Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Землю можно получить в собственность или аренду для строительства частного дома либо стать владельцем участка в неразграниченной собственности. Рассказываем, как купить землю для индивидуального жилищного строительства дешевле рыночной стоимости

Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

DifferRshutterstock

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) можно купить не только у девелоперов или на вторичном рынке. Муниципалитеты также активно вовлекают неиспользуемые участки в оборот — для них это и планы развития городов и поселений, а также один из способов пополнения бюджета от продажи и налогов.

Купить землю у местных властей можно через аукционы. На торги выставляются участки как на продажу в собственность, так и в аренду с целью строительства дома. Участок можно выкупить у города ниже его кадастровой стоимости после завершения строительства.

Еще один способ — получить неразграниченные земельные участки без торгов.

Рассказываем, как можно купить земельные участки дешевле рыночной стоимости у муниципальных властей для строительства дома.

Покупка земли в собственность на торгах

Один из способов приобрести земельный участок — выкупить его на аукционе. Такие торги проводят региональные власти и муниципалитеты. Вся информация о торгах размещается на сайте torgi.gov.ru, информацию об аукционах в конкретном населенном пункте на сайтах администрации.

Принять участие в аукционе несложно — нужно подать заявку и внести задаток. Победителем становится тот, кто назначил самую высокую цену, если в торгах участвовал только один человек, он получает землю по стартовой цене, которая обычно ниже рыночной и часто равняется кадастровой.

Такие аукционы ничем не отличаются от уже привычных и популярных продаж квартир с торгов.

Если с квартирами обычно все понятно и их стоимость и ликвидность оценить несложно, то каждый земельный участок имеет свои уникальные особенности, он может иметь невыгодную локацию в отдалении от инфраструктуры, или какие-то обременения, или рельеф, говорит генеральный директор компании «Русская сотка» Илья Терентьев. Нередко цена может быть заявлена ниже рынка, но в ходе торгов поднимается и выше него, отмечает генеральный директор компании «Гео Девелопмент» Максим Лещев.

В отличие от покупки квартир на аукционах торги по земельным участкам менее популярны среди конечных покупателей и число участников обычно меньше, поэтому есть возможность стать единственным участником аукциона и получить лот по стартовой цене, говорит Илья Терентьев.

По словам Максима Лещева, в аукционах с земельными участками в Подмосковье чаще участвуют частные инвесторы, которые разбираются в этом рынке, а не конечные покупатели — для многих это сложно и непонятно, нужно разбираться в нюансах, а также оценивать реальную стоимость земли.

Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

ART STOCK CREATIVEshutterstock

Торги по аренде земельных участков

Местные власти нередко предлагают право аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

На торги выставляется земля уже с техническими условиями подключения к инженерной инфраструктуре и утвержденным градостроительным планом земельного участка, в котором обозначены предельные параметры его застройки.

Одно из условий торгов — на участке должен быть возведен индивидуальный жилой дом, обычно на постройку дается три — пять лет. Такие аукционы становятся все более популярными среди конечных покупателей, для местных властей — это гарантия, что на участке не появится долгострой.

Главное преимущество аукциона по покупке права аренды участка с последующим строительством — это возможность его выкупить по цене ниже кадастровой.

В Москве стоимость выкупа после завершения строительства составляет 40% кадастровой стоимости.

Ну есть примеры и более выгодных сделок — в Мытищах стоимость выкупа участка с построенным объектом недвижимости составляет всего 3% кадастровой стоимости.

В каждом муниципальном образовании Подмосковья есть такие документы, и стоимость выкупа будет разниться, но она всегда будет значительно ниже кадастровой стоимости. Изучив соответствующие документы, можно заранее рассчитать стоимость выкупа участка. Данные о кадастровой стоимости размещены на официальном портале Росреестра.

Торги с правом аренды, безусловно, более выгодный вариант для тех, кто хочет приобрести земельный участок и построить на нем дом, считает Илья Терентьев. По словам Максима Лещева, это дает возможность сэкономить на покупке, а также отсрочить выплаты за земельный участок.

Но нужно рассчитывать, чтобы стоимость аренды за время строительства и последующий выкуп в сумме не оказались выше рыночной стоимости участка, предупреждает эксперт.

Стоит также сравнить стоимость выкупа земельного участка или его аренды на 49 лет — возможно, аренда окажется дешевле или менее накладна для бюджета, чем единовременный платеж полной суммы, добавляет Максим Лещев.

Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

ronstikshutterstock

Неразграниченные земельные участки

Есть еще одна возможность получить земельный участок в собственность или аренду без торгов — это купить земельный участок неразграниченной собственности.

Вся земля в России определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Неразграниченная — это та земля, на которую нет правоустанавливающих документов.

Такой схемой часто пользуются профессиональные инвесторы, и полной гарантии приобретения конкретного участка она не дает, поясняет Максим Лещев.

Распоряжаются неразграниченной землей местные муниципалитеты, соответственно, они могут предоставить претендентам (физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям) такую госуслугу. В том числе подобные безхозные участки можно получить в собственность для строительства ИЖС.

Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено ст. 39.3 и 39.6 Земельного кодекса. В ст. 39.3 кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, — собственникам таких зданий (то есть, если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на который зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного или фермерского хозяйства;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В ст. 39.6 Земельного кодекса определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

  • земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, — членам данной некоммерческой организации;
  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства — собственникам объектов незавершенного строительства;
  • земельные участки — гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок — лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок — гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, — гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, — лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Статья 39.3 Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

  1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

  2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

    1. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

      земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории (за исключением земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в аренду для комплексного освоения территории в целях строительства такого жилья), лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;

      1. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ пункт 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 1.1, вступающим в силу с 1 сентября 2016 г.

        земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

    2. земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;

    3. Подпункт 3 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

      земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества;

    4. земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;

    5. утратил силу с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

    6. земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

    7. земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;

    8. земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

    9. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ в подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса внесены изменения

      земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

    10. Подпункт 10 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

      земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;

    11. Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ пункт 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 11

      земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.

Читайте также:  Обмен участка из государственных или муниципальных земель на частный участок

Рассчитываем стоимость выкупа земельного участка от кадастровой стоимости быстро и грамотно

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

консультацию:

Показать содержание

Что такое выкупная стоимость земельного участка?

Выкупная стоимость земельного участка – это цена участка, которая устанавливается для процедуры возмездного перехода в собственность арендованного участка.

В иных случаях предназначается для выкупа ЗУ органами местной власти у собственника, при изъятии земель в пользу государства или муниципалитета, для публичных нужд и иных видов деятельности федерального или регионального масштаба.

https://www.youtube.com/watch?v=xcsl5zWOAbQ

Называют ее также часто «стоимость земельного участка по кадастровой стоимости» потому что высчитывается она именно из кадастровой стоимости ЗУ.

Отличается от кадастровой и рыночной стоимости (об отличии мы поговорим далее) и начисляется без учёта таковых. Поэтому может значительно разниться в сравнении с ними или совпадать полностью или приблизительно.

Когда и в каких случаях понадобится ее знать?

Для налогообложения, которое опирается на кадастровую стоимость участка, выкупная стоимость не имеет никакого значения. Не играет данный вид стоимости так же существенной роли при покупке или продаже ЗУ. Как правило, рынок устанавливает собственные законы, влияющие на ценообразование и востребованность объектов недвижимости, что допускает поднимать или занижать стоимость.

Знать данные ценовые параметры участка следует при выкупе земель у администрации.

Как правило, возмездный переход прав происходит тогда, когда землевладелец уже исчерпал свою возможность на приватизацию ЗУ, так как она предоставляется лишь единожды.

После оформления приватизированного участка, последующее оформление земель может происходить только на возмездной основе. Такой регламент устанавливается на основании Закона о приватизации № 1541-1 от 4.07.91 г.

Соответственно, последующие имущественные операции потребуют возмещения стоимости надела в случаях:

  1. Переоформления арендуемого у муниципалитета участка, на котором возведено (возводится) капитальное строение.
  2. Переоформления в собственность участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении.
  3. Переоформления участка под домом после вступления в наследственные права, если ЗУ не в собственности.
  4. После проведения имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на не оформленной в собственность земле.
  5. В перечисленных случаях допускается назначение выкупной цены, по инициативе администрации.

Отличие от кадастровой и рыночной стоимости

Выкупная стоимость имеет статичный характер и не подвергается влиянию тех или иных тенденций, на которые ориентирован рынок недвижимости. Например, если цены наделов поздней осенью и ранней зимой могут снижаться, то с приближением весеннего периода продавцы наделов не идут на уступки, постепенно поднимая планку установленных цен.

Кадастровая стоимость изменяется приблизительно один раз в 5 лет после проведения инвентаризации земель. Также собственник может по усмотрению изменить стоимость ЗУ, если это необходимо.

Этот прецедент не означает, что выкупная стоимость попадает в непосредственную зависимость от процедуры переоценки земельного массива.

Обозначенная сумма может так же отличаться в сторону уменьшения или увеличения, так как при её расчётах учитывается:

  • Решение административной комиссии о базовых величинах, применяющихся при расчёте.
  • Выбор формул и норм расчёта кадастровой стоимости, на основании которых выводится искомая сумма.

Оценка проводится со стороны субъекта, которому принадлежит земельный участок. В роли такового могут выступать как федеральные, так и региональные власти. А так же – органы местного самоуправления районных и поселковых административных отделов.

Для того чтобы получить информацию о сумме выкупа надела у администрации, следует подать заявку на оформление ЗУ в собственность, с приложением документов, которые удостоверяют право владения наделом. К таковым могут относиться:

  1. акты выдела участка, независимо от года выдачи;
  2. договор имущественной сделки с недвижимостью, расположенной на ЗУ;
  3. договор аренды ЗУ с муниципалитетом и т.п.

Заявка рассматривается административной комиссией на публичных слушаниях, после принятия положительного решения, их выносят в протокол и оформляют выпиской с предоставлением разрешения на выкуп.

К выписке прилагают квитанцию, с рассчитанной суммой, в которой указывается выкупная стоимость. Так же квитанция должна содержать состав базовых величин с расшифровкой, на основании которых проводились расчёты.

Рекомендуем также узнать, как получить кадастровую справку о стоимости ЗУ в данном материале.

Расчет стоимости земельного участка от кадастровой стоимости рассмотрим далее.

Применяемые формулы и методики расчёта стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости

Минимальный порог, допускающий ценообразование надела, зависит от процентной ставки, установленной для той или иной категории приобретателей. Она высчитывается от установленной на момент начисления кадастровой стоимости, за исключением случаев покупки недвижимости.

Если кратко, то процент выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка составляет:

  1. 50% в некоторых регионах для пенсионеров и инвалидов
  2. 20-60% для арендаторов
  3. 80% если изменялась категория или целевое назначение

Таким нехитрым способом можно понять как рассчитать стоимость земли по кадастровой стоимости. Расчет выкупа земельного участка более подробно расписан ниже.

В ведении местных властей – назначение льгот и субсидий отдельным группам населения. Например, в некоторых регионах местное законодательство установило льготы для пенсионеров, составляющие 50% субсидирования при выкупе участков за городской чертой.

К числу льготников причисляются пенсионеры и инвалиды, допускается внеочередное приобретение земель путём выкупа так же многодетным семьям.

В таком случае, если кадастровая стоимость надела составляет 100 тысяч рублей, заинтересованное лицо из числа перечисленных, вправе приобрести ЗУ за 50 тысяч.

Для арендаторов земель устанавливаются суммы, положенные к выплате, в размере 20-60% кадастровой стоимости ЗУ. Точная процентная ставка для расчета стоимости выкупа земельного участка от кадастровой стоимости участка зависит от позиции администрации и решения, принятого административной комиссией.

Например, при кадастровой стоимости в 100 тысяч рублей, минимальный размер выплат при переоформлении арендуемой земли составит 20 тысяч рублей, а максимальный – 60 тысяч. Такие различия дифференцируются по длительности нахождения земель в аренде или ином виде владения – чем дольше заявитель пользовался участком, тем ниже процент установленной ставки.

Так же на ценообразование влияют наличие строений или иного имущества приобретателя, расположенного на участке.

Стоимость допускает увеличения, если изменялась категория или целевое назначение земель. В таких случаях она достигает 80%, что в обозначенном примере составит 80 тысяч рублей. При этом из установленной суммы высчитывается процент, связанный с периодом нахождения ЗУ в распоряжении титульного владельца.

Выкупить участки за минимальную стоимость могут правообладатели земель, у которых:

  • участки находились в собственности 10-15 лет;
  • на участках возведены капитальные строения.

В этом случае сумма стоимости выкупа земельного участка, назначенная административным органом к уплате, может составить:

  • 20% кадастровой стоимости – для муниципальных земель;
  • 2,5% — для земель, находящихся в федеральной собственности.

Особенности

Обозначенная стоимость опирается на кадастровую оценку земель. Мы ранее рассказывали, как узнать кадастровую стоимость.

При этом, при назначении выкупной цены следует ориентироваться не на текущую сумму оценки, а на ту, которая являлась актуальной в момент приобретения недвижимости, расположенной на неприватизированном участке.

Например, если частный дом приобретался в 2001 году, после чего проводилась неоднократная переоценка массива, то к процедуре выкупа выставляется стоимость, соответствующая году приобретения дома.

Для арендуемых земель опора на кадастровые сведения определяется на текущий момент, характеризующийся подачей заявления. Год постройки дома и число лет владения наделом вычитывают соответствующий процент из установленной кадастровой стоимости.

Если заявитель сам устанавливает стоимость выкупной цены в заявлении, орган власти обязан принять данную сумму в качестве руководства и признать актуальность таковой. Либо – отказать в процедуре. В этом случае допускается подача искового заявления в суд.

Читайте также:  Отпуск без сохранения заработной платы

Переоформление на основании выкупа требуется внести в регистрационные сведения Росреестра на основании действия Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г. и статьи 131 ГК РФ.

Если безвозмездное оформление участка в собственность затрудняется рядом причин, его допустимо приобрести возмездно, уплатив соразмерную цену.

Теперь вы знаете как рассчитать стоимость земельного участка по кадастровой стоимости и мы надеемся что наша статья вам пригодилась в этом. Удачи в расчетах!

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

Продажа земельного участка в 2022 году без торгов

(материал обновлен 19 января 2022 года)

  • Продажа земельного участка без торгов, то есть без аукциона, возможна в 10-ти случаях.
  • Иными словами, есть 10 оснований, когда продажа земельных участков проходит без аукциона.
  • Речь идет о продаже муниципальных и государственных участков.
  • Много это или мало судить не берусь, потому что всё относительно.
  • Прежде чем рассматривать основания без аукционной продажи земельных участков, отметим следующее.

Для граждан самыми востребованными являются всего 2 основания.

По этим основаниям физлица покупают земельные участки без торгов.

Именно с этих 2-х оснований и начнем рассмотрение продажи земельных участков.

Оставшиеся 8 случаев для массового применения менее интересны.

1. Продажа земельного участка, на котором расположено здание или сооружение.

  1. Собственник здания, сооружения или помещения имеет право выкупить земельный участок, на котором расположена недвижимость.
  2. Например.
  3. Если дом или другая недвижимость в собственности, то администрация обязана продать земельный участок.

  4. При этом продажа земельного участка проводится без аукциона.
  5. Данное право на выкуп земли под недвижимостью существовало давно.
  6. При выкупе земельного участка всегда остро стоит вопрос цены.

  7. По какой стоимости осуществляется продажа земельных участков без торгов.

Стоимость выкупа земли устанавливает местная власть.

Если муниципальная власть адекватная, то стоимость выкупа земельных участков, как правило, разумная.

  • В ноябре 2016 года я получил в аренду земельный участок под ИЖС.
  • Стоимость выкупа земельного участка после строительства дома составит всего 3% от кадастровой стоимости.
  • Вполне вменяемая стоимость выкупа земли.

Как обстоят дела в других города и поселках мне неизвестно, но вы легко можете это выяснить.

Достаточно направить официальный запрос в местную администрацию.

Как это сделать, написано в пошаговой инструкции. О ней узнаете ниже в этой статье.

2. Продажа земельных участков под ИЖС, ведение ЛПХ, для садоводства или КФХ.  

  1. Следует отметить, что данное основание покупки земли без торгов самое желанное для многих россиян.
  2. Желающих построить дом, завести личное подсобное хозяйство или заняться садоводством предостаточно.
  3. Остановимся на этом основании подробнее.

Какие земельные участки подлежат продаже без торгов?

По данному основанию подлежат продаже следующие участки.

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства

Участки под огородничество, автосервис и другие объекты купить без торгов по данному основанию не получится.

Участки для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта

Земельные участки под ИЖС располагаются только в границах населенного пункта.

За пределами города, поселка или другого поселения нет участков с разрешенным использованием под ИЖС.

Участки под ЛПХ располагаются как в границах населенного пункта, так и за его пределами.

Продажа земельных участков под ЛПХ без торгов возможна в отношении участков на территории населенного пункта.

https://www.youtube.com/watch?v=0gMdI5Y2uec\u0026t=83s

Если участок ЛПХ находится за границей населенного пункта, то купить без торгов не получится.

По крайней мере, на законных основаниях продажа такого участка не допускается.

Земельные участки для ведения садоводства и под дачное хозяйство

  • Раньше участки под садоводство были менее привлекательны, чем участки под  дачное хозяйство.
  • Причина состояла в том, что на дачной земле можно было прописаться.
  • Однако, с 01 января 2019 года из законодательства исключено дачное хозяйство.
  • Дачные земли приравняли к садовым участкам.
  • Для справки.
  • С 04 августа 2018 года получать разрешение на строительство ИЖС и садового дома не нужно.
  • Вместо разрешения подаем Уведомление о начале строительства.
  • После завершения стройки не забываем подать уведомление об окончании строительства.
  • Завершает перечень земля для КФХ.

Земельные участки для крестьянских фермерских хозяйств

Фермеры могут получить землю без торгов для ведения крестьянского хозяйства.

Кому администрация продает земельные участки без торгов?

  1. Купить земельный участок без торгов может только гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство.
  2. При этом цель использования земли должна быть строго из перечня.

  3. ИЖС, ЛПХ в границах города (поселка), садоводство  или осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

  4. Юридические лица (организации)  не могут покупать землю для этих целей без торгов.

Продажа земельного участка без торгов осуществляется только гражданину, который:

  • подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
  • подал заявление о предоставлении земельного участка.

Заявление о предварительном согласовании подается на участок, который еще не сформирован.

  • То есть участок не имеет кадастрового номера.
  • Например, вы нашли свободный земельный участок, который не сформирован.
  • После этого, самостоятельно за 40 минут составляете схему участка и подаете ее вместе с заявлением о предварительном согласовании.
  • Администрация в течение 60 дней должна дать один из 2-х возможных ответов.
  • согласовать предоставление участка.

В этом случае вы получаете право без торгов купить участок у администрации.

  • отказать в предварительном согласовании.

В этом случае, можно найти новый участок и подать другое заявление.

Либо написать жалобу в прокуратуру или суд, чтобы чиновники обосновали законность отказа.

Заявление о предоставлении участка подается в отношении земли, которая поставлена на кадастровый учет.

  1. Иными словами, у земельного участка уже имеется кадастровый номер.
  2. Например, вы на публичной кадастровой карте нашли свободный участок, который не сдан в аренду.
  3. Таких земельных участков много в России.

  4. Чтобы получить этот участок без торгов, нужно подать в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка.
  5. Через 30 дней должен быть результат:
  • либо вы купите участок без торгов,
  • либо администрация должна дать обоснованный отказ, который можно оспорить.

Весь алгоритм действий по получению земли детально описан в пошаговой инструкции:

Готовая технология получения земельного участка

  • Получить сейчас
  • К инструкции прилагаются готовые образцы документов.
  • Шаблоны заявлений, схемы участка, документы для подачи в администрацию, и при необходимости в прокуратуру.
  • Применяйте инструкцию и чиновники не смогут вами манипулировать.

3. Продажа земельного участка для сельскохозяйственного производства, который арендовался более 3 лет.

Купить без торгов земельный участок под сельхоз производство могут как гражданин, так и  юридическое лицо.

Важное условие выкупа земли по этому основанию:

  • выкупать участок имеет право только арендатор;
  • срок пользования землей на условиях аренды должен быть не менее 3 лет;
  • заявление о выкупе участка подают до истечения срока договора аренды.

Если все условия совпадают, то можно стать собственником земли сельхоз назначения без аукциона.

4. Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей

Данное основание касается земель сельскохозяйственного назначения.

Оно закреплено в  статье 10  Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Воспользоваться правом на продажу без торгов земельного участка могут:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • сельскохозяйственные организации.
  1. Важно, чтобы КФХ или сельхоз организации ранее использовали данный участок.
  2. Подать заявление на выкуп следует не позже 6-ти месяцев с регистрации муниципальной собственности на участок.
  3. Стоимость выкупа такого земельного участка не может превышать 15% от кадастровой стоимости.

5. Продажа земельного участка, которым владеет организация на праве постоянного бессрочного пользования.

  • Юридическое лицо, которому участок принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования может выкупить землю без торгов.
  • Не могут выкупать участки из постоянного бессрочного пользования только государственные и муниципальные органы.
  • Также лишены права выкупа земли учреждения и казенные предприятия.

6. Продажа земельного участка предоставленного для комплексного освоения территории.

  1. Выкупить участок, образованный из участка для комплексного освоения, может лицо, заключившее соответствующий договор.
  2. Таким договором является Договор о комплексном освоении территории.
  3. Он заключается в соответствии с Градостроительным  кодексом и законом «О содействии развитию жилищного строительства».

7. Продажа участка для ИЖС, образованного из земель предоставленных некоммерческой организации для комплексного освоения территории.

  • Звучит весьма запутано, но на самом деле все просто.
  • Некоммерческие организации получают участки по договорам комплексного освоения территории.
  • Цель освоения территории — индивидуальное жилищное строительство.
  • Член такой организации вправе выкупить участок, образованный из этого большого участка.
  • Для выкупа без торгов нужно решение общего собрания членов некоммерческой организации.
  • Не выкупают по данному основанию участки общего пользования.
  • Данное основание используют те, кто хочет не просто получить участок, но и заработать.
  • Создание некоммерческой организации и получение земли под комплексное освоение позволяет убить 2-х зайцев.
  • Обеспечить себя участком и получать доход от деятельности организации.
  • Например, в виде заработной платы руководителя.

8. Продажа участка образованного из земель для садоводства и огородничества.

  1. Данное основание очень похоже на предшествующее.
  2. Но оно касается участков не для ИЖС, а для ведения огородничества и садоводства.
  3. До 01 января 2019 года данное основание касалось и дачного хозяйства.

  4. Гражданин член некоммерческой организации вправе без торгов выкупить свой надел земли.
  5. Важно, чтобы земля была предоставлена НКО садоводов и/или огородников.

На земли общего пользования (дороги, парковки и т.д.

) данное право не распространяется.

9. Продажа земельных участков, относящихся к землям общего пользования.

  • Некоммерческая организация может выкупить земли, относящиеся к  общему имуществу.
  • Данное основание возможно, если земля была предоставлена НКО для комплексного освоения территории для ИЖС.
  • Иными словами, гражданин член некоммерческой организации вправе выкупить свой надел.
  • Некоммерческая организация вправе выкупить участки, являющиеся общим имуществом.
Читайте также:  Надзорная жалоба по арбитражному делу: цены и образец

10. Продажа земельных участков в размере Дальневосточного гектара.

  1. Как известно, дальневосточный гектар можно получить в собственность бесплатно.
  2. Если площадь участка превышает 1 га на человека, то возможно выкупить превышающую площадь участка.
  3. Продажа превышающей площади участка осуществляется без торгов.

  4. Стоимость выкупа сверхлимитной площади Дальневосточного гектара составляет 15% от кадастровой стоимости.
  5. На этом обзор всех оснований, по которым возможна продажа земли без торгов, завершен.

Все основания выкупа участков без торгов вы можете найти в первоисточнике – пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.

  • Указанная статья кодекса содержит 12 оснований для продажи земельных участков без аукциона.
  • В моей статье их получилось всего 10.
  • Я объединил некоторые основания, чтобы было легче понять суть.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

Вопросы задавайте в х в разделе: Земельный совет.

Выкуп земельного участка у администрации по кадастровой стоимости

Как выкупить муниципальные земли по выгодной цене? Что значит продажа муниципальных земельных участков с торгов? Эти вопросы интересуют тысячи россиян. Выкупить участок у администрации по кадастровой стоимости – дело выгодное, даже прибыльное.

Как выкупить землю у администрации по цене ниже рыночной?

Выкупить землю у администрации – значит пройти всю официальную процедуру оформления документов. Если земельный участок вам действительно интересен, то регистрация собственности стоит того.

Тем более, что выкупить землю у администрации можно по цене, ниже рыночной.

Для того чтобы выкупить интересующий участок, находящийся в собственности администрации, следует проявить инициативу, а именно – обратиться в местную власть с заявлением о предварительном согласовании приобретения земельного участка.А теперь обо всем по порядку.

1. Заявление о предоставлении земельного участка

Земельные участки, принадлежащие администрации, продаются на торгах. Это прямо предписано Земельным кодексом.

Есть исключения, когда договор купли-продажи можно заключить с администрацией без проведения торгов, например, если на муниципальном участке расположен дом, принадлежащий частнику, или земля в аренде (полный перечень продажи участков без проведения аукциона содержится в п.2 ст.

39.3 ЗК РФ).

Для того, чтобы администрация смогла выставить земельный участок на продажу, заинтересованное лицо заботится о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка и обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении участка, если участок не поставлен на кадастровый учет. Далее, заинтересованное лицо, в органы местной власти подает заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

2. Рассмотрение заявления администрацией

Местная власть в течение 30 дней рассматривает заявление, и принимает одно из решений: либо публикует извещение о предоставлении земельного участка, либо отказывает в предоставлении участка (с указанием причин такого отказа).

Извещение о предоставлении участка висит в открытом доступе на официальном сайте администрации в течение 30 дней. Если за это время никто не захочет поучаствовать в приобретении участка, тогда договор купли-продажи заключается между администрацией и заинтересованным лицом.

Если же появились еще желающие приобрести участок в собственность, тогда назначается дата аукциона и участок продается с торгов.

3. Торги

Аукцион по продаже земельного участка проводится с учетом положений федерального законодательства и актов местных органов власти. Все сведения о земельном участке, а также аукционная документация, сроки проведения и др. находятся в открытом доступе.

Первоначально объявленная стоимость земельного участка определяется администрацией, но не может быть выше кадастровой стоимости (ст. 39.4 ЗК РФ). В то же время, в соответствии со статей 8 ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ» при продаже (аренде) муниципальной собственности, администрация проводит ее обязательную оценку.

То есть стоимость устанавливается на основании специальных оценочных работ.

Как правило, кадастровая стоимость на территории России устанавливается ниже рыночной, поэтому выкуп участка по кадастровой стоимости у администрации — выгодная сделка.

При проведении торгов, каждый участник, заявляя о том, что будет принимать в них участие, готов уплатить начальную стоимость за участок, а также предложить стоимость выше. Тот, кто предложит самую высокую стоимость станет победителем аукциона, с которым заключается договор купли-продажи.

4. Заключение договора купли-продажи земельного участка с администрацией

Договор купли-продажи заключается между победителем аукциона (или заинтересованным лицом, если торги не проводились) и администрацией. Цена и предмет договора уже известны. Сторонам остается формальность – подписать договор.

Если победитель аукциона уклоняется от заключения договора, то он теряет свой задаток, который вносил для того, чтобы подтвердить свои намерения действительно заключить договор.

Это делается для того, чтобы отсечь недобросовестных участников аукциона.

Когда возможен выкуп земли у муниципалитета за 15 % от кадастровой стоимости

Выкуп участка у администрации возможен не только по кадастровой стоимости, ни и в разы дешевле. Льготная цена выкупа может быть установлена органом местного самоуправления.

Так, собственникам зданий и сооружений, расположенных на муниципальных землях, администрация дает право выкупа земли по цене, гораздо ниже кадастровой стоимости.

По регионам, стоимость на такой земельный участок обычно устанавливается в размере 15% от кадастровой стоимости.

Такая ставка действует, к примеру, в Московской области (Постановление Правительства МО от 02.12.2012 года N 639/16) – ставка применяется к некоторым категориям земель, и не меняется уже на протяжении 7 лет.

Как выкупить участок за 3 процента от кадастровой стоимости

Ставки для выкупа муниципальных участков, на которых расположена частная собственность по регионам могут быть установлены еще ниже. Это зависит от категории земель видов разрешенного использования и других местных особенностей.

В Московской области, к примеру, цена продажи земельных участков сельхозназначения – 3% от кадастровой стоимости.

Такая же стоимость выкупа земельного участка (3% от кадастровой стоимости) предусмотрена для ИЖС, ЛПХ, для ведения садоводства, гаражного строительства.

Эта льгота дает возможность оформить в собственность земельный участок гражданам под собственным домом по максимально низкой цене.

Вывод

Выгодно выкупить земельный участок у администрации по кадастровой стоимости возможно тогда, когда учтены все дополнительные факторы по материальным и временным затратам.

Нельзя забывать, что для получения любой льготы в нашем государстве надо приложить ряд усилий. Как говорится, хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Но, прежде чем участвовать в торгах и гнаться за выгодным приобретением, следует изучить все возможные тонкости выкупа земель у администрации в отдельно взятом случае.

Выкуп земельного участка под зданием или сооружением. Вопросы приватизации земельных участков

  Кто имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположено здание или сооружение? При каких условиях можно обязать публичное образования заключить договор купли-продажи земельного участка под зданием и сооружениям? Когда отказ в предоставлении земельного участка может быть законным?

  Данные вопросы волнуют собственников зданий и сооружений, которые расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В предлагаемом обзоре рассматриваются некоторые проблемы, связанные с приватизацией (выкупом) таких земельных участков.

Нормативным основанием возможности выкупа земельного участка, принадлежащего государству или муниципалитету, является ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ (ЗК РФ). Ч.1 ст. 39.

20 ЗК РФ предусматривает, что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, никто иной, кроме собственника зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках не имеет права требовать их выкупа у публичного образования.

Кроме того, исключения из общего правила могут быть установлены только ст. 39.20 ЗК РФ, а также федеральным законом, т.е.

ни субъекты федерации, ни Правительство РФ или министерства и ведомства не могут ограничить исключительное право на приобретение земельных участков.

  • Первый вопрос.
  • Когда исключительное право на приобретение земельного участка отсутствует?
  • Суды исходят из того, что при ограничениях оборотоспособности земельных участков, они не могут быть выкуплены собственниками, расположенных на них зданий и сооружений.
  • Обратимся к правовым позициям судов.

Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2017 по делу N 307-КГ17-5121.

Правовая позиция

Статьей 27 Земельного кодекса установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

 В данном деле ВС РФ пришел к выводу, что существует принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Администрация при рассмотрении дела указывала на то, что спорный земельный участок согласно генеральному плану города Твери, утвержденному решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 № 193 (394), относится к зоне зеленых насаждений, а также предназначен для формирования улично – дорожной сети и отнесен к землям общего пользования.

ВС РФ отменил состоявшиеся по делу судебные акты, так как суды не исследовали генеральный план.

Если окажется, что земельный участок истца согласно генеральному плану относится к землям общего пользования, то истец не имеет права на его приватизацию.

Иначе говоря, даже если у Вас имеется в собственности здание или сооружение, но земельный участок расположен на землях, оборот которых ограничен, то суды могут признать, что Вы не имеете права на его выкуп (приватизацию)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *