Особенности управления в общественной организации

Особенности управления в общественной организации

Зачем вообще может понадобиться некоммерческая организация, что она из себя представляет, какие бывают НКО, в чем особенности учета и как сдать отчетность и ничего не забыть — рассказываем в сегодняшней статье.

Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.

Информацию о регулировании деятельности НКО ищите в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Кроме того существуют и другие законодательные акты по конкретным формам организаций.

Главное для НКО — общественно полезная деятельность, направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, а также на развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и свобод и т.д.

Форм НКО довольно много и они перечисляются в статье 50 главы 4 ГК РФ:

  • Потребительские кооперативы. Из самых известных — жилищные, жилищно-строительные, гаражные и кредитные. Первые два могут впоследствии преобразовываться в товарищество собственников недвижимости. Например, вы сначала строите дом, объединяясь в кооператив, а затем, становясь собственниками готового жилья, превращаетесь в ТСЖ.
  • Общественные организации. Это профсоюзы, политические партии и даже самодеятельность. Отдельные общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) или преобразовываться в автономную некоммерческую организацию или фонд. Это объединение людей, которые сплотились благодаря общим интересам, стремлению к их защите и другим общим целям.
  • Общественное движение.
  • Ассоциации (союзы). К ним относится несколько подкатегорий — некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты. По крайней мере с понятием СРО вы должны быть знакомы. Эти организации имеют существенное влияние в строительстве, иногда без членства в СРО невозможно осуществлять деятельность или получить госконтракт.
  • Товарищества собственников недвижимости. Это ТСЖ, СНТ, ОНТ (огородное некоммерческое товарищество). Очень распространенный тип НКО. Если вы живете в многоэтажке, владеете дачей или земельным участком, то скорее всего уже получали членство в таких организациях. ТСН необходимо для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании.
  • Фонды. В том числе общественные и благотворительные. Согласно статье 123.17 ГК к ним относятся организации, не имеющая членства, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
  • Учреждения. Причем не только государственные или муниципальные, но и частные. Создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных аналогичных функций.
  • Автономные некоммерческие организации. Ее определение похоже на определение фонда, создается она в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
  • Публично-правовые компании. Для них есть отдельный федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ. Создается на основании федерального закона или указа Президента РФ, а также путем реорганизации госкорпорации (за некоторым исключением).
  • Государственные корпорации (вот уж неожиданность). Они учреждаются Российской Федерацией. Например ,это Роскосмос или Агентство страхования вкладов.
  • Далее следуют более специфические — казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, религиозных организаций, адвокатские палаты и образования, нотариальные палаты.

Глаза разбегаются, да? Список и правда внушительный, а учитывая, что существуют еще и подформы, то и вовсе можно запутаться. И тем не менее НКО сейчас очень много. Хотя бы те же ТСЖ, садовые некоммерческие товарищества, строительные кооперативы появляются как грибы после дождя.

Некоммерческие организации могут претендовать на получение грантов. Чтобы выделить только те, что имеют на это законное право, придумали реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Его еще летом опубликовало Минэкономразвития.

Чтобы учитывать гранты нужно составлять сметы и не забывать отчитываться о целевом использовании средств. Используйте для ведения учета 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации.

Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен.

Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.

Если вы интересуетесь господдержкой и в дальнейшем надеетесь получить помощь от Фонда президентских грантов, то учтите какие НКО получать их не могут:

  • государственные организации, государственно-общественные и общественно-государственные (да,они разные) организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • СРО;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • ТСН;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • адвокатские образования;
  • микрофинансовые организации (как ни странно и они тоже НКО)

Остальные из числа претендентов не исключаются.

Но прежде, чем развивать бурную деятельность нужно зарегистрироваться.

Как зарегистрировать НКО

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

Отчетность НКО и особенности деятельности

Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.

Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).

Кроме того не забудьте, что за 2020 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).

Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.

Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).

Виды отчетов в Минюст:

  • ОН0001 — Отчет о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов
  • ОН0002 — Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников
  • ОН0003 — Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании
Читайте также:  Обзор судебной практики (ФЗ «Об акционерных обществах»)

Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа.

Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации.

Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).

  • Хотите сразу начать работать правильно — подключайте 1С: Бухгалтерию НКО
  • В облачной 1С старт будет быстрым и легким, первые 14 дней — бесплатно!
  • Оставьте заявку на сайте или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами

Взломаны сайты арбитражных судов России У меня обе ссылки не работают Взломаны сайты арбитражных судов России Взломаны сайты арбитражных судов России Офигеть. Специальная операция Взломаны сайты арбитражных судов России Если ИП не хватает денег на налоги, лучше прекрати…

Особенности управления в общественной организации

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Особенности управления в общественной организации

Структура органов управления, понятие компетенции высшего органа общественных организаций.

Содержание

Общественная организация – юридическое лицо, целью деятельности которого является достижение задач, связанных с духовной, образовательной, культурной, политической, религиозной сферами жизни. Организация является добровольным, некоммерческим объединением, созданным, согласно законодательными нормам.

Правовые основы регулирования деятельности общественной организации изложены в нормах Конституции, гражданском законодательстве, законах федерального значения, нормативно-правовых актах.

Для формирования общественной организации необходимо составить Устав, в котором будут указаны основные цели и задачи деятельности юридического лица.

Согласно нормам гражданского законодательства, высшим органом в некоммерческой организации является собрание участников. Если общественная организация имеет в составе более 100 участников, то высшим органом может быть коллегиальный орган – съезд, конференция.

Нормы, определяющие структуру общественной организации, являются общими для корпораций и общественных организаций (статья 65.3 Гражданского кодекса). Если речь идет о политических партиях, то главным органом власти юридического лица является съезд.

Вопросы, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти общественной организации не могут быть переданы другим органам.

  • Данное правило действует даже в том случае, когда все представители высшего органа единогласно голосуют за передачу данных компетентностей.
  • Структура органов власти юридического лица определяется на собрании участников при составлении Устава юридического лица – обязательного документа, который предоставляется в органы регистрации при официальном внесении общественной организации в Единый реестр.
  • Обязательным считается наличие единого исполнительного органа (президент, председатель).
  • Дополнительно могут быть назначены коллегиальные исполнительные органы – правление президиум.

Компетенция высшего органа общественной организации

В вопросы компетенции высшего органа власти в общественной организации входят проблемы регуляции деятельности, преобразований, ликвидации юридического лица, контроль отчетности, прием новых членов и прочие вопросы, которые изложены в нормах гражданского законодательства.

Исключительная компетенция собрания участников или коллегиального органа управления распространяется на такие проблемы:

  • Определение ключевых вопросов деятельности и управления сообщества.
  • Утверждение уставной документации.
  • Формирование других органов власти юридического лица.
  • Изложение и утверждение порядка приема в организацию.
  • Изучение и утверждение отчетов о деятельности организации.
  • Принятие решения, относительно преобразований или ликвидации юридического лица.
  • Формирование других юридических лиц, принятие решения об участии в образовании других юридических лиц.
  • Формирование филиалов.
  • Создание ревизионной комиссии.

Согласно закону, проблемы управления, которые лежат в исключительной компетенции высшего органа власти, и определены законодательно, не могут быть переданы другим органам власти, даже, если собрание единогласно приняло решение о передаче данных полномочий.

Дополнительные вопросы, которые должен решать высший орган власти, могут быть изложены в Уставе юридического лица. Если компетенция в области организации и управления высшего органа власти фиксируются только Уставом организации, они могут быть переданы другим органам власти по решению собрания, поскольку закон не определяет их как вопросы исключительной компетенции высшего органа.

Дополнительные проблемы, которые может решать высший орган власти, касаются организации внесения членских взносов, особенностей деятельности юридического лица, времени проведения собраний и другие, которые не противоречат нормам закона и нарушают права участников организации и третьих лиц.

Основания для досрочного прекращения полномочий органа общественной организации

Согласно закону, органы общественной организации могут прекратить свою деятельность по ряду оснований.

Поводом для прекращения деятельности может служить решение высшего органа, уполномоченного принимать подобные решения на основании веских причин.

Досрочное прекращение полномочий органов может быть осуществлено только на основании положений Устава юридического лица.

Вескими основаниями для прекращения деятельности являются:

  • Нарушение обязанностей органа юридического лица.
  • Неспособность вести дела и решать задачи, которые возложены на данный орган.
  • Нарушение норм Устава.

Также основаниями для прекращения деятельности могут послужить другие причины, признанные собранием участников сообщества достаточно вескими.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

В соответствии с п. 2 ст.

26 Федерального закона «О некоммерческих организациях», порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Обязательно ли в тексте Устава общественной организации прописывать порядок и размер членских взносов? Или в Уставе можно прописать отсылку, что размер и порядок сбора вступительных и членских взносов определяется Общим собранием Организации?

Екатерина28.05.2019 07:57

добрый день.

рекомендуемая формулировка — «в Локально-нормативном Акте, утверждаемом Общим собранием», однако необходимо понимать, что данный акт в организации должен быть принят

Федорова Любовь Петровна05.06.2019 14:50

Задать дополнительный вопрос

согласен с коллегой.

05.06.2019 16:00

Задать дополнительный вопрос

Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» участником (членом) молодежной общественной организации может быть лицо, достигшее 14 лет. Но может ли 14-летний гражданин занимать руководящую должность в молодежной общественной организации? Например, быть избранным в Правление организации.

Екатерина28.05.2019 07:43

Здравствуйте. Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

В соответствии со ст.

6 ФЗ «Об общественных объединениях» Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Коленская Светлана Александровна19.06.2019 21:27

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте. Согласна с мнением коллеги.

20.06.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

Особенности управления организациями общественного сектора

Общественный сектор нацелен на производство и поставку экономических благ особого рода — общественных благ. Для осуществления этой цели он должен располагать собственными ресурсами.

Они могут быть представлены либо в материально-вещественной форме (как имущество, закрепленное за предприятиями и организациями общественного сектора), либо в виде незакрепленных активов (преимущественно в денежной форме), которые относятся к казне.

Читайте также:  Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком

Управление общественным сектором призвано обеспечить его необходимыми ресурсами и рационально их использовать.

Особенность управления общественного сектора состоит в том, что он действует в зонах провалов рынка.

При этом существует зона полного провала рынка, где рыночные силы полностью не действуют, — это нерыночная часть общественного сектора, а также имеется зона, где рынок и рыночные отношения частично действуют, т.е.

имеется сочетание общественно-государственных и частных рыночных начал. Сосуществование двух зон провалов рынка придает специфические черты управлению каждой зоной.

В зоне полного провала рынка действует нерыночное управление деятельностью общественного сектора и его организаций. Его базой является иерархическая модель управления, предусматривающая прямое административное руководство высших звеньев управления низшими по широкому спектру сторон их деятельности, а также непосредственный контроль по вертикали власти, сверху вниз.

В отечественной экономической литературе иерархическую модель управления было принято называть административно-командной системой управления. Первоначально эта модель управления возникла и получила широкое развитие внутри первичных звеньев промышленности (фабрик, фирм и концернов). В начале XX в.

представителями социалистического движения выдвигалась идея рассматривать внутрифирменную модель управления как универсальную альтернативу рынку и как всеобщий инструмент замены рыночных отношений в масштабах всего национального хозяйства. Предлагалось управление будущего социалистического хозяйства построить по принципу управления единой фабрикой.

Логика введения иерархической модели управления в масштабах всего общества требовала преобразования национальной экономики в командную экономику, базирующейся не на равенстве разных форм собственности, а на господстве монополии государственной собственности.

Это означало также отказ от демократических основ государственного устройства общества и придание государству военно-полицейского, диктаторского статуса, ориентацию на мобилизационную программу развития страны, на ситуацию военного лагеря и внешнего враждебного окружения, закрытости.

В истории человечества XX столетие войдет как век грандиозных социально-экономических экспериментов. Оказалось, что надежды, возлагаемые на достоинства и преимущества иерархической модели управления, в масштабе экономики и общества в целом не оправдались.

Выяснилось, что тотальное вмешательство государства в экономику и общественную жизнь оборачиваются значительными потерями.

Мировая и отечественная практика показала, что иерархическая модель управления пригодна для управления нерыночной частью общественного сектора, а следовательно, в масштабах национальной экономики она имеет узкие границы применения.

При определенных допустимых границах иерархическая модель управления нерыночной части общественного сектора демонстрирует свои преимущества и достоинства (сокращает трансакционные издержки, использует фактор экономии от масштабов, укрепляет правовую защиту институтов рынка и способствует стабилизации в обществе). Поэтому нельзя допускать огульного отрицания этой модели управления общественным сектором. Ее отличие от внутрифирменной иерархической модели управления состоит в том, что организации и структурные подразделения общественного сектора обладают публичной властью, легитимным правом принуждения. Они находятся в сфере действия норм публичного права, правовых норм уголовного, административного и бюджетных кодексов и призваны подчиняться диктатуре закона, соблюдать принцип вертикали власти.

В нерыночной части общественного сектора автономность его организаций носит нередко формальный характер, они сильно встроены в систему публичной власти, становятся ее структурными подразделениями, полностью зависимыми от нее.

Поэтому в нерыночной части общественного сектора не стоит проблема поставить его организации в один ряд с экономическими субъектами рыночных отношений, взаимоотношения которых строятся на принципах свободы выбора и добровольных началах. Организации общественного сектора обладают в рамках закона и на основе закона правом принуждения.

Субъект публичной власти имеет возможность получать доступ к другим благам не в рамках обмена, а в процессе выполнения властных полномочий. Это значит, что обладание правом публичной власти создает административный ресурс, который должен учитываться при нерыночном управлении общественным сектором.

Необходимо также учитывать роль бюрократии как особого социального слоя общества и бюрократической системы в позитивном смысле, в контексте теории М. Вебера.

В правовом государстве с развитой демократией широко используется такой подход нерыночного управления общественным сектором, как политический механизм общественного выбора, возможность воздействия на власть граждан, выступающих одновременно в двух ролях: как избиратели и как налогоплательщики.

В современных условиях усиливается взаимодействие и взаимосвязь общественного сектора с рынком, вследствие чего в общественном секторе возникают зоны, где институты общественного сектора в различных организационных формах сочетаются с институтами рынка.

Управление этой смешанной зоной отличается от управления нерыночной частью общественного сектора.

Для раскрытия особенностей управления той зоны общественного сектора, где рынок срабатывает частично и имеют место провалы рынка, используются подходы нового государственного менеджмента и концепция агентских отношений.

Существенный вклад в ее разработку внесли Дж. Ю. Стиглиц (1989) и А. Сенн (2002).

Деятельность организаций общественного сектора строится на отношениях принципала (государства) и агента (специально созданной государством организации для исполнения задания принципала) (рис. 1.4).

Принципал создает административный контроль за действием агента.

Это связано с тем, что принципал не может непосредственно оперативно вести наблюдение за агентом, а последний имеет возможность осуществлять действия, которые могут не соответствовать ожиданиям принципала.

  • Субъекты
  • агентских
  • отношений
Зона отсутствия рыночных отношений Зона сочетания иерархии с рынком Зона активного действия рынка в сочетании с иерархией
  1. Дав-
  2. ление
  3. потре
  4. бителей
Конку ренция
  • Дав-
  • ление
  • потре
  • бителей
Конку ренция
  1. Дав-
  2. ление
  3. потре
  4. бителей
Конку ренция
минимальные сильные очень сильные
  • Принципал
  • (государ
  • ство)
  • 1) прямой административный контроль;
  • 2) субсидиарная ответственность;
  • 3) сметное финансирование
  • 1) общественный контроль;
  • 2) частичная субсидиарная ответственность;
  • 3) представительство интересов внутри организации-агента
  • 1) отсутствие субсидиарной ответственности;
  • 2) представительство интересов внутри организации-агента
  1. Агент
  2. (организа
  3. ция)
  • 1) самостоятельность в привлечении и распоряжении финансовыми ресурсами;
  • 2) ограничения на распоряжение недвижимым имуществом
  • 1) максимальная самостоятельность;
  • 2) право распоряжаться всем имуществом;
  • 3) ответственность по обязательствам и долгам

Рис. 1.4. Схема агентских отношений в общественном секторе

С помощью созданной системы контроля за деятельностью агента принципал стремится не допустить или свести к минимуму отклонение между выполняемыми действиями агента и ожиданиями принципала.

Деятельность агента по выполнению взятых принципалом обязательств должна быть эффективной, для этого принципал распределяет имущественные права и ответственность между агентами и устанавливает способ контроля за соответствием действий агента ожиданиям

принципала. Объем прав и ответственности, порядок контроля зависит от внутреннего фактора — ожидания принципала по отношению действий агента и от внешних факторов — условий деятельности агента.

К ним относится сила давления на получение, распределение и использование агентом ресурсов. Создается давление двух видов: со стороны потребителей услуг и со стороны агентов-конкурентов.

Давление со стороны потребителя призвано добиться от агента предоставить услуги, соответствующие запросом потребителя.

При этом используются разные приемы и способы воздействия на агента со стороны потребителя (конкурсный отбор агента, воздействие на доходы потребителя, на принципала с помощью жалоб и т.д.). Давление со стороны конкурента вынуждает агентов выполнять функции и оказывать услуги качественно и с меньшими издержками.

Отношения принципала и агента складываются неодинаково в разных зонах общественного сектора. Так, в зоне отсутствия рыночных отношений давление со стороны потребителей и конкуренция агентов минимальны, а экономическое поведение агента от них не зависит.

Принципал (государство) как учредитель, собственник сильно ограничивает его в праве принятия экономических решений, он осуществляет прямой административный контроль за многими сторонами деятельности агента (за профилем деятельности, за источниками дохода, направлением расходов, за распоряжением и исполнением закрепленных за агентом имущества), за соответствием выполняемой агентом деятельностью заданий и ожидания принципала. Принципал несет субсидиарную ответственность по обязательствам агента. Финансирование содержания организации-агента осуществляется на основе сметы доходов и расходов. Сметный порядок финансирования сочетается с субсидиарной ответственностью принципала (государства) по обязательствам агента-организации, что служит гарантией того, что агент получит ассигнования, необходимые для покрытия расходов по видам и элементам. Принципал (государство) оплачивает возникающее у агента долги, если причиной их возникновения было само государство-принципал.

В зонах общественного сектора, где сочетается иерархия с рынком, где реально наблюдается сильное давление со стороны потребителя и конкуренции агентов-организаций, государство-принципал заинтересовано в предоставлении большей самостоятельности агенту-организации в привлечении дополнительных средств, в их зарабатывании, в свободном распоряжении полученными финансовыми ресурсами, а также движимой мобильной частью имущества. Но при этом агент не вправе без согласия принципала распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом. В условиях, когда агенту дана большая самостоятельность в принятии управленческих решений принципала, он только частично несет субсидиарную ответственность или полностью от нее освобождается. Агент-организация подвергается не административному, а общественному контролю. Это достигается путем создания в организации коллегиального органа, осуществляющего надзиратель- ные функции, и установлением института представительства интересов принципала внутри самой организации-агента.

В зонах общественного сектора, где допускается еще более активное действие рынка в сочетании с иерархической моделью, значительно возрастает сила действия потребителей и конкуренции, предусматривается максимально возможная самостоятельность организации-агента.

Читайте также:  Усыновление (удочерение) в России

Принципал-государство предоставляет организации-агенту право распоряжаться всеми видами имущества, которое было закреплено и передано агенту или заработано в результате деятельности. Принципал-государство не несет субсидиарной ответственности по обязательствам организации-агента, а последний несет ответственность по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом.

Контроль за деятельностью организации-агента с максимально возможной самостоятельностью в принятии управленческих организаций осуществляется с помощью неадминистративного, а общественного контроля, через институт представительства интереса принципала в самой организации агента.

Сочетание разного уровня полномочий и требований к управлению в первом случае (при отсутствии рынка в зоне общественного сектора) требует создания такой адекватной организационной формы, как учреждение.

Во втором случае (в зоне общественного сектора, где рынок сочетается с иерархией), где агентам-организациям предоставлена умеренная самостоятельность в принятии управленческих решений, в России применяют организационную форму в виде имеющегося автономного управления, в странах Запада (с учетом особенностей их гражданского законодательства) — публичные учреждения.

В третьем случае, при максимально возможной самостоятельности организации- агента с сохранением общественного контроля внутри организации через институт предоставления интересов государства-принципала, в России возникла организационная форма, именуемая государственной корпорацией, в странах Запада — социальной корпорацией.

Регистрация Фонда

  • Фирменное наименование.Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке.

    Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.Наименование должно содержать ОПФ (АНО, Союз, Фонд, Ассоциация и пр.

    ), а также из названия должен усматриваться основной предмет деятельности /цель НКО. Также идет проверка на совпадение наименования, т.е. не должно быть полного совпадения с уже зарегистрированными НКО.

    Подробнее о наименовании некоммерческой организации читайте здесьВАЖНО! В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

    • 1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
    • 2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    • 3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
    • 4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали

    СПРАВОЧНО! Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

    Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям законодательства РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

    1. Сведения об адресе места нахождения:
    1. — точное написание адреса с указанием индекса и конкретным помещением согласно данным Росреестра,
    2. — гарантийное письмо от собственника/владельца (образец гарантийного письма можно посмотреть здесь),
    3. — копию документов на право собственности/владения: свидетельства о собственности или выписка из ЕГРП.

    СПРАВОЧНО! Допускается использовать в качестве адреса места нахождения — адрес лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (ЕИО – Директор, Президент), учредителя – подтвердив документами на право пользования в отношении объекта недвижимости или его части (постоянная прописка).

    В случае, когда на домашний адрес зарегистрироваться нет возможности, по роду деятельности нет  необходимости в аренде офиса, либо нет согласия собственника арендуемых помещений, мы можем оказать содействие в подборе вариантов адреса для регистрации вашей компании для чего необходимо сообщить предпочтения:  какая налоговая и тип  помещения: бизнес – центр, и пр.

    1. Цели и предмет деятельности.

    Описать подробно основные цели и предмет деятельности Фонда.

    Имейте ввиду, что Вы регистрируете некоммерческую организацию, соответственно и предмет деятельности должен быть общественно полезным и не может носить коммерческого характера, и любая деятельность организации должна быть направленна на достижение целей для которых она была создана. Перечень деятельности не может быть открытым, только конкретные виды, никаких «и других» не допускается.

    Виды деятельности

    Коды ОКВЭД. Как и предмет деятельности, коды должны носить некоммерческий характер, строго ограниченно количество кодов. Количество цифр в коде не менее 4-х цифр. Абстрактные коды, обобщающие широкий диапазон деятельности при регистрации не проходят.

    Если учредители — Физические лица, то потребуются полные паспортные данные, номер ИНН, информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. СНИЛС в случае выпуска ЭЦП.

    Если учредители — Юридические лица, потребуется номер ИНН/ОГРН, паспортные данные ЕИО (директора), информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. УКЭП/ЭЦП в случае электронной подачи.

    Предоставьте информацию о том, кто из учредителей будет являться Заявителем – от чьего имени будет заверяться доверенность и заявление на регистрацию Фонда.

    1. Структура органов управления Фонда.

    Опишите желаемую структуру и наименование органов управления (собрание, попечительский совет и т.п.) которые Вы планируете в Вашем Фонде.

    1. Единоличный исполнительный орган Фонда.

    Данные на кандидатуру Единоличного исполнительного органа:

    Наименование: Директор, Президент, Председатель и т.п. + копия паспорта и номер ИНН.

    1. Формирование органов управления Фонда.

    Если персональный состав Органов управления будет формироваться сразу на учредительном собрании, то необходимо сообщить ФИО избираемых членов каждого органа управления.

    1. Предпринимательская деятельность в Фонде.

    НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение основных целей, если это предусмотрено их уставами. Будет ли Ваш Фонд заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, если да, то необходимо сформировать имущество НКО в размере не менее 10000 (десяти тысяч) рублей, если имуществом, то необходима оценка независимого оценщика.

    Поэтому от вас необходимы пояснения, включать ли в Устав данные положения и в каком размере и каким образом будет формироваться данное имущество.

    В случае, если Фонд планирует осуществлять предпринимательскую деятельности, то необходимо определиться с выбором системы налогообложения (ОСНО, УСН 6%/15%).

    1. Будет ли Фонд иметь печать, если да, то вид печати, пожелания по эскизу и оснасткам для печати.
    2. Банк в котором желаете открыть счет. 
    3. Контактный телефон, e-mail и телефон для гос. органов.
  • Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *