Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Однако государство или муниципальные органы могут ограничить права по пользованию и распоряжению землёй в случае, если ресурсы представляют особую ценность для страны.

Резервирование земель не является изъятием участков из пользования, это лишь процедура, предшествующая изъятию. Факт изъятия может и не состояться, если необходимость в земельных ресурсах отпадёт со временем.

В процессе резервирования накладываются ограничения на оформление земли в собственность, реконструирование уже существующих объектов или возведение новых в целях решения местных или федеральных государственных задач.

Понятие резервирования

Что такое резервирование земель, описывает Земельный Кодекс страны, а именно его ст. 70.1.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд представляет собой наложение ограничений на пользование земельным участком в связи с тем, что существует высокая вероятность использования данного надела на благо развития страны.

Этот участок земли не может быть полноценно использован собственником в течение определённого периода времени.

Резервирование должно иметь веские основания, к примеру:

    Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

  • размещение на территории объектов государственного или муниципального значения при условии, что в другом месте их разместить не представляется возможным;
  • земли нужны для защиты границ страны или организации оборонных мероприятий;
  • на землях проходят важные коммуникации или линии связи;
  • земля понадобится в космической отрасли;
  • на земле расположены дороги федерального или муниципального значения.

Территория земли является зарезервированной только после регистрации факта закрепления ее за государством в Росреестре.

Если необходимость в участке земли отпадёт, он может быть использован по обычному назначению. Отказ в предоставлении земельного участка в связи с резервированием земель возможен. Кроме того, в отношении участка нельзя будет заключить напрямую договор приобретения или организовать по нему торги.

Какие земли можно зарезервировать?

Резервирование земель для нужд сельсовета, города или государства предполагает полное изъятие земельных участков в будущем, когда на них начнут осуществляться работы по возведению важнейших стратегических объектов.

Фактически ни один Федеральный Закон или иной нормативно-правовой акт не содержит ограничений на резервирование земли. Получается, что в резерв государства может уйти абсолютно любой участок земли, который потребуется для государственных нужд.

Нужно лишь, чтобы размещение объектов было запланировано на заранее оговорённой в заявке исполнительного органа территории. Также земли могут быть зарезервированы, если на них планируется организация особых зон, к примеру, промышленных или туристических.

Например, государство может изъять землю на строительство горнолыжного склона и спортивной базы. Купить такую землю и построить на ней частный дом уже не получится.

Как ограничиваются резервом права собственников?

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Ограничения прав собственности прописываются в решении о резервировании территории и обычно бывают трёх видов:

  1. Оформление в частную собственность земли.
  2. Строительство новых объектов.
  3. Реконструкция уже построенных объектов.

Ограничения обязательно фиксируются в Росреестре. В выписке они отражены в графе Ограничения в виде реквизитов принятого решения о резервировании.

Если собственник в период резервирования земли самостоятельно построит на ней объект недвижимости или реконструирует уже существующий объект, то собственнику будет возмещена только стоимость тех объектов, которые были построены до регистрации резервирования.

На какой срок можно зарезервировать землю?

Срок резервирования земли регламентирован ст. 70.1 ЗК РФ. В Кодексе указаны различные сроки резерва для различных оснований, в частности:

    Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

  1. Земля для государственных и муниципальных нужд по общему правилу бронируется сроком не более 7 лет.
  2. Земля, которая находится в собственности федеральных или местных властей, и земля, на которой планируется создать особую экономическую зону, резервируется сроком до 2 лет.

Если планируется создание особой зоны, это должно быть указано в заявке на бронирование.

Сроком до 20 лет можно зарезервировать землю для строительства автомагистралей, пересадочных узлов метрополитена, объектов воздушного, водного или железнодорожного транспорта.

Как проводится резервирование?

Порядок резервирования земли строго регламентирован. Информацию о порядке содержит в себе Постановление Правительства № 561 от 2008 года. Право принимать решение о резервировании закреплено за органом исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Невозможно зарезервировать землю, которая не поставлена на кадастровый учёт, не имеет номера и паспорта.

Решение об использовании порядка должно содержать цель, сроки, ссылки на документацию, на основании которой происходит резерв, перечень прав, которые ограничиваются таким решением, а также сведения об ознакомлении с решением заинтересованных лиц.

Обязательно решение о резервировании земли в 2022 году должно публиковаться в местных или региональных СМИ, где располагается земельный надел. Только после публикации оно будет считаться вступившим в силу. Обязательное требование о государственной регистрации такого решения прописано в п. 8 Постановления Правительства № 561.

Документы, необходимые для процедуры

Резервирование земель для государственных или муниципальных нуждДля резервирования земли для государственных нужд нужно не только оформленное решение. Кроме него требуются и другие документы, в частности:

  • документ, который бы подтверждал план развития данной территории;
  • документ о планировании разработки земельных недр на этой территории;
  • документ о создании ОЭЗ или оборонных сооружений.

Вместе с письменно оформленными документами и разрешениями прикладываются к пакету документов графики и схемы земельных участков с планируемыми на них изменениями в будущем. Также прикладывается к документам таблица с перечнем кадастровых номеров тех земельных участков, которые подлежат резерву.

Прекращение резерва

Не все зарезервированные территории в будущем действительно изымаются из оборота. Такая необходимость может со временем просто перестать быть актуальной.

На смену выбранной территории может подобраться другой земельный участок, более подходящий по характеристикам. Кроме того весь резерв имеет срок своего действия. Когда срок подходит к концу, бронь земли аннулируется.

Резервирование может быть прекращено:

    Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

  1. При окончании срока резерва, указанного в решении.
  2. Надел уже предоставлен для государственных или муниципальных нужд.
  3. Орган, принявший решение о резервировании, отменил его из-за нахождения более подходящего участка или из-за прекращения планируемой деятельности.
  4. Участок был изъят на законных основаниях.
  5. Резервирование было отменено судебным решением.

Орган, занимающийся резервированием земель, при прекращении резерва должен обязательно передать соответствующие сведения в Росреестр для изменения имеющейся там записи о резерве.

Отмена резерва

Решение о резервировании земельного участка можно отменять через суд, если на то есть веские основания. Обычно с иском в суд обращается заинтересованная сторона, которая имела планы на данный земельный надел или которая считает принятое о резерве решение незаконным.

Подаваемый в суд иск обязательно должен содержать в себе информацию следующего характера:

  • сведения об участке земли, его характеристики;
  • основания, по которым участок был зарезервирован;
  • основания, по которым участок не может быть использован по резерву.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель используется для того, чтобы защитить участки от передачи другим собственникам или использования земли не по назначению.

Зарезервированные земли представляют особый интерес для государственных или муниципальных органов власти, потому изымаются из владения и пользования на законных основаниях, но только в случае, если не могут быть заменены иными земельными территориями.

Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования

Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее.

Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность.

Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.

На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.

Читайте также:  Россияне рассказали, что чаще всего оплачивают кредиткой

Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.

Уполномоченные органы

Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.

Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:

  • федеральный транспорт;
  • оборона страны и безопасность государства;
  • энергетика;
  • высшее образование;
  • здравоохранение,

решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру, Правительство Российской Федерации.

При размещении объектов регионального значения, таких как:

  • транспорт;
  • предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • энергетика;
  • физическая культура и спорт,

решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.

При размещении объектов муниципального значения, таких как:

  • электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
  • автомобильные дороги местного значения;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и массовый спорт;
  • обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,

решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.

Порядок резервирования

Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».

Основания

Основаниями для резервирования земельных участков является:

  1. Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
  2. Документация по планировке территории (проекты планировки территории).
  • ——————————————
  • Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
  • ——————————————

Решения о резервировании и его содержание

Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.

В решении содержатся следующие сведения:

  1. Цели и сроки резервирования земель;
  2. Реквизиты документов-оснований для резервирования;
  3. Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
  4. Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.

К решению в обязательном порядке прилагается:

— Схема резервируемых земель:

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

— Перечень кадастровых номеров ЗУ, подлежащих резервированию:

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Вступление в силу

Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.

Сроки резервирования

Сроки резервирования регламентированы п. 3 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ:

  • Резервирование частных земельных участков — не более чем 3 года.

———————————-

Информация

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд 2022

Время чтения 7 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Государственное резервирование земель регламентируется Земельным Кодексом РФ и требуется в случае необходимости использования территории для каких-либо целей, значимых для народа и страны в целом. Бронирование участков под нужды муниципалитета и государства осуществляется в определенном порядке и производится на основании обязательного пакета документовна период, установленный законом.

Что такое резервирование земли

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование не приравнивается к однозначному изъятию земли, а является лишь предпосылкой к возможности ее изымания в будущем. Иными словами, предварительное закрепление участка за органами власти можно считать в некотором роде гарантией для государства, предполагающей, что требуемый надел в ближайшем будущем не будет каким-либо образом утрачен.

Если резерв распространяется на территорию, являющуюся частной собственностью, можно найти некоторые преимущества и для владельца надела.

Например, собственнику, заранее уведомленному о возможном изъятии участка в пользу властей, стоит воздержаться от капитальных вложений в землю, поскольку в случае утраты надела, понесенные гражданином затраты возмещены не будут.

Таким образом, предварительный резерв земель, в какой-то степени, может обезопасить владельца площади от материальных убытков.

Что касается ограничений, накладываемых на право распоряжения и пользования землей, таковыми могут выступить:

  • запрет на постройку дома и иного объекта, соответствующего целевому назначению территории;
  • отсутствие возможности размещения на земле искусственных водоемов, а также ограничение в осуществлении проектов по мелиорации, ирригации территории.

Кроме того, причисление участка к категории резервных земель может послужить отказом органа власти в просьбе заинтересованного лица оформить право собственности на конкретный участок.

Основания для резервирования территории

Статья 49 Земельного Кодекса освещает основные причины, выступающие основанием для резервирования земли. В первую очередь, поводом для закрепления территории за государством может являться необходимость выполнения международных соглашений и обязательств страны.

Кроме того, резерв земельных наделов осуществляется в случае возведения, преобразованияв их границах либо неподалеку от них следующих объектов:

  • энергетические системы регионального либо федерального масштаба;
  • объекты эксплуатации атомной энергии;
  • объекты, относящиеся к обороне и безопасности РФ, включая технические строения, коммуникации, системы, возведенные для охраны границ государства;
  • объекты транспорта и связи как региональной, так и федеральной значимости, а также системы железнодорожных путей всеобщего использования;
  • объекты космического назначения;
  • объекты систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, а также системы теплоснабжения, газоснабжения и электросети;
  • автомобильные магистрали.

Территории подлежат бронированию исключительно в том случае, если отсутствуют иные варианты для сооружения объектов государственного, либо регионального значения. При этом закон оговаривает, что в списке причин для резервирования земли, находящейся во владении субъектов РФ либо в муниципальной собственности, допустимы иные варианты, основанные на вновь возникших обстоятельствах.

Стоит дополнить, что земли, считающиеся собственностью государства и местных органов власти, закрепляются за таковыми и не предоставляются в пользование сторонним лицам в случае расположения на них объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Кроме того, в резерв входят территории с возведенными на них сооружениями по безопасности и защите страны, а также площади, отведенные под создание охраняемых природных объектов и водных сооружений.

Порядок резервирования земель

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Постановление принимается на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Без наличия у интересующего надела номера кадастрового учета и паспорта бронирование земли недопустимо.

Прежде всего, органы местной власти либо федерального уровня рассматривают проект по закреплению земли, основываясь на соответствующих документах. Перечень бумаг, обязательных к сбору перед утверждением решения о переходе земельной площади в резерв, включает:

  • документация по планированию территории в случае, если намечается подготовка особо охраняемых природных объектов, а также предполагается расположение объектов безопасности и обороны;
  • документы, освещающие информацию о границах зон размещения объектов, планируемых к возведению на резервной территории;
  • заключение на соответствие резервирования конкретной площади государственным программам, нацеленным на изучение недр земли и ее рационального использования.

После рассмотрения бумаг, уполномоченный орган составляет документ о бронировании земельной территории для потребностей государства либо муниципалитета. Бумага представляет собой письменное решение, содержащее следующие сведения:

  1. Цели резервирования земельных площадей.
  2. Сроки резерва участков.
  3. Наименования и реквизиты документов, на основании которых осуществляется процедура.
  4. Перечень ограничений относительно распоряжения и пользования земельным наделом.
  5. Информация о времени и месте сбора собрания всех заинтересованных лиц с целью ознакомления таковых со схемой земель, подлежащих резервированию. Письменное подтверждение того факта, что все участники уведомлены.
  6. Список кадастровых номеров тех участков, что частично либо полностью расположены в пределах территории, бронируемой органами власти.
Читайте также:  Что делать, если угрожают коллекторы: основные правила

В обязательном порядке к решению прилагается схема закрепленных земель, содержащая полную информацию относительно всех участков, подлежащих резервированию.

В дальнейшем документ вместе с копией постановления о резерве земли направляется в государственный кадастр и Росреестр для регистрации ограничений прав на участки и постановку таковых на учет.

При этом важно уточнить, что в случае отсутствия регистрации решения, бронирование территории органами власти считается недействительным.

Последним этапом является обязательное размещение информации о резервировании определенных земель в средствах массовой информации того субъекта РФ, где находятся данные участки. Решение о резерве территории вступает в силу не ранее момента его публикации в СМИ.

Допустимые сроки резервирования земли

На основании статьи 70.1 Земельного Кодекса резервирование территории для муниципальных и государственных потребностей не может превышать 3 года.

При этом если процедура касается земельных площадей, находящихся в собственности органов власти, а ее целью выступает создание особой экономической зоны – срок не может превышать 2 года.

В этом случае дополнительным условием является наличие в заявке на бронирование земли указаний от высшего органа государственной власти субъекта РФ.

В случае если земли находятся в собственности государства, либо муниципалитета и на их территории нет участков, переданных в пользование третьим лицам, при этом целями резервирования выступает строительство автомагистралей, железных дорог, метрополитена и прочих линейных объектов, срок резерва может достигать 20 лет.

По истечении установленного периода, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней оповестить кадастр недвижимости и Росреестр о прекращении действия ограничений на использование земли, с целью исключения из информационной базы сведений о забронированных участках. В ином случае государство может окончательно изъять земли, но лишь посредством выкупа и передачи собственнику суммы, составляющей стоимость надела.

Резервирование территории для муниципальных и государственных нужд осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ, где четко освещен порядок процедуры, основания для таковой и сроки бронирования земли.

В случае нарушения какого-либо пункта, а также при отсутствии регистрации решения о резервировании конкретной площади, документ не имеет юридической силы и закрепление участков за государством либо муниципалитетом считается недействительным.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд: постановление, цель, порядок и сроки резервирования

Содержание:

Главная » Право » Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель может проводиться в случаях, когда требуется достижение значимой для страны, региона или населения цели, для осуществления которой необходимы данные территории.

Эта проблема регулируется ст. 70.1 ЗК РФ. Резервирование объектов может осуществляться для реализации тех же задач, для которых производится их изъятие, это две стадии одного процесса.

Теперь рассмотрим все по порядку.

Понятие резервирования

Резервирование земли является процедурой, предполагающей введение ограничений на пользование участком гражданами или организациями.

В дальнейшем эта территория должна использоваться для достижения глобальных целей в интересах государства и народа.

Резервирование земельных участков будет иметь юридическую силу только тогда, когда обеспечено соблюдение всех требований, приведенных в ст. 70.1 ЗК РФ.

Если территория зарезервирована, это не означает ее немедленное изъятие у владельца. Такой участок может быть отчужден у собственника в будущем. Иначе говоря, органы государственной или муниципальной власти посредством включения надела в резерв получают гарантию, что он в случае необходимости может быть использована в интересах страны.

Хозяин землевладения ощутит последствия изменения статуса объекта еще до начала его использования в глобальных интересах. Так, после признания надела зарезервированным он не сможет на его территории:

  • построить дом или объекты хозяйственного назначения, даже если они соответствуют назначению земельной площади;
  • организовать размещение искусственного водоема;
  • свободно реализовывать проекты, направленные на реализацию мелиорации и ирригации.

В случае включения территории в резерв гражданин или организация не могут оформить ее в собственность.

Основания для включения земли в резерв

В ст. 49 ЗК РФ приведены основания для резервирования земельных площадей. К ним относятся:

  1. Необходимость исполнения страной обязательств, вытекающих из сущности международных соглашений РФ.
  2. Возведение или реконструкция сооружений, имеющих государственное или региональное значение, а также значение местного масштаба в случае отсутствия иных вариантов осуществления работ по строительству и реконструкции таких объектов. К их числу законодатель относит:
  • объекты энергетической системы федерального или регионального уровня;
  • объекты, для эксплуатации которых необходима атомная энергия;
  • объекты, используемые для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ (таковыми конструкциями считаются инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации);
  • объекты, позволяющие осуществлять транспортное сообщение и связь на уровне федерации и регионов;
  • инфраструктура, организованная для функционирования железнодорожного сообщения общего пользования;
  • объекты, благодаря которым производится освоение космического пространства;
  • региональные и федеральные линейные объекты (ЛЭП, автодороги, линии связи), использующиеся для функционирования субъектов естественных монополий;
  • системы, обеспечивающие бесперебойное получение коммунальных услуг (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, подачу тепла);
  • автодороги.
  1. Законодательством могут определяться и другие основания. В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование производится также для:
  • размещения сооружений, относящихся к социальной инфраструктуре;
  • присвоения землям статуса особо охраняемых природных территорий (заповедники, памятники природы, национальные парки);
  • сооружения водохранилищ и прочих водных объектов искусственного происхождения;
  • создания инфраструктуры, необходимой для организации особой экономической зоны;
  • выполнения задач, связанных с использованием недр (ведение разработки полезных ископаемых и поиск их залежей).

Порядок резервирования

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Чтобы принять такое решение, понадобятся данные, находящиеся в государственном кадастре недвижимости. Земельный надел должен иметь свой индивидуальный номер. Это означает, что если участок не состоит на кадастровом учете, он не может быть забронирован.

Рассмотрим более детально порядок проведения резервирования земельного угодья.

Чтобы закрепить за участком статус резервного, может понадобиться подготовка следующей документации:

  • документы, содержащие информацию о том, как проходят границы секторов, в которых планируется разместить объекты на зарезервированной территории;
  • в случае, если угодье предназначено для строительства сооружений природоохранного назначения либо возведения объектов для обеспечения обороны и безопасности страны, потребуются бумаги по планированию территории;
  • документ, в котором зафиксирован факт резервирования землевладения согласно государственным программам, направленных на исследование недр и рациональное использование природных богатств.

Ходатайство о резервировании рассматривается главой муниципального образования или субъекта РФ. По результатам рассмотрения поданных документов принимается решение о внесении земли в резерв. Оформляется оно в форме акта, в который вносятся следующие сведения:

  • цели включения надела в резерв;
  • сроки проведения данной процедуры;
  • список документов, используемых для бронирования угодья;
  • кадастровые номера участков, которые расположены в зоне резервирования.

Вся документация по бронируемым наделам направляется в Росреестр. Решение о резервировании начинает действовать с момента появления соответствующих публикаций в региональных СМИ.

К решению прикрепляется схема, показывающая расположение бронируемых наделов. Также публикуются данные о том, где и когда заинтересованные лица могут ознакомиться со схемой резервируемых территорий.

Факт, что все участники были надлежащим образом уведомлены, должен быть зафиксирован в письменной форме.

На какой срок резервируется участок

В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ сроки резервирования могут различаться в зависимости от оснований процедуры:

  1. В общем случае участок бронируется на период не дольше 3 лет, если иное не определено законом.
  2. Если резервируемый участок принадлежит государству или населенному пункту, а в заявке указан высший орган исполнительной власти субъекта РФ, либо планируется организация особой экономической зоны, срок резервирования не может превышать 2 лет.
  3. До 20 лет отводится на возведение и реконструкцию:
  • федеральных автодорог;
  • метрополитена;
  • объектов, имеющих отношение к различным видам транспорта дальнего следования (воздушного, железнодорожного, морского).
Читайте также:  Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

Резервирование прекращается, когда земельный надел предоставлен для использования в целях, для которых он был выделен.

Заключение

Участок земли может быть зарезервирован, если он необходим для достижения важнейших целей страны, региона или поселения. При этом надел не должен изыматься у владельца до момента начала его эксплуатации в соответствии с заявленной целью, хотя право его использования будет ограничено.

Лишение прав на участок предполагает выплату бывшему владельцу компенсации, соразмерной его стоимости. Решение о включении территории в резерв вступает в действие со дня его публикации в СМИ.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

1. Понятие о резервировании земли для государственных и муниципальных нужд. Основания для резервирования

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой процедуру, при которой происходит выделение земель для расположения объектов государственного значения.

Резервирование земель осуществляется в публичных интересах, для достижения каких-либо общественных целей, но при этом влечет ограничение на эксплуатацию гражданами или юридическими лицами конкретных земельных участков использовании.

Основания для резервирования земельных участков включают в себя как основания изъятия земли для государственных и муниципальных нужд, так и специфические, присущие только резервированию, основания (ст. 70.1 Земельного кодекса РФ).

Так ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков путем резервирования земли происходит, в случаях если:

  • проведение процедуры может помочь в выполнении Россией обязательств перед иностранными «партнерами»;
  • только данный участок по своим параметрам может подходить для удовлетворения нужд муниципальных органов и страны в целом;
  • рядом с участком или в его границах, планируется возведение новых или преобразование существующих объектов энергосистемы, атомных электростанций, объектов оборонного или военного значения, автомагистрали, объектов, связанных с космосом. Также это касается инженерных объектов, относящихся к системам водоснабжения и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения;
  • могут быть решены иные вопросы в масштабах страны или на уровне муниципалитета.

По специальным основаниям процедура резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, необходима в случаях:

  • если планируется начало строительства автомагистрали, или в ближайшей перспективе — возведение инженерных систем и оборудование коммуникаций, возведение объектов обороны и безопасности;
  • создания особо охраняемых природных территорий;
  • строительства водохранилищ и других объектов водного хозяйства;
  • строительства объектов инфраструктуры особой экономической зоны;
  • необходимых для целей недропользования.

Данный перечень является исчерпывающим списком оснований для резервирования земель.

2. Права землевладельцев (собственников) при резервировании земель

При резервировании земель ограничиваются следующие права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на их использование: 

  • право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием;
  • право проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты;
  • невозможна приватизация зарезервированных земельных участков. То есть, если лицо владеет и пользуется данным земельным участком не на праве собственности, то после резервирования земельного участка приобрести право собственности на данную землю оно не сможет.

Срок договора аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности и расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, и срок установления публичного сервитута в отношении них, не должен превышать период резервирования.

Зачастую, но не всегда, резервирование земель предшествует последующему изъятию земель для государственных нужд. Решение органов власти о резервировании земли может быть обжаловано в суд. 

3. Процедура и сроки резервирования земель

 Процедура резервирования регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд» и имеет следующие этапы:

◊ Сначала, уполномоченный орган РФ, субъекта РФ или орган местного самоуправления должен принять решение о резервировании земель.

Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти; для государственных нужд субъекта РФ — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; для муниципальных нужд — уполномоченным органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

  • документами территориального планирования;
  • решением об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
  • государственной программой геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

◊ Должны быть составлена схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Схема и кадастровые номера в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании.

Вынесенное решение о резервировании земельного участка должно содержать:

  • цели и сроки резервирования земель;
  • реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
  • ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
  • сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

◊ Решение о резервировании земель обязательно должно быть опубликовано в СМИ для того, чтобы с ним можно было ознакомиться широкому кругу лиц. Вступает такое решение в силу не ранее его опубликования.

  • ◊ Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны быть направлены в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении прав в отношении зарезервированных земельных участков (их частей).
  • Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд имеет определенные сроки, которые отличаются, в зависимости от ряда причин.
  • По общему правилу, земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 3 года.
  • А вот резервирование земель, находящихся  в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов, допускается на срок до 20 лет.
  • Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
  • истечение указанного в решении срока резервирования земель;
  • предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
  • государственный орган или орган местного самоуправления принял решение об отмене резервирования;
  • участок был изъят в установленном порядке;
  • резервирование было отменено на основании решения суда.

Рекомендации землевладельцам!

Не советуем на зарезервированном участке начинать вести строительство объектов недвижимости или улучшать его каким-либо иным образом уже после того, как Вас проинформируют о факте резервирования, так как Вы будете нести риск затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. А это значит, что при определении выкупной цены такого участка с целью его изъятия эти улучшения учитываться не будут.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *