Разграничение полномочий госвласти между федеральными органами РФ и ее субъектами в сфере трудовых отношений

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Разграничение полномочий госвласти между федеральными органами РФ и ее субъектами в сфере трудовых отношений

На этот счет Трудовой Кодекс РФ дает четкие и ясные указания.

Содержание

Трудовое законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, является совместным объектом властных структур Российской Федерации и местных органов государственной власти. Как же разграничиваются полномочия между федеральными органами власти и субъектами РФ?

Трудовой кодекс (ст.6) выделяет два критерия разделения властных функций:

  • по предмету регламентации;
  • по содержанию и объему.

Полномочия федеральных органов власти в сфере трудовых отношений 

На федеральных органах государственной власти лежит ответственность за принятие обязательных для всех без исключения регионов РФ законов, регулирующих отношения в области труда.

Федеральные органы власти устанавливают:

  • базирующиеся на государственной политике основы трудового права, в том числе нормативы и критерии, обеспечивающие охрану труда и безопасность производственных процессов;
  • уровень трудовых прав и свобод, дополнительные гарантии отдельным категориям трудящихся;
  • обязательства сторон при заключении и расторжении трудовых договоров;
  • условия материальной ответственности сторон трудового соглашения;
  • систему унифицированной государственной статистики в сфере труда;
  • основополагающие принципы социального партнерства.

К последнему пункту относятся также заключение и изменение коллективных трудовых соглашений, порядок ведения коллективных переговоров и способы разрешения коллективных и индивидуальных разногласий по вопросам условий и оплаты труда.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений 

Реализация трудовых прав, заявленных федеральным законодателем, осуществляется на региональном уровне. Поэтому местные органы государственной власти имеют полномочия устанавливать дополнительные трудовые права и гарантии, осуществлять конкретизацию федеральных норм с учетом местных условий и возможностей.

Не урегулированные федеральными законами отношения в области трудового права входят в юрисдикцию субъектов РФ. При этом не должен снижаться уровень правовой защищенности работников. Более высокий по сравнению с федеральным, уровень трудовых прав и гарантий обеспечивается за счет региональных бюджетных накоплений.

Неизбежно возникает вопрос о приоритете федерального законодательства перед правовыми актами представительных органов власти в регионах. На этот счет Трудовой Кодекс РФ дает четкие и ясные указания.

Во-первых, согласно ТК, представительные органы субъектов РФ могут восполнять лакуны федерального законодательства,( несмотря на то, что свод законов о труде об этом умалчивает), и проводить опережающую регламентацию трудовых норм и прав, относящихся к полномочиям федеральных законодателей. Имеются в виду те случаи, когда необходимый закон еще не принят.

Во-вторых, главным условием выступает иерархическая соподчиненность между федеральным и региональным законотворчеством. Правовой акт, утвержденный местным органом власти, не может вступать в противоречие с установлениями федеральных органов.

Яркой иллюстрацией этого положения служит закон РФ от 19.06.2003 «О минимальном размере оплаты труда». Закон установил, что в период до введения минимума заработной платы, предусмотренного в ст.133, ч.1 ТК РФ, представители субъектов Российской Федерации имеют полномочия для принятия в пределах своей территории более высокой нормы оплаты труда.

Но такое право предоставляется только тем субъектам РФ, которые имеют необходимые для повышения минимума бюджетные средства.

Дотационные регионы лишены такой возможности. Убедительный пример обоснованного и полностью корреспондирующего с ТК РФ(ст.6) разграничения между законодательной деятельностью представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

Трудовое законодательство РФ сохраняет приоритет трудовых прав и гарантий работников, поэтому в том случае, когда региональный закон снижает их, применяются федеральные нормы трудового законодательства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

  • ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
  • К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
  • основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
  • обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
  • порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
  • основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
  • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда;
  • порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
  • систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
  • особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Читайте также:  Споры, которые рассматриваются при расторжении брака в суде

Как следует понимать трудовое законодательство, на которое имеются ссылки в конкретных статьях ТК?

Статья 5 ТК определяет понятие трудового законодательства как законодательство, состоящее из ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.

Данное определение соответствует отсылочным статьям ТК, который содержит указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, включая законы, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

Помимо трудового законодательства трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что такие акты по своей отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут и не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде.

Статья 5 ТК выделяет также характерный для регулирования трудовых отношений источник права: нормативные соглашения. К ним относятся коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е.

по договоренности работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией. Соглашения имеют более широкую сферу распространения. Они могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, отраслевыми (межотраслевыми), территориальными.

При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

В настоящее время в ТК расширен договорный принцип регулирования трудовых отношений.

Если раньше ТК обязывал стороны коллективного договора включать в этот договор нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержалось прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре, то действующая редакция ст.

41 ТК такого правила не содержит. Стороны коллективного договора самостоятельно определяют как нормативные положения, так и обязательства, составляющие содержание коллективного договора.

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 6 ТК, которая посвящена разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений.

Эта статья, исходя из конституционного положения о том, что трудовое законодательство – предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, определяет полномочия, которые закреплены только за федеральными органами государственной власти, а также полномочия органов государственной власти субъектов РФ.

  • К ведению федеральных органов государственной власти относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
  • основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений;
  • основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
  • обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
  • порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
  • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
  • систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
  • особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Определяя полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, ТК устанавливает, что предметом их регулирования могут быть вопросы, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти.

ТК допускает и возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, субъектами РФ по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, если на федеральном уровне отсутствует их решение.

Однако срок их действия ограничен – до принятия федерального закона или иного нормативного акта РФ. После его принятия закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным.

Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов

Заякин, В. Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов / В. Г. Заякин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76657/ (дата обращения: 29.03.2022).



  • Статье анализируются современные научно-практические проблемы российского федерализма, возникающие при решении вопросов о распределении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти .
  • Ключевые слова: федерация, субъекты федерации, регионы, конституционные положения, разграничение предметов ведения, разделение властей, федерализм, демократия, баланс интересов, политика.
  • The article analyzes modern scientific and practical problems of Russian federalism that arise when solving questions about the distribution of subjects of competence and powers between Federal and regional authorities.
  • Keywords: federation, subjects of the Federation, regions, constitutional provisions, differentiation of subjects of competence, separation of powers, federalism, democracy, balance of interests, politics.

Федеративное государственно-территориальное устройство, закрепленное ст. 1 Конституции Российской Федерации [1], представляет особой особую форму организации и функционирования власти на уровне федерального центра и регионов, распределения полномочий и финансовых ресурсов между ними.

Читайте также:  Госпошлина за расторжение договора

Федерализм «позволяет достигать наиболее оптимальные соотношения общего и частного, целого и его составляющих, универсального и конкретного, что диктуется потребностями демократического существования и развития» [3].

Подобное соотношение проявляется в демократических институтах, реализуемых на всех уровнях (от государственного — до регионального), а также в децентрализации власти, проявляющейся в распределении полномочий между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов.

  1. При общей позитивной исторической и политико-правовой оценке федерализма как формы государственного устройства и основанной на ней системы управления следует признать, что он таит в себе немало проблем, основные из которых могут быть обозначены следующим образом:
  2. – фактическое становление двух разноплановых процессов в федеративных отношениях: с одной стороны усиливается роль федерального центра, а с другой — все более сильными становятся субъекты, что порождает проблему распределения предметов ведения и полномочий между центром и субъектами;
  3. – отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих реальное участие субъектов РФ в принятии важных экономических, социальных и политических решений;
  4. – диспропорции в развитии регионов [6];
  5. – стремление регионов к большей самостоятельности;
  6. – несогласованность политики центра и регионов в финансовых вопросах;
  7. – традиционный характер социально-бытовой и производственной инфраструктуры отдельных регионов, «не вписывающийся» в общую картину финансово-экономической политики России;
  8. – разногласия между руководителями федерального и регионального уровня по принципиально важным вопросам, препятствующие сотрудничеству и взаимопониманию;
  9. – самобытность культур и религиозных убеждений отдельных народов, населяющих отдаленные регионы России;
  10. – существенно различающийся уровень жизни (доходов) населения центральных и отделенных регионов России.
  11. Необходимо понимать, что «федеративный порядок для демократического государства является не только вопросом выбора, но и важной необходимостью» [8], поэтому решение обозначенных проблем является стержневым направлением внутренней политики Российской Федерации.

Распределение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, согласно конституционным предписаниям, производится по трем направлениям: предметы ведения РФ (ст.

71 Конституции РФ); предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст.

72 Конституции РФ); вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Особым компонентом распределения предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и ее субъектов является предусмотренная в ч. 2 ст.

78 возможность федеральных органов исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Формой передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти субъектов выступают соглашения, которые заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (ч. 1 ст. 26.8 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2].

  • Соглашение о передаче полномочий между федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ выступает оптимальной и взаимовыгодной формой сотрудничества в сфере взаимодействия уровней публичной власти в федеративном государстве [4].
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов является одним из важнейших вопросов развития российского федерализма, поскольку оно «определяет конституционно-правовой статус последних и влияет на формы и методы государственного строительства» [7].
  • Конституционно-правовое разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов обладает весомой значимостью, проявляющейся в то, что оно: способствует укреплению и развитию федерализма, его уникальной национальной асимметричной национальной модели, а также стабилизации российской государственности; обеспечивает в разумных пределах равенство субъектов РФ во взаимоотношениях друг с другом и федеральным центом; обеспечивает сбалансированное и справедливое распределение финансово-экономических средств государства между регионами (учитывая особенности их территории и уровень развития); способствует предотвращению конфликтов (соперничества, отстаивания прерогативы) между субъектами федерации, обеспечивает согласованность их действий в процессе реализации совместных проектов; служит укреплению основ соблюдения, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Предметы ведения субъектов РФ подвергаются подробной законодательной регламентации в Конституциях и Уставах ее субъектов.

И в подобном контексте возникает серьезная проблема — субъекты на своем уровне активно лоббируют идею унитаризма, находящую отражение в их законодательстве.

Последствием подобного правотворчества выступает противоречие законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральному законодательству, которое, по оценкам отечественных ученых, в различные периоды колеблется от 50 до 80 %.

  1. Преодоление обозначенной проблемы видится в укреплении жизнеспособности российского федерализма «при условии предоставления максимальной политической самостоятельности составным частям федерации» [5], обеспечения разумного компромисса между федеральным центром и регионами при обеспечении реального разделения властей, что, в свою очередь, создаст условия для дальнейшего развития демократических институтов и стабилизации общественной жизни в целом.
  2. Резюмируя изложенное, можно с полной уверенностью утверждать, что конституционная форма разграничения совместной компетенции РФ и субъектов РФ не исчерпала свой потенциал, она имеет тенденцию к расширению и совершенствованию посредством поэтапного устранения проблем, возникающих на пути достижения баланса интересов центра и субъектов, без которого немыслимо существование любого федеративного государства.
  3. Литература:

Тк рф | статья 6. разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов российской федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 197-ФЗ от 30.12.2001 (Список изменяющих документов). Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности) (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

  • обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
  • порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
  • основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
  • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
Читайте также:  Надзорная жалоба по арбитражному делу: цены и образец

порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590);

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986);

  1. порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  2. виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
  3. систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
  4. особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (в ред.

Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть введена Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4359; в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4280).

Вернуться к содержанию документа

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудового права

На структуру нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, влияет федеративное устройство России, распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих: 1) основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 2) основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности); 3) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); 4) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; 5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; 6) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; 7) принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль; 8) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 9) систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; 10) порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей; 11) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения; 12) систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда; 13) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Основной постулат, закрепленный в ч. 6 ст.

5 ТК РФ, состоит в том, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, регионы используют данное им ст. 72 Конституции РФ право регламентировать отношения в сфере труда в двух направлениях — для восполнения пробелов федерального законодательства и для усиления правовой защищенности работников.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *