Приватизация государственного и муниципального имущества

Жилищные споры Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

1 462 просмотров

Приватизация имущества государства и муниципалитета началась в 1992 году. До этого момента вся подобная недвижимость если и выдавалась в частные руки, то делалось это специально, сознательно и за особые заслуги. Например, сотрудникам заводов дарили квартиры. Теперь же приватизировать можно практически все, за исключением отдельных объектов, имеющих важную роль в жизни страны.

Закон

Приватизация регулируется достаточно обширным перечнем законодательных актов:

Помимо всего перечисленного, существуют еще и локальные законы в разных регионах, которые также так или иначе могут влиять на приватизацию, порядок действий, условия и многие другие элементы.

Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (п.2 ст.2, закона №178-ФЗ), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:

Требования к субъектам приватизацииТребования к объектам приватизации
Физические лица – только граждане РФ. Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона).
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма. Не выведены из оборота.
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей. Не относятся к ветхому жилью.

Разновидности объектов, подлежащих приватизации

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Помимо всего прочего, следует учитывать и локальные законодательные акты, которые накладывают свои ограничения на приватизацию муниципального имущества в различных населенных пунктах, однако они обязаны не идти в разрез с общим для всех законодательством, а потому чаще всего мало отличаются друг от друга и в подавляющем большинстве случаев эти отличия лишь делают приватизацию проще.

Условия приватизации могут отличаться в зависимости от региона и типа недвижимости. Приведем пример на основе самых популярных объектов – жилого фонда:

  • Доступно исключительно для граждан РФ.
  • Требуются согласия всех жильцов помещения или отказ от участия в приватизации.
  • Приватизировать можно только один раз в жизни. Даже при последующем возврате недвижимости в собственность муниципалитета (если это по какой-то причине понадобиться сделать) право на приватизацию не восстанавливается.
  • Исключением из предыдущего пункта являются несовершеннолетние. До 18 лет они могут 1 раз поучаствовать в приватизации и еще раз это сделать после достижения совершеннолетия.
  • Для приватизации необходимо являться официальным жильцом квартиры (заключить договор социального найма). То есть нельзя просто выбрать одно из помещений, принадлежащих муниципалитету и потребовать его в собственность бесплатно.

Способы приватизации

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Строго определенного и законодательно закрепленного порядка действий по приватизации имущества не существует, однако он уже долгое время практически не меняется и успел устояться примерно в указанном ниже виде.

Алгоритм действий

Процедура

Самое главное – подобрать необходимый объект приватизации. Это не актуально для жильцов социальных квартир или пользователей земли, так как у них особого выбора нет. Как следствие, данный пункт важен для тех физических или юридических лиц, которые планируют платную приватизацию (выкуп объекта у государства).

Следующим пунктом будет подготовка требуемой документации. Она может серьезно отличаться в зависимости от того, кто, что и на каких условиях приватизирует. Примерный перечень документов представлен ниже.

Следующий этап – подготовка заявления. Форма и содержание отличаются в зависимости от многих факторов, потому рекомендуется перед началом процедуры уточнить конкретный вид данного документы или заполнять его непосредственно на месте, перед подачей.

Дождавшись решения и получив разрешение на приватизацию останется лишь оформить все должным образом. Например, в случае с квартирой следует обращаться Росреестр и получать свидетельство на право собственности. Сейчас этот документ заменен выпиской из ЕГРН, что в принципе одно и то же.

Необходимые документы

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.

Если выбран вариант с бесплатной приватизацией, то платить нужно за документы, требуемые для процедуры, а также за непосредственное оформление права собственности. При приватизации квартиры расходы будут примерно такими:

  • Госпошлина за регистрацию права собственности: 2000 рублей на 1 человека.
  • Выписка из ЕГРН: от 300 рублей.
  • Выписка из домовой книги: 200 рублей.
  • Отказ от участия в приватизации: около 1000 рублей.
  • Оформление техпаспорта: от 1000 рублей.
  • Доверенность на представителя: от 1000 до 5000 рублей.

Если предполагается платная приватизация, то ко всем перечисленным вариантам расходов автоматически добавляется стоимость объекта исходя из кадастровой стоимости. На практике эта цифра серьезно отличается от цен на рынке и потому процедура все равно оказывается очень выгодной.

Отдельно нужно отметить необходимость оплачивать налоги. Это основной минус приватизации, так как до этого налоги платить не нужно было. Конкретные цифры зависят от типа недвижимости, ее размера, расположения, назначения и многих других параметров.

Приватизация муниципального и государственного имущества, особенно если это нежилая недвижимость – сложная и неоднозначная процедура. Без наличия нужного опыта она может растянуться на слишком длительный срок. На бесплатной консультации наши специалисты помогут разобраться с наиболее спорными и популярными вопросами. Они же готовы выступить в качестве представителей клиента, облегчая и ускоряя процедуру. Приватизация государственного и муниципального имущества

Читайте также:  Распределение прибыли и убытков полного товарищества

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 — Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 — Санкт-Петербург и область

Продажа государственного имущества

Российский аукционный дом создавался для работы на регулируемом государством рынке продажи имущества, для развития института аукционных торгов в России. Площадка обладает уникальным многолетним опытом в сегменте реализации имущества в интересах государства.

С 2013 года РАД работает по поручению Правительства РФ в рамках торгов имуществом из прогнозного плана приватизации федерального имущества.

В 2011 году РАД начал работать с имуществом в рамках региональной приватизации.

Первыми клиентами РАД по данному направлению стали Москва, Московская область, Санкт — Петербург, Ленинградская область, ХМАО-Югра. Сегодня на площадке продают имущество более 50 регионов РФ.

Тогда же, в 2011 году, ЭТП РАД Lot-online первой в РФ стала проводить электронные торги госимуществом в рамках приватизации госактивов Санкт-Петербурга. Опыт продаж РАД лег в основу формирования практики реализации госактивов и перевода всех торгов государственным и муниципальным имуществом в электронный формат.

> 242,7 млрд ₽

Сделок в интересах государства

РАД ПРОВОДИТ ТОРГИ ПО ПОРУЧЕНИЮ

  • Росимущество
  • Министерство экономического развития РФ
  • Министерство культуры РФ
  • Министерство обороны РФ
  • Министерство сельского хозяйства РФ

РАД ПРОВОДИТ ТОРГИ В ИНТЕРЕСАХ РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИИ

  • Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, ХМАО – Югры, Уфы, Южно-Сахалинска, Чукотского автономного округа; Амурской, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Курганской, Курской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Самарcкой, Свердловской, Тверской, Тульской, Тюменской, Ульяновской и Ярославской областей; республик – Башкирия, Дагестан, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Крым, Саха (Якутия), Удмуртия, Чувашия; Алтайского, Камчатского, Краснодарского, Пермского, Приморского, Хабаровского краев, а также муниципальных образовании Домодедово, Истра, Котельники, Красногорск, Химки.

Федеральная приватизация – 31,1 млрд ₽

31,1 млрд ₽

общая сумма сделок

Российский аукционный дом (РАД) проводит аукционы по приватизации федерального имущества с 2013 года.

Торги на ЭТП РАД Lot-online ежегодно обеспечивают до 70% доходов государственнои казны в сегменте малои и среднеи приватизации.

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация — отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.

5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

  • Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
  • В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
  • Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
  • — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
  • — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
  • — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
  • — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
  • — в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Читайте также:  Регистрация брака. Условия и порядок вступления в брак

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

  1. В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
  2. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
  3. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

  • По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
  • В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
  • Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
  • С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Приватизация муниципального и государственного имущества: условия, способы, порядок приватизации

Приватизировать муниципальное или государственное имущество могут как физические, так и юридические лица. Но не всегда: для некоторых есть ограничения. Тем не менее, большинству все же удается получить имущество по весьма выгодной стоимости.

Я юрист по приватизации. В этой статье я расскажу, как и кто может приватизировать государственное и муниципальное имущество в 2022 году. Также вы узнаете, для каких целей это делается, и какие способы актуальны.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Что такое приватизация

В Российской Федерации приватизация муниципального и государственного имущества осуществляется на основании ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ, ст. 217 ГК РФ и других законов из области гражданского права в целом, и предпринимательского права – в частности.

Если говорить кратко, под приватизацией подразумевается возмездная передача в собственность имущества, состоящего на балансе государства или муниципалитета. Процедура осуществляется в соответствии с прогнозным планом, который утверждает Правительство РФ на ближайшие три года. Сейчас этот план действует с 2022 по 2024 гг. включительно.

Каковы основные особенности приватизации имущества государства или муниципалитета:

  1. Процедура возмездная. Бесплатно можно получить только недвижимость, в которой человек зарегистрирован и живет по договору социального найма.
  2. Действует принцип равенства покупателей, поэтому в основном все реализуется через торги. Но можно и передать акции АО, если в ее уставной капитал вносится имущество. Об этом я расскажу позднее.
  3. Оценка начальной стоимости имущества производится с учетом рыночных цен. Обязательно заключение оценщика, которое действует полгода с момента оформления до даты публикации сообщения о продаже (ст. 12 ФЗ №178).
Читайте также:  Согласие ребенка на усыновление

Обычно торги проводятся на официальном сайте РФ для размещения информации о них. Там можно купить что угодно, начиная от нежилых помещений и заканчивая древесиной.

Основные цели

Законом цели и задачи приватизации муниципального и государственного имущества четко не закреплены. Можно выделить несколько целей процедуры:

  1. Повышение эффективности работы предприятий.
  2. Поддержка малого и среднего бизнеса.
  3. Отказ от государственной монополии и создание оптимальных условий труда.
  4. Снижение расходов из бюджета.
  5. Обеспечение равноправия разных форм собственности.
  6. Развитие фондового рынка.
  7. Создание класса собственников.

Иными словами, приватизация в большей степени выгодна государству: оно «избавляется» от не всегда выгодного имущества, которое переходит под управление частного лица или компании, а взамен получает деньги или акции.

Какое имущество можно приватизировать

Приватизировать можно практически любое имущество. Исключение – природные ресурсы, государственный и муниципальный жилищный фонд, а также имущество, расположенное за пределами РФ: его оформить в собственность нельзя.

Также не получится приватизировать следующие объекты:

  1. Государственный резерв.
  2. Имущество, которое в соответствии с международным договором приватизировать нельзя.
  3. Ценности, созданные при преобразовании муниципальных и государственных учреждений и отчуждаемые в собственность НКО.
  4. Имущество, отчуждаемое на основании решения суда.
  5. Культовые здания и сооружения, и земельные участки, на которых они расположены.
  6. Государственное и муниципальное имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
  7. Земельные участки, кроме тех, на которых расположены отчуждаемые здания, строения и сооружения.

Нельзя приватизировать некоторые виды имущества, относящиеся к объектам гражданских прав, оборотоспособность которых ограничена федеральными законами (ст. 129 ГК РФ).

Также через торги можно купить автомобиль, драгоценные камни, право на заготовку леса или отлов рыбы, на управление многоквартирным домом.

Кто может участвовать в приватизации

Приобрести муниципальное или государственное имущество могут разные субъекты предпринимательства, физические и юридические лица.

Исключение – ГУП и МУП (унитарные предприятия), государственные и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых более 25% принадлежит РФ. Они выступать покупателями не могут.

Также не могут участвовать в приватизации организации, зарегистрированные на любой территории из перечня, утвержденного Министерством финансов – там действует льготный налоговый режим, может не действовать раскрытие информации о выгодоприобретателях (ст. 5 ФЗ №178-ФЗ).

Например, к таким территориям относятся Багамы, Гренада, Либерия, Мальдивская Республика, ОАЭ, Сан-Марино, и т.д.

Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Способы приватизации

Со значением и объектами приватизации мы разобрались, теперь рассмотрим основные способы. Приватизировать муниципальное или государственное имущество можно через преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Также есть другие способы, через которые может осуществляться приватизация:

  • продажа на аукционе;
  • продажа акций АО на специализированном аукционе;
  • реализация через конкурсы;
  • посредством публичного предложения;
  • продажа без объявления цены;
  • продажа акций АО по результатам доверительного управления.

Что касается имущественных комплексов унитарных предприятий, то их можно приватизировать через преобразование в хозяйственные общества.

Есть еще способы, для которых характерны отдельные особенности. Разберемся в них детально.

Продажа на аукционе

Здесь все просто: собственник выставляет имущество на аукцион, а продается оно тому, кто предложит за него наиболее высокую цену (ст. 18 ФЗ №178). Если же в аукционе принимает участие только один потенциальный покупатель, он признается несостоявшимся. Нужно минимум два участника.

Начальная цена на стандартном аукционе определяется собственником. Чтобы участвовать в нем, нужно внести задаток – минимум 20% цены, указанной в информационном сообщении.

Через публичное предложение

Приватизация муниципального или госимущества через публичное предложение осуществляется, если аукцион признан несостоявшимся (ст. 23 ФЗ №178). В течение трех месяцев с этого момента размещается информационное сообщение о продаже в СМИ.

В этом сообщении указывается следующее:

  • дата, время и место продажи;
  • минимальная стоимость;
  • величины понижения и повышения цен.

Стартовая цена не может быть ниже стоимости, по которой имущество продавалось на аукционе, признанном несостоявшимся. Заявки принимаются минимум 25 дней, а для участия в продаже вносится задаток – минимум 20% начальной стоимости.

Без объявления цены

Продать имущество без объявления цены можно, если продажа через публичное предложение не состоялась. Покупатели сами предлагают свои цены, а сделка заключается с тем, кто предложит самую высокую стоимость. Если же все предлагают одинаковую сумму, договор оформляется с тем, кто подал заявку раньше всех.

Через вклад в уставной капитал

Государство или муниципалитет могут продать имущество, вложив его в уставной капитал компании. Но взамен они получают акции.

Например, имущество и исключительные права могут вноситься в уставные капиталы:

  • при учреждении АО;
  • через оплату размещаемых дополнительных акций при увеличении уставного капитала.

Но внести госимущество посредством увеличения размещаемых акций можно, если АО само приняло решение об увеличении уставного капитала, причем акции должны быть обыкновенными. Оценка же имущества проводится компанией или частным оценщиком, имеющим допуск СРО на соответствующий вид деятельности (ст. 25 ФЗ №178).

Особенности приватизации отдельных объектов

Чаще всего приватизируется недвижимость и земельные участки, на которых она расположена. Также получить в собственность можно имущество, состоящее на балансе государства или муниципалитета.

Сложности могут возникнуть с приватизацией объектов культурного наследия или электросетевого хозяйства, культурно-бытового назначения: для них действуют особые условия.

Недвижимость

Вы можете купить здания, сооружения и строения у государства или муниципалитета через электронный аукцион. О нем я рассказывала выше.

Все постройки, расположенные на земле, отчуждаются одновременно с участком, находящимся на балансе унитарного предприятия на основании договора бессрочного пользования или аренды, или входящими в состав приватизируемого имущества и необходимыми для его использования.

Объекты культурного наследия

Такие объекты могут быть приватизированы, если входят в состав имущественного комплекса унитарного предприятия, которое преобразуется в АО или ООО. Также их можно продавать через конкурсы, путем внесения в уставные капиталы компаний.

Важно, чтобы объекты культурного наследования были включены в специальный реестр.

Объекты электросетевого хозяйства

Такие объекты тоже могут приватизироваться, но при условии обременения покупателя обязательствами. Например, он может получить в собственность тепловые сети, но взамен должен будет предоставлять населению услуги по теплоснабжению, регулярно ремонтировать их, следить за состоянием, модернизировать (ст. 30.1 ФЗ №178).

Социальные объекты и объекты коммунально-бытового назначения

Под объектами социально-культурного назначения подразумеваются учреждения здравоохранения, культуры, спорта, и пр. Они могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Исключение – объекты, которые приватизировать можно в исключительных случаях, т.к. они используются по назначению:

  • дома престарелых;
  • госпитали и санатории;
  • учреждения для инвалидов;
  • жилищный фонд и объекты его инфраструктуры;
  • объекты транспорта и энергетики, которые обслуживают население;
  • детские объекты социальной инфраструктуры.

Такие объекты приватизировать можно, если они относятся к электросетевому хозяйству, источникам тепловой энергии, и являются основными производственными фондами предприятия.

Порядок приватизации

Порядок приватизации зависит от способа. Сначала Правительством разрабатывается план, о котором я говорила ранее. После этого принимается решение о приватизации, а затем имущество обычно выставляется на аукцион.

Чтобы приватизировать имущество через аукцион, сделайте несколько шагов:

  1. Зайдите на официальный сайт торгов и посмотрите, что там предлагают. Ознакомьтесь со всеми условиями.
  2. Подайте заявку и внесите задаток – от 20% начальной цены. Если проиграете, деньги вернут в течение 5 дней после объявления результатов.
  3. Если одобрили вас, договоритесь с продавцом о заключении договора купли-продажи.

Дальнейшие действия зависят от того, что именно вы купили. Если это недвижимое имущество, право собственности нужно переоформить в Росреестре.

Ответы юриста на частные вопросы

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *