Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

  • СТ 9 НК РФ.
  • Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
  • 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов;
  • 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
  • 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
  • 5) утратил силу с 1 января 2007 г.;
  • 6) утратил силу;
  • 7) утратил силу с 1 января 2007 г.

Комментарий к Ст. 9 Налогового кодекса

В статье 9 определен субъектный состав налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Сразу же отметим, что перечень участников налоговых правоотношений претерпел значительные изменения. Многие субъекты были впоследствии исключены из этого перечня по мере внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ (сборщики налогов, государственные внебюджетные фонды, финансовые органы, федеральные органы налоговой полиции).

В настоящее время в субъектном составе налоговых правоотношений в соответствии с комментируемой статьей остались лишь непосредственные участники правоотношений в связи с исполнением налоговой обязанности — налогоплательщиков и фискальных органов (налоговых и таможенных органов).

Ряд органов, ранее упоминавшихся в комментируемой статье и продолжающих функционировать до настоящего времени, присутствует в Налоговом кодексе РФ в качестве опосредованных участников налоговых правонарушений, то есть участников, содействующих исполнению налоговой обязанности: финансовые органы, органы внутренних дел, следственные органы (главы 5 и 6 НК РФ).

Кроме того, не включены в перечень отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, территориальные публично-правовые образования, которые, собственно, и устанавливают налоги.

Налог уплачивается по предписанию, оформленному в виде закона (решения представительного органа) того публично-правового образования, которым этот налог устанавливается и вводится.

Для федеральных налогов таким публично-правовым образованием является Российская Федерация, для региональных налогов — субъект Российской Федерации, а для местных налогов — муниципальное образование.

Властный характер налоговых правоотношений (ст. 2 НК РФ) предполагает участие в таких отношениях как организаций и физических лиц, так и фискальных органов государства (налоговых и таможенных органов).

Публично-правовая природа налогового права объясняет субординацию сторон налоговой обязанности: одна сторона наделена властными полномочиями, а другая сторона является обязанным (подчиненным) участником правоотношений.

При исполнении налоговой обязанности субъектами налоговых правоотношений, наделенных властными полномочиями, являются фискальные органы, а именно налоговые и таможенные органы.

Налоговые органы образуют в Российской Федерации единую систему органов Федеральной налоговой службы. Налоговые органы и их должностные лица, участвуя в налоговых правоотношениях, контролируют соответствие налоговой обязанности нормам законодательства о налогах и сборах и при необходимости гарантируют выполнение налоговой обязанности, применяя различные меры государственного принуждения.

Более подробно налоговые органы описываются в ст.

1 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации»: «Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов».

  1. Единую централизованную систему налоговых органов в Российской Федерации составляют:
  2. — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов; в настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России);
  3. — территориальные подразделения (органы) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
  4. К территориальным органам ФНС России относятся:
  5. а) межрегиональные налоговые инспекции ФНС России;
  6. б) управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;
  7. в) территориальные налоговые инспекции.
  8. Межрегиональные налоговые инспекции (МНИ), в свою очередь, создаются нескольких разновидностей:
  9. 1) по федеральным округам;
  10. 2) по функциональному признаку: межрегиональная налоговая инспекция по централизованной обработке данных; межрегиональная инспекция по ценообразованию для целей налогообложения; межрегиональная инспекция по камеральному контролю;

3) по крупнейшим налогоплательщикам (каждая инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков в определенной сфере экономики: нефте- и газодобывающие предприятия, предприятия — плательщики акцизов, энергетические предприятия, предприятия военно-промышленного комплекса; банки и т.д.).

  • Территориальные налоговые инспекции представляют собой территориальные органы ФНС России, создаваемые на межрайонном, городском (районном) уровнях.
  • В качестве фискальных органов в налоговых правоотношениях могут выступать также таможенные органы.
  • Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также таможенным законодательством Таможенного союза ЕврАзЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В эту систему согласно ст. 10 того же Закона входят:

  1. 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — Федеральная таможенная служба (ФТС России);
  2. 2) региональные таможенные управления;
  3. 3) таможни;
  4. 4) таможенные посты.

Обязанной стороной при исполнении налоговой обязанности, по общему правилу, выступает лицо, обязанное уплатить налог, — налогоплательщик (ст. 19 НК РФ).

  • Однако в ряде случаев обязанными лицами по налоговому праву могут стать:
  • — налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (ст. 24 НК РФ);
  • — банки или иные кредитные организации, осуществляющие перечисление сумм налогов и сборов в бюджет;
  • — наследники налогоплательщика — физического лица, принявшие наследство, обремененное задолженностью по уплате отдельных налогов;
  • — ликвидационная комиссия, которая исполняет обязанность по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов ликвидируемой организации за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (ст. 49 НК РФ);
  • — правопреемники реорганизованного юридического лица — налогоплательщика (ст. 50 НК РФ);
  • — поручители и залогодатели (когда залогодателем является не сам налогоплательщик, а третье лицо) при получении отсрочки или рассрочки по уплате налогов.
  • Другой комментарий к Статье 9 НК РФ
Читайте также:  Розыск приставами должников и имущества должников

2. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

  • Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
  • 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
  • 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
  • 5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (сборщики налогов и сборов);
  • 6) органы государственных внебюджетных фондов.

Хотелось бы отметить тот факт, что законодательно закрепленный в НК РФ перечень далеко не полон, ибо не охватывает всех потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений. Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства требует также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями.

Рассмотрим более детально всех участников налоговых правоотношений.

Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов. Согласно ст. 19 НК РФ «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

НК РФ дает следующее определение организаций.

Организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно части первой НК РФ филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, а лишь выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют свою деятельность.

Напомним, что согласно ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Согласно НК РФ физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Физическими лицами признаются граждане, способные иметь гражданские права и обязанности, а также своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью.

Для признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации оно должно фактически находиться на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

  1. Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
  2. Обратим внимание на то, что законодательно установлено правило, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они индивидуальными предпринимателями не являются.
  3. При рассмотрении такой категории налогового права, как налогоплательщик, необходимо вспомнить и о понятии «взаимозависимые лица».
  4. Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
  5. Статьей 20 НК РФ установлено, что взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
  6. 1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
  7. 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  8. 3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
  9. Кроме того, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами. Новый НК РФ впервые ввел на законодательном уровне определения многих терминов, которые ранее трактовались лишь правовыми дисциплинами. В частности, НК РФ раскрыто понятие «налоговый агент».

Под налоговыми агентами понимаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с НК РФ (т.е. непосредственно НК РФ или принятыми в соответствии с ним актами регионального или местного законодательства о налогах и сборах) возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению соответствующего налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Другими словами, налоговыми агентами являются те организации, индивидуальные предприниматели, которые при выплате заработной платы или вознаграждений по договорам гражданско-правового характера удерживают из доходов своих работников и уплачивают в бюджет или внебюджетный фонд подоходный и социальный налоги.

Налоговыми агентами являются и все российские организации, имеющие договорные отношения с иностранными организациями или физическими лицами, осуществляющими экономическую деятельность в Российской Федерации помимо своего постоянного представительства, если в результате таких отношений эти иностранные организации или физические лица имеют доход, подлежащий налогообложению, либо какой-то иной объект налогообложения, предусмотренный российским налоговым законодательством.

Налоговыми агентами могут выступать как организации, так и физические лица.

Читайте также:  Незаконные операции с иностранной валютой, судебная практика

Физические лица будут считаться налоговыми агентами в том случае, если они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники.

Уплата подоходного налога за наемных работников и создает налогового агента — физическое лицо. Это единственный случай. В остальных случаях налоговыми агентами являются организации.

Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации или физических лиц, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, т.е. от которых налогоплательщик получает доход, и только законодательством о налогах и сборах. В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании нормативных актов министерств и ведомств.

  • Обязанности налогового агента у организации или физического лица могут возникать главным образом в следующих случаях:
  • 1) при выплате дохода физическому лицу — по подоходному налогу;
  • 2) при выплате дохода иностранному юридическому лицу — по налогу на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации, не связанные с их деятельностью в Российской Федерации;
  • 3) при перечислении средств иностранным юридическим лицам, не состоящим на учете в налоговом органе, в счет оплаты за товары (работы, услуги) — в отношении НДС;
  • 4) при осуществлении выплат физическим лицам по трудовому договору, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, — по страховым взносам.

Налоговые органы. Налоговые органы являются уполномоченной стороной во взаимоотношениях с налогоплательщиками по поводу уплаты налогов, осуществления налогового контроля, привлечения в случае нарушения законодательства о налогах и сборах к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения в Российской Федерации.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Налоговые органы действуют посредством административных актов, которые ими же и выполняются. Эти органы правомочны накладывать на лиц, подлежащих налогообложению, не только чисто финансовые обязательства в виде уплаты налогов и сборов, но и обязательства подавать декларацию, являться по вызову в налоговые органы и т.д.

В своей деятельности налоговые органы руководствуются Конституцией РФ, НК РФ, федеральными законами и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации). Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий (взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.д.) в Российской Федерации созданы специальные таможенные органы.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Сборщики налогов и сборов.

Сборщиками налогов признаются уполномоченные на то органы и должностные лица, которые могут осуществлять прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет — те государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, на которые помимо налоговых и таможенных органов возлагается обязанность принимать от налогоплательщиков (плательщиков сборов) средства в уплату налогов (сборов) и перечислять их в бюджет. В этой роли могут выступать банки, отделения связи, местные администрации в сельской местности и некоторые другие лица.

В то же время ст.

 9 НК РФ не определяет ни универсальных прав и обязанностей таких лиц, ни других общих для них правовых характеристик (за исключением стандартной формулировки об установлении прав, обязанностей и ответственности сборщиков налогов и (или) сборов в соответствии с требованиями НК РФ, федеральных законов и законодательных актов субъектов РФ о налогах и (или) сборах). Да и сам термин нигде больше в НК РФ не используется и не упоминается.

Органы государственных внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

  1. Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти двумя путями, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
  2. В Российской Федерации образованы следующие внебюджетные фонды:
  3. 1) страховые взносы на социальное обеспечение: а) пенсионный фонд; б) Фонд обязательного медицинского страхования; в) Фонд социального страхования РФ;
  4. 2) специальные фонды:
  5. а) дорожные фонды;
  6. б) природоохранные фонды;
  7. в) фонды развития территории;
  8. 3) общественные фонды:
  9. а) независимые пенсионные фонды;
  10. б) фонды поддержки науки, образования, медицины.
  11. Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, республиканских и местных.
  12. Права, обязанности и ответственность органов государственных внебюджетных фондов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.

2.1. Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах». Налоговое право: конспект лекций … 11

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения.

В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Читайте также:  Свидетель как участник арбитражного процесса

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

  • – по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • – возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

  1. В состав законодательства о налогах и сборах входят:
  2. – законодательство РФ о налогах и сборах;
  3. – законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
  4. – нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.
  5. Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.
  6. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.
  7. Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

1) специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

  • 2) законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;
  • 3) федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;
  • 4) федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;
  • 5) отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

2.2. Международные договоры Российской Федерации

В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:

  1. – они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;
  2. – в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
  3. Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются:
  4. – соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;
  5. – соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.
  6. Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.

2.3. Налоговый кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.

В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г.

Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги.

В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.

Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.

В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.

Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.

В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.

В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.

Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.

Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.

Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *