Право собственности на недра

Одной из распространенных и грубых ошибок, с которой зачастую сталкиваются компании в сфере недропользования, является заключение договора подряда, предусматривающего возникновение права собственности на добытое полезное ископаемое «сразу» у подрядчика.

Вместе с тем стороны даже не подозревают, что подписывают ничтожное соглашение, которое не только противоречит императивным предписаниям закона, но и посягает на публично-правовые интересы. Кроме того, такая сделка является смешанной, и при недостаточной индивидуализации объекта договора подрядчик может лишиться и оплаты, и возможности взыскать неосновательное обогащение.

При этом недропользователь вправе не передавать добытое полезное ископаемое подрядчику, который является неплатежеспособным.

В чем разница между находящимися в недрах и добытыми полезными ископаемыми

Сфера недропользования объединяет в себе частноправовые и публично-правовые отношения.

В связи с чем договор подряда на добычу полезного ископаемого должен соответствовать не только нормам ГК, но и другим законам: в том числе, положениям Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и НК.

Добыча полезного ископаемого невозможна без утвержденного проекта добычи и соблюдения требований промышленной безопасности, применяемых при создании, строительстве горно-технического сооружения, которое является опасным производственным объектом и одновременно одним из результатов добычных работ.

В связи с этим, к отношениям по добыче полезных ископаемых должны применяться не просто общие нормы ГК о подряде, а специальные положения строительного подряда, Закона № 116-ФЗ и градостроительного законодательства, что еще раз подтверждает мультиотраслевую правовую природу рассматриваемого договора.

 

По закону, недра в границах России и содержащиеся в них полезные ископаемые являются госсобственностью.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной госсобственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности (абз. 3 ст. 1.2 Закона № 2395-1).

Для добычи полезных ископаемых и их передачи недропользователю владельцами лицензий могут привлекаться третьи лица на подрядных условиях [1].

Таким образом, находящиеся в недрах и принадлежащие государству полезные ископаемые после их добычи переходят в собственность лиц, владеющих лицензией. Те не обязаны самостоятельно добывать полезные ископаемые, а вправе привлекать для этих целей другие организации на подрядных условиях.

Подрядчик, не имеющий специального разрешения на пользование недрами, не вправе претендовать на собственность недропользователя – добытое из недр полезное ископаемое, в том числе в качестве оплаты по договору.

В результате добычных работ право собственности на полезное ископаемое прекращается у государства и может возникнуть только у недропользователя.

В связи с этим, заключая договор, стороны в целях соблюдения юридической чистоты сделки должны соблюдать определенную последовательность: 

  • если для добычи полезного ископаемого недропользователь привлек подрядчика, договор должен предусматривать обязанность последнего добыть полезное ископаемое и передать его недропользователю по соответствующему акту;
  • если стороны договорились, что подрядчик в качестве оплаты по договору получает добытое полезное ископаемое, то соглашение должно включать следующее условие: недропользователь обязан принять от подрядчика это ископаемое, а потом вернуть обратно, оформив все документально, чтобы прописать наименование товара, его количество, качество и цену. 

Принимая во внимание ст. 180 ГК, часть сделки, предусматривающая, что первоначальное право собственности на добытое полезное ископаемое возникает у подрядчика, является недействительной на основании ст. 168 и 169 ГК.

Потому недопустима ситуация, при которой в результате исполнения договора подряда у недропользователя не возникало право собственности на добытое полезное ископаемое хотя бы на «юридическую секунду».

Иначе существуют риски признания такой сделки ничтожной в части и привлечения участников правоотношений к административной ответственности: недропользователя – по статье 7.10 КоАП за самовольную уступку права пользования недрами, подрядчика – по статье 7.3 КоАП за пользование недрами без соответствующей лицензии. 

Почему владелец лицензии не может быть «формальным» недропользователем

Нельзя заключать договор, по условиям которого у подрядчика возникает и сохраняется право собственности на добытое полезное ископаемое, а участие недропользователя ограничивается обеспечением доступа на лицензионный участок недр. Это может расцениваться как передача недропользователем всех или большей части функций подрядчику, которая является основанием для вывода о недействительности сделки.

При этом действующее законодательство содержит минимум четыре основания для признания сделки недействительной в той части, которая предусматривает, что первоначальное право собственности на добытое полезное ископаемое возникает у подрядчика:

  • передача приобретенного права пользования участками недр третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав – в силу ст. 17.1 Закона № 2395-1, п. 16.1 Постановления № 3314-1, п. 1, 2 ст. 168 ГК [2]; 
  • передача участка недр в пользование (аренду) лица, не обладающего лицензией, – по смыслу ст. 1.2, абз. 1 ст. 11 Закона № 2395-1, п. 1, 2 ст. 168 ГК; 
  • передача подрядчику всех или большей части функций (прав и обязанностей) недропользователя в рамках предоставленной лицензии (передача договора) в отсутствие согласия собственника недр – в силу положений ст. 392.3, п. 2 ст. 391 ГК, п. 1, 2 ст. 168 ГК [3];
  • обход установленного законом порядка получения разрешения (лицензии) на право пользования недрами – по ст. 169 ГК.

Неравноценность встречного исполнения – в чем риски

Оплата заказчиком выполненных подрядных работ может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме (передача добытого полезного ископаемого).

Договор, по которому подрядчик в качестве оплаты по договору получает в собственность добытое полезное ископаемое, является смешанным, в связи с чем должен учитывать, что у подрядчика, как покупателя, есть обязанность по оплате приобретаемого полезного ископаемого, а у недропользователя, как заказчика, – по оплате выполненных работ.

Сделка, по условиям которой подрядчик/заказчик добывает полезное ископаемое или продает его безвозмездно либо с явным ущербом для себя, является недействительной в соответствующей части – недопустимое с позиции ст. 575 ГК дарение в отношениях между коммерческими организациями (ст. 168 ГК) [4].

Однако тот факт, что подрядчик в течение определенного времени добывал уголь, а недропользователь принимал его по соответствующему акту, свидетельствует о потребительской ценности актива.

Даже если договор подряда признают недействительным в указанной части, недропользователю придется исполнить ликвидационную обязанность – оплатить выполненные работы [5].

До этого момента сбереженное заказчиком полезное ископаемое будет расцениваться судами как неосновательное обогащение [6]. 

Сторона, из поведения которой явствовала воля сохранить силу сделки, не сможет ее оспорить по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли (абз. 4 п. 2 ст. 166 ГК РФ).

Однако это не означает, что сделка не будет оспорена, поскольку закон наделяет таким правом не только стороны, но и кредиторов одной из сторон, арбитражного управляющего, а в определенных случаях прокурора и иные органы публичной власти.

Имеет ли право подрядчик не оплачивать работу по добыче

Требование подрядчика о передаче ему полезного ископаемого, заявленное в рамках смешанного договора, по условиям которого подрядчик получает право собственности на них в счет оплаты по договору, является претензией покупателя к продавцу о передаче товара, определенного количества и качества. 

Однако подрядчик не вправе требовать от недропользователя (продавца) исполнения данного обязательства, если юридически оно не возникло. Возникновению такого обязательства по передаче товара должна предшествовать процедура согласования существенных условий, к числу которых закон относит наименование и количество товара [7]. 

  • Учитывая специфику правоотношений в сфере добычи полезных ископаемых, приступая к выполнению работ, стороны не всегда могут заранее определить, полезное ископаемое какого количества и качества ими будут добыты, в том числе исходя из планов развития горных работ, геологических отчетов и другой технической документации. В то же время, предмет договора может быть определен фактическими действиями сторон договора, например: 
  • – в договоре стороны определяют абстрактное количество и качество полезного ископаемого, которое будет добыто в ходе исполнения договора;
  • – стороны сочли возможным приступить к исполнению договора;
  • – в ходе исполнения договора у сторон отсутствовали разногласия по фактически определенному предмету договора;
  • – недропользователь принял результат выполненных подрядчиком работ по акту [8]. 
  • В таком случае договор будет считаться заключенным, а обязательство недропользователя по передаче подрядчику добытого полезного ископаемого в качестве оплаты выполненных работ возникшим.

Неопределенность результата работ (количества, качества добываемого полезного ископаемого) является риском сторон, но в большей части риском подрядчика, который отвечает перед недропользователем за результат добычных работ и как подрядчик, и как будущий покупатель (ст. 413 ГК РФ). В связи с этим, неотъемлемой частью договора должны стать следующие условия:

  1. – порядок определения качественных характеристик добытого полезного ископаемого путем отбора проб с привлечением независимой лаборатории;
  2. – стоимость работ в денежном эквиваленте в случае, если в качестве оплаты по договору подрядчик получает добытое полезное ископаемое;
  3. – порядок определения стоимости добытого полезного ископаемого (в том числе в зависимости от их качественных характеристик);
  4. – порядок определения фактического количества добытого полезного ископаемого.
  5. Согласование данных условий позволит сторонам заранее обеспечить возмездность и равенство сторон в правоотношениях. В таком случае недропользователь не сможет отказаться от исполнения своей обязанности по передаче полезного ископаемого, так как:
  • если полезное ископаемое добыто и соответствует кондициям заключенного договора, такие действия будут являться ненадлежащим исполнением обязательства;
  • если полезное ископаемое не добыто (не в полном в объеме, с нарушением плана), и договор не содержит необходимых кондиций, то на стороне недропользователя возникает неосновательное обогащение.
Читайте также:  Основные положения об унитарном предприятии

Передавать ли добытое полезное ископаемое, если контрагент не готов гарантировать оплату

При наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о тяжелом финансовом положении подрядчика и высокой вероятности нарушения им обязательства по оплате, недропользователь вправе не исполнять свою обязанность (ст. 328, 405 ГК). 

Однако такое действие недропользователя должно находиться в разумном балансе с действиями подрядчика, который фактически мог выполнить часть работ и вправе претендовать на их оплату. Недропользователь не должен обрекать себя на негативные последствия вследствие предвидимого нарушения со стороны подрядчика.

Не должен этого и подрядчик вследствие отказа недропользователя от оплаты фактически выполненных работ (части работ). Иное приведет к нарушению принципа эквивалентности встречного исполнения.

И, в конечном счете, подрядчик обратится к недропользователю с претензией или об оплате фактически выполненных работ [9], или о взыскании убытков (ст. 15 ГК).

Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 года № 35 «О последствиях расторжения договора» (далее – «Постановление № 35») по смыслу п.

2 статьи 453 ГК при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда и т.п.).

Условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения, сохраняют свое действие и после расторжения договора.

  • Однако в силу пункта 5 Постановления № 35, если при рассмотрении спора, связанного с расторжением договора, по которому одна из сторон передала в собственность другой стороне какое-либо имущество, судом установлено нарушение эквивалентности встречных предоставлений вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей одной из сторон, сторона, передавшая имущество, вправе требовать возврата переданного другой стороне в той мере, в какой это нарушает согласованную сторонами эквивалентность встречных предоставлений.
  • Таким образом, подрядчик вправе требовать передачи полезного ископаемого в полном объеме или в соответствующей части, если:
  • – готов гарантировать исполнение обязательства покупателя по оплате приобретаемого добытого полезного ископаемого; 
  • – выполнил работы (часть работ), которые недропользователь не оплатил.
  • И наоборот, если работы подрядчика оплачены и имеют место обстоятельства, которые очевидно свидетельствуют о неисполнении подрядчиком встречной обязанности по оплате, он, исходя из добросовестного и разумного поведения, характерного для любого участника гражданских правоотношений, не вправе требовать от недропользователя исполнения данного обязательства. 

Стоит оговориться, что подобные положения закона, несмотря на их ясность и недвусмысленность, могут не найти поддержку со стороны суда.

Для него предвидимое нарушение не всегда имеет значение, а бездействия заказчика по удержанию товара правомерны только тогда, когда подрядчик уже нарушил права заказчика по оплате добытого полезного ископаемого.

В целях устранения будущих разногласий следует включать в текст договора прямое условие, согласно которому заказчик, при возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о неисполнении подрядчиком встречной обязанности по оплате, вправе потребовать от подрядчика представить доказательства своей платежеспособности или обеспечение обязательства. В случае нарушения подрядчиком данной обязанности (лучше установить разумный срок) – в одностороннем порядке заявить о прекращении обязательства по передаче товара. 

Подводя итог, хотелось бы еще раз акцентировать внимание читателей на сложности и многокомпонентной правовой природе договора подряда на добычу полезного ископаемого.

Заключая такой договор и, зачастую, балансируя между двумя договорными конструкциями – подряда и купли-продажи, стороны, без преувеличения, ходят по «острию ничтожности».

В результате, не удержав баланс, стороны остаются наедине со следующими  проблемами и рисками: 

  • риск признания договора ничтожным в части, предусматривающей возникновение первоначального права собственности на добытое полезное ископаемое у подрядчика;
  • риск признания договора ничтожным в той части, которая предусматривает, что одна из сторон исполняет обязательство безвозмездно или, наоборот, по стоимости, существенно превышающей встречное исполнение с другой стороны (сделка с явным ущербом);
  • подрядчик несет риск неполучения добытого полезного ископаемого в качестве оплаты по договору, если сторонами не будут согласованы условия, позволяющие индивидуализировать его качественные и другие характеристики;
  • недропользователь несет риск, связанный с неполучением от неплатежеспособного покупателя оплаты товара (добытого полезного ископаемого), если своевременно не затребует обеспечения исполнения встречного обязательства и не откажется от исполнения в случае отказа подрядчика их предоставить.

Избежать указанных рисков при заключении договора подряда на добычу полезного ископаемого позволит глубокий и всесторонний анализ особенностей договорных и административных правоотношений в сфере недропользования.

Авторы:

Список источников:

[1] п. 16.1 Постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».

Право собственности на недра. Участки недр федерального значения

Координирование отношений по недропользованию происходит через право собственности на них. Право государственной собственности включает три составляющих: владение, пользование и распоряжение.

Определение 1

Недра – это часть земной коры, которая расположена ниже слоя почвы, а если почва отсутствует, то ниже земной поверхности и дна водоемов до глубины, доступной для геологического изучения и освоения.

Замечание 1

Право собственности на недра на территории РФ, включая недра, находящиеся под землей, ресурсы в виде органических и минеральных образований, содержащиеся в недрах, энергетические ресурсы, принадлежит государству. Участки недропользования не могут продаваться, покупаться, дариться, наследоваться, отчуждаться, кроме случаев, которые предусмотрены Законом РФ «О недрах».

Органические и минеральные образования, добытые из недр, могут находиться в собственности государства, субъектов РФ, муниципалитетов, частных лиц на основании выданной государственной лицензии.

Замечание 2

После добычи полезные ископаемые уже не являются объектом природопользования, а становятся товарно-материальными ценностями.

Регулирование отношений по использованию недр в РФ

Замечание 3

Правовое регламентирование недрами осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами. Полномочия в сфере управления собственностью на недра и недропользование четко разграничены между РФ и субъектами.

Права муниципалитетов в области использования подземного пространства городов и сел, права владения, распоряжения общераспространенными полезными ископаемыми, такими как песок, глина, гравий, торф, значительно расширены. Поэтому органы местного самоуправления являются важным звеном в правовом регулировании. Местные органы – участники использования и охраны недр, субъекты управления с публичной собственностью на них.

Вышеперечисленные органы осуществляют государственное регламентирование и координирование сферы горных отношений, связанных с геологическим исследованием и охранной деятельностью территории России и ее континентального шельфа, с использованием и захоронением отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств.

Вывод 1

В РФ узаконена исключительная собственность государства на недра с предоставлением прав частной, муниципальной, государственной собственности на добытые из недр минеральные и другие природные ресурсы.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Развитие права собственности на недра

В России институт права собственности на недра и ресурсы недр развивался довольно интересно. Петром I были провозглашены принципы горной регалии и горной свободы. В 1782 г. они отменяются императрицей Екатериной II. Ресурсы рассматривались как общее достояние, и государство регулировало их освоение, включая и частные земли.

Пример 1

Например, статья 28 Устава Горного говорила о том, что министр торговли и промышленности должен наблюдать за обработкой рудных и минеральных запасов на частных землях.

Еще более жестко контролировались недра на казачьих землях и других, территориях, переданных в общественное пользование. Все благородные металлы и минералы, которые добывались на этих землях, передавались в государственную казну.

Уже в те времена государство пыталось регулировать добычу и использование природных ресурсов.

Первые советские акты в этой области не несли серьезной правовой нагрузки, законодатель ограничивался определениями типа «достояние народа», «собственность на недра отменяется» и пр. И только в Конституции 1936 года было определено, что земля, ее недра являются государственной собственностью, т.е.

общенародным достоянием. Конституция отнесла пользование недрами к ведению СССР, союзные республики могли распоряжаться в своих пределах единым государственным фондом недр. В 1977 году природные ресурсы были возведены в ранг исключительной собственности государства.

Читайте также:  Раздел общенажитого имущества без развода

После распада СССР формула права собственности принципиально изменилась.

Сегодня значим допуск зарубежных компаний к владению, использованию и распоряжению российскими недрами. Особенно это касается крупных месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение для страны. В большинстве мировых экономик строго регулируется доля зарубежных инвестиций в освоении месторождений.

Минеральные и другие ресурсы не возобновляются, они исчерпываются. Государство стремится обеспечить ресурсами будущие поколения путем разработки перспективных месторождений, контролируя эти объекты.

Участки недр, относящиеся к федерально-значимым

Замечание 4

Статус недр федерального значения определяется на основе решения федеральных органов и органов субъектов РФ.

Для того, чтобы удовлетворить потребности России в ресурсах, которые обеспечивают ее независимость и безопасность, определяются участки федеральных недр. Часть месторождений включена в федеральный фонд месторождений, находящихся в резерве. К участкам федеральных недр относятся:

  • месторождения урана, алмазов, никеля, кобальта, платины;
  • нефть, газ, золото, медь.
  • В 2008 году был принят ФЗ, где устанавливаются критерии, по которым иностранные инвесторы имеют ограниченный доступ к пользованию федеральными участками недр.
  • На основе международного права приняты меры, которые обеспечивают независимость российского топливно-энергетического комплекса от вмешательства без оснований.
  • Правительство РФ ведет работу по регулированию собственностью России на недра, кроме федеральных законов, действующих в этой области, приняты постановления Правительства РФ, регламентирующие данные отношения.

Лекции — Горное право — файл Горное право.doc

Лекции — Горное правоскачать (303.2 kb.)

Лекция № 1

Строение Конституции РФ

Конституция РФ 1993 года состоит из преамбулы, двух разделов и насчитывает 137 статей. Раздел I (Глава 1. Основы Конституционного строя; Глава 2. Права и свободы человека и гражданина; Глава 3.

Федеративное устройство; Глава 4. Президент РФ; Глава 5. Федеральное Собрание; Глава 6. Правительство РФ; Глава 7. Судебная власть; Глава 8. Местное самоуправление; Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции).

Раздел II (Заключительные и переходные положения).

1. Система принципов конституционного строя РФ

1. Демократизм. Принцип свободного участия народа в осуществлении государственной власти (через референдумы, выборы, представительные органы государственной власти); свобода людей от чрезмерной опеки государства, то есть демократический режим (многообразие, плюрализм в политической системе, свобода слова и вероисповеданий, право на защиту своих прав и свобод и др.).

2. Федерализм. Национально-территориальные особенности нашей страны обусловили необходимость использования структуры федеративного устройства. В России 89 равных субъектов федерации (21 республика, 10 авт округов, 1 авт область, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения — М и С-Пб).

^ Россия – правовое государство. Конституция РФ и федеральные законы обладают высшей юридической силой, и «обязывает к соответствию» другие нормативные акты (ст.15).

^ . Положение раскрывается в ст.2, которая объявляет права и свободы человека высшей ценностью. Это ставит государственную машину в подчинение законным интересам личности, поэтому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства.

^ характеризуется прежде всего верховенством государственной власти, создает политические, экономические гарантии суверенитета Российской Федерации, обладает правом диктовать свою волю другим субъектам (в рамках, установленных законом). Суверенитет неразрывно связан с независимостью и самостоятельностью государства в международных отношениях.

^ Ст.8 единство экономического пространства, свободное перемещ товаров, услуг и фин средств. Гос-во признаети защищает частную, государственную и иные формы собственности.

^ — необходимое требование к устройству любого демократического государства. Законодательная, исполнительная и судебная ветви образуют надежную систему «сдержек и противовесов». Каждая власть наделяется самостоятельной компетенцией (сферой деятельности) и правом контроля за действиями других властей, что позволяет предотвратить сосредоточение полномочий в одних руках.

^

Ст. 3 Конституции РФ — носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет власть в следующих формах:

Непосредственно — прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни (референдум, свободные выборы, собрания, митинги, всенародные обсуждения законопроектов и др.). Через органы государственной власти — государств органы в той или иной области от имени народа.

Через органы МСУ — охватывает уровень отношений власти, мах близко соприкасается с народовластием.

Принципы проведения выборов и референдума. Представительная демократия есть осуществление власти народом через выборные органы. Эти органы формируются из выбранных народом депутатов и составляют законодательную власть.

Широкие полномочия парламентов разных уровней и более тесная, чем у других государственных органов, связь с народом, позволяет считать представительную демократию одной из наиболее действенных форм осуществления народовластия.

1.

^

Юридическая характеристика недр. Право собственности на недра

Под недрамипонимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой базой регулирования отношений в области охраны и использования недр является Закон «О недрах», действующий на всей территории РФ.

  • Правовому регулированию в сфере недропользования подлежит разнообразная деятельность, в частности:
  • – геологическое изучение недр;
  • – добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ);
  • – строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых;

– использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. д. для захоронения или временного хранения отходов.

  1. Данный список не является исчерпывающим.
  2. Правовой защите подлежат собственно недра, полезные ископаемые, минеральные ресурсы, площади залегания полезных ископаемых, порядок деятельности и др.
  3. Классификация георесурсов:
  4. по физическому состоянию– месторождения полезных ископаемых, горная порода, вскрыши; отходы горно-обогатительного и металлургического производства, глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод, внутреннее тепло Земли, природные и техногенные полости в земных породах;
  5. по генезису образования и агрегатному состоянию– на вещества (жидкие, твердые, газообразные и смеси);

по пространству– на естественные и техногенные (т. е. искусственно созданные);

  • по видам первичной энергии– на геотермальную, которая уже активно используется человеком, сейсмоэнергию, геодинамическую и гравитационную, а также энергию электромагнитных полей;
  • по видам геоинформации– палеонтологические сведения и геоинформация о современной эволюции Земли.
  • Вещества делятся:
  • – на рудные– самородные металлы, руды черных, цветных, редких, радиоактивных металлов и редкоземельных элементов;

нерудные– горно-химическое сырье, т. е. соли, сера, фосфориты, апатиты и т. п.); огнеупорное, пьезо-оптическое и иное сырье; строительные материалы; драгоценные, поделочные и технические камни;

горючие полезные ископаемые, т. е. твердые – уголь, торф, нефтеносные сланцы и пески, горючие сланцы; жидкие – нефть и газовый конденсат; газообразные – природный газ;

общераспространенные полезные ископаемые– песок, гравий, кварц, известняк, изверженные и вулканические породы и т. п.;

подземные воды.

Право собственности на недра.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр, используемые для обеспечения государственных потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах ресурсов, обеспечения ее суверенитета, выполнения международных обязательств РФ, получают статус объектов федеральной собственности.

Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

  1. Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме.
  2. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ осуществляется совместно РФ и ее субъектами.
  3. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственных программы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.
  4. Право недропользования
  5. Недропользование– это деятельность по использованию полезных свойств недр, в том числе:

– их изучение (геологическое, геофизическое, геохимическое и гидрогеологическое), изучение осадочных бассейнов геодинамического районирования, и определение сейсмоопасных зон и т. п.;

  • – эксплуатацию месторождений различных видов полезных ископаемых;
  • – первичную переработку (обогащение) минерального сырья;
  • – освоение подземного пространства и использование геоэнергетических ресурсов;
  • – проектирование и строительство горных предприятий, их ликвидацию и консервацию.
  • Недропользование осуществляется по разрешительной системе.

Для пользования недрами и содержащимися в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо получить лицензиюв установленном законом порядке. Исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых, которая производится собственниками и владельцами земельных участков свободно.

  1. Российское законодательство предусматривает также сложную систему требований, ограничений и запретов при осуществлении недропользования:
  2. – не допускаются сверхнормативные потери, разубоживание и выборочная отработка полезных ископаемых;
  3. – ведение любых работ должно осуществляться лишь на основе геологической, маркшейдерской и иной документации;
  4. – нарушенные земли подлежат обязательной рекультивации, а снятый плодородный слой – восстановлению;
Читайте также:  Признание договора залога недействительным

– запрещается разработка полезных ископаемых на особо охраняемых природных территориях и т. д.

Право собственности на недра

Недра в границах территории РФ (включая
подземное пространство и содержащиеся
в нем полезные ископаемые, энергетические
и иные ресурсы) являются государственной
собственностью. Это означает, что недра
изъяты из гражданского оборота.

Участки
недр не могут быть предметом сделок
(купли-продажи, мены, дарения, вклада,
залога, завещания, наследования) или
отчуждаться в иной форме.

Допускается
лишь оборот прав пользования недрами,
которые могут отчуждаться или переходить
от одного лица к другому в пределах,
установленных законом.

  • Что касается добытых из недр полезных
    ископаемых и иных ресурсов, то они
    представляют собой товарно-материальные
    ценности, которые могут находиться в
    собственности различных субъектов —
    государства, муниципальных образований,
    граждан, юридических лиц.
  • Правомочия, составляющие право
    государственной собственности на недра:
    владение, пользование и распоряжение
    ими, в пределах территории РФ осуществляются
    совместно Российской Федерацией и ее
    субъектами.
  • В соответствии с законодательством к
    участкам недр, находящимся в федеральной
    собственности, относятся те из них,
    которые имеют общегосударственное
    значение.
  • Для гарантированного обеспечения
    государственных потребностей РФ
    стратегическими и дефицитными видами
    ресурсов недр, наличие которых влияет
    на национальную безопасность РФ,
    обеспечивает основы ее суверенитета,
    а также для выполнения обязательств по
    международным договорам РФ отдельные
    участки недр, в том числе содержащие
    месторождения полезных ископаемых,
    могут получать статус объектов
    федерального значения.

От имени государства правомочия
собственника реализуют его компетентные
органы: общей компетенции (Федеральное
Собрание, Президент, Правительство,
местные администрации) и специальной
компетенции (Министерство природных
ресурсов РФ, Госкомэкология России,
Федеральный горный и промышленный
надзор России (Госгортехнадзор),
Федеральный надзор России по ядерной
и радиационной безопасности (Госатомнадзор)
и другие).

Указанные органы осуществляют
государственное регулирование в сфере
горных отношений, то есть общественных
отношений, связанных с геологическим
изучением, использованием и охраной
недр территории России и ее континентального
шельфа, а также в связи с использованием
и захоронением отходов горнодобывающего
и связанных с ним перерабатывающих
производств, специфических минеральных
ресурсов (торфа, сапропелей и др.),
подземных вод (преамбула Закона РФ «О
недрах»).Государственное регулирование
отношений недропользования осуществляется
посредством управления, лицензирования,
учета и контроля, принятия нормативных
актов.

Законодательство о недрах

Законодательство, регулирующее горные
отношения, складывается из ряда
федеральных законов и других нормативных
актов. Основополагающим кодифицированным
актом в системе законодательства о
недрах является Закон РФ «О недрах» (в
редакции 1995 г.).

К числу важнейших актов относятся:
федеральные законы «О континентальном
шельфе РФ»1995 г., «Об исключительной
экономической зоне РФ» 1998 г., «О драгоценных
металлах и драгоценных камнях» 1998 г.,
«О соглашениях о разделе продукции»
1995 г.

Специфические отношения, связанные с
захоронением токсичных веществ и
радиоактивных отходов, регламентируются
федеральными законами «Об использовании
атомной энергии» 1995 г., «Об отходах
производства и потребления» 1998 г., «О
радиационной безопасности населения»
1995 г. и др.

Важное место в сфере правового
регулирования горных отношений занимают
Положение о порядке лицензирования
пользования недрами, утвержденное
Постановлением Верховного Совета РФ
от 15 июля 1992 № 3314-1, Положение о
государственном контроле за геологическим
изучением, рациональным использованием
и охраной недр, утвержденное Постановлением
Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132,
Положение о порядке и условиях взимания
платежей за право на пользование недрами,
акваторией и участками морского дна,
утвержденное Постановлением Правительства
РФ от 28 октября 1992 № 828 и другие подзаконные
нормативные акты.

Нормы, регулирующие отношения по
использованию и охране недр, содержатся
также в Законе РСФСР «Об охране окружающей
природной среды», законах о правовом
режиме природных ресурсов (Земельном,
Водном, Лесном кодексах и др.), а также
в административном, гражданском,
уголовном и других отраслях законодательства.

Недра как объект права собственности

Из всех возможных форм собственности на природные ресурсы, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в Законе РФ «О недрах» закреплена лишь одна — государственная собственность на недра.

Однако, не в виде монопольной государственной собственности, как это было ранее установлено «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» — законодательном акте, регулировавшем горные отношения (отношения недропользования) в СССР в период 1975—1992 гг.

В этом нормативном правовом акте указывалось (статья 3), что «…недра в СССР являются государственной собственностью — общим достоянием всего советского народа и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на недра, запрещаются».

В соответствии со статьей 4, «…все недра в СССР составляют единый Государственный фонд недр, в который входят как используемые, так и не используемые части недр».

В Законе РФ «О недрах» указано (статья 1.2), что «…недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами».

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами в соответствии со статьей 2 находятся в совместномведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (принцип «двух ключей»). Вместе с тем эта статья не определяет механизм решения вопросов, возникающих при совместном ведении, и оставляет неясной процедуру выделения участков недр федерального значения.

В статье 2.1 Закона РФ «О недрах» содержится норма, в соответствии с которой «…

для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации, отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Из этой статьи не следует, как же следует поступать, если эти органы не смогут согласовать свои интересы.

По нашему мнению, есть несколько возможных решений проблемы совместного ведения. Прежде всего должно быть реализовано положение статьи 2.1 Закона РФ «О недрах», в которой указано, что «…

порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения… условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами».

Эти законы до настоящего времени не разработаны, поэтому необходимо приступить к их созданию.

Второй вариант решения этой проблемы состоит в следующем: в договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, который может быть заключен в соответствии со статьей 11 Конституции РФ, включается в виде обязательного приложения перечень участков недр федерального значения.

При пользовании недрами на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) принцип «двух ключей» сохраняется.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» сторонами соглашения являются: Российское государство, от имени которого в соглашении выступает Правительство Российской Федерации, и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы.

Закрепленная Законом РФ «О недрах» государственная форма собственности на недра, по нашему мнению, не позволяет гражданам Российской Федерации в полном объеме реализовать свое конституционное право иметь в частной собственности участок недр (как вид природных ресурсов), нарушает принцип равноправия всех форм собственности и ограничивает возможности использования недр в интересах развития экономики России. Пока лишь собственники, владельцы земельных участков, имеют право непосредственно для своих нужд добывать общераспространенные полезные ископаемые (не числящиеся на Государственном балансе), строить подземные сооружения на глубину до 5 м, а также строить и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Поэтому в процессе развития и совершенствования законодательства РФ о недрах могут быть рассмотрены возможности нормативного закрепления:

• различных форм собственности на месторождения с уже утвержденными запасами и на те, которые будут разведаны и открыты с помощью частного капитала;

• передачи (продажи) государством субъектам предпринимательской деятельности собственности на участки недр как с целью добычи полезных ископаемых, так и в иных целях (например, для строительства подземных складов, гаражей и др.).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *