатся на всех причастных до конца жизни. Правда, не совсем понятно, чем реструктуризация отличается от уже существующего института мирового соглашения, замечает он: если кредиторы договорились, то пусть заключают такое мировое.

Обновление процедуры банкротства очень нужно, особенно если доработать реструктуризацию и проводить ее без согласования со всеми кредиторами, говорит федеральный чиновник. При этом она будет востребована только если нельзя будет списывать долги и выводить средства через арбитражного управляющего, считает он.

Действующие реабилитационные процедуры (внешнее управление и финансовое оздоровление) доказали свою неэффективность и применялись мало, констатирует вице-президент Сбербанка Максим Дегтярев, а наблюдение избыточно и ведет лишь к затягиванию дела.

Если быстрее будет завершаться процедура, а активы возвращаться в нормальный экономический оборот, банки смогут быстрее высвобождать резервы и кредитовать под залог имущества банкротов, а государство — получать налоги с нормально работающих предприятий, считает он.

Сокращение числа процедур банкротства – одна из важнейших инициатив, отмечает Клеточкин. На наблюдение может уходить больше полугода, когда не происходит ничего, кроме умножения убытков кредиторов.

А остальные процедуры применяются очень редко и влияния ни на что не оказывают, считает он.

Назрела и своевременно также возможность назвать оперативно торги на понижение, заключает Клеточкин: это ускорит продажу имущества должника.

Это революция, но очень аккуратная и взвешенная, заключает партнер МЭФ PKF Павел Желновод. Повышение результативности процедуры реабилитации с 2 до 10% – это и вовсе новые возможности для выживаемости российского бизнеса, особенно в нынешних условиях пандемии, считает эксперт.

Проект Минэкономразвития "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» 2020 г.: что ждать должникам и кредиторам

Новые идеи упрощения банкротства для физлиц: предложения Минэкономразвития

29 июл 2021

Министерство экономического развития РФ в марте 2020 г. подготовило законопроект, предусматривающий внесение существенных изменений в законодательство о банкротстве.

В СМИ их окрестили чуть ли не новым закон о банкротстве — изменения настолько существенны, что выходят за рамки обычной реформы. Юристы и предприниматели активно обсуждают текст законопроекта, ожидая итоговой утвержденной редакции.

Что ждать должникам и кредиторам в случае его принятия?

Сокращение процедур банкротства. 

Сразу три процедуры банкротства из пяти существующих ожидают отмены. Речь идет о наблюдении, внешнем управлении и финансовом оздоровлении.

Это так называемые «оздоровительные» процедуры, конечной целью которых является не ликвидация предприятия, а восстановление его платежеспособности. Авторы законопроекта прямо и недвусмысленно называют причины такого решения – низкая эффективность и редкое применение.

«Сами должники не рассматривали данные процедуры банкротства как способ решения своих финансовых проблем» – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.  

Таким образом, оздоровительная процедура останется только одна – реструктуризация долгов.

Она будет применяться как к организациям, так и к физическим лицам (ранее реструктуризация долгов предусматривалась только для банкротов-граждан). План реструктуризации, как и прежде, смогут подготовить сами должники.

Однако в предложенной редакции появилось важное уточнение – должник обязан предложить план реструктуризации долгов в установленный срок.

 Право трансформировалось в обязанность.

Свои варианты планов смогут представить и иные лица, их круг расширяется, – конкурсный кредитор, антикризисный управляющий, учредитель (участник) должника, представитель работников, органы государственной власти и третьи лица.

Утверждение плана авторы законопроекта относят к компетенции собрания кредиторов. И только после утверждения кредиторами план проверяется судом на соответствие требованиям законодательства о банкротстве. 

Предполагается, что процедуру реструктуризации постигнет та же судьба, что и другие оздоровительные процедуры. Применение останется столько же редким, а цель ее распространения и на юридических лиц – лишь попытка уйти от чисто ликвидационного подхода к банкротству, при котором возможность восстановления бизнеса даже не рассматривается в качестве сценария.  

Расширение полномочий суда. 

Еще одним интересным предложением авторов законопроекта стала возможность суда самостоятельно перейти к реабилитационной (оздоровительной) процедуре, в обход решения собрания кредиторов.

Напомним, что в компетенцию первого собрания кредиторов входит принятие решения о введении последующей процедуры банкротства, в том числе и оздоровительной.

Кредиторы на основании документов, представленных арбитражным управляющим, самостоятельно голосуют за введение ликвидационной процедуры (в таком случае кредиторы рассчитывают на погашение задолженности за счет продажи имущества) или оздоровительной, предусмотрев план реструктуризации. 

Данное нововведение моментально было подвергнуто критике со стороны профессионального сообщества, ведь это возлагает на суд несвойственные ему функции экономической экспертизы. Кроме того, не ясен практический смысл такого положения.

Если собрание кредиторов не желает переходить к оздоровительной процедуре – то и не одобрит план реструктуризации. А вот утвердить план реструктуризации без согласия кредиторов суд неправомочен.

В этой части предложенный законопроект нуждается в существенных правках. 

Изменение порядка проведения торгов. 

Актуальное законодательство о банкротстве в настоящий момент предусматривает продажу имущества должника с торгов. Торги проводятся «на повышение» — устанавливается начальная продажная цена, а заинтересованные покупатели могут предложить цену выше, чем установленная.

Если торги не состоялись, то предусматривается проведение повторных торгов – и только после того, как повторные торги не увенчались успехом, порядок существенно меняется. Торги проводятся посредством публичного предложения, но уже «на понижение».

Организатором торгов (как правило, это арбитражный управляющий) устанавливается количество периодов и шаг снижения цены. 

Законопроект вносит существенные коррективы. Предлагается проведение торгов «на повышение» и «на понижение» в рамках одних торгов. Иными словами, при отсутствии желающих купить актив, цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение. От публичного предложения авторы предлагают вовсе отказаться.  

Очевидно, что принципиальное изменение механизма позволит ускорить процедуру проведения торгов и увеличит конкуренцию среди участников. В настоящий момент потенциальные покупатели нередко ждут окончания первых и повторных торгов, чтобы получить возможность приобрести актив по более низкой цене. 

Сохранение управления над должником в ходе новой процедуры реструктуризации долгов. 

Одно из главных нововведений – частичное оставление управления за собственником даже во время банкротства. Это означает, что в ходе процедуры реструктуризации долгов все полномочия по управлению не будут автоматически отдавать управляющему.

Законопроект предусматривает несколько сценариев управления: сохранение право назначать руководителя за учредителями и участниками должника или передача таких полномочий собранию кредиторов.

Также возможно установить двоевластие — то есть образовать сразу два единоличных исполнительных органа должника, один из них будет выбран собственниками бизнеса, а второй – кредиторами. Полномочия между ними разделят в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Управление можно передать и антикризисному управляющему – такой вариант в законопроекте тоже предусмотрен. 

Читайте также:  Сколько денег класть на депозит суда для финансового управляющего?

Случайный выбор управляющего. 

Минэкономразвития, критикуя существующую систему, предлагает назначение арбитражного управляющего посредством случайного выбора. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих уведомляются о начале процедуры отбора на конкретную процедуру.

СРО в свою очередь вправе выдвинуть свои кандидатуры путем предложения суммы баллов, которые они готовы отдать за данную процедуру. Уже выбранное СРО предлагает кандидатуру управляющего из числа своих членов.

Важно, чтобы рейтинг управляющего и количество баллов, имеющихся у него, соответствовали баллам в заявке от СРО.  

Очевидная цель нововведения – не допустить «контролируемого» банкротства, при котором арбитражный управляющий целиком воплощает волю мажоритарного кредитора, создать прозрачную процедуру отбора.

Глобально это означает, что кредитор, подавший заявление не сможет назначить «лояльного» арбитражного управляющего в угоду своим интересам. Тем не менее, при таких условиях выгода стать заявителем по делу о банкротстве снижается до нуля.

Если сейчас кредиторы осуществляют борьбу за данное право, то в условиях принятия законопроекта интерес будет потерян. 

Подводя итоги, законопроект призван разрешить следующие проблемы – уход от ликвидационного подхода к банкротству и повышение эффективности реабилитационных процедур, обеспечение независимости арбитражного управляющего.

Пока затруднительно ответить, чьим интересам больше отвечают нововведения – интересам должников или кредиторов.

Однако очевидно, что предлагаемые меры существенно повлияют на их статус, ведь в случае их принятия – институт банкротства фундаментально трансформируется.

Минэкономразвития вновь предлагает ввести упрощенное банкротство граждан

28 декабря 2018 г. Министерство экономического развития сообщило о подготовке проекта изменений в Закон о несостоятельности в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан.

В пояснительной записке к проекту указано, что вступившие в силу с 1 октября 2015 г.

нормы закона, регулирующие процедуры банкротства физических лиц, оказались недоступны для значительного числа должников, находящихся в затруднительном материальном положении.

В этой связи Минэкономразвития России – разработчик проекта – предложило предусмотреть в законе упрощенную процедуру банкротства физлиц, которая позволит расширить практику применения гражданами данного института и повысить его доступность.

Повторное появление законопроекта

Это не первая попытка Минэкономразвития по введению такой новеллы в Закон о банкротстве. Впервые аналогичный проект был представлен на обсуждение в сентябре 2016 г. и затем неоднократно подвергался корректировкам по итогам экспертных оценок.

Однако в конце 2017 г. работа над законопроектом была приостановлена. Последняя редакция документа на тот момент, в частности, предполагала малообеспеченным гражданам самостоятельное юридическое сопровождение процедуры банкротства без привлечения финансового управляющего.

Как писала «АГ», тогда Федеральная палата адвокатов представила правовую позицию, в которой, поддержав концепцию разрабатываемого законопроекта, предложила внести в него изменения, ограничив круг возможных представителей несостоятельных граждан в рамках упрощенной процедуры банкротства адвокатами и арбитражными управляющими. Также ФПА указывала, что судебное представительство несостоятельных граждан должно носить обязательный характер и осуществляться в арбитражном судопроизводстве только адвокатами.

ФПА предлагает привлекать адвокатов к упрощенному банкротству гражданВ Минэкономразвития России направлена правовая позиция Федеральной палаты адвокатов к проекту поправок в Закон о несостоятельности, предусматривающих введение упрощенной процедуры банкротства физлиц

Стоит отметить, что на момент подготовки этого материала в паспорте проекта 2016 г. была размещена новая версия документа, а сам он переведен в статус публичного обсуждения. Текущая версия документа значительно отличается от последней редакции, представленной в том числе для оценки ФПА.

В Федеральной палате адвокатов «АГ» сообщили, что новый законопроект также будет изучен и на него будет представлена правовая позиция: «Обсуждаемая сегодня законодательная инициатива касается законных прав и интересов граждан, поэтому адвокатское сообщество не может оставаться в стороне и примет участие в ее обсуждении».

Основные положения

В частности, как следует из проекта, упрощенная процедура банкротства может быть применима только к гражданам, общий размер долга которых составляет от 50 тыс. до 700 тыс. руб.

Заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре может быть подано как самим должником, так и кредитором – если его требования составляют от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

и не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Арбитражный суд отказывает во введении общей процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, при наличии любого из следующих обстоятельств: заявитель либо СРО арбитражных управляющих не представили кандидатуру финансового управляющего; отсутствие средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедуры.

Заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре рассматривается в течение 5 рабочих дней после даты отказа в удовлетворении последнего из заявлений о признании должника банкротом по общей процедуре, а при отсутствии таких заявлений – в течение 5 рабочих дней с даты принятия заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.

При этом решение о признании должника банкротом и введении упрощенной процедуры может быть принято без вызова сторон и без проведения судебного заседания. По ходатайству должника или кредитора либо по инициативе суда заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре может быть рассмотрено в судебном заседании, в котором вправе участвовать как гражданин, так и его кредиторы.

Вынося решение о признании должника банкротом по упрощенной процедуре, суд вправе на основании имеющихся в деле доказательств определить максимальный размер исключаемой из конкурсной массы суммы ежемесячных расходов гражданина (с учетом лиц, находящихся на его иждивении), разъяснив при этом должнику, что тот не вправе распоряжаться иным своим имуществом, входящим в конкурсную массу. При этом лица, участвующие в деле, вправе обратиться с ходатайством об изменении указанного размера.

Арбитражные споры: количество побеждает качество?Опубликована статистика деятельности арбитражных судов за первое полугодие 2018 г.

Копия решения о признании должника банкротом по упрощенной процедуре направляется судом должнику, а также кредиторам, сведения о которых указаны в списке кредиторов. Копии остальных судебных актов, принимаемых в рамках упрощенной процедуры банкротства, направляются при наличии письменного ходатайства.

Решение суда о введении упрощенной процедуры банкротства обжалуется в общем порядке. Прочие судебные акты, принятые в рамках этой процедуры, могут быть обжалованы в течение 14 календарных дней со дня принятия. Принятые в таких случаях судом апелляционной инстанции судебные акты обжалованию в кассацию не подлежат.

Проект также предусматривает, что при упрощенной процедуре банкротства собрание кредиторов проводить не обязательно – оно может быть проведено по инициативе должника, кредиторов или финансового управляющего. Если собрание инициирует кредитор, он несет расходы на его подготовку и проведение.

На финансового управляющего возлагаются обязанности по ведению реестра требований кредиторов и соблюдению порядка удовлетворения этих требований, опубликованию сведений в установленном порядке, а также подготовке и направлению в суд отчета о результатах проведения процедуры банкротства.

Он также вправе принимать меры по выявлению и обеспечению сохранности имущества гражданина-должника за счет заинтересованных в этом кредиторов и иных участвующих в деле лиц. Кроме того, в ряде случаев финансовый управляющий обязан проводить опись, оценку и (или) продажу имущества должника.

  • Финансовый управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации – другие его счета подлежат закрытию по мере обнаружения, а остатки денежных средств на них перечисляются на основной счет.
  • Если в ходе упрощенной процедуры банкротства в собственность должника поступит имущество либо существенно возрастут его доходы, он обязан в течение 5 рабочих дней уведомить об этом суд, финансового управляющего и прочих лиц, участвующих в деле.
  • Не ранее истечения срока для предъявления требований кредиторов, но не позднее окончания срока предъявления возражений на них гражданин (или финансовый управляющий – в случае возложения на него таких полномочий) обязан направить в суд, а также участвующим в деле лицам предложения о порядке продажи имущества либо уведомить их об отсутствии в составе конкурсной массы имущества, которое может быть продано.
  • При обнаружении по истечении указанного срока имущества финансовым управляющим либо кредиторами они вправе представить свои предложения о порядке его продажи с указанием перечня имущества и его цены: начальной, если предусмотрены торги, либо минимальной – при прямой продаже.

В случае удовлетворения ходатайства на продажу имущества должника с торгов расходы несет заявитель, и торги проводятся финансовым управляющим или организатором аукциона.

Возражения против предложенного порядка продажи имущества, в том числе стартовой и (или) минимальной цены, должны быть направлены в течение 15 рабочих дней с даты получения предложений о порядке продажи. Соответствующее определение суда может быть обжаловано.

Читайте также:  Банкротство физических лиц: изменения закона в 2020 году

Заявление об оспаривании сделки гражданина может подать кредитор, независимо от размера его требований, а также финансовый управляющий.

Проект предусматривает основания перехода из упрощенной процедуры банкротства гражданина к общей.

Это может произойти при выявлении существенного несоответствия размера долга условиям применения упрощенной процедуры, которое не было и не должно было быть известно лицу, обратившемуся с заявлением, ко дню введения процедуры реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре. Иной причиной может стать обнаружение или поступление в ходе упрощенной процедуры в собственность гражданина имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб.

Если должник скрывал активы или совершал иные неправомерные действия (например, декларировал соответствие требованиям, необходимым для применения упрощенной процедуры, в то время как реально он им не соответствовал), определение о завершении процедуры может быть пересмотрено, а требования кредиторов в непогашенной части – восстановлены.

Оценка экспертов в сфере банкротства

Комментируя законопроект, партнер АБ «Юрлов и Партнеры» Кирилл Горбатов отметил, что он обсуждается экспертами с 2015 г., причем его начальный вариант существенно отличался от нынешнего.

В АП Московской области обсудили возможность расширения спектра оказываемой адвокатами юридической помощи за счет представительства граждан в упрощенной процедуре банкротства

Так, подчеркнул эксперт, один из самых дискуссионных вопросов тогда состоял в обсуждении необходимости участия финансового управляющего в рамках упрощенной процедуры граждан. В итоговом варианте его участие все же предусмотрено, хотя спектр его действий существенно ограничен.

«Основной замысел состоит в том, что финансовый управляющий будет осуществлять какие-либо дополнительные действия (поиск имущества должника, проведение собраний, реализация имущества) лишь при инициативе кого-либо из кредиторов и при условии, что тот готов финансировать эти мероприятия.

Таким образом, время на проведение процедуры банкротства значительно сокращается, поскольку управляющий не проводит формальных, не имеющих в определенных случаях смысла процедур, однако при этом у кредиторов сохраняется возможность с помощью финансового управляющего получать дополнительную информацию об имуществе, о сделках должника с целью определять перспективность того или иного процессуального действия в рамках банкротства», – отметил он. По мнению Кирилла Горбатова, принятие поправок должно обеспечить доступ большего числа граждан (потенциальных банкротов) к процедуре банкротства за счет ее сокращения и удешевления.

Адвокат АБ «ФОРТиС» Самарской области Андрей Носов отметил, что, введя в 2015 г.

положения, касающиеся несостоятельности (банкротства) физлиц, государство фактически предоставило гражданам, оказавшимся в крайне затруднительном материальном положении, возможность «обнулить» свою финансовую историю и начать жизнь, что называется, с чистого листа. «Неудивительно, что количественные показатели данной категории дел стали увеличиваться в геометрической прогрессии», – подчеркнул он.

Эксперт добавил, что проект поправок о введении упрощенной процедуры является закономерным развитием института банкротства граждан и направлен, с одной стороны, на повышение доступности для должников, с другой – на значительное снижение финансовых, организационных и временных затрат по реализации процедур банкротства арбитражными судами, финансовыми управляющими, кредиторами и должниками. «Подобные изменения, несомненно, следует признать положительными, однако вопрос их реальной эффективности лежит исключительно в плоскости правоприменения. Уверен, что время и практика все расставят на свои места», – резюмировал адвокат.

Директор департамента корпоративного права юридической фирмы «РКТ» Елена Кравцова также в целом положительно оценила законопроект.

«Общая процедура банкротства является достаточно громоздкой, арбитражный управляющий обязан совершать множество строго регламентированных действий (публикации, уведомления кредиторов, отчеты и проведение собраний, розыск имущества и т. д.), не считая судебных заседаний в рамках процедуры и обособленных споров», – пояснила она.

Эксперт отметила, что в настоящее время расходы на проведение процедуры банкротства должника могут составлять от 100 до 300 тыс. руб., при этом значительной статьей расходов являются сопровождающие процедуру многочисленные публикации в официальных изданиях, касающихся инвентаризации, оценки и продажи имущества должника (публикации о торгах).

По мнению Елены Кравцовой, проект существенно удешевляет процедуру банкротства в связи с упрощением порядка рассмотрения требований кредиторов, отсутствия необходимости многих публикаций, а также упрощения порядка продажи имущества.

Она не усмотрела в проекте нарушения прав кредиторов, поскольку при предоставлении финансирования они могут потребовать проведения финансового анализа и основательного розыска имущества должника с целью установления обстоятельств банкротства.

Эксперт полагает, что возложение бремени расходов на кредиторов также будет способствовать взвешенному подходу к применению данных институтов.

При этом Елена Кравцова полагает, что принятие проекта в нынешней редакции вряд ли существенно повлияет на количество процедур, поскольку при расчете стоимости имущества должника также учитывается стоимость единственного жилья, что не позволит использовать упрощенный порядок банкротства.

У управляющего партнера АБ «ЕМПП», адвоката Сергея Егорова проект вызвал смешанные чувства.

«С одной стороны, необходимо положительно оценить усилия Минэкономразвития России по стремлению максимально в теории упросить процедуру банкротства и приспособить ее для списания долгов с граждан, попавших в настолько тяжелое финансовое состояние, что они не в состоянии оплатить расходы по обычной процедуре банкротства, – пояснил он. – С другой стороны, не вижу практического решения поставленной задачи при оставлении в схеме упрощенного банкротства фигуры арбитражного управляющего без обеспечения надлежащего финансирования его работы».

По мнению адвоката, проблема недостаточно эффективной работы закона связана ни с недостаточностью денег у среднего должника для оплаты расходов в деле о банкротстве, а с тем, что финансовые управляющие не заинтересованы заниматься банкротством граждан за 25 тыс. руб. за процедуру.

Эксперт считает: при понимании, что у Минэкономразвития не было возможности получить недостающее финансирование за счет средств бюджета, а у должников этих средств нет, в проекте была предпринята попытка подступиться к проблеме одновременно со всех сторон: уменьшить объем необходимой работы для управляющего и переложить финансирование дополнительной необязательной работы на тех кредиторов, кто ставит перед управляющим соответствующие задачи или препятствует ему в реализации базовых мероприятий, предусмотренных упрощенной процедурой. По мнению эксперта, в теории это призвано сделать упрощенную процедуру менее трудозатратной для управляющего.

Сергей Егоров также отметил, что претензии вызывают «пределы упрощения» упрощенной процедуры банкротства. «Полагаю, что проект не содержит достаточной определенности во многих нормах.

Соглашусь, что процедуру реструктуризации задолженности для проведения упрощенной процедуры можно безболезненно исключить, так как и в общих процедурах банкротства она приводит только к нерациональному увеличению сроков и расходов.

Однако как на практике будет применяться норма, например, предлагающая должнику в свободной форме набросать заявление о своем банкротстве, которое затем предлагается рассмотреть арбитражному суду то ли в судебном заседании, то ли без проведения такового – по усмотрению суда? – задается вопросом эксперт. – При этом внятные критерии такого усмотрения не сформулированы».

В целом, полагает адвокат, в текущем виде законопроект представляется «сырым» и нуждающимся в доработке.

Минэкономразвития доработало поправки о бесплатном банкротстве граждан

 Российская ГазетаРоссийская Газета

Законопроект предусматривает два типа процедур: судебную и внесудебную. Судебное банкротство сможет инициировать как сам должник, так и кредитор. Гражданин при подаче заявления должен подтвердить, что соответствует определенным критериям. Общий размер его долга — от 50 до 700 тысяч рублей (в течение последних 6 месяцев перед подачей заявления возникло не более четверти долга). В течение последнего года человек не совершал безвозмездные сделки по отчуждению имущества стоимостью более 200 тысяч рублей и не было продавал его дороже 2 млн рублей. При этом общая стоимость его имущества, исключая то, на которое не может быть обращено взыскание, например, единственное жилье, на момент подачи заявки не превышает 500 тысяч рублей. Претендент на банкротство не должен менять фамилию в течение 6 месяцев до подачи заявления, а также иметь неснятую судимость.

Кредитор может инициировать банкротство, если долг составляет от 500 до 700 тысяч рублей и просрочен более 3 месяцев

Решение о признании гражданина банкротом и о реализации имущества по упрощенной процедуре может быть принято арбитражным судом без вызова сторон и без проведения судебного заседания в течение 5 рабочих дней с даты принятия заявления. Если у него обнаружатся активы стоимостью более 500 тысяч рублей (или он получит их), то на основании ходатайства участвующих в деле лиц может быть осуществлен переход в процедуру банкротства по общим правилам.

Если процедуру запускает сам должник, участие в деле арбитражного управляющего необязательно.

В случае его утверждения по инициативе кредиторов на него возлагается ограниченный круг обязанностей, в том числе ведение реестра требований кредиторов, удовлетворение требований кредиторов, подготовка отчета, в некоторых случаях также проведение описи, оценки и продажи имущества. Если арбитражный управляющий не утвержден, то имущество реализуется самим гражданином.

Процедуру внесудебного банкротства можно будет проводить по заявлению неплатежеспособного гражданина, если в отношении него не введена иная процедура и в случае отсутствия у него имущества.

Начало проведения такой процедуры влечет прекращение начисления процентов по всем обязательствам, одновременно, и гражданин теряет право получать займы, кредиты, выдавать поручительства. Если во время процедуры обнаружится поступление в его собственность имущества, то дело может быть продолжено в общем или упрощенном порядке.

По истечении одного года внесудебное банкротство завершается, и гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

В законопроекте прописан четкий порядок финансирования процедур внесудебного банкротства граждан.

Читайте также:  Что будет с имуществом супругов при банкротстве?

Каждая саморегулируемая организация (СРО) арбитражных управляющих создает фонд поддержки внесудебного банкротства граждан. Он формируется в соответствии с правилами, утверждаемыми саморегулируемой организацией, в том числе за счет ежегодных взносов ее членов. Размер фонда — не менее 500 тыс. рублей. При расходовании средств, фонд должен быть пополнен в течение трех месяцев.

Выплаты арбитражным управляющим из фонда производятся согласно правилам, утверждаемым самой саморегулируемой организацией.

Вознаграждение арбитражного управляющего за рассмотрение заявления гражданина составляет 3 тысячи рублей, а за осуществление полномочий в ходе процедуры — 2 тысячи рублей (если иной размер не установлен правилами саморегулируемой организации арбитражных управляющих). Кредитор может заключить с АУ соглашение о вознаграждении и оплате расходов.

Руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин:

— Рождение процедуры банкротства физлиц, в том виде, в котором она есть сейчас, происходило долго, трудно, с большим количеством обсуждений, и результат на тот момент был приемлемым.

На данный момент стало понятно, что есть значительная часть граждан, которым банкротство необходимо (не могут платить по своим даже небольшим долгам), но недоступно (поскольку дорого и трудно). При этом такие граждане не имеют имущества, а их доходы весьма незначительны.

Соответственно, для таких людей должны существовать правила недорогого и необременительного списания долгов. Да и в целом процедура должна быть оптимизирована для всех граждан.

Сегодня это особенно актуально. Доступная для граждан процедура банкротства призвана снизить социальную напряженность. У людей появится возможность в текущих непростых условиях решить проблему просроченного долга в цивилизованной форме.

Если будет введен мораторий на банкротство компаний, суды смогут сосредоточиться на делах в отношении граждан. Вопрос, смогут ли саморегулируемые организации арбитражных управляющих финансировать процедуры, в условиях все того же моратория на банкротство компаний, приносящего управляющим доход.

Поэтому, на мой взгляд, на текущем этапе более жизнеспособна процедура, не требующая затрат СРО, и с минимальным участием арбитражного управляющего.

Минэкономразвития подготовило реформу института банкротства

Минэкономразвития подготовило поправки в закон о банкротстве, направленные на сокращение сроков и издержек на проведение процедур банкротства, а также повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредитора. Об этом сообщил министр экономического развития Максим Решетников, слова которого приводит пресс-служба ведомства.

«Это итог длительной работы министерства, которая велась более года по поручению президента. Подготовлен масштабный законопроект, который направлен на сокращение сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредиторов», — отмечает министр.

По его словам, одновременно речь идет о защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых инструментов.

«Банкротство — если его не удалось предотвратить — должно стать прозрачной и цивилизованной процедурой спасения бизнеса, которая позволит пройти сложный период без сокращения рабочих мест, без потери бизнеса как такового, без разрушения предприятий», — подчеркивает Решетников.

Отмечается, что в большинстве случаев банкротство означает ликвидацию компаний, при этом кредиторы получают лишь незначительную часть долга.

Глава Минэкономразвития добавляет, что сегодня в России менее 2% предприятий при банкротстве получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, при этом в США этот показатель может достигать 30%.

Минэкономразвития ожидает, что в результате принятия закона доля таких предприятий возрастет до 10%.

«Важно замотивировать собственников и менеджмент не усугублять ситуацию в предбанкротный период. Зачастую предприниматели, осознав, что банкротство неминуемо и они в любом случае лишатся бизнеса, начинают выводить активы и тем самым увеличивают убытки.

Затягивание решения имеющихся проблем и необоснованное наращивание долгов приводит к тому, что бизнес в итоге спасти невозможно», — считает Решетников.

В результате, ликвидируются рабочие места и сокращаются источники уплаты налогов в бюджет, законопроект направлен на борьбу в том числе с такими явлениями, указывает министр.

Поправки в закон

Как поясняет замминистра экономического развития Илья Торосов, реформа института банкротства готовилась в течение двух лет. Поправки объемом более 400 страниц охватывают практически все элементы института банкротства: как базовых определений и процедур, так и создания новых инструментов, изменения характера взаимоотношений лиц, участвующих в делах о банкротстве.

«Основные идея законопроекта заключаются во введении новой вариативной реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов, при этом предлагается отказаться от таких процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управления, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — отмечает Торосов.

Кроме того, законопроектом предусматривается создание механизмов предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. В поправках предусматривается создание новых способов управления для должников с помощью введения корпоративных управляющих, а также формирование новых инструментов спасения бизнеса должника.

Предлагается, чтобы сведения о конкурсной массе раскрывались в единой информационной системе о торгах, а торги проводились посредством введения англо-голландского аукциона (торгов — «качелей»).

Кроме того, реформа предусматривает введение двух новых процедур потребительского банкротства — упрощенной и внесудебной, добавляет замминистра. Они направлены на повышение доступности института потребительского банкротства для граждан, находящихся в затруднительном положении.

Обсудить на форуме

Минэкономразвития ужесточает правила будущего упрощенного банкротства граждан

Москва. 20 августа. ИНТЕРФАКС – Минэкономразвития обновило законопроект об упрощенном банкротстве граждан, ужесточив требования к желающим воспользоваться этой процедурой. В частности, не смогут прибегнуть к ней те, кто активно кредитовался накануне банкротства и выводил имущество.

Слабый старт

Институт личного банкротства, позволяющего легально избавиться от непосильных долгов, появился в России относительно недавно – в октябре 2015 года. И его применение постепенно набирает обороты: если в 2017 году несостоятельными были признаны 29827 граждан, то в 2018 году – 43984, свидетельствует статистика “Федресурса”.

Однако почти сразу же после появления этого механизма государство признало, что он оказался недоступен для граждан, оказавшихся в действительно трудной финансовой ситуации. У них нет денег на оплату обязательных расходов и услуг финансового управляющего, которому по закону о несостоятельности полагается 25 тыс. рублей плюс проценты от реализации имущества должника, если таковое имеется.

Новые требования

С 2016 года Минэкономразвития искало способы сделать эту процедуру менее затратной, минимизируя участие арбитражных управляющих. Но если изначально Минэкономразвития допускало упрощенный режим для граждан с долгами до 700 тыс. рублей, то теперь, согласно новой версии поправок в закон о несостоятельности, с которыми ознакомился “Интерфакс”, предлагается ввести больше требований.

Среди них правила, что за шесть месяцев до подачи заявления о собственном банкротстве у гражданина возникло не более четверти суммы долга (без учета процентов) и за год до этого события он безвозмездно не отчуждал имущество дороже 200 тыс.

рублей и не продавал его на сумму более 2 млн рублей. Исключение – продажа предмета залога с согласия или по требованию банка-залогодержателя, говорится в проекте.

При этом общая стоимость активов у гражданина должна быть “заведомо меньше” долгов (без учета имущества, которое нельзя изъять, в частности единственного “неипотечного” жилья).

Кроме того, у должника не должно быть неснятой или непогашенной судимости за умышленные преступления в сфере экономики, действующих административных наказаний за нарушения в сфере охраны собственности или за фиктивное либо преднамеренное банкротство. В его биографии в предшествующие подаче заявления о банкротстве полгода также не должно быть смены имени, фамилии или отчества, не считая случаев вступления в брак.

Роль управляющего

В обновленном проекте сохранилась идея о сокращении участия финансового управляющего в таких “упрощенных” банкротствах. Как и в прежней итерации поправок, разрешается не проводить собрание кредиторов и анализ финансового состояния должника, а если кредитор настаивает на этих процедурах, то он их и должен оплачивать.

Такой же подход предлагается и для реализации мер по выявлению имущества гражданина и обеспечению его сохранности. Управляющий может их принимать только по поручению и за счет заинтересованных в этом кредиторов и иных участвующих в деле о банкротстве лиц.

Также сохранилось в ходе доработки проекта положение, позволяющее гражданину самостоятельно реализовывать имущество – без торгов. В январе 2019 года такую идею критиковал Минюст, опасавшийся, что граждане будут вести себя недобросовестно, а многие и вовсе не смогут эффективно справиться с этой задачей. Однако пока эти замечания в ходе доработки не учтены.

ФНС согласовала проект, рассказал “Интерфаксу” источник, знакомый с позицией службы.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *