Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН

Любой бизнес подконтролен государственным органам. Налоговая проверка предусматривает контроль соблюдения налогового кодекса, то есть качественное выполнение предпринимателями функций налогоплательщика. Одной из форм такого контроля является выездная проверка.

Признаки выездной налоговой проверки (ВНП)

НК РФ не дает определения ВНП, в ст. 89 можно выделить комплекс признаков, по которым ее можно квалифицировать именно так:

  • проводится там, где осуществляет свою деятельность предприниматель;
  • ее предметом является правильность вычисления или факт неуплаты конкретного налога или сбора (п.2 ст.89);
  • проверка может охватить максимум трехлетний период деятельности организации, не считая текущего года;
  • она может длиться до 60 дней со времени решения о ее назначении (в оговоренных законом обстоятельствах срок могут продлить до 4-6 месяцев).

СПРАВКА! Если у проверяемого отсутствует территория, где он может принять ревизоров, например, деятельность осуществляется в жилом помещении или на базе частного владения, проверку придется провести на базе ИНФС.

Какими бывают ВНП

В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:

  • плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
  • внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.

В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:

  • тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
  • комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.

Полная классификация выездных налоговых проверок показана ниже:
Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН

Лимиты для проверяющих

НК запрещает налоговикам:

  • выезжать с проверкой по одинаковым поводам дважды и более за отчетный период;
  • беспокоить предпринимателей ВНП больше 2 раз за календарный год;
  • выискивать дополнительные нарушения, не относящиеся к зафиксированному в постановлении предмету проверки;
  • «копать» в прошлом, более глубоком, чем трехлетний период (за исключением особых случаев, отмеченных в НК).

Как это будет происходить?

Этапы выездной проверки не определены НК, однако, они вытекают из самой логики процесса. Рассмотрим все этапы ВНП подробнее.

Схематично:
Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН

1. Включение в план

ИНФС выбирает «счастливчиков», которым вскоре предстоит прием «гостей в галстуках». Выбираются они не случайным путем, а исходя из результатов их камеральных проверок: придут к тем, кого можно подозревать в неточностях соблюдения НК. Поводом для включения в план может быть и информация из внешних кругов: от других госорганов, жалоб юридических или физических лиц.

2. Разработка программы

Для каждого проверяемого налоговики разрабатывают индивидуальный «сценарий» ВНП, в соответствии с которым выбираются:

  • вид проверки (тематическая или комплексная);
  • ее предмет;
  • период, подлежащий изучению;
  • состав комиссии;
  • проверочные мероприятия и др.

На этом этапе определяется, какого рода информацию надо найти, чтобы она послужила подтверждением имеющихся подозрений, а также предварительно предполагается, нужно ли будет приглашать экспертов, правоохранителей, переводчиков и т.п.

3. Оформление назначения

Руководитель ИНФС или его заместитель подписывает назначение ВНП с обязательными пунктами:

  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации (или ФИО физлица);
  • сформулированный предмет проверки;
  • ограничение проверяемого периода;
  • полная информация о проверяющих (ФИО и должности).

ВАЖНО! Если хотя бы 1 пункта будет недоставать, это повод оспорить законность проверки и ее результаты.

4. Проведение непосредственно проверки

В ходе ВНП налоговики ищут подтверждение и доказательства правонарушения по НК, которое они предположили в ходе предпроверочной подготовки. Для этого они вправе производить следующие процедуры в любом комплексе:

  • изучение документации – в соответствии со ст.93 НК, проверяющие могут истребовать документы, необходимые для прояснения предмета проверки, причем не только у проверяемого, но и у его контрагентов;
  • выемка – если в документации содержится информация, подтверждающая подозрения налоговиков, или таким доказательством является предмет, указанное доказательство изымается (ст.94);
  • осмотр – сотрудники налоговой могут заходить и осматривать любые помещения и территории, связанные с содержанием предмета проверки или вообще с деятельностью предпринимателя (ст. 91. 92);
  • беседа со свидетелями – налоговики могут допросить сотрудников, партнеров, кредиторов, соседей предпринимателя, если полагают, что они могут пролить свет на обстоятельства, касающиеся предмета проверки; человека могут официально вызвать для дачи показаний (ст. 90);
  • инвентаризация – с ее помощью проверяются данные, представленные налогоплательщиком в декларации; также ее часто используют при проверке, сопровождающей ликвидацию или реорганизацию фирмы;
  • экспертиза – если проверяющие сочтут нужным, то могут заручиться услугами эксперта на договорной основе (ст. 95);
  • услуги переводчика – могут быть запрошены при необходимости бесед или изучения документов на иностранных языках (ст. 95).

5. Выписка справки

Окончание ВНП знаменуется составлением документа по форме 1165010 – справки о том, что проверка была проведена в указанные сроки. Дата выписки справки является той точкой, от которой идет отсчет двухмесячного срока, выделяемого законом для составления акта. Справка дается на руки проверяемому.

6. Оформление акта о результатах ВНП

Ст. 100 НК четко регламентирует этот этап проверки. В акте об окончании выездной проверки обязательны следующие данные:

  • реквизиты предприятия или ФИО ИП, адрес, по которому производилась проверка;
  • ФИО и должности ревизоров;
  • дата и № назначения проверки, выписанного налоговой;
  • предмет ВНП, проверяемый период;
  • перечень изученных документов (с датой их предоставления);
  • сроки проверки (дата старта и финала);
  • список проведенных мероприятий;
  • факты выявленных налоговых нарушений;
  • выводы и предписания по их устранению.

Приложением к акту будут документальные подтверждения обнаруженных фактов.

К СВЕДЕНИЮ! Если в доказательной документации содержится охраняемая законом тайна или персональные данные физлиц, то вместо таких документов прилагаются заверенные ИНФС выписки из них.

7. Возможность оспорить результаты

Налогоплательщик может не согласиться с выводами акта. Для этого он в письменном виде должен предоставить свои возражения в налоговую, для чего ему дается 15 дней. Возражения будут рассмотрены, а предприниматель приглашен для участия в их оценке и сверке с материалами проверки (это произойдет в течение 10 дней, возможно продление максиму на месяц).

8. Вынесение итогового решения

Если факты нарушения установлены и доказаны, руководитель налоговой выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. В результате предприниматель получит штраф, не исключающий выплату недоимок по налогам.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Теоретически решение может быть и об отказе в привлечении к ответственности. Но практически выездная проверка всегда дает результат. Предпроверочная работа инспекторов гарантирует небеспочвенность возникших подозрений. К вам пришли – значит, что-то найдут.

Это решение набирает законную силу через декаду после вручения проверяемому.

9. Апелляция

Налогоплательщик может в течение 10 дней (до вступления решения в силу) опротестовать его в вышестоящих налоговых органах полностью или частично.

Обязанности проверяемого

Попавший под ВНП предприниматель должен обеспечивать ревизорам возможность для ознакомления с документацией и не препятствовать в других мероприятиях.

Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»

Внутригрупповая реструктуризация: пределы усмотрения налогоплательщика. Часть 5. Выездная налоговая проверка КГН

Ссылка на введениеСсылка на часть 1Ссылка на часть 2Ссылка на часть 3Ссылка на часть 4

Серию публикаций о деле Агроаспекта мы завершаем важным процедурным вопросом о предмете выездной налоговой проверки КГН, а именно: имеет ли право налоговый орган в рамках проверки КГН проверять налог на доходы иностранных организаций и, следовательно, являются ли законными доначисления налога на доходы иностранных организаций по итогам проверки КГН?

Почему мы решили вынести тему предмета выездной проверки КГН в отдельную публикацию? Казалось бы, такой узкий процедурный вопрос!

Между тем, именно за таким узким вопросом скрывается серьёзная проблема современного налогового контроля в России: превращение процедурных норм ч. 1 НК РФ в рудимент с красивой обёрткой.

Проверка «развалилась» из-за того, что инспектор превысил полномочия? Вышел за рамки предмета проверки, получил доказательства незаконным путём, проигнорировал доводы экспертизы? Для российских налогоплательщиков это скорее сюжет голливудского фильма про финансистов с Уолл-стрит и их звёздных адвокатов, чем реальность.

В действительности российские налоговые органы не стесняются нарушать процедуру, в том числе потому, что чувствуют себя безнаказанными. Судебные акты, в которых процессуальное нарушение становится основанием для отмены результатов проверки, – краснокнижный вид.

Чаще всего судьи отмахиваются от доводов налогоплательщиков о нарушении процедуры формулировками в духе: «к принятию неправомерного решения не привело», а некоторые и вовсе переворачивают ситуацию с ног на голову и заявляют, что нарушения не ухудшили, а даже улучшили положение налогоплательщика.

Читайте также:  Мировое соглашение о порядке общения с ребенком

По какой-то причине судьи забывают, что даже самое простое опоздание налогового органа с актом проверки отвлекает силы и средства налогоплательщиков, создаёт неопределённость, мешает вести дела и создаёт перекос на весах публичных и частных интересов.

Что уж говорить о других вещах: сегодня налогоплательщиков забрасывают требованиями (бывают и десятки за раз, и каждое нужно отфильтровать на предмет чрезмерных и незаконных запросов), свидетелей буквально истязают на допросах (как отмечают адвокаты по уголовным делам, в уголовном процессе, в отличие от налогового, свидетелю хотя бы положен перерыв), а доверием пользуется только тот эксперт, которого привлёк налоговый орган, хотя он часто и швец, и жнец, и на дуде игрец. 

Вспоминая знаменитое высказывание о том, что ФНС России – это сервисная служба, такой сервис можно назвать только некачественным и навязчивым, и будь на месте налоговых органов частная компания многочисленные запросы, вызовы и звонки задерживались бы спам-фильтром. Вместе с тем на другом конце провода – представители органа государственной власти, и волей-неволей налогоплательщикам приходится играть в эти игры. Что это, как не злоупотребление своими полномочиями?

С подачи Верховного Суда РФ уже появились зачатки концепции «добросовестного налогового администрирования», но она в большей степени адресует злоупотребления при материально-правовой оценке действий налогоплательщиков.

Давно пришло время пресечь и порочные процессуальные практики налоговых органов, которые избалованы снисходительным отношением судов, и кому как не Верховному Суду РФ сделать это, если суды на местах предпочитают не замечать проблему. 

Но справился ли с этой задачей Верховный Суд РФ хотя бы в одном-единственном деле Агроаспекта, дав дорогу доначислениям налога на доход иностранных организаций при проверке КГН? Нет ли в такой ситуации выхода налоговым органом за пределы своих полномочий?

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что нет. Свой вывод суды мотивировали следующим:

  • Предметом выездной налоговой проверки КГН является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль по этой группе. Налоговым законодательством РФ не установлен такой вид налога как налог на доходы иностранных организаций. В связи с чем налог на доходы иностранных организаций является предметом проверки КГН.
  • Положения ст. 89.1 НК РФ не содержат положений, которые бы исключали возможность начисления налога на прибыль участникам КГН в части налога на прибыль исчисляемого участниками КГН самостоятельно.
  • Исходя из п. 5 ст. 310 НК РФ, требования по исчислению налоговой базы по налогу на доходы иностранных организаций самостоятельно и отдельно не распространяются на ответственного участника КГН.

Суд округа и Верховный Суд РФ оставили этот вопрос без внимания, как будто речь идёт о чем-то само собой разумеющемся.

Вместе с тем что нам говорит п. 4 ст. 89.1 НК РФ? Предметом выездной налоговой проверки КГН является налог на прибыль по КГН.

Вместо того, чтобы выяснить что есть «налог на прибыль по КГН» суды пустились в рассуждения о существовании такого налога как налог на доходы иностранных организаций, правомерность ссылок на ч. 2 НК РФ, соблюдение прав налогоплательщика на представление возражений…

При этом в НК РФ есть целая глава, посвящённая КГН – это гл. 3.1. Так вот ответ на вопрос что такое «налог на прибыль по КГН» содержится в п. 1 ст. 25.1 НК РФ – это «налог на прибыль на совокупный финансовый результат хозяйственной деятельности объединившихся налогоплательщиков».

В свою очередь, в ст. 278.

1 НК РФ, посвящённой вопросам налоговой базы по КГН, прямо указано, что доходы иностранных организаций не включаются в совокупный финансовый результат КГН, следовательно, налог на доходы иностранных организаций не консолидируется и не образует налог на прибыль по КГН. Собственно по налогу на доходы иностранных организаций предусмотрен отдельный расчёт, а по налогу на прибыль по КГН – своя декларация (см. Приказ ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@).

В такой ситуации очевидно, что налог на доходы иностранных организаций не может быть предметом выездной налоговой проверки КГН, независимо от того, существует такой налог как налог на доходы иностранных организаций или нет.

По сути разграничение предмета выездной налоговой проверки КГН и «обычной» выездной налоговой проверки очень простое: в рамках первой проверяется консолидированный налог на прибыль, а рамках второй – все остальное что не консолидируется, в том числе и налог на доходы иностранных организаций как «неконсолидируемый налог на прибыль». Примерами последнего, помимо налога на доходы иностранных организаций, являются доходы, облагаемые по ставкам, отличным от 20%, как это прямо отмечено в п. 9 ст. 278.1 НК РФ. По таким доходам участники КГН определяют налоговые базы самостоятельно с подачей самостоятельной отчётности.

Кроме того, в ст. 89.1 НК РФ есть п. 3, в котором указано – проведение проверки КГН не препятствует проведению самостоятельных проверок участников КГН по налогам, которые не подлежат исчислению и уплате КГН.

Поскольку налог на доходы иностранных организаций не подлежит исчислению и уплате самой КГН, ничто не мешает налоговым органам провести параллельно «обычную» выездную налоговую проверку по названному налогу. Следовательно, в ст. 89.

1 НК РФ есть положения, которые прямо исключают проведение проверок КГН в отношении налога на доходы иностранных организаций.

Наконец, суды со ссылкой на п. 5 ст.

310 НК РФ отмечают, что требования по исчислению налоговой базы по налогу на доходы иностранных организаций самостоятельно и отдельно не распространяются на ответственного участника КГН.

Вероятно, суды считают, что налог на доходы иностранных организаций, который подлежит удержанию и уплате ответственным участником КГН, должен консолидироваться с налоговой базой по налогу на прибыль по КГН.

К сожалению, в судебных актах не объяснён механизм такой консолидации, отражения в соответствующей отчётности, было бы любопытно на это посмотреть.

Тем не менее, обратимся к первоисточнику, а именно к п. 5 ст. 310 НК РФ, в котором указано следующее:

Исчисление, удержание и перечисление в бюджет соответствующих сумм налога осуществляется организациями, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков, самостоятельно, без участия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением случаев, когда налоговым агентом выступает такой ответственный участник).

Именно последняя фраза привела суды к рассматриваемому выводу.

Увы, но фраза «за исключением случаев, когда налоговым агентом выступает такой ответственный участник» направлена лишь на то, чтобы выражение в этой же норме «без участия ответственного участника КГН» не было воспринято как освобождающее ответственного участника от обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы иностранных организаций. Соответственно, ответственный участник КГН идентично другим участникам КГН самостоятельно исчисляет и удерживает налог на доходы иностранных организаций. Иное толкование означает исключительно то, что ответственный участник должен консолидировать соответствующие налоговые базы (при несамостоятельном исчислении и уплате налога на доходы иностранных организаций каждым участником КГН), что, как было показано выше, не предусмотрено НК РФ.

А что думаете вы? Кто прав: налогоплательщик или суды?

Особенности налоговых проверок, налоговые проверки в 2021 году, проведение налоговых проверок

Количество выездных налоговых проверок существенно снизилось: сейчас это 0,18% от всех предприятий за год. Причём гораздо чаще проверяют крупные компании, то есть для небольшого бизнеса вероятность попасть на проверку в разы меньше. Но шанс всё равно ненулевой, да и невозможно гарантировать, что ваша компания не встретит ни одну проверку за всё время работы. 

На всякий случай давайте разберёмся, в каких случаях проверяют малый бизнес, что именно вправе запрашивать инспекторы и как действовать при проверке. 

Налоговые проверки в 2021 году

Главный тренд — проверки становятся риск-ориентированными. Проверить все компании невозможно, зато можно отсортировать их по уровню возможных нарушений и сборов в бюджет. Инспекции должны максимально эффективно распоряжаться своим временем, поэтому они не пойдут к ИП с двумя сотрудниками, когда есть «подозреваемые» с миллиардными оборотами и схемами дробления бизнеса. 

Для поиска потенциальных объектов проверки пользуются 14 критериями. Мы подробно рассказывали о них в статье. Анализировать данные помогают специальные программы — например, очень известна АСК НДС-2, которая строит цепочки контрагентов и помогает выявлять уход от НДС. Вообще, считается, что налоговая — самый технически продвинутый контролирующий орган. 

Читайте также:  Постановка на учет в Росфинмониторинге

Проверьте, соответствует ли ваша компания критериям налогового риска. Один из самых важных — налоговая нагрузка. Она не должна быть сильно ниже среднего по отрасли. 

Как узнать о налоговой проверке

Генеральная прокуратура формирует план на год вперёд. Но заглядывать в него бессмысленно: в 2021 году малый бизнес освобождён от плановых проверок налоговой — и, скорее всего, будет освобождён и в следующие годы. 

Освобождение не распространяется на внеплановые проверки. Например, внепланово приходят по жалобе работников, если она подтверждена доказательствами — см. письмо ФНС от 30 мая 2017 № ЕД-2-15/678@. О таких проверках невозможно узнать заранее. 

Особенности проведения налоговых проверок

Самое главное, что нужно знать — какие ограничения закон накладывает на инспекторов. 

  1. Налоговая проверка может охватывать только текущий год + 3 предыдущих. 

  2. Инспекторы действуют в рамках своей компетенции, например, они не имеют права самостоятельно наказывать за неправильное оформление трудовых договоров. Для этого необходимо участие трудовой инспекции.

  3. Инспекторы должны иметь на руках решение о проведении проверки и служебные удостоверения определённого образца. Документы важно рассмотреть, потому что порой мошенники притворяются инспекторами, находят нарушения и предлагают «договориться». 

  4. По результатам инспекторы обязаны составить акт налоговой проверки и отправить вам один из экземпляров в течение 2 месяцев после окончания. Если этого не произошло, проверку можно оспорить. Если акт прислали, но вы с ним не согласны, можете записать свои возражения прямо в документе. 

В определённых случаях закон позволяет выиграть время и отложить начало выездной проверки. Например, по ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право присутствовать при проверке. Представлять интересы ИП может только он сам — соответственно, если предприниматель находится в командировке, он может прислать в налоговую официальное письмо об этом и попросить перенести срок. 

Перечень документов при выездной налоговой проверке

Инспекторам будут интересны все документы, которые касаются деятельности предпринимателя. Вот топ самых популярных:

  • налоговые декларации,
  • бухгалтерская отчетность ООО,
  • первичные документы,
  • банковские и кассовые документы, 
  • КУДиР, 
  • лицензии.

А Эльба поможет?

Эльба — онлайн-бухгалтерия для небольших ИП и ООО. С ней легко сдавать декларации и платить налоги вовремя, поэтому меньше шансов попасть в конфронтацию с налоговой. Также сервис позволяет обмениваться письмами с налоговой через интернет — следовательно, решать вопросы оперативнее. 

Бухгалтерам сервис пригодится, чтобы вести сразу много ИП и ООО. Даже если налоговая запросит документы или пообещать прийти с выездной проверкой, бухгалтер без труда сможет разобраться в ситуации и подготовиться, потому что все данные о бизнесе клиента будут храниться в одном месте. 

Чтобы вести несколько организаций в Эльбе, необходимо в процессе регистрации выбрать пункт меню «Обслуживаю несколько ИП или ООО». Если забыли это сделать, поменять тип учётной записи можно будет позже: «Настройки и оплата» → «Настройки сервиса» → «Работа в аккаунте для нескольких организации» → «Начать работать с несколькими организациями»

Статья актуальна на 02.02.2021

Как узнать о внеплановой налоговой проверке

Выездная проверка проходит на территории компании. Налоговики в течение двух месяцев проверяют, верно ли вы исчислили и уплатили налоги. По решению руководителя ИФНС проверку могут продлить до полугода.

Проверяющего инспектора интересует финансовая деятельность предприятия за три предыдущих года, но часто он захватывает текущий год. Например, в августе 2020 года инспектор проверяет периоды с 2017 по 2019 год и первое полугодие 2020 года.

Оспаривать действия проверяющего бесполезно, в этом вопросе суды встают на сторону налоговой.

Сверх трехлетнего периода, налоговики могут проверить:

Налоговая может приостановить проверку на срок до 6 месяцев, чтобы провести экспертизу или получить дополнительные документы от контрагентов. Руководитель ИФНС выписывает решение о приостановке и указывают причину, почему проверка отсрочена.

Инспектор покидает территорию компании, возвращает подлинники документов.

Периодичность ― как часто проводят выездные налоговые проверки — регулирует Налоговый кодекс.

Закон не разрешает проверять организацию более двух раз в год, за исключением, когда решение о дополнительной проверке, принимает глава ФНС.

Директор компании узнает о выездной налоговой проверке, когда получает на руки решение, подписанное начальником ИФНС. Закон не устанавливает срок, когда налогоплательщику должны вручить решение.

Налоговики могут направить решение заказным письмом на юридический адрес компании или вручить лично. Для этого руководителя вызывают в налоговую инспекцию.

Или вручают документ, когда инспектор уже пришел с проверкой.

Если оценить компанию глазами налоговиков, можно с высокой долей вероятности предположить, проверят вас или нет. У проверяющих есть критерии, по которым они отбирают подозрительных налогоплательщиков.

Если ваша организация попадает под большинство признаков, проверки не избежать.

  1. Налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня в конкретной отрасли. Налоговую нагрузку рассчитывают по сумме уплаченных налогов и сравнивают со средним показателем по отрасли.
  2. Убытки. Если компания работает с убытками несколько периодов подряд, налоговики заподозрят ее в сокрытии доходов. Логика очевидна — бизнесмен не станет «тянуть» убыточную компанию.
  3. Большие налоговые вычеты. По мнению налоговиков, компания обналичивает деньги и умышленно снижает налогооблагаемую базу.
  4. Расходы превышают доходы.
  5. Низкая зарплата. Подозрение вызывает зарплата сотрудников, если она ниже среднеуровневой по отрасли. Налоговая проверка помогает обнаружить зарплату в конвертах.
  6. Показатели на уровне предельных величин. Вызывает подозрение неоднократное приближение к предельному значению доходов, материальных активов или среднесписочной численности в компаниях на спецрежиме.
  7. Расходы на уровне доходов.
  8. Заключение сомнительных договоров. Сотрудничество с контрагентами-перекупщиками или посредниками налоговики считают сомнительными. По их мнению, такие договоры заключены без разумных экономических причин.
  9. Нарушения в налоговой отчетности, которые предприниматель не объяснил и не подтвердил документально.
  10. Неоднократное снятие и постановка на учет налогоплательщика в разных ИФНС. Если компания несколько раз в год меняет инспекцию, значит, она скрывает налоги или избегает налоговых проверок.
  11. Рентабельность ниже среднеуровневой рентабельности в конкретной отрасли.
  12. Высокие налоговые риски. Например, за сотрудничество с фирмами-однодневками компанию заподозрят в необоснованной налоговой выгоде.

Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться? | «Правовест Аудит»

Выездная налоговая проверка: что важно знать в 2019 году?

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации).

В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы.

При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком.

То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:

  1. полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.
Читайте также:  Образцы всех исков, документов по семейным делам

Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика.

Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев.

В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@.

В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику.

Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки.

Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие.

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта.

Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт.

Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена.

Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес.

В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е.

 в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

  1. низкая налоговая нагрузка;
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
  3. отражение значительных сумм налоговых вычетов;
  4. значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
  5. зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  6. налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
  7. «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
  8. ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
  9. низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.

Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке.

Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа.

Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

Эксперты и юристы компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь Вам во взаимодействии с инспекцией и сопровождении во время выездной налоговой проверки.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *