Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

  • Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом установлена ответственность.
  • Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
  • Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
  • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом;
  • никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • предусмотренная Налоговым Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного законодательством РФ;
  • привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
  • привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислять причитающиеся суммы налога и пени;
  • лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
  • Формы вины при совершении налогового правонарушения
  • Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
  • Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступления вредных последствий таких действий (бездействия)
  • Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вопрос 8. Виды налоговых правонарушений. Виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах: административная, налоговая, уголовная ответственности В НК РФ определены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:

Вид правонарушения Ответственность
Правонарушения, совершаемые налогоплательщиками или иными лицами. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе Штраф в размере 10000 руб.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе Штраф в размере 10% от доходов полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке Штраф в размере 5000 руб.
Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)
Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета Штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1000 руб.
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)
Грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода Штраф 10000 руб.
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода Штраф 30 000 руб.
Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы Штраф в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000руб
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком или налоговым агентом в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах Штраф в размере 200 руб. за каждый не представленный документ
  1. Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, поэтому для нее характерны следующие признаки, а именно:
  2. это мера государственного воздействия (принуждения);
  3. она наступает при совершении правонарушения и наличия вины;
  4. она применяется компетентными органами;
  5. она состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;
  6. эти санкции строго определены законом.

Однако наряду с перечисленными признаками административная ответственность имеет некоторые специфические особенности. Во-первых, основанием для административной ответственности является административное правонарушение (проступок).

Во-вторых, она проявляется в применении к правонарушителям административных взысканий (за нарушение налогового законодательства — штраф).

В — третьих, административная ответственность налагается государственными органами, строго определенными законодательством.

Таким образом, можно дать следующее определение.

Административная ответственность — это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий, налагаемых компетентным государственным органом.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в России была введена в 1992 году, когда УК РСФСР был дополнен ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах» и 162.2 «Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения»

  • Налоговое преступление — это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание.
  • Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризующаяся следующими особенностями:
  • субъектами являются только физические лица;
  • уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке;
  • уголовная ответственность применяется за наиболее общественно опасные деяния — преступления;
  • предусматривает строгие меры государственного принуждения»
  • производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется подразделениями по налоговым преступлениям МВД.
  • Мерами наказания в рамках уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений являются в основном пени и штрафы. В УК предусмотрена ответственность:
  • за уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 198-199 УК);

за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК);

за сокрытие имущества от взыскания (ст. 199.2 УК).

По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения уголовного дела важен размер налогового долга. Уголовному преследованию подвергаются два вида неуплат: в крупном и особо крупном размерах.

Размер крупной недоимки составляет более 500 тыс. руб. при условии, что недоплата превышает 10 % от суммы причитающихся налогов. Таким образом, чем крупнее организация, тем больше должен быть долг перед государством, необходимый для возбуждения уголовного дела.

Особо крупной недоимкой считается сумма более 2500 тыс. руб. (при 20 %-ной неуплате) или более 7500 тыс. руб. (независимо от процентного соотношения недоимки и общей суммы причитающихся налогов)

В ст. 199 УК перечислены все виды наказания за уклонение от уплаты налогов:

штраф от 100 тыс. руб.;

  1. штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  2. арест на срок от четырех до шести месяцев;
  3. лишение свободы на срок до двух лет;
  4. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  5. При наличии отягчающих обстоятельств, к которым относятся случаи совершения преступления группой лиц (например, руководителем или главным бухгалтером) по предварительному сговору, а также уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, то наказание устанавливается более строгое:
  6. лишение свободы на срок до шести лет;
  7. лишение права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;

штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Точно такие же виды наказаний и объем ответственности предусмотрены для руководства организации — налогового агента за неисполнение обязанностей «налогового посредника» (ст. 199.1 УК).

Тесты

Для каких целей вводятся налоги в современном обществе:

  • а)для покрытия государственных расходов;
  • б)для реализации целей политика государства;
  • в)только для регулирования экономических процессов в обществе;
  • г)исключительно для содержания аппарата государственной власти и бюджетной сферы.

Какие признаки характерны для налогов:

  • а)добровольность;
  • б)безвозмездность;
  • в)обязательность;
  • г)индивидуальная безэквивалентность.

Выберите наиболее правильное и полное определение сборов:

  • а)законодательно установленный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц;
  • б)плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий;
  • в)обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
  • г)обязательный, взимаемый с организаций и физических лиц, в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений и лицензий.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:

  • а)в пользу налогоплательщиков;
  • б)по решению органов власти в каждом конкретном случае;
  • в)строго в пользу доначисления налогов и сборов (увеличения собираемости налогов).
Читайте также:  Перерыв течения срока исковой давности

Налоговые агенты могут:

  • а)удерживать налог с заработной платы налогоплательщика;
  • б) делать перерасчет ранее уплаченных сумм налогов;
  • в)исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять налоги в бюджет;
  • г)перечислять налоги в соответствующий бюджет.
  • 6. Кто является участниками отношений, регулируемые законодательством по налогам и сборам:
    • а)организации и физические лица;
    • б)органы государственных внебюджетных фондов;
    • в)органы внутренних дел;
    • г)Министерство финансов РФ.
  • 7. Перечислить категории, которые признаются налогоплательщиками и плательщиками сборов:
    • а)юридические и физически лица;
    • б)физические и юридические лица, кроме филиалов и иных обособленных подразделений организации;
    • в)юридические лица, включая филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
    • г)индивидуальные предприниматели.
  • 8. Кто в конечном итоге несет экономическое бремя налогообложения:
    • а)налогоплательщики;
    • б)носитель налога;
    • в)налоговый агент;
    • г)сборщик налогов.

Налогоплательщики имеют право:

  • а)получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
  • б)вставать на учет в налоговых органах;
  • в)уплачивать налоги.

Налогоплательщики обязаны обеспечить сохранность данных бухгалтерского учета и других финансовых документов в течение:

  • а)трех лет;
  • б)четырех лет;
  • в)пяти лет;
  • г)всего времени работы организации, индивидуального предпринимателя.

На основании чего действует законный представитель налогоплательщика — физического лица:

  • а)простой письменной доверенности;
  • б)простой письменной доверенности, заверенной печатью или штампом физического лица;
  • в)нотариальной доверенностью;
  • г)устной договоренностью.

Под налоговой базой в соответствии с российским законодательством понимается:

  • а)стоимостное выражение объекта налогообложения;
  • б)стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
  • в)величина налоговых начислений на единицу измерения.

Что представляет собой налоговая ставка:

  • а)величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
  • б)величину, установленную в процентах или других измерениях;
  • в)стоимостную характеристику налоговой базы.
  • 14. К признакам налога относятся:
    • а) четкость;
    • б) обязательность;
    • в) Индивидуальная безвозмездность.
  • 15. Способ выражения сущностных свойств налога-это:
    • а) функция налога;
    • б) признак налога;
    • в) принцип налога.
  • 16. К функциям налога относятся:
    • а) фискальная;
    • б) исполнительная;
    • в) регулирующая.
  • 17. Функция, позволяющая государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей:
    • а) фискальная;
    • б) контрольная;
    • в) регулирующая.
  • 18. Функция, затрагивающая проблемы справедливости налогообложения:
    • а) социальная;
    • б) контрольная;
    • в) регулирующая.
  • 19. Функция, формирующая финансовые ресурсы государства:
    • а) фискальная;
    • б) контрольная;
    • в) регулирующая.

Задачи

Задание № 1

АО «Заря» просрочило исполнение обязанности по уплате НДС на 20 дней. Сумма налога по декларации составила 70000 руб. Ставка рефинансирования 16 %. Определить пеню за несвоевременную уплату НДС.

Решение

Сумма пеней определяется по формуле:

Задание № 2

При сроке уплаты НДС 20 января в размере 30000 руб. фактически поступило:

  • 19.01 — 10000 руб.
  • 27.01 — 15000 руб.
  • 3.02 -5000 руб.

Определить пеню за несвоевременную уплату НДС, если ставка рефинансирования, установленная Банком России, 14%.

Задание № 3

Организация сдала налоговую декларацию в налоговый орган по НДС 27.01. при сроке подачи декларации 20.01.

Было ли здесь налоговое правонарушение и какова мера ответственности?

Задание № 4

НДФЛ по декларации не позднее 15.07. в размере 15000 руб. индивидуальный предприниматель уплатил сумму налога:

  • 15.07. -5000 руб.
  • 25.07. — 7000 руб.

Общие условия привлечения к налоговой ответственности

Установленные НК РФ общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений восходят к конституционным правам и обязанностям участников налоговых правоотношений и непосредственно опираются на основные начала законодательства о налогах и сборах.

  • 1. Законность привлечения к ответственности. Никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренными НК РФ.
  • 2. Однократность привлечения к ответственности. Никто не может быть привлечен к ответственности повторно.
  • 3. Обязательность исполнения действующих законов. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
  • 4. Всеобщность и равенство налогообложения. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.
  • 5. Презумпция невиновности лица, привлекаемого к ответственности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда. Обязанность по доказыванию вины лица возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу (ст. 108 НК РФ).

Срок давности привлечения к ответственности. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех деяний, кроме грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплаты или неполной уплаты сумм налога.

Течение срока давности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.

Течение срока давности считается приостановленным со дня составления акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, на территории или в помещения проверяемого лица (ст. 113).

Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены ст. 108 НК РФ:

  • • никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;
  • • основание — установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу;
  • • привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ;
  • • привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора.

Единственной мерой ответственности за совершение налогового правонарушения названа налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов).

Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием части собственности налогоплательщика.

Согласно Конституции РФ и НК РФ взыскание штрафов за совершенные налоговые правонарушения производится только в судебном порядке.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции. Если эта процедура не выполнена, то суд возвращает исковое заявление согласно п. 1 ст. 108 АПК РФ по основанию несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.

Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 104, 105, 115 НК РФ).

Исковое заявление в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения | Народный вопрос.РФ

0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Читайте также:  Услуги по регистрации АО

7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.

Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Одно и то же нарушение может одновременно содержать признаки налогового либо административного правонарушения, так и признаки преступления.

Правила п. 1 комментируемой ст. 108 Налогового кодекса РФ указывают, что основания, правила и порядок привлечения к налоговой ответственности предусмотрены только Налоговым кодексом РФ. Привлечение к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ, а к уголовной – УПК РФ, УК РФ.

Положения п. 2 ст. 108 Налогового кодекса РФ «Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения» устанавливают общие правила привлечения к ответственности. При это необходимо выделить два основных момента:

недопущение повторного привлечения одного и того же лица к ответственности за совершение одно и то же налогового правонарушения по соответствующим статьям Налогового кодекса РФ. К примеру, в определении Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 № 6-О указано, что положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст.

122 Налогового кодекса РФ недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действии.

Иначе решается вопрос, если лицо привлекается к ответственности за совершение нескольких правонарушений, хотя и предусмотренных одной и той же статьей Налогового кодекса РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ штраф в размере 200 руб.

взимается за каждый непредставленный документ (которые лицо обязано представлять в налоговый орган в установленные сроки); в данном случае отсутствует не повторность, поэтому правомерно привлечение к ответственности за каждое самостоятельное налоговое правонарушение (за каждый непредставленный документ);

недопущение привлечения за совершение одного и того же лица за одно и то же правонарушение к налоговой и иной ответственности (административной или уголовной).

К примеру, в определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 № 1488-О-О указано, что предусмотренная Налоговым кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Привлечение физического лица к ответственности за налоговое правонарушение возможно только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков преступления, т.е. исключается привлечение физического лица к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. В письме МНС РФ от 28 сентября 2001 г. № ШС-6-14/734 также обращено внимание на то, что физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечено к налоговой и иной ответственности.

Пункт 3 комментируемой ст. 108 Налогового кодекса РФ определено основание привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое состоит из двух составляющих:

по факту нарушения налоговым органом должно быть принято решение (ст. 101, 101.4 Налогового кодекса РФ);

данное решение должно вступить в силу.

Особенности правил п. 4 комментируемой ст. 108 Налогового кодекса РФ состоят в следующем:

  • а) они действуют, когда налоговое правонарушение совершено организацией;
  • б)  привлечение самой организации к ответственности за налоговое правонарушение (например, по ст. 120, 122 Налогового кодекса РФ) не препятствует тому, чтобы ее руководитель, иные лица, выполняющие управленческие функции (как должностные лица) и виновные в совершении налогового правонарушения, были привлечены:
  • – к уголовной ответственности, если в их деяниях есть признаки какого-либо состава преступления, предусмотренного нормами Уголовного кодекса РФ;
  • – к административной ответственности, если их деяния образуют состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Применяя правила п. 5 комментируемой ст. 108 Налогового кодекса РФ, следует учесть, что факт привлечения лица к ответственности, не освобождает это лицо от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся к уплате суммы налога (сбора) и пени. Более того исходя из требований ст. 75 Налогового кодекса РФ, пени подлежат начислению и уплате по день фактической уплате суммы недоимки.

Пунктом 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ установлен ряд императивных правил:

а) виновность налогоплательщика должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке;

б) лицо не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Иначе говоря, оно не должно представлять доказательства, приглашать свидетелей, очевидцев, заботиться о наличии алиби и т.п.

Действует презумпция невиновности налогоплательщика, и пока не доказано обратное, последний должен считаться невиновным.

Абсолютно недопустимы действия не только налоговых органов, но и банков, иных организаций и лиц, исходящие из принципа виновности налогоплательщика и противоречащие указанной презумпции;

в) налоговые органы сами обязаны доказывать:

– обстоятельства, свидетельствующие о совершении правонарушения. Нельзя ставить вопрос о виновности налогоплательщика, пока не будет установлен факт совершения налогового правонарушения;

– виновность налогоплательщика в совершении правонарушения. Другими словами, налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 110 Налогового кодекса РФ);

г) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

Если нет абсолютной уверенности (основанной на доказанных обстоятельствах и на том, что нарушены вполне конкретные нормы Налогового кодекса) в виновности лица, то всякого рода неясности (например, в содержании актов законодательства о налогах, текстах документов, показаниях свидетелей, заключениях экспертов и т.д.) должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика (иного лица). Нельзя также виновность последнего определять по аналогии, исходя из соображений «целесообразности», ложно понятых приоритетов и т.д.;

  1. д) лицу предоставлено право прибегать к помощи аудиторов, юристов, иных специалистов; если они ему укажут на допущенные ошибки, то считается, что лицо их обнаружило самостоятельно. Далее оно может исправить ошибки, допущенные:
  2. – при учете объекта налогообложения (ст. 83–85 Налогового кодекса РФ);
  3. – при исчислении налога (ст. 52–56 Налогового кодекса РФ);

– при уплате налога (ст. 57, 58 Налогового кодекса РФ).

Если подобные исправления произведены, то нет оснований привлекать его к ответственности за совершение налогового правонарушения;

е) правила п. 6 комментируемой статьи распространяются не только на налогоплательщиков и на налоговых агентов, но также и на иных лиц.

О невозможности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения в других случаях, см. ст. ст. 109, 111, 113, 115 Налогового кодекса РФ.

Коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» для осуществления совместной инвестиционной деятельности вправе заключить договор инвестиционного товарищества.

Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. № 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционном товариществе» ст. 108 Налогового кодекса РФ дополнена п.

7, определившей распределение ответственности между участниками договора инвестиционного товарищества:

за нарушения, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, ответственность несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета;

за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, ответственность несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

8. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение

Физические лица
могут быть привлечены к ответственности
за совершение налоговых преступлений
с шестнадцати лет.

Условия привлечения
к ответственности за совершение
налогового правонарушения:

1) противоправность
деяния. Налоговым правонарушением
считается только деяние, предусмотренное
законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, деяния, содержащие
признаки составов правонарушений,
перечисленные в гл.

16 и 18
НК РФ, но не нарушающие законодательство
о налогах и сборах, не могут относиться
к налоговым правонарушениям.

Противоправное
деяние может совершаться в форме действий
(например, воспрепятствование доступу
сотрудников налоговых органов на
территорию налогоплательщика; отказ
предоставить налоговым органам
необходимые сведения и т.д.

) или бездействия
(например, непредставление в налоговые
органы отчетности; неуплата
налогоплательщиком причитающейся суммы
налога; неперечисление банком в бюджет
соответствующих налоговых платежей по
поручениям своих клиентов; неудержание
налоговым агентом суммы налога на доходы
физических лиц и т.д.);

2) виновность.
Налоговое правонарушение совершается
виновно (умышленно или по неосторожности).
Виновность означает предусмотренное
НК
РФ психическое отношение лица в форме
умысла или неосторожности к совершаемому
деянию и его последствиям.

Форма вины
является обязательным признаком
налогового правонарушения, поскольку
тот или иной ее вид всегда содержится
в нормах НК РФ, определяющих составы
правонарушений.

Большинство составов
налоговых правонарушений, установленных
НК
РФ, предполагают наличие неосторожной
формы вины.

Относительно
налоговых правонарушений волевые
признаки виновного психического
отношения выражаются в желании
наступления, в сознательном допущении,
в расчете на предотвращение последствий.
При отсутствии у правонарушителя
волеизъявления на совершение налогового
правонарушения он несет ответственность
за неиспользование своих способностей
для предотвращения вредных последствий;

3) наказуемость
деяния. Совершение налогового
правонарушения влечет для нарушителя
негативные последствия в виде налоговых
санкций. Наказуемость является формальным
признаком налогового правонарушения,
поскольку налоговым правонарушением
признается совершенное противоправное
деяние фискально-обязанных лиц,
ответственность за которое предусмотрена
НК
РФ.

  • Статья
    109 НК РФ
    регламентирует обстоятельства,
    исключающие привлечение лица к
    ответственности за совершение налогового
    правонарушения:
  • 1) отсутствие события
    налогового правонарушения;
  • 2) отсутствие вины
    лица в совершении налогового правонарушения;
  • 3) совершение деяния,
    содержащего признаки налогового
    правонарушения, физическим лицом, не
    достигшим к моменту совершения деяния
    шестнадцатилетнего возраста;
  • 4) истечение сроков
    давности привлечения к ответственности
    за совершение налогового правонарушения.
  • Срок давности
    привлечения к ответственности за
    совершение налогового правонарушения
    составляет три года.
Читайте также:  Судебное взыскание долга по кредиту: как происходит, порядок действий, что делать, если пришло решение суда о взыскании долга в судебном порядке

Основные виды налоговой ответственности от 02 мая 2006

С 1 января 2006 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые касаются порядка взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций. В свете этого соблюдение налогового законодательства и знание о мерах ответственности за его нарушение становится более актуальным для налогоплательщиков.

Налогоплательщики, а также плательщики сборов и налоговые агенты за невыполнение своих обязанностей несут ответственность. Так сказано в пункте 4 статьи 23 и пункте 5 статьи 24 НК РФ.

Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящена глава 16 НК РФ. Ответственность банков рассматривается отдельно — в главе 18 Кодекса.

Сразу оговоримся, что нас будут интересовать те налоговые правонарушения, которые непосредственно относятся к порядку исчисления и уплаты налогов.

Это — непредставление деклараций и необходимых сведений, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, неуплата (неполная уплата) сумм налогов. Как показывает практика, именно здесь возникает наибольшее количество вопросов и разночтений.

Прежде чем рассматривать отдельные виды налоговой ответственности, давайте выясним, что подразумевает данное понятие.

Налоговый кодекс не содержит понятия налоговой ответственности. Но исходя из общих положений глав 15 и 16 НК РФ, налоговую ответственность можно определить как способ воздействия на нарушителя налогового законодательства через применение санкций, установленных Налоговым кодексом.

Мерой ответственности за налоговое правонарушение является налоговая санкция (п.1 ст.114 НК РФ). Санкция представляет собой денежное взыскание, налагаемое на налогоплательщика (налогового агента) в принудительном порядке. Это единственная мера ответственности, предусмотренная налоговым законодательством. В соответствии со статьей 114 Кодекса она установлена в форме штрафа.

Штраф не следует путать с пенями. Характерной чертой штрафа является однократность взыскания. Иначе говоря, никто не может быть привлечен к ответственности повторно за одно и то же правонарушение. На это указано в пункте 2 статьи 108 НК РФ.

Пеня, напротив, не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением законодательства о налогах и сборах. Для начисления пеней достаточно только одного основания — недоимки по налогу.

При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога.

Пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке (ст.72 НК РФ).

Общие условия привлечения к ответственности за налоговые нарушения определены в статье 108 НК РФ. Здесь указано, что ответственность наступает только при наличии соответствующих оснований и в порядке, предусмотренном Кодексом. Основание наступления ответственности предполагает, что имеется сразу два фактора: объективная и субъективная стороны налогового правонарушения.

Объективной стороной является факт совершения лицом противоправного действия (или бездействия, как в случае неуплаты налога). Субъективная сторона — это наличие вины в совершении правонарушения.

При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика (то есть субъективной и объективной сторон), возлагается на налоговые органы. Так установлено пунктом 6 статьи 108 НК РФ.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц (п.4 ст.110 НК РФ), действие или бездействие которых обусловили данное правонарушение.

Нарушения налогового законодательства могут содержать также признаки административного правонарушения или уголовного преступления.

Производство по таким делам ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством (ст.10 НК РФ).

В то же время в пункте 4 статьи 108 НК РФ предусмотрено, что привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или уголовной ответственности.

Налоговые органы вправе привлекать к ответственности нарушителей только в пределах определенных сроков, установленных Налоговым кодексом (срок давности). По общему правилу нельзя привлекать к ответственности за налоговое правонарушение, если со дня его совершения истекли три года (п.1 ст.113 НК РФ).

Исчисление срока давности со дня совершения правонарушения применяется почти ко всем нарушителям.

Однако в некоторых случаях он исчисляется со дня окончания соответствующего налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

Такой порядок действует в отношении нарушений, предусмотренных статьями 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ.

  •                     Буква Закона     
  •      Сила обстоятельств
  • Налоговое законодательство выделяет несколько видов обстоятельств, которые принимаются во внимание при рассмотрении вопроса об ответственности налогоплательщика.

1. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.109 НК РФ). Налогоплательщики не привлекаются к налоговой ответственности, если:

  1. — отсутствует событие налогового правонарушения;
  2. — отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;
  3. — правонарушение совершено лицом, которое не достигло 16-летнего возраста;
  4. — истек срок давности привлечения к ответственности.

2. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст.111 НК РФ). При наличии этих обстоятельств налогоплательщики не признаются виновными и освобождаются от ответственности, даже если налоговое правонарушение доказано. Так, налогоплательщик не подлежит ответственности, если он:

— совершил деяние вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

— в момент совершения правонарушения не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (речь идет о физическом лице);

— выполнял письменные разъяснения финансовых органов (или других уполномоченных государственных органов и их должностных лиц в пределах компетенции) по вопросам применения налогового законодательства.

Обратите внимание: разъяснения Центральной консультационной службы МНС России и ее филиалов не являются официальной позицией налоговых органов (см. письмо ФНС России от 15.04.2005 N ШС-6-14/316).

Все перечисленные обстоятельства должны относиться к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение.

3. Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность (п.1 ст.112 НК РФ). Данные обстоятельства позволяют только снизить размеры санкций. Такими обстоятельствами признаются:

  • — совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • — совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
  • — иные обстоятельства, которые суд или налоговый орган, рассматривающий дело, может признать смягчающими ответственность.

4. Обстоятельства, отягчающие налоговую ответственность (п.2 ст.112 НК РФ). Если присутствует подобное обстоятельство, сумма штрафа увеличивается на 100% (п.4 ст.114 НК РФ). В Кодексе устанавливается только одно обстоятельство, отягчающее ответственность. А именно: если налогоплательщик повторно совершил аналогичное налоговое правонарушение.

Но помимо срока давности привлечения к ответственности есть также и срок давности взыскания санкций. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев с того дня, как было обнаружено правонарушение и составлен соответствующий акт (п.1 ст.115 НК РФ).

С 1 января 2006 года налоговые органы не обязаны обращаться в судебные органы, чтобы привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности. Штраф можно взыскать на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Правда, только в том случае, если размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не превышает 50 000 руб., а на индивидуального предпринимателя — 5000 руб.

При этом следует иметь в виду, что установленный размер лимита штрафа рассчитывается отдельно по каждому неуплаченному налогу за каждый налоговый период. Такой порядок установлен новой редакцией пункта 7 статьи 114 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 04.11.

2005 N 137-ФЗ (далее — Закон N 137-ФЗ). А если сумма штрафа превышает указанные размеры, налоговые органы в целях взыскания налоговых санкций должны обратиться в суд.

До 1 января 2006 года налоговые санкции взыскивались со всех налогоплательщиков только в судебном порядке. К правонарушениям, совершенным налогоплательщиком до 1 января 2006 года, но обнаруженным налоговым органом после этой даты, применяются положения новой редакции пункта 7 статьи 114 НК РФ о бесспорном списании сумм штрафов, то есть внесудебная процедура взыскания.

Кроме ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом, руководитель (или главный бухгалтер) за аналогичное правонарушение может быть привлечен также и к административной ответственности. Она наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Соотношение налоговой и административной ответственности приведено в таблице.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *