Организация и порядок проведения землеустройства

Землеустройство представляет собой важное звено организационно-правового механизма управлением использованием и охраной земель. Оно тесно связано с ведением мониторинга земель и кадастра недвижимости, поэтому многие нормативные правовые акты, содержащие нормы, касающиеся мониторинга и ведения кадастра, имеют отношение и к нему.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. При оценке места и роли землеустройства важно учитывать что, «это не просто отвод и определение границ земельного участка, а решающий фактор радикального изменения к земле как к национальному богатству путем введения многообразия форм собственности и системы организации использования земли».

Организация и порядок проведения землеустройства

Правовыми основами проведения землеустройства являются ст. 68, 69 Земельного кодекса РФ, Федеральный закон «О землеустройстве», Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации, Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

  • Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:
  • • почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
  • • оценка качества земель;
  • • инвентаризация земель.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

  1. Основаниями проведения землеустройства являются:
  2. 1) решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
  3. 2) договоры о проведении землеустройства;
  4. 3) судебные решения.
  5. Землеустройство может носить обязательный и добровольный характер.
  • В обязательном порядке землеустройство проводится в случаях:
  • • изменения границ объектов землеустройства;
  • • выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
  • • проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
  • В результате проведения мероприятий по землеустройству создаются фонды землеустроительной документации. К видам землеустроительной документации относятся:
  • • генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;
  • • карты (планы) объектов землеустройства;
  • • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • • проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

Организация и порядок проведения землеустройства

• материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

• тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Информация о Документах государственного фонда данных, перечне услуг по информационному обеспечению, порядке и условиях доступа к ним носит открытый характер и предоставляется по запросу заинтересованных лиц. Контроль за проведением землеустройства осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Землеустроительные работы. Виды и основания для проведения. Организация процесса и выполнение

Содержание:

Заключение

  1. Что такое «землеустроительные работы»? Виды работ.
  • Начнем с того, что землеустроительные работы – это работы по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению уже существующих объектов землеустройства и установлению местоположения их границ на местности.
  • Поговорим сегодня о таких землеустроительных работах, которые включают в себя проведение работ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений, внесению изменений и снятию с учета сведений о границах:
  • 1) Охранных зон особо охраняемых природных территорий.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут также создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

2) Санитарно-защитных зон.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объектов в штатном режиме.

При решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с требованиями статей 19, 23 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ границы зон с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитные зоны) отображаются в схеме территориального планирования муниципального района, генеральных планах поселений.

Информация об установленных границах санитарно-защитных зон, их графическое изображение содержится в составе проектов санитарно-защитных зон, держателями которых являются отдельные юридические лица.

Заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы представляются или направляются в уполномоченный орган правообладатели объекта, застройщиком, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.

Организация и порядок проведения землеустройства

3) Охранных зон волоконно-оптической линии связи и линий передачи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 г. №578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»  на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования (далее – ЗОУИТ).

Для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, — в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны.

Границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи, расположенных в городах и других населенных пунктах, определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии. Конкретные параметры охранных зон таких линий связи в каком-либо акте не установлены.

  1. 4) Территориальных зон.
  2. Территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
  3. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Читайте также:  Документы для лишения родительских прав

Сведения о местоположении границ территориальных зон могут вноситься в ЕГРН на основании карт (планов) объектов землеустройства, составленных в результате выполнения землеустроительных работ в рамках государственных либо муниципальных контрактов (договоров), заключенных до 11.01.

2018, по описанию местоположения указанных границ, без составления землеустроительного дела и включения землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также без проведения государственной экспертизы землеустроительной документации. 

5) Водоохранных зон.

Водоохранные зоны также относятся к ЗОУИТ.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377 утвержден порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения.

Порядок проведения землеустройства

Проведение землеустройства и сведения о нем должны носить открытый характер. Исключениями являются информация, составляющая государственную тайну, и сведения, относящиеся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов (землеобладателей). Открытость землеустройства обеспечивается предписаниями, содержащимися в законах и подзаконных актах.

Землеустройство проводится государственными проектными организациями, другими предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию на ведение этих работ, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и заказчиков. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, связанные с проведением землеустройства или его отсутствием, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

В настоящее время функционируют несколько тысяч землеустроительных организаций, получивших разрешение государства на ведение этих работ.

Таким образом государство уменьшает свое вмешательство в предпринимательскую и иную экономическую деятельность граждан, освобождается от излишних функций оказания услуг, которые могут быть осуществлены саморегулируемыми организациями.

Тем не менее увеличивается количество жалоб граждан на необоснованное повышение цен и иные злоупотребления в этой сфере, оказавшейся под недостаточным контролем государства.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных ЗК и иными федеральными законами.

ЗАО «Оленевод» обратилось в Земельную кадастровую палату по Сахалинской области с заявкой о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в Охинском, Ногликском и Александровск-Сахалинском районах.

Решением инженера кадастровой палаты в проведении государственного кадастрового учета испрашиваемых земельных участков было отказано в связи с непереоформлением совхозом «Оленевод» разрешенного права выпаса на спорных земельных участках, которому эти участки были предоставлены на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 14.11.1986, на ЗАО «Оленевод» (правопреемника совхоза). Указанным распоряжением было принято предложение о предоставлении совхозу «Оленевод» испрашиваемых земель под оленьи пастбища во временное пользование сроком на 25 лет.

Доказательства об изъятии спорных земель из государственного лесного фонда и из ведения лесхозов с передачей прав землепользования совхозу «Оленевод» в материалах дела отсутствуют.

Правоудостоверяющие землеустроительные документы на земельные участки, закрепленные за совхозом «Оленевод», в соответствии с ЗК не оформлялись.

ЗАО «Оленевод» ошибочно считает, что документом, подтверждающим его право на земельные участки, является вышеупомянутое распоряжение.

Фактически ЗАО была разрешена оленеводческая деятельность по выпасу оленей на земельных участках без закрепления за ним права на эти земли.

Кроме того, судом установлено, что при обращении с заявкой о проведении кадастрового учета ЗАО «Оленевод», в нарушение Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (утв.

постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514), не имело материалов межевания земель, находящихся в федеральной собственности, согласованных с Федеральной службой земельного кадастра и ее территориальными органами.

Согласно Закону о землеустройстве к видам землеустроительной документации, как указывалось выше, относятся карты (планы) объектов землеустройства и материалы их межевания.

Предприниматель II. обратился с заявлением о признании недействительным постановления главы г. Челябинска «О предоставлении ООО “Квелле” земельного участка из земель городской застройки в бессрочное (постоянное) пользование для эксплуатации комплекса зданий и сооружений по ул. Худякова в Центральном районе».

Свое требование он мотивирует тем, что в состав земельного участка, предоставленного ООО «Квелле» оспариваемым постановлением, включается земельный участок, занятый принадлежащими заявителю внутризаводскими автодорогами.

Работы по межеванию земельного участка, предоставленного ООО «Квелле», и по согласованию его границ со смежными землепользователями не производились.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделаны обоснованные выводы о несоответствии оспариваемого постановления закону (ст. 3 Закона о землеустройстве, ст. 59 Градостроительного кодекса, ст. 552 ГК), нарушении указанным ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов предпринимателя Н. и создании препятствий в выкупе спорного земельного участка.

Содержание и задачи землеустройства, порядок его проведения

  • В Российской Федерации, в соответствии с Законом «О землеустройстве», понятие землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
  • Землеустройство способствует наведению порядка в использовании земли: оно создает территориальную основу для осуществления комплекса организационно-экономических, агротехнических и мелиоративных мероприятий по повышению плодородия почвы, наиболее эффективному использованию земли и высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, рациональной организации производства сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности.
  • Задачи землеустройства — охрана государственной собственности на землю, общественных земель и других земель независимо от форм собственности, от расхищения и расточительного использования, что включает (ст. 3 Закона РФ «О землеустройстве»):
  • 1) изменение границ объектов землеустройства;
  • 2) предоставление и изъятие земельных участков;
  • 3) определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
  • 4) перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;
  • 5) выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
  • 6) проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
  • Содержание землеустройства определяется экономическими и политическими задачами, которые ставят перед сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства.
  • Действующее земельное законодательство регламентирует содержание землеустройства в качестве системы государственных мероприятий. Это выражается в следующих землеустроительных действиях:

Изучение состояния земель. Проводится в целях получения информации о количественном и качественном состоянии земельных ресурсов на основе геодезических и картографических работ; почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий; оценки качества земель; инвентаризации земель.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны. Проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территории и определения иных направлений рационального использования и охраны земель.

Это направление включает: природно-сельскохозяйственное районирование; разработку предложений по системе рационального использования земель и их охране; определение территорий, в границах которых могут быть предоставлены земельные участки гражданам и юридическим лицам; определение границ специальных земельных фондов; разграничение земельного фонда по категориям и видам, установленным законодательством.

Территориальное землеустройство, включающее образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также их межевание.

Территориальное землеустройство проводится при изменении границ землевладений и землепользовании, предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, изъятии, купле, продаже и других сделках с земельными участками, а также в иных случаях перераспределения земель.

Читайте также:  Срок исковой давности по неосновательному обогащению

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ землевладений, землепользовании, земельных участков, муниципальных и других административно-территориальный образований.

Внутрихозяйственное землеустройство. Проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства обеспечивается организация рационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, разрабатываются мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, рекультивации, защите от ветровой и водной эрозии и других негативных воздействий на землю.

Установленные законодательством землеустроительные действия реализуются через государственный заказ. На практике основные направления землеустроительных работ формируются и методически совершенствуются в течение многих лет, получая законченные форму и содержание.

Основными направлениями можно считать следующие: разработка земельных прогнозов, региональных программ использования земельных ресурсов, областных и районных схем землеустройства; составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании сельскохозяйственных предприятий; разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения; разработка рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель; обоснование отводов земель и формирование землепользовании несельскохозяйственного назначения; проведение топографо-геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических, мелиоративных, водохозяйственных и других обследований и изысканий.

Все названные виды работ направлены на организацию рационального, полного и эффективного использования и охрану земли, создание наилучших организационно-территориальных условий развития народного хозяйства.

Значительная часть землеустроительных мероприятий непосредственно связана с ведением государственного земельного кадастра — систематизированный свод документальных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель.

В его задачи входят регистрация землевладений и землепользовании, количественный и качественный учет земельного фонда, бонитировка почв и экономическая оценка земель.

Данные кадастра используются в обязательном порядке для различных народнохозяйственных целей — при планировании использования и охраны земель, размещении и специализации производства, мелиорации земель, определении и обосновании платы за землю, инвентаризации земель, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий. Особенно необходимы они при землеустройстве, поскольку служат ему исходной информацией. Результаты землеустройства, в свою очередь, являются документальной основой для ведения земельного кадастра и фиксируются как официально произошедшие изменения в границах и режимах землепользования. Поэтому землеустройство и земельный кадастр в профессиональном отношении представляют собой определенное единство: землеустройство — это государственный механизм перераспределения земель, а земельный кадастр — система документации о состоянии земельного фонда в каждый конкретный период.

Землеустройство как организационно-территориальная основа производства связано с мелиорацией земель, дорожным, водохозяйственным и производственным строительством и осуществлением других мероприятий, влияющих на организацию территории, использование земельных и других природных ресурсов. Таким образом, содержание современного землеустройства охватывает весьма широкий круг вопросов.

Определенный порядок проведения землеустройства, то есть состав, очередность и последовательность действий, называется землеустроительным процессом.

Землеустроительный процесс определяет этапы (стадии) проведения работ, состав землеустроительной документации, порядок проведения государственной экспертизы и ряд других положений.

По нормам земельного законодательства, а также в соответствии со сложившейся практикой землеустройство проводится в шесть этапов:

  1. подготовительные работы, включают камеральную подготовку и проведение специальных полевых обследований;
  2. составление проекта — комплекс документов, включающих чертежи, расчеты, описания, в которых содержатся землеустроительные предложения и дается их всестороннее обоснование;
  3. рассмотрение и утверждение проектной документации четко регламентируется земельным законодательством. Порядок рассмотрения и утверждения зависит от характера землеустройства, видов и форм собственности на землю и компетенции органов государственной власти по распоряжению земле;
  4. перенесение проекта в натуру (на местность). Закон однозначно определяет, что переходить к владению или пользованию земельным участком можно только после установления его границ и получения соответствующего документа;

оформление и выдача землеустроительных документов и материалов — завершающая стадия самого процесса землеустройства, его итог. Все документы, полученные в результате проведения землеустройства, составляют землеустроительную документацию и формируются в землеустроительное дело.

осуществление авторского надзора за выполнением проекта землеустройства. Своевременное осуществление проекта — это не только право, но и обязанность.

Землевладельцы, землепользователи или администрация предприятий несут ответственность за несвоевременный переход к проектируемым формам устройства территории, за несвоевременное проведение предусмотренных проектом мероприятий и за сохранность установленных в натуре граничных знаков.

По ходу реализации проекта осуществляется авторский надзор — его основная задача оказание профессиональной помощи землевладельцам и землепользователям.

В сложном процессе землеустройства большое место отводится геодезическим работам. Для землеустроительных мероприятий используют планы, карты и профили, полученные в результате выполнения геодезических работ.

При составлении землеустроительных проектов широко используют геодезические приборы и методы. Наконец, используя геодезические методы, переносят на местность границы спроектированных объектов землеустройства (участки, поля и другие объекты).

Таким образом, землеустроительные мероприятия начинают и завершают геодезическими работами.

Все виды землеустроительных работ: образование, реорганизацию и упорядочение землепользовании, выявление новых земель для освоения и изменения угодий, внутрихозяйственное землеустройство всех сельскохозяйственных предприятий, а также выполнение для этих целей изыскательских, обследовательских, съемочных и других работ — проводят проектные институты по землеустройству, землеустроительные экспедиции или филиалы в областях (краях) и землеустроители районных управлений сельского хозяйства.

Когда землеустройство проводится в обязательном порядке. Кто этим занимается, основания и рекомендации

Многие понимают под землеустройством добровольный процесс межевания (что такое межевание и сколько оно стоит, читайте в нашей статье), однако это далеко не синонимы. Облигатное землеустройство регламентировано законом, так давайте же разберемся, в каких случаях и когда землеустройство проводится в обязательном порядке.

Землеустройство – это… Понятие

Существует несколько определений землеустройству: законодательное и научное.Закон утверждает, что землеустройство — это целый ряд процедур и действий, направленных на рациональное использование, охрану и изучение состояния земель.

Сюда же входят работы по описанию местоположения и установлению на местности границ (межевание) объектов землеустройства (государственные и муниципальные границы, или их части).С точки зрения ученых, землеустройство – это наука по изучению целесообразного использования земель и их охраны для решения производственных и хозяйственных задач общества.

В этих целях используются современные информационные технологии, прикладные экономические изыскания, экономико-математические -статистические методы.

На наш взгляд, для более точного понимания такого объемного процесса как землеустройство, версии двух сообществ лучше рассматривать комплексно.

Кто занимается проведением землеустройства

Поскольку объектами землеустройства являются земли государственной собственности, соответственно и проведением землеустройства занимается государство.

Оно определяет порядок проведения землеустройства, координирует деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, принимает соответствующие законодательные акты, осуществляет гос.

надзор, разрабатывает и реализует профильный картографический материал, ну и конечно же, проводит само землеустройство.

При этом закон не запрещает проводить работы по землеустройству юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (о землеустройстве, как о направлении и профессии, можно прочитать здесь).

Проведение землеустройства, какие работы проводятся в рамках землеустройства

Давайте разберемся, какие же виды работ осуществляются в рамках проведения землеустройства.В первую очередь изучается состояние земель, на основании геодезических, картографических работ, натурного обследования и изысканий (почвенных, геоботанических и пр.).

Читайте также:  Как списать долг по кредитам или уменьшить долг физических лиц

После чего, на базе собранных данных, проводится оценка свойств и характеристик земель, а также их инвентаризация, посредством которой выявляются неиспользуемые или используемые не по целевому назначению земли.

Как только подобного рода территории определены, независимо от формы собственности, проводятся работы по организации целесообразного использования и улучшения таких земель и земель сельхоз назначения (внутрихозяйственное землеустройство). При необходимости осуществляется межевание объектов землеустройства.

Вышеперечисленные виды работ строго регламентированы действующим законодательством и иными рекомендациями по проведению землеустройства, местными распоряжениями и пр.

Случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке

Хотя процесс землеустройства на территории страны ведется непрерывно, стоит выделить случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке:

В случаях установления или изменения границ объектов землеустройства

В случаях, когда границы субъектов РФ, муниципальных образований, отдельных населенных пунктов или их частей претерпевают те или иные изменения (образовываются, корректируются или прекращают существование).

Поскольку такие мероприятия не проводятся только «картометрически», работы по изменению границ объектов землеустройства осуществляются с учетом целой вереницы материалов, совокупности факторов и законов: градостроительной, лесоустроительной, кадастровой, геодезической и пр.

документации; геофизических, климатических, исторических особенностей территории, местных традиций и т.д.

В случаях охраны земель

В случае обнаружения нарушенных, подверженных эрозиям, заболачиванию или наоборот иссушению земель, их загрязнения (различными отходами, радиоактивными или химическими веществами и пр.

), проводятся работы по восстановлению или консервации таких земель, их рекультивации (восстановление плодородности) и защите.

С учетом повсеместности подобных негативных процессов и, соответственно, работ по их предотвращению и устранению последствий проявления, не сложно представить масштабы проведения землеустроительных работ на территории нашей страны.

На основании чего проводится землеустройство

Понятно, что для проведения комплекса работ по землеустройству, необходимо основание. Поскольку землеустройство – зона ответственности государства, основания для его проведения могут быть следующие:

  • решение органов власти;
  • решение суда.

При этом инициатива может исходить не только от органов исполнительной власти, но и от собственников земельных участков и землепользователей, поэтому договор о проведении землеустройства, также может быть основанием для его проведения.

Рекомендации по проведению землеустройства

Проведение землеустройства осуществляется на основании проекта землеустройства (территориального или внутрихозяйственного). Проект разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями по проведению землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003 г.

Рекомендации по проведению землеустройства подробно описывают состав и содержание работ, оформляемой и используемой документации в случаях образования и упорядочивания границ объектов землеустройства.

Практика землеустройства

Практика землеустроительных работ велика и многообразна. Данная наука включает в себя огромный пласт направлений: геодезия, картография, правовое урегулирование земельно-имущественных отношений, межевание, кадастр недвижимости, геоинформационные системы и т.д.

Сложно представить, в каком состоянии находились бы земельные ресурсы нашей страны без этой фундаментальной науки. При этом и гражданам не стоит пренебрегать сознательностью, страна большая и государству за всем не усмотреть. Помните, что вместе с земельным участком, вы приобретаете большую ответственность.

Заботьтесь о том, в каком состоянии земельные ресурсы нашей страны будут переданы будущим поколениям.

Организация и порядок проведения землеустройства

Землеустройство, согласно статье 69 ЗК РФ, проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, землеустройство производится в обязательном порядке.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а также относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, а также землевладельцев и арендаторов.

При проведении землеустройства должны учитываться законные интересы лиц, права которых могут быть им затронуты. Они должны быть извещены землеустроителями в письменной форме не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.

Однако отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.

Вышеупомянутая статья говорит также, что юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

  • Порядок проведения землеустроительных работ определяется федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • Виды землеустройств.
  • В зависимости от содержания землеустроительных действий, их целей и задач различают два вида землеустройства: территориальное и внутрихозяйственное.

Территориальное землеустройство имеет целью рациональную организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

В порядке территориального землеустройства осуществляется образование новых землепользовании, устранение недостатков существующих (черезполосиц, вклиниваний) и др.

Такое землеустройство осуществляется одновременно на территории всех затрагиваемых им хозяйств.

В порядке внутрихозяйственного землеустройства осуществляется рациональная организация территории отдельного землепользования, определение границ его производственных подразделений, севооборотов, пастбищ, внутрихозяйственных транспортных и иных коммуникаций и др.

Цели и содержание землеустройства

Главная цель землеустройства состоит в том, чтобы обеспечить рациональное использование и охрану земель, а также улучшать природные ландшафты и создавать благоприятную экологическую среду.

Кроме того, землеустройство ставит перед собой ряд задач, в частности, устанавливать границы не только административных образований, но и территорий, которые подлежат особому природоохранному, рекреационному и заповедному режиму.

Одна из наиболее важных задач, которая стоит перед землеустройством – разграничить земельные участки собственников земли, а также физических и юридических лиц, которые являются землепользователями.

Землеустройство реализует государственную политику по перераспределению земель и на научной основе устранять недостатки, которыми обладает земля, создавать стабильные экологические ландшафты и агросистемы.

Кроме того, землеустройство должно осуществлять меры, чтобы земельные участки использовались как можно более рационально, для чего используются методы прогнозирования, планирования и организации.

Землеустройство ставит перед собой задачи по организации сельскохозяйственных земель – земельные участки выделяются из государственного фонда для организации сельскохозяйственных предприятий.

Существующая стандартизация в землеустройстве позволяет проводить инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, а также обеспечивать земельные участки прогрессивными формами землепользования.

Поскольку земля в некоторых регионах требует сохранения и улучшения природных ландшафтов, то землеустроительные работы должны способствовать улучшению ландшафта.

Нередко земля требует повышения плодородия почв, чтобы ее можно было использовать, согласно предназначению.

На законодательном уровне землеустройство должно проводить на неплодородных грунтах определенные работы, чтобы улучшить их состояние – земля должна использоваться рационально, а не находиться в запустении.

На сегодняшний день, задачи землеустройства стоят не только перед государственными организациями, но и компаниями, имеющими право проводить землеустроительные работы.

В основном, юридические лица и частные предприниматели, такие как Земельная Кадастровая Компания выполняют задачи по межеванию, установлению межевых знаков и границ земельных участков, но при этом соблюдаются функции и принципы землеустройства.

В основном, такие работы юридическими лицами выполняются не на государственном, а частном уровне.

  1. Основными задачами землеустройства являются:
  2. а) планирование и организация рационального использования земель, независимо от форм хозяйствования на земле;
  3. б) обеспечение целевого назначения земель и сохранение продуктивных земель;
  4. в) разработка комплекса мер по освоению новых земель, улучшению существующих сельскохозяйственных угодий, сохранению и повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых природных ландшафтов и охране земель;
  5. г) межевание земель с установлением (восстановлением) и закреплением на местности административно-территориальных границ и границ земельных участков землепользователей в единой государственной системе.
  6. Также в Федеральном законе РФ «О землеустройстве» в главе III «проведение землеустройства» описаны все виды землеустроительных работ, которые и можно назвать основными задачами землеустройства.

Поиск на сайте:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *