Статьи по теме о недропользовании

20.01.2022

1 января 2022 года вступили в силу изменения в одном из главных документов добывающей отрасли, федеральном законе «О недрах».

Перемены коснулись самых разных сфер — от понятийного аппарата до введения принципиально новых моментов, а главной целью преобразований стало совершенствование правового регулирования в области недропользования и придание этому процессу прозрачности.

Важнейшим моментом стал переход к цифровым формам взаимодействия между государством и недропользователями. Кроме того, авторы поправок постарались сформировать единые для всей страны механизмы управления недрами.

Закон «О недрах»: уточнить, расширить, привести в соответствие

Открытие месторождения — старт для будущей масштабной работы, и чем меньше проволочек окажется на пути этого старта, тем лучше.

Обновлённый закон унифицирует процедуру установления факта открытия месторождений. Если раньше законодательство разных регионов в этом вопросе выглядело и действовало по-разному, с 1 января механизм станет единым, и определять его будет Федеральное агентство по недропользованию.

Вообще, вопрос уточнения полномочий был досконально проработан законотворцами. При этом положения закона не просто переформулировали для бо́льшего соответствия актуальной действительности, но и по-настоящему пересмотрели.

Статьи по теме о недропользовании unsplash.com

Так, в новой редакции документа расширили понятие участков недр местного значения, предусмотрели внесение изменений в их существующие перечни (раньше такая возможность в законе отсутствовала), изменили порядок составления списков для участков регионального значения, расширили государственные полномочия в области ограничения или даже полного запрета на недропользования и многое другое.

В частности, любопытная рокировка произошла между Роснедрами и Правительством Российской Федерации. Если раньше агентству принадлежало право определять порядок, сроки и стоимость государственной экспертизы на проведение работ по изучению недр, а за правительством оставалась обязанность устанавливать правила классификации запасов полезных ископаемых, то теперь ситуация обстоит наоборот.

Электронные аукционы: главный тренд в недропользовании

Переход к электронным аукционам стал, пожалуй, основным нововведением январской редакции закона «О недрах». Любая система стремится к упрощению, и обозначенный переход назревал достаточно давно — и именно о нём, пожалуй, больше всего говорили в ожидании перемен.

Электронная система лицензирования, появившаяся в России с 1 января, подразумевает под собой единый федеральный реестр лицензий, которые будут оформляться по единому стандарту и образцу. По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова, соответствующее поручение президент страны давал ещё больше 5 лет назад, однако время изменений настало только сейчас.

До изменений каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определял содержимое лицензий, одинаковыми для всех были лишь лицевые стороны этого документа, однако теперь, с помощью цифровой формы наконец-то удалось достигнуть единства.

Статьи по теме о недропользовании

Руководитель Роснедр Евгений Петров, объясняя принятые изменения, сделал отдельный упор на том, что лицензия отныне — это не просто бланк, в который внесли определённые данные.

Теперь это совершенно новый формат документа, подразумевающий под собой запись в едином федеральном реестре и аккумулирующий все юридически важные бумаги и геологические сведения.

По ним можно будет отследить всю историю месторождения, а значит, любые решения будут приниматься на основе доступной, структурированной и, самое важное, прозрачной информации.

Слово «прозрачность», говоря о новом законе, представители Роснедр и Минэкологии употребляют чаще всего. Прозрачность и управляемость процесса недропользования — тот результат, которого планируют добиться с помощью введения единых стандартов. Этой же цели поспособствует и сведение возможности получить лицензию к единственному способу — участию в электронном аукционе.

Если раньше для того, чтобы принять участие в торгах, компании-претенденту требовалось собрать килограммы бумаг (и это не фигура речи, г-н Козлов говорил о 20 кг документов, необходимых для каждой заявки!), а сами торги приходили исключительно при личном присутствии всех участников, то теперь ситуация изменилась. Больше никакой лишней бумаги и никаких личных встреч, а все необходимые действия можно будет выполнить с помощью интернета.

Недропользование и изменения — меньше бюрократии

Стремление законотворцев сократить количество бюрократических проволочек для будущих недропользователей отразится не только на объёмах собираемых для лицензии документов, но и на сроках рассмотрения заявок.

Если сейчас срок выдачи лицензии на недропользование составляет не меньше 270 дней, то с начала 2022 года он сократится более чем в 2 раза. Теперь лицензии обещают выдавать за 127 дней.

Создание единого цифрового реестра позволит старым лицензиям «закрываться» автоматически и уберёт дополнительные, часто дублирующие друг друга согласования на пути у новых. Пользователям больше не нужно будет лично получать информацию у Ростехнадзора и передавать её федеральному агентству по недропользованию, теперь эти функции и полномочия останутся за государством.

Статьи по теме о недропользовании

Новый порядок проведения торгов позволит считать успешными аукционы, где на право пользования недрами претендовал лишь один участник, и передавать лицензию другим претендентам в случае, если победитель торгов не уплатил соответствующий разовый платёж.

Саму лицензию, соответственно, будут выдавать лишь после погашения этой суммы в установленные аукционом размеры и сроки, причём движение денежных средств в этом случае тоже регламентировано новым законом. Так, задаток и сбор за участие в торгах будут аккумулироваться на счетах оператора торговой площадки, а после — либо вернутся к участникам, либо перечислятся в бюджет.

«Новая эпоха: готовимся к электронным аукционам на недра».

Ещё один немаловажный аспект цифровизации касается сферы контроля. Единый электронный реестр лицензий будет доступен для всех нуждающихся в этом органов власти и надзорных организаций, а это значит, что отслеживать незаконные случаи недропользования станет проще.

Будь честным и убирай за собой! Реестр «рейдеров» и правильное завершение работы

Кроме того, все недобросовестные участники аукционов (те, кто заявились и победили, но не внесли оговорённого разового платежа в установленные сроки) попадут в специальный реестр. Не уйдут от внимания и те, кто в результате пользования недрами нанесли экологии вред или не компенсировали его.

Согласно новому закону, бывший недропользователь обязан консервировать или ликвидировать горные выработки, а за невыполнение этой обязанности контролирующие органы могут привлечь к определённой ответственности, в том числе и лишить лицензии.

Изменения в недропользовании: отозвать, нельзя продолжить…

Введение возможности ограничить право пользования недрами или и вовсе досрочно отозвать его — ещё одно важнейшее отличие нового закона от старого.

Специально для этого в ФЗ «О недрах» появилась новая статья, согласно которой право на недропользование могут ограничить, если:

  • на участке возникла угроза жизни и здоровью людей, устранить которую невозможно без временного прекращения работ,
  • произошло ЧС, вне зависимости от характера — техногенного или природного, или развернулись военные действия,
  • проектная документация оказалась неполной,
  • нарушены требования по рациональному использованию и охране недр.

Статьи по теме о недропользовании pxhere.com

  • Кроме того, пользоваться недрами могут частично или даже полностью запретить, если этого потребуют высокие цели обеспечения нацбезопасности или защиты окружающей среды, либо в случаях, когда продолжение работ создаёт угрозу жизни населения, наносит ущерб хозяйству или окружающей среде.
  • Досрочное прекращение действия лицензии может произойти не только по воле государства, но и по инициативе самого недропользователя.

Парниковые газы и нефть в современном законе о недропользовании

Согласно обновлённому закону, с 1 января компании могут получать лицензии на строительство хранилищ для парниковых газов.

Улавливание газов — вопрос достаточно новый и в рамках современной экологической повестки более чем актуальный, поэтому несмотря на то, что не все технологические и правовые вопросы можно назвать решёнными в настоящий момент, в будущем это направление весьма перспективно.

Законодательные нововведения коснулись и трудноизвлекаемой нефти.

Так, в России впервые официально закрепили такой вид недропользования, как «технологические полигоны для геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых», а компании, занимающиеся разработкой соответствующих технологий, получили свой собственный порядок установления разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Авторы закона утверждают, что обременительными эти платежи не будут ни в коем случае — всё для того, чтобы привлечь «ТРИЗовцев» к недропользованию.

Статьи по теме о недропользовании

  1. Инвестиционная привлекательность отрасли — ещё одна из далекоидущих целей не только нового закона, но и всей государственной политики в этой сфере.
  2. По словам руководителя Роснедр Евгения Петрова, в ближайшие 3 года в России появится Центр обработки данных, который будет содержать в себе основные сведения о месторождениях и тем самым поможет инвесторам оценивать перспективы освоения тех или иных участков.
  3. Это положит начало появлению фондового рынка отечественных недр и в перспективе упростит взаимодействие между добывающими компаниями и теми, кто создаёт на месторождениях инфраструктуру, а значит, благотворно отразится на недропользовании в целом.

Подводя итоги, можно сказать, что обновлённый закон «О недрах» — мера, которая назревала давно.

В новом ФЗ законотворцы проработали терминологию, уточнив имевшиеся и определив отсутствовавшие понятия; предусмотрели «наболевшие» тонкости — к примеру, предоставление участков с ограничением по глубине и без; привели в соответствие с современными реалиями и тенденциями процессы получения и хранения лицензий — и многое другое.

По замыслу авторов и разработчиков закона, все принятые меры должны послужить отрасли на благо, сделав её более открытой, более легальной и более привлекательной. Получится ли добиться этих задач, мы узнаем в ближайшее время.

«Недропользование и закон: глубинная трансформация системы».

Управление недрами в РФ: состояние и перспективы

Определение 1

Управление недрами — это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на организацию и регулирование недропользования на территории страны.

Недра представляют собой часть земной коры, которая расположена под почвенным слоем, дном водотоков и водоемов до глубин, доступных для геологического исследования и освоения.

В соответствии с российским законодательством недра на территории Российской Федерации признаются государственной собственностью. Решение вопросов в отношении недр является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее регионов.

Читайте также:  Пользование жилым помещением по договору ренты пожизненного содержания

Недра не могут выступать в качестве предмета купли-продажи, наследования, дарения, залога, вклада или быть отчуждены в какой-либо другой форме. Оборот недр регулируется федеральными законами.

Полезные ископаемые и ресурсы, добытые из недр в соответствии с условиями лицензии, могут являться государственной собственностью, собственностью регионов, муниципальной собственностью, частной и иной собственностью.

В отношении недр допускаются следующие виды пользования:

  • во-первых, региональное геологическое изучение, включающее геолого-геофизические работы, геологическую съемку, изыскания инженерно-геологического характера, проведение научно-исследовательских, палеонтологических и иных работ;
  • во-вторых, геологическое изучение, подразумевающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • в-третьих, разведку и добычу полезных ископаемых;
  • в-четвертых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не предназначенных для добычи полезных ископаемых;
  • в-пятых, образование геологических объектов особо охраняемого статуса;
  • в-шестых, сбор коллекционных материалов минералогического, палеонтологического и иного геологического характера.

Допускается одновременное предоставление недр в пользование для геологического изучения, проведения разведки и добычи полезных ископаемых. Также одновременно в пользование недра могут предоставляться с целью разработки технологий геологических исследований, добычи и разведки полезных ископаемых, трудноизвлекаемых из недр.

Пользование недрами осуществляется в соответствии с лицензиями.

Современное состояние управления недрами в Российской Федерации

  • Управление недрами в Российской Федерации осуществляется органами государственного и муниципального управления в пределах их полномочий по регулированию отношений недропользования.
  • Полномочия по государственному управлению недрами возложены на российского Президента, российское Правительство, исполнительные органы власти регионального уровня, федеральный орган управления государственным фондом недр и органы государственного горного надзора.
  • Полномочия федеральных органов государственного управления по управление недрами включает в себя:
  1. разработку и совершенствованием норм права, регулирующих недропользования;
  2. разработку и реализацию государственной политики недропользованием;
  3. установление порядка недропользования, охраны недр, разработки стандартов их использования;
  4. формирование и ведение территориальных геологических фондов, распоряжение сведениями, полученными за счет бюджетных средств регионального и местного уровня;
  5. формирование территориальных балансов природных ресурсов и кадастров месторождений, учет недр;
  6. участие информации о недрах в государственной экспертизе;
  7. определение порядка использования недр местного уровня;
  8. защиту интересов отдельных социальных групп при решении вопросов пользования недрами.

Полномочия органов муниципального власти по управлению недрами включают в себя:

  • во-первых, участие в решении вопросов, которые нацелены на защиту и соблюдение интересов экологического и социально-экономического характера в отношении населения отдельного муниципального образования при предоставлении недр в пользование;
  • во-вторых, осуществление мер, направленных на развитие базы минерально-сырьевого характера для местных предприятий;
  • в-третьих, осуществление контроля охраны и использования недр при добыче полезных ископаемых.

Перспективы управления недрами в Российской Федерации

Перспективы управления недрами в Российской Федерации определяются государственной политикой недропользования.

Стратегическая задача управления недрами в Российской Федерации ориентирована на сохранение недр на максимально длительный срок с целью обеспечения населения страны необходимыми природными ресурсами.

Однако на сегодняшний день в стране осуществляется недропользование, которое не способствует решению этой задачи. Статус России на мировом рынке определяется теми ресурсами, которые страна поставляет без переработки.

В определенном смысле Россию можно рассматривать в качестве сырьевого придатка западных стран. Руководство страны должно стремиться к изменению сложившейся ситуации.

Рациональная организация управления недрами требует формирования полноценной воспроизводственные цепочки. Природные ресурсы должны добываться только в том случае, если на территории страны организована их переработка и экспорт осуществляется уже в переработанном виде. Это будет способствовать увеличению рабочих мест, снижение безработицы, росту национального дохода.

  1. Также в качестве перспективы развития управления недрами следует обозначить ужесточение экологических стандартов добычи природных ископаемых, снижения сопутствующих потерь (например, сжигаемого попутного газа), иных нерациональных расходов.
  2. Государству необходимо выработать долгосрочную программу исследования недр и обеспечить возможность воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов за счет построения сбалансированного процесса потребления и воспроизводства минерального сырья.
  3. Также в практику управления недрами необходимо включить развитие системы аукционов за пользование недрами, способными обеспечить приток средств в государственную бюджетную систему.

Правовое регулирование отношений в сфере недропользования



В начале статьи раскрывается актуальность темы, цели и задачи исследования. Вчастности, статья посвящена изучению закона РФ «О недрах», а также особенностям правового регулирования порядка предоставления недр в пользование физических и юридических лиц.

  • В соответствии с настоящим исследованием рассмотрены нормативно-правовые акты, устанавливающие требования использованию недр и правила пользования недрами, а также вопросы полномочий государственных органов в сфере управления недропользованием.
  • В конце приводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.
  • Ключевые слова: недра, недропользование, минеральные ресурсы, экология, лицензирование.

At the beginning of the article, the relevance of the topic, goals and objectives of the research are revealed. In particular, the article is devoted to the study of the law of the Russian Federation «on subsoil», as well as the peculiarities of legal regulation of the procedure for granting subsoil for use by individuals and legal entities.

  1. In accordance with the present study examined the normative legal acts establishing requirements to subsoil use and rules of subsoil use, as well as the powers of state bodies in the sphere of subsurface resources management.
  2. At the end, the results of the study are presented, and the main conclusions are formulated.
  3. Keywords: subsoil, subsurface use, mineral resources, ecology, licensing.

Богатства недр относятся к исчерпаемым и невозобновляемым природным ресурсам.

От всего объема полезных ископаемых, которое добывается мировым сообществом, на территории России добывается 60 % апатитов, 5–8 % угля, 8–12 % нефти и 27–30 % газа, а также значительная часть редких, цветных и других металлов [38, с.39–44].

Более 70 % валютных поступлений происходит благодаря экспорту полезных ископаемых, а также более трети ВВП страны обеспечивается минерально-сырьевым комплексом Российской Федерации, то есть он составляет экономическую основу Российской Федерации.

Теоретическая основа недропользования содержится в работах таких ученых, как Галиновская Е. А., Мельгунов В. Д., Аветисян А. А., Павлов И. И., Никишиг И. Л., Волков И. А., Власов И. Л. и другие.

Недропользование — это выполнение работ, связанных с геологическим изучением недр, добычей полезных ископаемых, захоронением отходов производства, строительством и эксплуатацией подземных сооружений.

Вопросы недропользования относятся к экономическим основам конституционного строя Российской Федерации, права использовать недра регламентированы прежде всего в Конституции РФ [1], представляющей фундаментальный акт права.

Так, ст.

9 Конституция Российской Федерации провозглашает природные ресурсы в качестве «основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», а также содержит в себе базовые, исходные положения правового регулирования недр как природного ресурса особого рода и объекта охраны. Правовой базой регулирования отношений в области охраны и использования недр является Закон «О недрах» (1992 г.).

Согласно п. к) ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство о недрах находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, так же, как и вопросы владения, пользования и распоряжения недрами и другими природными ресурсами.

Такая позиция законодателя обусловлена самой федеративной формой территориального устройства России.

Сила Закона РФ «О недрах» распространяется на земли и воды, территориально принадлежащие Российской Федерации, равно как и на ископаемые богатства континентального шельфа, оговоренные отдельно нормами федерального права о феномене континентального шельфа, а также стандартами международных правовых норм. Принимаемые в дальнейшем нормативно-правовые акты не должны содержать противоречивых указаний в отношении недр Российской Федерации, регламентированных в данном Законе [20, с. 23–27].

В ч. 2 ст. 9 Конституции России предписана возможность владеть природными ресурсами в различных формах: например, природные богатства могут принадлежать частному собственнику, находиться в собственности государства или муниципального образования.

Однако для недр, расположенных территориально в пределах Российской Федерации, к которым отнесены все расположенные под землей пространства (пещеры, штольни, шахты, подземные сооружения), равно как и подземные минеральные ресурсы, предусмотрено пребывание исключительно в государственной собственности.

В отношении недр актуально только право пользования, которое лица могут отчуждать или передавать, строго следуя нормам федерального права. Право пользоваться конкретными секторами недр государство может лимитировать или категорически запретить, руководствуясь соображениями национальной безопасности и сохранения безопасности окружающей природы.

Право использовать недра имеет как постоянный (бессрочный), так и временный характер, ограниченный конкретным временным интервалом (ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Важна концепция пользования и охраны недр, внесенная в Закон «О недрах», отражающая платность доступа к залежам минеральных ресурсов: пользователь должен платить за загрязнение окружающей среды. Закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ детализировал в российском законодательстве термин «иностранный инвестор», что отразилось в изменении диспозиции ч. 7 ст. 2.

1 Закона «О недрах», и согласовании употребленного понятия «иностранный инвестор», что позволило упорядочить отношение и оценку лиц, имеющих иностранное гражданство, но намеренных инвестировать средства в сектор разработки недр России.

Отметим, что недостатком Закона является отсутствие терминологической базы всех упомянутых выше минеральных ресурсов, равно как и в прочих актах российского права.

Правки Градостроительного кодекса, оформленные в Федеральном законе от 03.08.2018 № 342-ФЗ стали предпосылками изменений ст. 25, детализировав вопросы возведения сооружений, расположенных под землей, а также изменив неудачное определение «места их залегания» на емкое определение «участков, в толще которых залегают минеральные ресурсы».

Правовая охрана недр: законодательные проблемы

Недра земли являются важным стратегическим природным ресурсом России, что обусловлено выгодным и довольно большим территориальным расположением страны.

Вследствии этого, добыча минерального сырья, захоронение опасных отходов должны быть под постоянным надзором, именно поэтому все эти процессы регулирует правовая охрана недр России.

При этом власти также выделяют много средств на дальнейшее исследование недр в прибрежных морских районах, а также глубин Мирового океана.

Читайте также:  Приказ о возмещении материального ущерба работником

Так как недра являются государственной собственностью, в определенный момент возникла необходимость создания лицензированной системы пользования ресурсами недр и их соответствующей охраной как самого ценного источника ресурсов в стране. Так, благодаря правильному недропользованию, Россия получает больше половины бюджетного дохода, поэтому стоит уделить внимание правильной добыче материалов.

Замечание 1

Отметим, что сейчас энергетический кризис набирает все больше оборотов, намечаются некоторые проблемы с исчезновением природных ресурсов, а властям стало намного сложнее осуществлять охрану недр прибрежных морей и континентальных шельфов.

Проблемой в случае обострения ситуации с истощением земельных ресурсов является тот факт, что именно недра имеют большой запас энергетических и биологических ресурсов, которые являются столь важными для России.

Проблемы со стороны модернизации законодательства

Больше всего российское общество заинтересовано в минерально-сырьевой базе, именно из-за провозглашения недр федеральной собственностью.

Замечание 2

Собственностью страны, впрочем, не являются общераспространенные полезные ископаемые, что также значительно влияет на развитие частного металлургического бизнеса.

Ранее уже отмечалось, что доход России в большой мере зависит от данной сферы деятельности, недра в данном случае рассматриваются как национальное богатство.

Чтобы иметь возможность развивать эту промышленную ветку, необходимо соблюдать порядок касательно недропользования.

Большую роль в этом как раз играет законодательное регулирование, федеральные органы или же те исполнительные организации, которые имеют соответствующие полномочия представителей собственника.

Правовая охрана занимается не только осуществлением защиты земельных ресурсов, но также и ее недр, что очень выгодно для мсб.

Определение 1

Малый и средний бизнес (мсб) – предприниматели и организации, которые занимаются регулированием деятельности малых и средних фирм, при этом сами по себе не входят ни в какие объединения.

Так как со временем благодаря исследованием добывается все больше ценных энергетических ресурсов, важность охраны земли стала еще более важной.

Ресурсы, добытые из недр, после использования невозможно восстановить – если взять тот же уголь, нефть или газ, использовать их можно только единожды практически без остаточных материалов. Это и есть их главное отличие от других природных источников энергии (ветровой, солнечной или водной).

Такая ситуация требует постоянной актуализации правил касательно осуществления охраны ресурсов на национальном уровне, а также установления новых прав на владения этими материалами.

Проблема законодательного регулирования недропользования поднималась уже не раз на национальном уровне в виде научного рассмотрения, однако это всегда вызывало бурю острых дискуссий и непрофессиональной критики.

Из-за слабой осведомленности в законах РФ касательно охраны недр, большинство граждан и политиков требуют национализации российских недр, что уже давно указано в законодательстве. Федеральный закон действует много лет, при этом в 2000 году был внесен целый ряд серьезных изменений, а правки вносились и после того, как были внесены главные изменения.

Несмотря на большое количество поправок, на фоне других федеральных законов о защите окружающей среды законы об охране недр еще выглядят стабильными и регулируемыми.

Главная проблема осуществления регулирования охраны недр заключается в частых изменениях – для стабилизации законодательства в определенной сфере необходимо работать в определенном ритме десятилетиями без резких изменений. Все это нужно для достижения следующих целей:

  • упрочнение стабильности в сфере общественных отношений;
  • создание позитивного инвестиционного климата и его стимулирование к дальнейшему развитию;
  • надлежащее и безошибочное исполнения закона со стороны государственных органов правоприменителей.
  • выработка понятной практики для административных, судебных и арбитражных органов

Формы и причины регулирования законодательства

Отметим, что эффективность закона напрямую зависит от длительности его действия. Слишком частые изменение усложняют его осуществление, а физические и юридические лица постоянно чувствуют неуверенность касательно его стабильности, ведь даже небольшие правки могут значительно повлиять на общее состояние дел, поэтому и правки оценивают столь низко.

Замечание 3

Также частые правки законов открывают новые пути для развития коррупции в стране.

Существует очень мало веских причин, когда действительно имеет смысл внести изменения в федеральные законы:

  1. Сильные объективные изменения или критическая социально-экономическая обстановка.
  2. Обоснованное желание властей с помощью правок провести серию правых серьезных изменений в самоуправлении ресурсами.

Проблема в случае формирования закона об осуществлении охраны сырья и недр заключалась во времени его утверждения: одновременно с ним вносилось множество правок и одновременно проводилось множество других реформ.

Все эти процессы длились уже порядка двадцати лет, при этом страна переживала системный кризис.

Из-за столь активного ритма, закон подвергался изменениям практически каждый год, бывали такие случаи, что о правках даже не успевали проинформировать исполнителей, как власти уже начинали рассматривать новую серию изменений касательного этого правового закона.

Такая мера не может приносить желаемого успеха в законотворчестве, это только поднимает бурю возмущения со стороны граждан и значительно снижает уровень авторитета закона в обществе. Более того, все это никак не повлияло на качественное изменение современной ситуации в экономике, политике и праве; реформы хоть и проводились постоянно, никакого видимого результата не принесли.

Требования общества касаемо правовой охраны недр

Довольно часто поднимается вопрос о том, чтобы наделить муниципальные органы определенными полномочиями для постоянного контроля рационального пользования природными ресурсами и осуществлением качественной охраны окружающей среды с помощью мсб. Делается это для того, чтобы снизить уровень передачи подземных богатств России.

Однако федеральное законодательство всегда отклоняет данные запросы – их главной задачей в последнее время является регулирование организационно-правового механизма осуществления охраны.

Общественность же постоянно требует от властей модернизировать требования касательно экологизации пользования недрами и регулированием соответствующей экономики.

Замечание 4

Никто, однако, не отрицает того факта, что федеральный механизм функционирования исполнительной власти нельзя дополнить или поправить в случае его слабого эффекта.

Проведя инвентаризацию его элементов и тщательно изучив подведенные итоги применения этого механизма, можно понять, исчерпал ли он все свои возможности и пользоваться ним дальше уже нет смысла. Только в случае появления столь твердой убежденности нужно проводить изменения.

Хоть власть и постоянно занимается изменением инструментов регулирования охраны недр (аукционы, лицензирование), однако только в определенном направлении.

Может именно создание более качественного и современного подхода предоставить возможность более эффективно использовать и защищать недра и регулировать недропользование.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Ключевые моменты правовой организации защиты недр

Как считает общество, проблема регулирования охраны недр заключается не в правовых нормах, а в порядке их применения и развития минерально-сырьевой базы.

Для качественного исполнения закона необходимо мобилизовать весь правовой арсенал, который предусмотрен законодательством.

Важной частью охраны природных ресурсов является полное лишение лицензии в тех случаях, когда были доказаны грубые систематические нарушения – виноватые должны быть привлечены согласно соответствующим видам юридической ответственности.

Профессиональные юристы в свою очередь уверены, что главным ключом для успешной оптимизации регулирования недропользования является осуществление полного и непредвзятого контроля со стороны государства и муниципальных органов, при этом нужно придерживаться регламента ежедневно. Все должно происходить своевременно – исполнение государственных предписаний, недопущение отступлений в плане реализации государственных полномочий и т.д.

Чтобы достичь таких результатов со стороны власти, необходимо сделать следующее:

  • создать все условия для развития правового и лицензионного климата – это позволит качественно обеспечивать законность и правопорядок;
  • выработать государственную и политическую волю к осуществлению охраны недр.

Если говорить о правовом климате, то это довольно длительный процесс, хоть и максимально эффективный. Государственную волю же можно выработать намного быстрее, при этом общественное мнение может значительно в этом помочь.

Власти уже сделали несколько шагов в этом направлении: было создано два отдельных исполнительных органа – охрана окружающей среды ООС (вместе с мсб) и агентство в сфере недропользования.

Сейчас активно обсуждаются вопросы касательно лишения лицензий, если не были соблюдены экологические и другие условия правого недропользования, не были уплачены налоги или же были внесены другие изменения в КоАП.

Замечание 5

Законодательство сейчас больше всего внимания уделяет внесением правок в закон, однако же это всего-лишь имитация какого-то движения в сторону улучшения общей ситуации, однако на деле результатов никаких не наблюдается. Сделано это только для отчетности о проведении каких-либо правок, в реальности же принятые поправки снова могут стать разочарованием для общества.

Последние изменения федерального закона об охране недр

В последнее время все более актуальным становиться местное предложения создания дополнений к основному закону, который будет направлен на совсем другие результаты в данной области.

Все считают, что для достижения хоть какого-то позитивного результата вовсе не обязательно полностью переделывать закон, необходимо только уделить больше времени и продумать комплекс мероприятий, направленных на более справедливую плату в бюджет недропользования.

Это поможет сформировать социальное государство и при этом учесть неразделимые интересы федерации и ее субъектов.

В соответствии с правовыми нормами, Россия должна придерживаться суверенитета в отношении принадлежащих ей недр, только тогда можно обеспечить национальную безопасность; использовать же все ресурсы нужно согласно приоритетности народных нужд.

Замечание 6

Уже неоднократно проводились попытки упорядочить регулирование прав России на использование недр, а также стимулировать повышение экологических требований для всех связанных с этим процессов. Главной причиной продолжает оставаться повышенный темп исчерпания ресурсов, поэтому стране нужно принимать более быстрые решение для исследования других перспективных земельных регионов.

Качество управления недропользованием в большое мере влияет и на размежевание компетенций и обязанностей касательно защиты минералов и других материалов, ведь это главный источник дохода страны.

В связи с этим было принято много нормативно-правовых актов касательно осуществления охраны и регулировки пользования земельными ресурсами, направленных на снятие административных барьеров и улучшение общей энергетической ситуации.

Читайте также:  Заявители в арбитражном процессе

За последнее время Правительство РФ внесло следующие изменения:

  1. были рассмотрены заявки для получения права пользования недрами и проведения различного вида разведочных работ с целью поиска новых перспективных ресурсов – при этом финансирование будет происходить из бюджетной казны;
  2. проведение государственной экспертизы всех полезных ископаемых с целью определения стоимости участков недр, которые будут предоставляться для пользования;
  3. усилился контроль геологического изучения и рационального использования подземных ресурсов;
  4. создана правительственная комиссия для решения вопросов касательно топливно-энергетических комплексов и создания минерально-сырьевой базы.

Сводный доклад сейчас имеет довольно много информации касательно направлений деятельности РФ в плане работы федеральных органов для улучшения уровня защиты недр и рационального использования ресурсов. Большое значение также уделяется природопользованию и развитию минерально-сырьевой базы.

Правовое регулирование безопасности недропользования

  • ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2011, № 9, с. 101-105
  • Правовое регулирование безопасности недропользования
  • © 2011 г. Игорь Николаевич Козьяков1
  • Краткая аннотация: рассматриваются проблемы правового регулирования безопасности горных и других работ, связанных с недропользованием; дана классификация опасностей и угроз, возникающих в процессе этой деятельности; сформулированы основные направления реализации правоотношений безопасности при изучении и использовании недр.
  • Annotation: the article deals with the problems of legal regulation of mining and connected work safety; the classification of dangers and threats of mentioned above activities is given by the author; general ways of legal relations in realization in the processes of exploration and subsoil usage.
  • Ключевые слова: недра, недропользование, горные работы, безопасность, классификация опасностей недропользования, правовые меры безопасности.
  • Key words: subsoil, subsoil usage, mining works, safety, classification of dangers in subsoil usage sphere, safety legal measures.

В процессе недропользования внешнее влияние антропогенной деятельности на окружающую среду нарушает состояние всех правоохраняемых природных объектов и комплексов: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы, а также антропосферы (сферы интересов человека и общества).

Наиболее масштабным количественным и качественным изменениям подвергаются недра, часть которых в процессе горных работ извлекается на поверхность и включается в оборот вещества и энергии уже вне внутренне уравновешенной системы литосферы. С учетом этого горные работы определяются как комплекс работ по проведению, креплению и поддержанию горных выработок и выемки горных пород в условиях нарушения естественного равновесия, вероятности и возможности проявления вредных и опасных факторов2.

При производстве горных и других работ, связанных с недропользованием, непредвиденные и внезапные изменения геологических условий или природных сил могут привести к катастрофическим последствиям для людей в случае несоблюдения ими правил безопасности.

Подчеркивая очевидность необходимости правового регулирования безопасности при использовании недр, А.А. Штоф еще в конце XIX в.

писал: «Опасность рудничных работ настолько явно выражена, виды опасности столь многоразличны (падения людей в выработки, затопления, пожары от самовозгорания ископаемого и от работ, несчастья при неизбежных работах со взрывчатыми веществами, а при известной глубине выработок — гремучий газ, угрожающий удушьем и взрывами) и последствия несчастных происшествий нередко так ужасны, что необходимость вмешательства закона с целью уменьшить, насколько это возможно, число и размер таких происшествий, можно сказать, бросается в глаза»3.

1 Проректор Академии — директор Института повышения квалификации кадров Национальной академии прокуратуры Украины, кандидат юридических наук, доцент (E-mail: ink2003@mail.ru; apu2005@ukr.net).

2 См.: Ст. 1 Горного закона Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. 1999. № 50. Ст. 433.

3 Штоф А. Горное право. Сравнительное изложение горных зако-

нов, действующих в России и главнейших горнопромышленных

государствах Западной Европы. СПб., 1896. С. 211.

В контексте нашего исследования проблемным моментом является характеристика самой безопасности как объекта отношений недропользования. Существует множество определений, в которых безопасность трактуется с точки зрения охранительной парадигмы как состояние защищенности от опасностей4.

В принципе такой подход логичен, поскольку сама этимология слова «безопасность» предполагает противодействие опасности, защищенность от нее.

Но в таком случае возникает вопрос: что такое опасность? Всякое ли явление, угрожающее другому явлению причинением вреда, представляет для него опасность?

Если речь идет о сохранении существующих отношений, сохранении функционирования социальной системы (общества, государства, системы государственных и общественных институтов и т.п.), то опасностью может стать все, что вызывает их пагубное изменение.

Соответственно, безопасность социальной системы будет означать защищенность от внутренних и внешних негативных воздействий, влекущих ее изменение.

Очевидно, что такое понимание безопасности фактически является тормозом развития и в конечном счете приводит к разрушению системы5.

Поэтому безопасной является та социальная система, которая обладает возможностью самосохранения на основе развития. Данное положение не означает, что системе не угрожают опасности. Напротив, только при наличии опасностей система может развиваться. Опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие.

Следовательно, одним из путей наполнения содержания понятия безопасности недропользования является выделение типологических признаков опасностей и угроз, возникающих в этой сфере общественных отношений. С точки зрения логики это близкие по смыслу, но не тождественные понятия.

4 См.: например: Общая теория национальной безопасности / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М., 2005. С. 16, 17.

5 См.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М., 2004. С. 14.

Прежде всего опасность понимается нами как одновременное наличие и воздействие реальных или потенциальных сил и факторов, которые могут стать дестабилизирующими и деструктивными для личности, общества или природной системы с причинением им ущерба, дезорганизацией или полным уничтожением. По мере актуализации и преобразования из возможности в действительность опасность может проявляться в форме угрозы чему-нибудь или кому-нибудь.

Заметим, что любая угроза характеризуется, как минимум, четырьмя сущностными признаками. Во-первых, она является наивысшей степенью преобразования опасности из вероятности в действительность.

Во-вторых, угроза -это восприятие субъектом реальности допустимого риска, а также возможности наступления связанного с ним ущерба и других негативных последствий. В-третьих, наличие объективно существующей реальной опасности, несущей потенциал причинения вреда.

И наконец, в-четвертых, развивающаяся в пространстве и времени (динамизированная) опасность по мере ее приближения в направлении охраняемых интересов личности, общества и государства.

Угроза образуется совокупностью условий и факторов определенной сферы, несущих вред жизненно важным интересам личности, общества и государства; риск безопасности состоит в субъективно воспринимаемой возможности наступления нежелательных последствий для какого-либо процесса, явления или факта, которая измеряется вероятной величиной потерь6. Кроме того, риск представляет собой этапы и степень развития, количественное и качественное выражение угрозы возникновения негативных явлений (опасностей) и их последствий7.

Поэтому можно считать, что угроза — это актуализированная форма опасности в процессе ее преобразования из вероятности в действительность, сопровождающемся риском — субъективной готовностью лица понести ущерб или испытать другие негативные последствия.

В эколого-правовом аспекте логично предположить, что факторами, создающими угрозу законным интересам личности, общества и государства в отношениях недропользования, являются разнообразные проявления или действия предметов и явлений — вредоносные воздействия, происходящие в литосфере и создающие возможность причинения вреда интересам указанных объектов, а также обусловливающие риск такого причинения.

А.И.

Стахов отмечает, что «угроза безопасности как категория правовой системы должна отождествляться с формально определенными условиями и факторами окружающей среды, которые не в полной мере подвержены воздействию права и, следовательно, создают высокую вероятность причинения вреда конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации». Под такими факторами указанный автор понимает разнообразные физические, химические и биологические проявления и действия предметов, явлений и процессов природной среды и техногенной системы, способные причинить (причиняющие, причинившие) вред интересам личности, общества и государства8.

6 См.: Сосунова И., Бакаев С., Круглова И., Рижская Т., Чепурнов В. Социальная сфера жизнедеятельности государства и стратегические риски: среда безопасности // Журнал личной, национальной и коллективной безопасности. 2003. № 1 (11). С. 336.

7 См.: Simak L. К^оуу menazment у о уегд'пд' эргауе. Zilinska ишуегайа. Zilina, 2001. 8. 39.

8 См.: СтаховА.И. Право безопасности как подотрасль административного права. М., 2008. С. 13, 14.

Таким образом, сферами возникновения и развития вредоносных факторов недропользования являются природная среда и техногенная система. В контексте угрозы безопасности под природной средой понимается совокупность компонентов окружающей природной среды, обеспечивающих благоприятные условия для здоровья и жизни, т.е.

в земле, недрах, почве, поверхностных и подземных водах, атмосферном воздухе, растительном, животном мире и иных организмах9.

Под техногенной системой понимается часть среды обитания, преобразованная человеком с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия его социально-экономическим потребностям10.

При таком подходе физические, химические и биологические проявления и действия предметов, явлений и процессов природной среды, способные причинить (причиняющие, причинившие) вред интересам личности, общества и государства, следует называть вредоносными природными факторами окружающей среды11.

При пользовании недрами вредоносные природные факторы окружающей среды представлены разнообразными физическими, химическими, биологическими проявлениями и действиями в условиях литосферы, причиняющими вред жизни и здоровью человека, имуществу, окружающей природной среде, экологическим интересам личности, общества и государства. В процессе горных и других работ, связанных с недропользованием, указанные факторы возникают в недрах преимущественно под контролем человека, зависят от его воли и сознания, но иногда способны развиваться независимо от людей. Т

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *