Приняты новые правила по недвижимости религиозных организаций

После того как вступили в силу Указы президента РФ, направленные на обеспечение финансовой стабильности (№ 81 от 1 марта 2022 года и № 95 от 5 марта 2022 года), Росреестр объявил о новом порядке регистрации сделок с недвижимостью, в которых участвуют иностранцы из недружественных стран. Теперь для того, чтобы такая сделка была зарегистрирована, нужно получить разрешение у специальной подкомиссии.

Данное нововведение коснётся не только иностранцев, но и тех россиян, кто покупает или продаёт недвижимость людям или компаниям, связанным с государствами из перечня, утверждённого Правительством РФ (это все страны Евросоюза, США, Британия, Канада, Япония, Швейцария и т.д.).

Даже если купля-продажа или дарение проходят между гражданами РФ, но одна из сторон приобрела предмет сделки у лица из недружественной страны после 22 февраля 2022 года, то разрешение комиссии тоже потребуется. Более того, специалисты из Росреестра сообщают, что подобный порядок может распространяться и на лиц, которые имеют двойное гражданство: российское и какой-либо страны из перечня недружественных.

Помимо сделок на рынке вторичной недвижимости под действия новых правил подпадает и приобретение квартиры на этапе строительства у застройщиков-иностранцев.

Например, финская строительная компания ЮИТ (строит многоквартирные дома преимущественно в Москве и Московской области и Петербурге) уже распространила сообщение о приостановке подачи на регистрацию новых договоров участия в долевом строительстве ДДУ, а шведская Bonava оповестила о прекращении своей деятельности в Петербурге (компания строила только в этом регионе).

К сожалению, на данном этапе экономико-политические реалии таковы, что любой переход прав между россиянами и лицами, которые могут иметь отношение к недружественным странам, точно будет подвержен жёсткому контролю со стороны государства, — считает заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин. — Скорее всего и практика, когда Россия рассматривала любого, кто имеет паспорт РФ, только как своего гражданина, больше неактуальна. Отсюда и пожелания Росреестра по поводу специального разрешения для лиц, имеющих двойное гражданство.

То есть, несмотря на то что формального запрета на сделки с недвижимостью для граждан с двойным гражданством нет, но фактически введение нового порядка может создать значительные трудности для тех, у кого кроме российского есть ещё и паспорт страны «из списка».

При продаже или покупке недвижимости проблемы могут возникнуть не только у самих лиц, имеющих помимо российского ещё гражданство недружественной страны, но и у их супругов.

Если нет брачного договора о раздельном режиме владения имуществом, то фактически и их сделки окажутся под большим вопросом, так как не факт, что вторая сторона сделки согласится ждать, пока будет получено соответствующее разрешение, — считает адвокат Межрегиональной коллегии Москвы Дмитрий Шагин.

И найти нотариуса, который в сегодняшней ситуации будет готов удостоверить «правильный» брачный договор, позволяющий подать документы на регистрацию, тоже будет проблематично.

То есть юридически запрета нет, но перспектива попасть в спор с российским государством, скорее всего, не обрадует ни нотариуса, ни потенциальных участников сделки.

Некоторые держатели двух паспортов рассчитывают, что если не сообщать участникам сделки и Росреестру о своём втором гражданстве, то государство ничего не узнает и сделка пройдёт как обычно. Однако юристы считают такой подход к решению вопроса сомнительным.

С августа 2014 года любой гражданин России, который получил гражданство иного государства или вид на жительство в иностранном государстве, обязан уведомить об этом МВД РФ (статья 6 закона № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». — Прим. Лайфа). Если это требование проигнорировать, то предусмотрен штраф по статье 19.8.

3 КоАП РФ или уголовная ответственность по статье 330.2 УК РФ, — пояснил адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив.

Как правило, информация о выданном виде на жительство или гражданстве становится достоянием российских госструктур во время мониторинга ими финансовых транзакций и даже при приобретении авиабилетов по паспорту другой страны.

Приняты новые правила по недвижимости религиозных организаций

То, что введение нового порядка совершения сделок может привести к увеличению сроков и возможному росту расходов тех участников оформления прав, которые подпадают под действие президентских указов, это очевидно. Однако Росреестр дал разъяснения, согласно которым некоторые из иностранных лиц (граждане и компании) могут избежать применения нового порядка.

Оказывается, лицами недружественных государств не признаются те, кто находится под контролем российских юридических или физических лиц, а также если информация о контроле над ними раскрыта налоговым органам РФ.

Иными словами, если участник сделки с недвижимостью, который подпадает под действие «перечня», при регистрации сделки по переходу прав предоставит документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ним российских юридических или физических лиц (например, квитанции или справки из Федеральной налоговой службы РФ о регулярной уплате налогов в России), то для такой сделки никакого другого разрешения не потребуется.

Для комментирования авторизуйтесь!

Конституционный Суд России защитил право граждан на совместную молитву и богослужения в жилых домах

14 ноября 2019 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса РФ и части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, в котором разъяснил право граждан предоставлять свое жилье религиозным организациям для богослужений.

Проблема с привлечением верующих и религиозных организаций к административной ответственности за нецелевое использование земельных участков, на которых располагаются жилые дома, если в таких домах проводятся богослужения, появилась довольно неожиданно, так как этому не предшествовали какие-либо изменения в земельном законодательстве.

Однако сейчас, оглядываясь назад, очевидно, что начало этой проблемы можно связать с тем, что в 2016 году «пакетом Яровой» была введена норма в Жилищный кодекс о запрете перевода жилых помещений в нежилые помещения в целях осуществления религиозной деятельности. И после этого начались преследования за проведение богослужений в жилых домах. В результате этого верующие, проводящие свои богослужения в жилых домах, попадали в патовую ситуацию – собираться нельзя, а помещение не перепрофилировать.

Поэтому полагаем, что это была сознательная стратегия, кем-то придуманная, для того, чтобы подавлять деятельность религиозных меньшинств, особенно протестантов, которых данная проблема коснулась больше всех.

Более того, подобная практика распространилась не только на жилые помещения, но и на иные здания и помещения, в которых религиозные организации проводят свои богослужения, в частности административные. Проведение в таких зданиях богослужений также расценивается контролирующими органами как использование земельного участка не по назначению.

Одно из таких дел было доведено адвокатами Славянского правового центра до Конституционного Суда РФ.

Заявительница, чьи интересы в КС РФ представляли адвокаты Владимир Ряховский и Сергей Чугунов, являлась собственником жилого дома, расположенного на земле для ведения личного подсобного хозяйства, и предоставляла жилой дом для проведения в нем богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. Адрес жилого дома Заявительницы числился в едином государственном реестре юридических лиц, как адрес места нахождения религиозной организации. В результате этого Заявительница была привлечена к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка.

В жалобе ставился вопрос о соответствии Конституции РФ примененных норм земельного законодательства, поскольку такое их применение приводит к нарушению конституционного права свободно владеть и распоряжаться своим имуществом, а также права на свободу совести и вероисповедания.

Конституционный Суд РФ установил следующее:

1.

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства предполагает в числе прочего размещение жилого дома, в котором могут беспрепятственно совершаться богослужения, религиозные обряды и церемонии, что согласуется с предназначением жилья, призванного удовлетворять не только материальные потребности граждан, но и их духовные интересы, в том числе духовные нужды верующих. При этом права и законные интересы других лиц, правила пользования жилыми помещениями должны соблюдаться верующими неукоснительно.

2. С согласия собственника жилья возможна и государственная регистрация религиозной организации по адресу жилого объекта недвижимости.

Само по себе предоставление жилого помещения по договору для использования в качестве места нахождения религиозной организации может быть в конкретной ситуации направлено на обеспечение или подтверждение формальных условий ее правосубъектности как юридического лица, подлежащего государственной регистрации. Это имеет особое значение для малочисленных религиозных организаций, не имеющих своих зданий, помещений, а также возможности приобрести или арендовать их. Такое предоставление не обязательно означает трансформацию жилого помещения в административное (служебное) помещение религиозной организации, а потому и не приводит с неизбежностью к использованию земельного участка под ним не по целевому назначению.

КС РФ также отметил в своем постановлении, что если все-таки возникает вопрос о привлечении к административной ответственности собственника за использование земельного участка не по назначению, правоприменителям необходимо исходить из всей совокупности фактических обстоятельств, свидетельствующих о трансформации жилого помещения в культовое или административное (служебное), размещение которых предусматривается на земельных участках с такими видами использования, как «осуществление религиозных обрядов», «религиозное управление и образование». То есть в таких случаях подлежит установить, что помещение полностью утратило признаки жилого помещения и приобрело признаки культового или административного.

КС РФ постановил, что оспоренные законоположения Конституции РФ не противоречат, и разъяснил их конституционно-правовой смысл, согласно которому они не предполагают привлечения к административной ответственности (по части 1 статьи 8.

Читайте также:  Права и обязанности граждан, проживающих с собственником

8 КоАП РФ) собственника земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» и расположенного на нем жилого помещения в случаях предоставления религиозной организации возможности совершать в этом помещении богослужения, религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес этого жилого помещения в качестве адреса религиозной организации и не допускают такого использования этого жилого помещения, когда оно, фактически утратив признаки жилого, приобретает характеристики культового либо служебного помещения религиозной организации.

Принятое КС РФ постановление является основанием для пересмотра, как дела заявительницы, так и других аналогичных дел, где оспоренные нормы применялись не в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным КС РФ.

Адвокаты Славянского правового центра готовы оказать правовую помощь в восстановлении нарушенных прав всем, кто пострадал от привлечения к административной ответственности в результате неверного применения положений статьи 8.8 КоАП РФ.

Стоит отметить, что было не мало скептиков относительно того, что можно добиться защиты своих конституционных прав путем обращения в Конституционный Суд РФ.

Однако, принятое Конституционным Судом РФ постановление по данному делу свидетельствует о том, что за свои права необходимо бороться используя все правовые механизмы. Дело в интересах одной маленькой деревенской общины теперь будет служить на благо тысяч или даже миллионов верующих по всей стране, потому что многие религиозные организации не имеют своих культовых зданий.

Пресс-служба Адвокатского бюро «СПЦ»

Постановление Конституционного суда Российской Федерации

Поправки в Закон о передаче имущества: расширен перечень передаваемых объектов / Официальные документы / Патриархия.ru

2 июля 2021 г. 13:40

Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Поправки прокомментировала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).

1 июля 2021 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 249-ФЗ, которым в Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…» внесены поправки, предписанные постановлением Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2020 г. № 47-П и направленные на уточнение порядка передачи в безвозмездное пользование религиозных организаций перепрофилированной под религиозные цели государственной или муниципальной недвижимости.

Согласно поправкам, заключенные с религиозными организациями договоры безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом, не имеющим религиозного назначения и перепрофилированным (реконструированным) под религиозные цели, могут быть расторгнуты по инициативе госоргана или муниципалитета при условии выплаты религиозным организациям компенсации расходов на перепрофилирование (реконструкцию) объекта. Это правило применяется только в том случае, если договоры безвозмездного пользования были заключены и перепрофилирование (реконструкция) объекта с согласия собственника было осуществлено до 14.12.2010 г. (то есть до момента вступления в силу Федерального закона № 327-ФЗ). Более того, в тексте закона говорится, что эти договоры сохраняют свою силу и в том случае, если у религиозной организации не имеется оснований для безвозмездного переоформления указанных объектов в собственность на основании п. 1 ст. 12 Федерального закона № 327-ФЗ.

Это положение позволяет предотвратить изъятие из безвозмездного пользования религиозных общин не имеющего религиозного назначения государственного или муниципального имущества, полученного ими в пользование в советский или постсоветский период и перепрофилированного (реконструированного) с согласия государственных или муниципальных органов под религиозные цели (например, зданий заводских складов, кинозалов или иных подобных).

Помимо поправок, предписанных Конституционным Судом РФ, в Федеральный закон № 327-ФЗ внесены по инициативе Русской Православной Церкви дополнительные поправки, направленные на расширение перечня недвижимого имущества религиозного назначения, подлежащего передаче религиозным организациям из публичной собственности.

Согласно новой редакции ст. 2 означенного закона в перечень недвижимости религиозного назначения включены объекты, построенные для осуществления или материального и иного обеспечения благотворительной и социальной деятельности религиозных организаций — например, здания бывших церковных богаделен, сиротских приютов.

Эти объекты не удавалось получить безвозмездно в собственность религиозных организаций даже через суды. Теперь, с принятием поправок, у религиозных организаций появилась возможность получать их во внесудебном порядке путем подачи в уполномоченный государственный или муниципальный орган соответствующих заявлений.

Кроме того, к имуществу религиозного назначения теперь отнесены объекты недвижимости, построенные для материального обеспечения богослужебной или монастырской жизнедеятельности.

В результате, например, бывшие доходные и торговые дома приходов и монастырей, материально обеспечивающие их жизнедеятельность, могут безвозмездно передаваться в собственность или пользование религиозных организаций.

Следует отметить, что, как правило, такие объекты удавалось получить только через суд, где приходилось доказывать их религиозное назначение. Судебная практика при этом складывалась неоднозначно.

В частности, в ряде случаев суды занимали позицию о недопустимости передачи таких объектов религиозным организациям, поскольку они построены для целей получения дохода. При этом довод о том, что монастырские доходные дома строились в целях материального обеспечения жизнедеятельности приходов и обителей, не всегда принимался во внимание судами. Поправки поставили точку в этом споре, признав религиозное назначение бывших доходных и торговых домов религиозных общин.

Важно отметить, что закон не обязывает религиозные организации использовать полученные в рамках Федерального закона № 327-ФЗ объекты по их историческому назначению. Согласно ст.

10 закона объекты передаются религиозной организации для использования в соответствии с целями деятельности, определенными ее уставом. Поэтому религиозные организации не обязаны (хотя и имеют право) использовать здания доходных домов исключительной для целей сдачи в аренду.

Такие здания могут использоваться под реализацию социальных, благотворительных или культурно-просветительских проектов. В частности, находящиеся на Пушкинской площади в г. Москве помещения б.

доходного дома Страстного женского монастыря, полученные недавно в собственность Церкви в судебном порядке, будут использованы под размещение музея этой старинной московской обители, которая, как известно, была стерта с лица земли в роковом 1937 году.

Патриархия.ru

Инструкция по регистрации религиозной организации, необходимые документы

Конституция, как основной закон страны, гарантирует гражданам, всем без исключения, права и свободы. Их перечень не зависит от отношения к религии. Пропагандировать превосходство одной веры над другой недопустимо.

Поэтому правила регистрации религиозной организации едины для любой конфессии. В статье расскажем, как происходит регистрация религиозной организации, какие следует подготовить документы, почему можно получить отказ.

Религиозные организации и их отличительные критерии

Религиозные организации (РО) – это объединения, созданные для служения и продвижения веры добровольно. Они отличаются такими характерными чертами:

  • вероисповедание – конкретная религия;
  • проведение служений, разнообразных обрядов и церемоний;
  • обучение основам религии и проповедование;
  • формирование сторонников и приверженцев на основе религиозности.

РО свойственны отличительные черты:

  • Территория, которую охватывает деятельность. Чтобы МРО была признанной, количество членов общины – минимум 10 человек. Имеет значение и возраст – 18 лет и старше. Все они должны проживать в одном поселении. В составе ЦРО находится три и больше местных.
  • Учредить МРО имеют право десять (не меньше) граждан РФ – членов общины. Они опираются на поддержку ЦРО с тем же вероисповеданием, подтверждающей наличие указанных прихожан в своем составе.  статью: → “».

Важно! Чтобы общину зарегистрировать как РО, не нужно подтверждать ее фактическое наличие на протяжении 15 лет. Это требование отменили.

Ограничения для местных религиозных организаций

Если МРО существует вне структуры ЦРО аналогичного вероисповедания, ее деятельность ограничивается. Целых 10 лет, прошедших после государственной регистрации, МРО лишена права на:

  • образование структурных подразделений образовательной сферы;
  • представительство иностранной РО;
  • выпуск СМИ;
  • приглашение лиц из других стран для проповедования;
  • МРО не позволено проводить религиозные обряды в больницах, других лечебных и профилактических учреждениях, интернатах для инвалидов и престарелых, тюрьмах.

Документы для регистрации будущей религиозной организации

После проведения в будущей РО учредительного собрания и подготовки всех документов, можно обращаться за регистрацией в соответствующий орган, расположенный на той же территории. Пакет необходимых документов состоит из:

  1. Устава религиозной организации.
  2. Протокола собрания учредителей.
  3. Перечня участников РО. Кроме ФИО каждого следует указать гражданство, дату рождения и место проживания.
  4. Сведений о том, где находится руководящий орган РО.
  5. Квитанции об уплате госпошлины.
  6. Заявления.

Важной составной является информация о вероучении и применении его на практике. Необходимо описать историю того, как возникло данное направление религии. Также нужно предоставить информацию о том:

  • какими способами и приемами пользуется в своей работе РО;
  • каково отношение организации к образовательным вопросам, семье, брачным узам;
  • существуют ли какие-нибудь условия касательно поддержания здоровья у тех, кто исповедует данную религию;
  • ограничиваются ли гражданские права и обязанности для прихожан РО.

Когда руководящий орган РО размещен за границей, в пакете представленных для регистрации документов должен присутствовать устав иностранной РО, удостоверенный госорганом соответствующей страны.

Вместо него допускается иной документ (основополагающий) центральной РО. Заявление на регистрацию рассматривается месяц.

 Позволено продлить время на его рассмотрение до полугода, если нужно провести религиоведческую экспертизу.

Деятельность уже зарегистрированной РО могут запретить, если она, к примеру, экстремистская, или наносит ущерб здоровью.

Пример 1. В Ростовской области проходил судебный процесс, в ходе которого прокурор требовал запретить деятельность МРО «Свидетели Иеговы Таганрог». Одно из оснований – склонение прихожан к отказу от медицинской помощи.

Читайте также:  Завершение переустройства и перепланировки жилого помещения

Кроме того, в РО поощряли действия, которые приводят к разрушению семьи, возбуждению межрелигиозной вражды. Разбирательства продолжались несколько лет. МРО то запрещали, то разрешали.

В результате несколько человек осуждены, регистрацию РО аннулировали.

Правила по принятию решений о государственной регистрации религиозной организации

Правила разработаны с учетом ФЗ и правительственных постановлений. Они призваны регулировать время на:

  • рассмотрение поданных документов;
  • принятие решения касательно регистрации РО.

Вердикт выносит Минюст, его территориальные органы. В соответствии с ним сведения о создании РО вносятся в ЕГРЮЛ. Произойти это должно в течение 5 рабочих дней.

Орган госрегистрации не позже трех дней (рабочих) после получения данных о внесение в ЕГРЮЛ, должен выдать заявителю официальный документ, подтверждающий факт осуществления указанной выше записи.

Как регистрируется религиозная организация: пошаговая инструкция

Необходимость регистрации РО закреплена в законодательном порядке. Чтобы она прошла успешно, нужно соблюдать такую последовательность:

Шаги Описание
первый Разработать устав, учитывая все требования законодательства
второй Провести учредительное собрание
третий Подготовить пакет необходимых документов
четвертый Заплатить государственную пошлину
пятый Представить подготовленные документы в соответствующий территориальный орган госрегистрации

Важно! Следует заплатить госпошлину, размер которой составляет 4000 руб. Необходимо предоставлять оригинал документа об ее оплате. Если устав нужно откорректировать, то вносится 800 руб. пошлины.  статью: → “Особенности составления устава НКО + образец оформления».

Когда возможно получить отказ в регистрации

Перечень причин, служащих основанием для того, чтобы РО отказали в государственной регистрации:

  1. Цели, которые РО определяет для своей работы, ее деятельность, вступают в противоречие с законодательством страны. Здесь чиновник обязан указать ссылку на конкретные статьи законов.
  2. Организация не отвечает отличительным признакам, присущим религиозной.
  3. В уставе и остальных бумагах указана недостоверная информация.
  4. Наименование РО не оригинальное. В ЕГРЮЛ уже присутствует организация с тем же названием.
  5. Составление представленных документов не отвечает законодательным требованиям (по форме либо содержанию).
  6. Учредители не являются правомочными создавать РО.

Заявителям направляется официальный отказ, в котором четко расписаны его основания. Документ можно обжаловать, обратившись в суд. Такой мотив отказа, как нецелесообразность, не допустим.

Особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета

РО влились в хозяйственные процессы и стали их полноправными участниками. Они занимаются производством и реализуют товары, владеют землей, недвижимостью, движимым имуществом, организовывают собственные предприятия. А это означает, что на РО должны распространяться все требования, которые предъявляются к иным юридическим лицам.

  • РО ведут бухучет и платят налоги, хотя располагают многими льготами.
  • В соответствующих регистрах отмечаются все доходы, которые получает РО, ее расходы. Учет проводится в хронологическом порядке.
  • Использование счетов и двойной записи является обязательным.  статью: → “Принцип двойной записи: как составлять бухгалтерские проводки?».

Уставная деятельность РО финансируется такими поступлениями:

  • пожертвования, передаваемые гражданами и различными учреждениями добровольно;
  • доходы от распространенной религиозной литературы, иных предметов, том числе, аудио и видеозаписей;
  • выручка от продвижения отдельных товаров;
  • бюджетные и внебюджетные поступления.

Вот некоторые бухгалтерские проводки:

Дт Кт Объяснение
50 86 Деньги поступили в кассу
51 Пополнение расчетного счета наличными
10 Получены материалы
08 Получены вложения в необоротные активы
41 Получение гуманитарной помощи

Такими записями фиксируется гуманитарная помощь и пожертвования:

Дт Кт Содержание
20 41 Распространение гуманитарки
86 20 Отражение использования средств целевого назначения
50.1 86 Деньги из ящика для пожертвований поступили в кассу

Если РО использует ОСН, она является плательщиком НДС, налогов на прибыль, имущество и транспорт (при его наличии).

Налог на прибыль не распространяется на доходы, полученные от продажи предметов, без которых не обойтись при совершении культа, и доходы от непосредственно культовой деятельности. РО платит НДС только тогда, когда занимается предпринимательством. Им не облагаются услуги по:

  • проведению обрядов и церемоний;
  • продажи предметов религиозного назначения, когда это не содержит элементов коммерции.

Налогом на имущество должна облагаться та его часть, которая не используется для религиозной деятельности, например, здание общежития или братского корпуса.

Но поскольку данный налог является региональным, органы субъектов РФ, как правило, определяют его ставку в размере 0%. Транспортный налог платится в полной мере.

  статью: → “Налогообложение и налоги религиозных организаций».

Содержание устава религиозной организации

Свод правил и положений, который устанавливает порядок деятельности РО и именуется «уставом», разрабатывается с учетом требований гражданского законодательства страны. В нем обязательно прописывается:

  1. Название РО, ее адрес, вид и вероисповедание.
  2. Цели, перечень задач и способы деятельности.
  3. В каком порядке организация создается и прекращает свою деятельность.
  4. Информация об органах управления, порядке их формирования и вопросах, которые они вправе решать.
  5. Структура.
  6. Откуда происходит поступление денег, и каковы источники имущества.
  7. Как ими распорядиться, если РО прекратит деятельность.
  8. В каком порядке вносятся изменения и дополнения в устав.

В наименовании РО обязательно должна присутствовать информация о том, к какому вероисповедания она принадлежит. Нередко РО регистрируется как общественная организация.

Под ее прикрытием проводится религиозная пропаганда. Да, РО – также общественная организация. Но законодательство однозначно определяет отличительные особенности РО.

Прежде всего, это касается целей формирования.

Регистрация организации как религиозной, накладывает ряд ограничений на поле ее деятельности. Например, занятия в школах они могут проводить, только получив согласие родителей. Общественным организациям этого не требуется. Вот периодически и возникают конфликты, которые разрешаются в судебном порядке.

Пример 2. В одной из местностей действовала РО «Новое поколение». Ее прихожане одновременно имели членство в общественной организации «Центр творческой молодежи». На основании этого они проводили в школах мероприятия против распространения и употребления наркотиков. Они сопровождались фильмами религиозного направления.

Некоторые родители пожаловались в отдел образования. После проведенной проверки общественную организацию официально предупредили о том, что такой род деятельности неправомерен.

«Центр творческой молодежи» подал в суд и выиграл его. После кассационной жалобы дело рассматривалось в областном суде.

Претензии к общественной организации были признаны, как обоснованные, влияние РО через нее прекратилось.

Топ 5 часто задаваемых вопросов

Вопрос №1. Можно ли использовать в названии РО такие слова, как «российская», «Россия»?

Подобные слова и их производные позволено вставлять в наименование, если структуры организации законно осуществляют деятельность в стране 50 лет и более.

Вопрос №2. Каков размер пошлины, которую следует уплатить за право использования указанных в предыдущем вопросе, слов?

Госпошлина отсутствует, о чем прописано в Налоговом кодексе (Ст. 333.35, п. 1).

Вопрос №3. В уставе РО записывается и ее полное наименование, и сокращенное?

Ответ. Законодательством установлен запрет на то, чтобы сокращенное наименование фигурировало в уставе.

Вопрос №4. Можно ли уменьшить базу налогообложения на суммы, перечисленные на благотворительные цели.

Нельзя, поскольку подобные расходы не относятся к деятельности, направленной на то, чтобы получить доход.

Вопрос №5. Где используется сокращенное наименование РО?

Его можно указывать при проведении различных хозяйственных отношений, в частности в договорах гражданско-правового характера. В преамбуле записывается полное наименование, а дальше – сокращенное.

Российское законодательство и правоприменительная практика постепенно унифицируют общие принципы юридической ответственности за возможные нарушения правовых норм по поводу регистрации всех юридических лиц и в частности, РО. Чтобы этот процесс был успешным и беспроблемным, требуется более совершенная законодательная база и механизмы регулирования правоотношений.

Возвращение имущества церкви: порядок и правовые последствия — Управление персоналом

Иванюк О.А., канд. юрид. наук,электронный адрес: isidora@yandex.ru

Взаимодействие государства и религиозных организаций по поводу материальных ценностей на разных исторических этапах было неоднозначным – происходило то наделение церкви практически неограниченными имущественными правами, то изъятие церковных владений в пользу государства.

Начиная с конца XX в. в России постепенно и не всегда безболезненно1 для различных субъектов права происходит возвращение изъятого у объединений верующих имущества религиозного назначения.

Это обусловлено не только внутригосударственными факторами, но и международными договоренностями – согласно Заключению № 193 Парламентской ассамблеи Совета Европы по заявке России на вступление в Совет Европы от 25 января 1996 г.

Российская Федерация приняла на себя обязательства в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций. При этом передача религиозным объединениям ранее национализированных зданий и сооружений производится, как правило, с прилегающими к ним землями.

В начале 1990-х гг. был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на регламентацию вопросов взаимодействия государства и церкви по поводу имущества2. При этом, согласно п. 3. Указа Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г.

№ 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий»3, Правительству, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было поручено оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений.

Читайте также:  Вопрос о применимом праве, судебная практика международного арбитража

В ст. 21 (ч. 1−3) Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»4 (далее – Закон о свободе совести) указывается, что в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации5. При этом передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Трудность однозначного определения содержания церковного имущества на практике вызывает немало споров. Это связано, в том числе, с предписанием ч. 5 ст.

21 Закона о свободе совести, согласно которому на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения взыскание по претензиям кредиторов обращено быть не может.

Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, должен быть установлен Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций (к настоящему времени такой акт не принят)6.

По указанному вопросу Конституционный Суд Российской Федерации разъясняет, что положения, устанавливающие судебный иммунитет от обращения взыскания на имущество религиозных организаций, не закрепляют абсолютную имущественную защиту религиозных организаций от требований кредиторов и не лишают последних права требовать обращения взыскания на иное имущество, не имеющее богослужебного назначения. При этом, несмотря на отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, выводы об использовании указанного имущества в богослужебных целях делаются на основе оценки обстоятельств конкретного дела, в том числе функциональных признаков данного имущества и его фактического использования7.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также признал обоснованность вывода о том, что отсутствие установленного Правительством Российской Федерации перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, при законодательно установленном праве религиозных организаций на соответствующую льготу не должно повлечь за собой ущемление прав и интересов этих организаций, так как данное обстоятельство от них не зависит, а судебные приставы-исполнители в случае необходимости обращения взыскания на имущество религиозных организаций должны самостоятельно в каждом конкретном случае решать вопрос об отнесении этого имущества к религиозному имуществу богослужебного назначения, исходя из его функциональных признаков и фактического использования8.

Важно учитывать, что в каноническом праве церковное имущество принято разделять на вещи священные (res sacrae) и вещи церковные.

К священным (собственно священным и освященным) вещам относятся предметы, специально предназначенные для совершения богослужения, а к церковным – иное имущество, служащее церковным целям9. Как представляется, данные канонические предписания необходимо принимать во внимание наряду с другими материалами соответствующего дела.

Конфликты по поводу передаваемого имущества возникают и между самими религиозными организациями и разрешаются судом, как правило, с учетом исторической принадлежности имущества и соблюдения установленной действующим законодательством процедуры его передачи.

Так, оценка названных обстоятельств была положена в основу решения Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № ГКПИ09-67 «Об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 г.

№ 488-р «О безвозмездной передаче в собственность прихода Троицкого храма

г. Липецка Липецкой и Елецкой епархии Русской Православной Церкви объекта религиозного назначения – здания Троицкого храма»10. Данным решением была оставлена без удовлетворения жалоба религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов Правобережного округа г. Липецка по поводу передачи здания Троицкого храма в ведение Русской Православной Церкви.

С вступлением в силу Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»11 (так называемого Закона о реституции церковного имущества) наступил новый этап в регулировании государственно-религиозных имущественных отношений12.

Названный Закон устанавливает правила передачи официально зарегистрированным на территории России религиозным организациям в собственность имущества, находящегося в их безвозмездном бессрочном пользовании13. Имуществом религиозного назначения (ст.

2 Закона) признается недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом (ч.

1 ст. 3 Закона) и осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством о свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ч. 4 ст. 3 Закона).

Передача религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется в собственность или в безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок (ч. 1 ст. 4 Закона). При этом религиозная организация обязана использовать переданное имущество в соответствии с законодательством и целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом (ч. 1 ст. 10 Закона).

В связи с принятием названного Закона были внесены соответствующие изменения в действующее законодательство. Так, согласно п. 5 ст. 85 и ст. 87.1 Жилищного кодекса Российской Федерации14, жилое помещение может быть передано религиозной организации с выселением граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

Специалисты подчеркивают, что «у Закона о реституции есть как отрицательные, так и положительные последствия, которые ставят Церковь в центр общественной жизни»15. Действительно, принятие названного Закона получило неоднозначную оценку общественности. Так, 19 декабря 2010 г.

в Москве на Пушкинской площади прошел митинг против возвращения Церкви исторически принадлежавшего ей имущества16. Опасения граждан вызывает, в первую очередь, проблема обеспечения сохранности передаваемых объектов культурного наследия, являющихся бывшей церковной собственностью.

С целью недопущения злоупотреблений в процессе реализации названного Закона в Росохранкультуре в целях контроля обеспечения сохранности передаваемых объектов культурного наследия предполагается создать экспертный совет по возвращению имущества Церкви17.

Несмотря на достаточно подробную регламентацию оснований и порядка передачи имущества религиозного назначения, дискуссионными остаются вопросы финансирования реставрации объектов недвижимости, передаваемых религиозным организациям18.

На практике отношение к данному вопросу складывается в пользу признания целесообразности привлечения к такому финансированию государственных средств. Например, в решении Мособлдумы от 10 июля 2002 г.

№ 11/25 «О проекте закона Московской области “Об областной целевой программе “Культурное наследие Московской области (недвижимые памятники истории и культуры) на 2002−2004 годы”» указывается, что памятников истории и культуры в Московской области насчитывается свыше 4,5 тысяч.

Среди них такие уникальные памятники, как Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в г. Истре, церковь Знамения в с. Дубровицы и др. Приходским советам, в ведение которых были переданы здания церквей, сложно финансировать реставрационные работы.

Поэтому, – делается вывод, – коль скоро переданное верующим имущество является общенациональным достоянием, то государство должно оказать помощь церкви в возрождении историко-культурного наследия.

Материалы по некоторым спорам относительно собственности религиозных организаций поступают не только в судебные органы, но и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Так, исходя из материалов одного из его ежегодных докладов, в г.

Самаре верующие на протяжении ряда лет ходатайствовали о возвращении им здания, национализированного в 30-е XX в. Мэрия г. Самары, признавая законность требований верующих, указывала, что выселение жильцов из подлежащего передаче здания не представляется возможным из-за проблем бюджетного финансирования города.

По другому делу члены религиозного объединения Свидетелей Иеговы из г.

Алагира (Республика Северная Осетия-Алания) сообщали, что с разрешения местных органов власти объединение выстроило новый молитвенный дом, но власти запретили проведение в нем молитвенных собраний, и только после обращения Уполномоченного по правам человека к Президенту Республики Северная Осетия-Алания с предложением отменить неправомерные решения, верующие получили возможность пользоваться своим молитвенным домом19.

В целом, к разрешению конфликтных ситуаций в связи с передачей имущества религиозным организациям следует подходить индивидуально. При этом государству важно, в первую очередь, оценивать возможность обеспечения соответствующей религиозной организацией сохранности и целевого использования передаваемого имущества, что особенно значимо при отнесении его к объектам культурного наследия.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *