Отчеты о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)

Получите документы по теме бесплатно

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Отчеты о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона).

Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст.

17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации.

В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется.

В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона).

Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст.

9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация.

Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно.

Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки.

Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру.

В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс Подкласс Условия труда Размер доп.тарифа Характеристики класса (подкласса)
1 Оптимальные
  • 2
  • Допустимые
  • 3
  • 3.1
  • Вредные
  • 1 степени
  • 2%
  • 3.2
  • Вредные
  • 2 степени
  • 4%
  • 3.3
  • Вредные
  • 3 степени
  • 6%
  • 3.4
  • Вредные
  • 4 степени
  • 7%
  • 4
  • Опасные
  • 8%

Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм. Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха. После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья. Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет). Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности. Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности. Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

  1. В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
  2. Важно: обновите информацию на сайте
  3. А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:
  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

  • За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице. 
  • Ответственность за нарушения правил спецоценки
Норма КоАП РФ Правонарушение Ответственность
должностных лиц ИП организаций
ч. 2 ст. 5.27.1
  1. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение
  2. Предупреждение или 5 000 – 10 000 руб.
  3. Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб.

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

  • 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года
  • 30 000 – 40 000  руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения
Читайте также:  Получен исполнительный лист, что делать должнику дальше?

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года

100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Блог

Отчеты о проведении специальной оценки условий труда (СОУТ)

Вопрос: Как проверить, передала ли организация, которая проводила спецоценку, отчеты в ФГИС?

Ответ: Есть три способа.

— c 01.01.2020 г. организация, которая проводила СОУТ, должна в течение 3 рабочих дней с даты загрузки отчета в систему ФГИС уведомить организацию в формате электронного документа подписанного ЭЦП (гл. 2, ст. 18 п. 3 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поэтому на своей электронной почте поищите такое письмо, но только с 2020 года появилась такая обязанность.

— на сайте ФГИС СОУТ во вкладке «Проверить наличие сведений о результатах СОУТ». Введите свой ИНН и смотрите когда Ваши отчеты по спецоценке были выгружены в систему.

— сделать запрос в организацию, которая у Вас проводила СОУТ и попросить у них принскрин из их личного кабинета системы ФГИС.

Вопрос: можно ли считать спецоценку проведенной, если работодатель не ознакомил работников с ее результатами в письменной форме?

Ответ: Нет. В этом случае спецоценка не считается проведенной, поскольку не выполнено условий ст. 15 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Работодатель обязан ознакомить работников под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ. На основании этого можно от трудовой инспекции получить штраф за нарушения порядка проведения спецоценки.

  • Вопрос: Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации?
  • Ответ: Специальную оценку условий труда должна проводить только специализированная организация, которая должна быть включена в реестр Минтруда, иметь аккредитованную испытательную лабораторию и иметь в своем штате не менее 5 экспертов по СОУТ, которые имеют сертификат на право проведения спецоценки, один из которых врач по общей гигиене труда. Подтверждающие документы можно посмотреть в наших разделах «Сертификаты» и «эксперты»
  • Вопрос: Можно ли получить идентификационный номер отчета по СОУТ до заключения договора и можно ли его отменить?

Ответ: Идентификационный номер нельзя получить до заключения договора, тк на основании статьи  8 п.6 426-ФЗ он присваивается в течение 5 дней с даты заключения договора по СОУТ.

А вот отменить номер отчета можно.

Необходимо уведомить организацию, проводящую спецоценку, что хотите расторгнуть договор и на основании этого в личном кабинете ФГИС Минтруда идентификационный номер будет аннулирован.

Вопрос: Можно ли подать декларацию по соут, если прошло уже 3 года после проведение спецоценки?

Ответ: Нет, подавать такую декларацию уже нельзя. В Приказе минтруда 80н, приложение 2,п .

5 установлено, что декларация подается в государственную инспекцию труда по месту нахождения рабочих мест в течение 30 рабочих дней с даты утверждения Отчета по спецоценке.

Предоставить декларацию можно, но это повлечет за собой нарушение порядка проведения СОУТ и автоматический штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Лучше снова провести спецоценку и подать декларацию не нарушая сроки и провести все по закону.

Вопрос: Действует ли соут в 2021 году, которая проведена в 2018 году?

Ответ: Да, действует. Срок проведения специальной оценки условий труда 5 лет. Никаких изменений не было в сроках спецоценки или отмены СОУТ в 2021 году. В данном случае следующая спецоценка по плану должна быть в 2023 г. За исключением случаев, когда необходимо проводить внеплановую оценку условий труда.

Вопрос: Если нет декларации по соут на сайте роструда надо ли проводить специальную оценку?

Ответ:Да, необходимо снова провести СОУТ. Только в том случае, если у Вас не осталось никаких свидетельств отправки декларации в инспекцию по труду (квитанция с почты, печать ГИТ и тд). Если Вы не сможете доказать, что отправляли декларацию в роструд, то автоматически Вам выпишут штраф за нарушение порядка проведения СОУТ.

Вопрос: Что делать в 2021 году, если в 2016 провели соут, но нет декларации?

Ответ: Проводить специальную оценку условий труда. Поскольку не выполнено условий 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части подачи декларации в ГИТ. Необходимо провести СОУТ, выполнить все требования закона и не бояться штрафа.

Вопрос: 2021 провели спецоценку почему не декларируется должность водителя?

Ответ: Должность водителя не декларируется в том случае, если на рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда – класс 3,1 и выше. Необходимо в Отчете по СОУТ найти карту водителя,в строке 040 карты посмотреть какой итоговый класс установлен. По 426-ФЗ декларируются рабочие места с допустимыми (класс 2) и оптимальными  (класс 1) условия труда.

Вопрос: Если соут никогда не проводился что делать в 2021 году?

Ответ:Проводить спецоценку. 426-ФЗ обязывает всех работодателей проводить специальную оценку условий труда один раз в 5 лет. Не проведение СОУТ по ст. 5.27.1 КоАП РФ приводит к штрафу. А штрафа за то, что провели оценку условий труда и выполнили все требования закона 426-ФЗ пока не предусмотрено.

Вопрос: При каком количестве работников проводят спецоценку?

Ответ:При любом количестве работников от 1 до бесконечности. Если в штате один директор, то на директора проводится СОУТ. Не проводится спецоценка на основании статьи 3 426-ФЗ «О СОУТ» только для дистанционщиков, надомников, удаленщиков (которые официально оформлены по трудовому договору на такие работы)

Вопрос: В какой срок председателем комиссии подписывается документ по соут?

Ответ: Срок утверждения спецоценки председателем комиссии 30 календарных дней со дня его передачи работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда.

В нашей организацией мы передаем отчет с подписанием акта приема-передачи отчета и у работодателя остается документальное подтверждение передачи отчета, видна дата, с которой отсчитывать необходимый срок для утверждения отчета.

Вопрос: На сводной ведомости соут ставится печать?

Ответ: Нет, печать ставить не нужно. В 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» такое требование не прописано.

  1. Вопрос: В каких случаях карта специальной оценки не оформляется?
  2. Ответ: Карта по специальной оценке условий труда оформляется в любом случае (статья 15 426-ФЗ)
  3. Вопрос: Как оформить обоснование о необходимости внеплановой соут?

Ответ: Необходимо оформить протокол заседания комиссии по проведению спецоценки в произвольной форме. Указать причину проведения внеплановой СОУТ на основании статьи 17 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Закон не запрещает работодателю хоть каждый год проводить СОУТ.

Вопрос: Может ли работодатель получать несколько раз идентификационный номер ФГИС, если не будет проводить СОУТ в одной из организаций?

Ответ: Может. Идентификационный номер присваивается в течение 5 дней с даты заключения договора. Если работодатель расторгает договор, то номер в системе ФГИС аннулирует. При оформлении нового договора — будет новый номер. Только аннулирование отчета будет сигналом для трудовой инспекции и привлечет внимание к организации, которая отказалась проводить СОУТ.

Вопрос: Что будет, если повторная соут будет проведена в срок более пяти лет?

Ответ: Скорее всего, будет выписан штраф по ст. 5.27.1 КоАП РФ – порядок проведения специальной оценки условий труда.

СОУТ необходимо провести, если в течение 2х месяцев после загрузки Отчета с систему ФГИС, не придет из ГИТ предписание, то оснований наказывать работодателя у государственной инспекции по труду не будет, тк они нарушение в срок не выявили, и нарушение не является длящимся. СОУТ провести нужно обязательно, чтобы оснований для штрафа было меньше.

Обращайтесь к нам за консультацией и мы найдем ответы на все интересующие Вас вопросы.

Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению от 24 января 2014

  • (с изменениями на 27 апреля 2020 года)
  • ____________________________________________________________________
  • Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.
  • — Примечание изготовителя базы данных.
  • ____________________________________________________________________
  • В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 года, N 6271)
  • приказываю:
  • Утвердить:
  • Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;
  • Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;
  • форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;
  • инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.
  • МинистрМ.Топилин
  • Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации21 марта 2014 года,
  • регистрационный N 31689

Приложение N 1

  1. (с изменениями на 27 апреля 2020 года)
  2. 1.

    Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

  3. 1) идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  4. 2) исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;
  5. 3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  6. 4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

1.1. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, реализация предусмотренных пунктом 1 настоящей Методики процедур осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

(Пункт дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

1.2.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, до начала работ по проведению специальной оценки условий труда, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем гражданско-правового договора о проведении специальной оценки условий труда, обязана получить в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда идентификационный номер предстоящей специальной оценки условий труда и сообщить его работодателю до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда, в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6991, 2019, N 52, ст.7769.

  • (Сноска дополнительно включена с 1 сентября 2020 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2020 года N 213н)
  • Уведомление о получении идентификационного номера направляется в адрес работодателя организацией, проводящей специальную оценку условий труда, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • (Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2020 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2020 года N 213н)
  • 2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее соответственно — вредные и (или) опасные факторы, идентификация) включает в себя следующие этапы:
  • 1) выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • 2) сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждаемым в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 года, N 6271) (далее — классификатор);
  • 3) принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • 4) оформление результатов идентификации.

3. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее — эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — комиссия).

  1. 4. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:
  2. технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
  3. технологической документации, характеристик технологического процесса;
  4. должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
  5. проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  6. характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  7. деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  8. результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  9. предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  10. (Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)
  11. результатов, полученных при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);
  12. (Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2020 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2020 года N 213н)
  13. результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  14. (Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2020 года приказом Минтруда России от 27 апреля 2020 года N 213н)
  15. Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.
  16. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.

5. Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором, производится путем сравнения их наименований.

Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте химических факторов с химическими факторами, предусмотренными классификатором, производится путем сопоставления их химических названий по международным классификациям, синонимов, торговых названий, идентификационных номеров и других характеристик, идентифицирующих химическое вещество.

6. Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.

Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III настоящей Методики.

7. При несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором, экспертом фиксируется в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.

8. В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.

В отношении рабочего места, на котором вредные и (или) опасные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

9.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

10. Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждается в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — отчет).

11. Идентификация не осуществляется в отношении:

1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости;

     (Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2015 года приказом Минтруда России от 7 сентября 2015 года N 602н. — См. предыдущую редакцию)

  • 2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • 3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
  • Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, на указанных в настоящем пункте рабочих местах определяется экспертом исходя из перечня вредных и (или) опасных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н. — См. предыдущую редакцию)

  1. Эксперт в целях определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, на рабочих местах, указанных в подпунктах первом — третьем настоящего пункта, может осуществлять:
  2. (Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)
  3. изучение документов, характеризующих технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, а также регламентирующих обязанности работника, занятого на рабочем месте;
  4. (Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)
  5. обследование рабочего места;
  6. (Абзац дополнительно включен с 18 февраля 2017 года приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 года N 642н)

Специальная оценка условий труда (пояснения от «а» до «я»)

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА (пояснения от «А» до «Я»)

Что такое «Специальная оценка условий труда»?

          В процессе своей трудовой жизни работник не всегда задумывается о том, в каких условиях труда он трудится.

Вы можете не сразу, но со временем, обнаружить повышенную утомляемость, усталость, ощущать дискомфорт или головные боли при вроде бы нормальных, внешне, признаках работы и рабочего места.

Проблема в том, что большинство тех факторов, которые влияют на наш организм в процессе труда, как правило – незаметны. Либо незаметны физически, либо мы их просто не замечаем в силу привычки. Давайте разберемся, почему это происходит.

          В соответствии с законодательным определением, «рабочее место» — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой. И которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (см. ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации).

          Согласно ст.37 Конституции РФ «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…». Поэтому ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда на рабочих местах.

На это требование следует обратить особое внимание, учитывая, что по данным Минтруда России, в настоящее время в стране насчитывается около 26,6 миллиона рабочих мест с вредными условиями труда.

В Сибирском федеральном округе (СФО) этот показатель еще выше (в некоторых отраслях и регионах удельный вес работающих во вредных условиях труда превышает 40,5%)! Что это значит? Это значит, что по статистике примерно каждый третий из нас подвергается ежедневному риску получить травму, профессиональное заболевание, и возможно, стать инвалидом. По данным Фонда социального страхования РФ, ежегодно устанавливается около 7 тысяч профзаболеваний.

          Надеемся, что вы не попадете в эту печальную статистику, а чтобы этого не произошло, законодательство и контролирующие органы требуют от работодателей проводить специальную оценку условий труда с тем, чтобы они разрабатывали планы мероприятий по улучшению условий труда работников, которые находятся в зоне риска.

          Итак, что такое «специальная оценка условий труда»? Для начала следует понимать, что такое «условия труда». Согласно определениям ТК РФ (ст.

209), условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.  Действие вредного производственного фактора на работника может привести к заболеванию.

Действие опасного производственного фактора может привести к травме.

          Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов.

          Итак, после идентификации вредные и опасные производственные факторы подвергаются измерениям и гигиенической оценке. И только, если,  на рабочем месте при идентификации не были выявлены вредные или опасные производственные факторы, условия труда признаются допустимыми.

          Гигиеническая оценка условий труда включает в себя оценку физических факторов (температура, влажность, скорость движения воздуха, электромагнитные поля, излучения, параметры вибрации, световая среда и пр.

), а также при наличии, химических и биологических факторов.

Кроме того, условия труда оцениваются с точки зрения тяжести трудового процесса (например, определение массы поднимаемого и перемещаемого груза, характер рабочей позы, эргономика рабочего места и др.) и напряженности трудового процесса.

          Суть специальной оценки условий труда заключается в выявлении вредных и (или) опасных производственных факторов и создании безопасных условий труда на рабочем месте.

Чтобы узнать если на рабочем месте вредные или опасные производственные факторы, необходимо сначала сопоставить потенциально вредные производственные факторы с классификатором (утвержден Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.

№33н), а затем произвести их измерения в специальной лаборатории с помощью приборов и сопоставить полученные данные с нормативными значениями (гигиеническими нормативами).

Отклонение фактических значений от норм и будет означать, что на рабочем месте имеются вредные и (или) опасные производственные факторы. А степень отклонения фактических значений от нормативных показывает уровень риска, которому подвергается работник, т.е. на сколько «вредно» или «опасно» ваше рабочее место.

          Таким образом, специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) – это получение реальной картины состояния условий труда работников. СОУТ подлежат все рабочие места работодателя.

          Бытует распространенное заблуждение, что СОУТ касается только рабочих профессий, которые связаны с заведомо вредными и опасными условиями труда, например, электрогазосварщик, электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования, кузнец ручной ковки, асфальтобетонщик, работники химических или металлургических производств и т.п.

Между тем, офисные работники, которые работают, казалось бы, в безопасных условиях труда, также могут быть подвержены влиянию вредного или опасного производственного фактора. Поэтому, не случайно, законодательство требует регулярно проводить СОУТ каждого рабочего места во всех без исключения организациях с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет (ст.212 ТК РФ, ст.

8 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

          Порядок проведения и установления классов условий труда по степени вредности и (или) опасности регламентирован Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.

№33н «Об утверждении Методики проведения специальной        оценке условий труда», Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной   оценке условий труда и инструкции по ее заполнению».

          Проведением СОУТ занимаются эксперты аккредитованных организаций. Это организации, которые внесены в государственный реестр Минтруда России и получили аттестат аккредитации испытательной лаборатории.

          Именно организации, проводящие СОУТ, проводят инструментальные измерения производственных факторов на рабочих местах и дают экспертную оценку условиям труда.

Результаты СОУТ передаются комиссии, которая знакомит всех работников с результатами под роспись.

При выявлении на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, комиссия разрабатывает перечень мероприятий (комплекс мер) по улучшению условий труда.

          Все делается для того, чтобы все работники трудились в безопасных условиях и не подвергались рискам получить профессиональные заболевания. Подробнее о СОУТ и технологиях управления профессиональными рисками можно узнать на специальных семинарах.

СОУТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституция РФ (ст.37);
  • Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) ст.209, 212;
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценки условий труда;
  • Постановление правительства РФ от 14 апреля 2014 г.№290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей»;
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;
  • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. №80н «О форме и порядке подачи  декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
  • Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда;
  • Локальные нормативные акты по охране труда, в том числе акты, регулирующие проведение СОУТ у работодателя.
  • Гигиеническая классификация условий труда
  • Условия труда подразделяются на 4 класса:
  • Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствуют или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
  • Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
  • Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
  1. подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
  2. подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
  3. подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию   профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (без потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  4. подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию   тяжелых форм профессиональных заболеваний   (с потерей  общей трудоспособности) в период трудовой деятельности;

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течении всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

При оценке условий труда руководствуются Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.

№33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Методика устанавливает предельно допустимые уровни (ПДУ), предельно допустимые концентрации (ПДК), а также нормативные уровни измеряемого фактора.

Предельно допустимая концентрация (уровень) вредных веществ в воздухе рабочей зоны –

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *