Правила кадастровой оценки земли

Кадастровая стоимость — это основа основ для расчета налогов. Как и кем определяется кадастровая стоимость?

Кадастровая стоимость — это оценка недвижимости по определенным правилам, которая используется для расчета налога на имущество и земельного налога, а также определении госпошлины в судебных баталиях. Такая оценка проводится на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ и Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 12.05.2017 № 226.

Кем рассчитывается кадастровая оценка недвижимости?

Кадастровая стоимость определяется государственными бюджетными учреждениями (далее по тексту — ГБУ) в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ст. 14 Закона № 237-ФЗ).

Расчет кадастровой стоимости осуществляется инженерами и специалистами, работающими в региональных бюджетных учреждениях.

К специалистам бюджетного учреждения предъявляются определенные требования. Такие работники должны работать в госучреждении на постоянной основе, иметь российское гражданство. Помимо этого, работники должны иметь опыт «кадастровой» работы не менее трех лет на день приема в госучреждение, высшее образование.

Как определяется кадастровая оценка недвижимости?

Обычному человеку сложно рассчитать точное значение кадастровой стоимости недвижимости.

Кадастровая стоимость, по сути, тождественна усредненной рыночной стоимости. Поскольку такая оценка определяется для целей налогообложения, то, в отличие от рыночной цены, она не учитывает такие факторы, как наличие шикарного ремонта в помещении, прекрасные и добропорядочные соседи, благоустроенный двор с палисадником и т. п.

На 1 этапе осуществляется подготовка к кадастровой оценке недвижимости. Подготовка включает в себя сбор, обработку и учет информации об объектах недвижимости.

В случае необходимости специалистами ГБУ может потребоваться условно объединить несколько объектов недвижимости в один сформированный объект. Например, в единый производственный комплекс. Либо может потребоваться разделение объекта на несколько частей для самостоятельной оценки.

Но, в любом случае, оценка не должна приводить к двойному налогообложению объектов.

На 2 этапе ГБУ собирает так называемые ценообразующие факторы.

Ценообразующие факторы — это различного рода обстоятельства, влияющие на динамику, уровень цен. Ценообразующие факторы систематизированы в зависимости от объекта оценки и приведены в Приложении к Методическим указаниям № 226.

Например, при кадастровой оценке зданий, сооружений, помещений, машино-мест в расчет принимаются следующие факторы:

  • площадь, а также плотность застройки, т.е. доля застройки всех зданий, сооружений к площади земельного участка;
  • этажность;
  • материал основных конструкций;
  • срок «жизни» объекта;
  • когда в последний раз проводился капитальный ремонт или реконструкция;
  • капитальность объекта;

В свою очередь, для этого фактора есть 5 групп:

  • 1 — капитальный или особо капитальный объект с повышенным запасом надежности и прочности;
  • Например, крупные производственные здания, гидроэлектростанции, административные, торговые комплексы.
  • 2 — капитальный объект из каменных материалов — бетон или кирпич;
  • Например, многоэтажные жилые здания.
  • 3 — объект из облегченных материалов;
  • 4 — объект из легких каменных блоков и древесины;
  • 5 — легкие дощатые, каркасно-обшивные объекты.
  • Например, садовые домики, бани, гаражи.
  • сведения о местоположении и инженерной инфраструктуре;
  • описание коммуникаций.

Где берется такая информация?

Источниками сведений являются, например, данные Росреестра, адресные цифровые планы и технические карты, архивная информация организаций технической инвентаризации.

То есть вся информация, которая применяется при расчете, должна быть подтверждена.

Специалистами ГБУ проводится так называемое оценочное зонирование, т. е. разделение территории на ценовые зоны. Такое зонирование проводится только в отношении тех объектов, по которым имеется рыночная информация.

Далее для расчета кадастровой стоимости выбирается определенный метод. В основном, для оценки кадастровой стоимости используется массовый подход. Все объекты недвижимости разбиваются на определенные группы, по которым определяется кадастровая стоимость.

Поэтому если объект ошибочно попал в эту группу и по нему проведена оценка массовым подходом, то не исключены ошибки.

В ряде случаев может применяться и индивидуальный подход.

Речь идет об особо сложных объектах недвижимости с уникальными характеристиками. Индивидуальный подход может применяться в случаях, когда нужно определить стоимость конкретных объектов недвижимости для формирования информации об определенном сегменте рынка недвижимости.

Как узнать методику определения кадастровой стоимости?

Как мы уже говорили, на региональное ГБУ возлагается ответственность за расчет и справедливое определение кадастровой стоимости. Например, в Московской области — это Минимущество.

Поэтому для того чтобы получить разъяснения по методике расчета, заинтересованное лицо должно направить заявление. И заявителю в течение 30 дней должен поступить ответ на запрос с указанием методики расчета объекта недвижимости, а также ценообразующие и прочие факторы, влияющие на определение кадастровой стоимости.

Обзор изменений Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ внесенных Федеральным законом № 269-ФЗ от 31.07.2020г

За сравнительно непродолжительный период применения кадастровой стоимости было выявлено множество пробелов и противоречий в первоначально предложенном механизме ее регулирования. Как правило, пробелы и коллизии восполнялись решениями судов либо на законодательном уровне.

И таких изменений в законодательство об оценке было внесено свыше 20 только с момента начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество (начиная с 2013 г.). А в многострадальную ст. 378.

2 НК РФ (регламентирующую применение кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций) за последние 7 лет вносили изменения 12 раз.

Федеральный закон № 267-ФЗ от 31.07.2020 года очередная попытка законодателя восполнить существующие пробелы, но на деле он может породить еще большее количество споров связанных с кадастровой стоимостью.

В Москве завершили переоценку кадастровой стоимости недвижимости на 2022 год. Перейти к новости 

1. Новые правила оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

До 2018 года организации правообладатели недвижимого имущества могли оспорить кадастровую стоимость своих объектов в суде только при условии обязательного досудебного обращения с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Это порождало некоторые сложности для владельцев недвижимости, т.к. процесс оспаривания кадастровой стоимости (если комиссия отказала) удлинялся на срок рассмотрения заявления этой комиссией.

  • С 2018 года такой обязательный досудебный порядок был исключен, и организации могли обращаться напрямую в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.
  • На данный момент законодатель не просто возвращает обязательный досудебный порядок обращения, но и:
  • а) теперь заявления будут рассматривать не формально независимые комиссии, а ГБУ, которое и считало оспариваемую кадастровую стоимость,

б) изменяется правовая природа оснований установления кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.

Ранее владелец недвижимости мог после отказа Комиссии в удовлетворении заявления обратиться в суд с 2-мя самостоятельными требованиями: оспорить решение Комиссии по существу, и/или установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Как правило, все правообладатели недвижимости шли по второму пути.

Теперь же, владелец недвижимости может обратиться в суд с требованием признать решение ГБУ незаконным, а в дополнение просить установить кадастровую стоимость в размере рыночной. На первый взгляд существенно ничего не изменилось, но это не так.

Во-первых, теперь правообладатель вправе оспаривать кадастровую стоимость только в ГБУ, а в суде впоследствии предметом рассмотрения будет законность отказа ГБУ в удовлетворении заявления.

Соответственно, в суде в первую очередь нужно будет доказать, что решение ГБУ было незаконным, и если это получится, просить суд установить рыночную стоимость или обязать ГБУ принять положительное решение и утвердить рыночную стоимость согласно отчету об оценке.

Но! Если при составлении отчета об оценке оценщик совершит хотя бы 1 ошибку, суд откажет в признании решения незаконным, и в таком случае не удовлетворит и требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Приведем пример: при оспаривании кадастровой стоимости в Московском городском суде, 99,9% отчетов об оценке с которыми владельцы недвижимости обращаются в суд, по мнению судебных экспертов, составлены с ошибками. Мнения экспертов очень субъективное и нельзя сказать, что все 99,9% отчетов действительно подготовлены с ошибками, но этот пример наглядно отражает шансы оспорить кадастровую стоимость по новым правилам

Кроме того, приведенные нововведения процедуры оспаривания входят в противоречие с действующим процессуальным законодательством (гл. 25 КАС РФ), что потребует внесения корреспондирующих новому порядку изменений, а в перспективе, возможно, дополнительных разъяснений по аналогии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28.

Читайте также:  Как узнать свою кредитную историю в 2022 году? проверить кредитную историю онлайн

2. Новый порядок предъявления требования об установлении рыночной стоимости

Так, законом предусмотрено, что «заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости».

Из приведенного механизма не совсем понятно, что имел ввиду законодатель:

Новый порядок определения кадастровой стоимости. — Первая Кадастровая Компания

Определять кадастровую стоимость в России теперь будут немного по-другому, однако общий принцип оценки сохранится. При этом практика отдельных регионов показывает, что на кадастровую стоимость могут влиять сведения, внесённые в Единый госреестр недвижимости. Каким образом это происходит, пояснили нам специалисты Кадастровой палаты.

Новый порядок

Со 2 марта в Российской Федерации начал действовать новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Регламент определен Приказом Минэкономразвития России от 24.09.

2018 года № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости».

Документ устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в следующих случаях:

  • при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
  • при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • при внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
  • о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машино-места);
  • о значении, проектируемом значении основной характеристики (в отношении сооружения, объекта незавершенного строительства);
  • о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
  • о категории земель (в отношении земельного участка);
  • о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
  • о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства);
  • об основной характеристике (в отношении сооружения, объекта незавершенного строительства).
  • Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости используются средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденные в установленном порядке, а при их отсутствии используются рассчитанные в соответствии с Порядком значения удельных показателей кадастровой стоимости.
  • При этом общий принцип порядка определения кадастровой стоимости останется прежним: умножение площади объекта недвижимости на удельный показатель кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения либо вида разрешенного использования (для земельных участков), утвержденный исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или, в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления.
  • Порядком определена последовательность выбора между средними удельными показателями кадастровой стоимости объектов недвижимости соответствующего назначения, если для кадастрового квартала, населенного пункта и/или муниципального района (городского округа), в котором располагается оцениваемый объект недвижимости, отсутствует такой показатель.

Необходимо отметить, что в Порядке появились механизмы определения кадастровой стоимости единых недвижимых комплексов, машино-мест и объектов незавершенного строительства.

Так, например, кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства будет рассчитываться с учетом степени готовности такого объекта.

В случае изменения степени готовности объекта незавершенного строительства или изменения его основной характеристики кадастровая стоимость будет изменяться пропорционально.

Также Порядком установлены правила определения кадастровой стоимости, если земельный участок предназначен для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства либо огородничества, при разделе земельного участка, при образовании земельного участка путем объединения либо перераспределения, при наличии у земельного участка более чем одного вида разрешенного использования.

КАК СВЕДЕНИЯ ЕГРН ВЛИЯЮТ НА КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ

В Кадастровую палату отдельных регионов часто поступают вопросы о причинах несоответствия величины кадастровой стоимости объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Специалисты ведомства рассказали о характеристиках, на основании которых определяется величина кадастровой стоимости различных объектов недвижимости.

Напомним, что кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в ходе проведения Государственной кадастровой оценки (ГКО), при постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, в случае внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о количественных и качественных характеристиках объекта, а также в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости по решениям комиссии или суда.

Ведомство осуществляет определение кадастровой стоимости только вновь образованных объектов недвижимости и объектов, в отношении которых произошло изменение их количественных и качественных характеристик.

При определении кадастровой стоимости используются сведения о характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРН и влияющие на ее величину.

Следовательно, для определения кадастровой стоимости земельных участков используются такие сведения, как категория земель, вид разрешенного использования, площадь земельного участка, а также сведения о кадастровом квартале, в пределах которых расположен объект недвижимости. При определении кадастровой стоимости объектов капитального строительства во внимание идут вид объекта недвижимости (здание, помещение), площадь объекта, назначение здания (жилой дом, многоквартирный дом, нежилое здание) или помещения (жилое, нежилое), а также сведения о кадастровом номере здания и (или) кадастровом квартале, в пределах которых расположен объект недвижимости.

Определение кадастровой стоимости специалистами Кадастровой палаты  осуществляется с применением удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Управлением имущественных отношений того или иного региона страны в результате проведения работ по ГКО. В свою очередь удельные показатели делятся: для земельных участков — по категории и видам разрешенного использования, для объектов капитального строительства — по видам объектов недвижимости и их назначению.

Таким образом, величина кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных в непосредственной близости друг от друга, определенная Кадастровой палатой, зависит от характеристик объекта недвижимости, содержащихся в ЕГРН, а также от размера удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного в ходе государственной кадастровой оценки.

Собственникам недвижимости необходимо проверять сведения о характеристиках, влияющих на величину кадастровой стоимости, содержащихся в ЕГРН.

Их можно получить в виде выписки об объекте недвижимости или выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект в электронном формате через официальный сайт Росреестра, а также на бумажном носителе в любом многофункциональном центре.

Ознакомиться со справочными сведениями об объекте недвижимости можно с помощью электронных сервисов «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме on-line» или «Публичная кадастровая карта» официального сайта Росреестра.

Все о кадастровой стоимости, методике ее расчета и влиянии на земельный налог

12 Мая 2014

Что представляет собой кадастровая стоимость земельного участка? Для чего и кем она устанавливается и каким образом рассчитывается? Возможно, ли изменить ее размер? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Факторы, влияющие на кадастровую стоимость В первую очередь кадастровая стоимость земельного участка необходима для определения суммы земельного налога, который должен платить собственник участка.

Читайте также:  Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты зарплаты и иных сумм, причитающихся работнику

Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков. Эта процедура должна проходить не реже одного раза в пять лет.

Региональное управление Росреестра готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке. Именно в соответствии с такими списками (перечнями) и производится кадастровая оценка земельных участков.

В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду разрешенного использования.

Для всех земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством установлены 17 видов разрешенного использования. Участки делятся на административно-территориальные единицы.

В их составе выделяются кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы. Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра.

Он определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования.

Если говорить, к примеру, о землях населенных пунктов, то удельная кадастровая стоимость в таком случае определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.

Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.

Если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются: • его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке; • размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу. • площадь земельного участка.

Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (в распоряжении о предоставлении земель¸ договоре аренды и купли-продажи, актах выбора земельного участка и других документах).

Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам. В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта.

Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.

Например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «офис», то участок будет отнесен к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». При этом если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».

В случае, если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

К примеру, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» не может быть ему установлен.

Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в следующем порядке: • субъектом Российской Федерации (заказчик) принимается решение о проведении кадастровой оценки земель, которая носит всеобщий характер.

То есть, оценке подлежат все земельные участки на территории субъекта; • территориальным органом Росреестра по соответствующему субъекту Федерации составляются списки земельных участков, подлежащих оценке, в котором отражаются такие его характеристики, как место расположения, площадь, наличие на участке объектов недвижимости и их назначение; • привлекаемая заказчиком оценочная организация определяет удельный показатель кадастровой стоимости в отношении каждого квартала и в разрезе каждого из допустимых видов разрешенного использования на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Иными словами, удельный показатель кадастровой стоимости в силу действующего законодательства позиционируется как усредненный показатель рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка с конкретным видом разрешенного использования. • результаты кадастровой оценки земель утверждаются нормативным актом субъекта Федерации;

• после утверждения результатов кадастровой оценки соответствующие сведения в отношении каждого земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости Вместе с тем, при определении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкэномразвития от 12.08.2006 № 222 применяются утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земель.

Как оспорить результаты кадастровой оценки Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно несколькими способами.

Зная кадастровый номер участка, вы можете отыскать его кадастровую стоимость в соответствующем постановлении Правительства Республики Тыва на официальном сайте Управления Росреестра по Республике Тыва в разделе «Кадастровая оценка земель и земельный налог» (www.to17.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/gosozenka/).

Второй вариант — обратиться в любой пункт приема-выдачи документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва и заказать справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Такая справка предоставляется бесплатно.

Граждане, несогласные с утвержденной кадастровой стоимостью их недвижимости, считающие ее несоответствующей рыночной, могут оспорить установленную кадастровую стоимость через суд.

В основном, кадастровую оценку оспаривают в том случае, если получившаяся кадастровая стоимость кажется собственнику завышенной. Ведь в таком случае и сумма земельного налога становится выше. Однако есть и собственники, которые обращаются с жалобами на то, что их недвижимость, по их мнению, недооценили.

В случае, когда с момента внесения значения стоимости в государственный кадастр недвижимости еще не прошло полгода, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрен внесудебный порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой оценки.

Для этого собственнику необходимо обратиться в специальную межведомственную комиссию при Управлении Росреестра по Республике Тыва. Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров предусмотрена статьей 24.

19 вышеуказанного закона и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 марта 2012 года № 263.

  • ОФИЦИАЛЬНО Как уже отмечалось в статье, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Последняя государственная кадастровая оценка в Республике Тыва проводилась в отношении: — земель населенных пунктов — в 2012 году; — земель садоводческих, огороднических и дачных объединений — в 2008 году; — земель особо охраняемых территорий и объектов — в 2012 году;
  • — земель сельскохозяйственного назначения — в 2007 году.
Читайте также:  Основные положения о потребительском кооперативе

Всё о кадастровой оценке земельных участков: юридическая база, сроки, этапы и методы проведения

Земля – это такая часть окружающей среды, которая имеет триединую юридическую природу:

  1. Почвенный покров, нуждающийся в бережном отношении.
  2. Объект недвижимости, который можно продавать, покупать, дарить, менять, отдавать в залог или в аренду.
  3. Природный ресурс, являющийся одним из важнейших компонентов жизнедеятельности людей. 

Но для того, чтобы земля стала полноценным объектом недвижимости и могла участвовать в гражданско-правовом обороте, необходимо знать её кадастровую стоимость. Для этого государство и придумало специально установленную процедуру. 

Так, под кадастровой оценкой земли в законодательстве понимается комплекс финансовых, юридических мероприятий, проводимых с целью определения её точной стоимости на конкретный момент времени.

В 2020 году под кадастровый учёт попадают следующие категории земельных участков: 

  • пашни сельскохозяйственного назначения (в том числе и дачные участки);
  • земли населённых пунктов (области, края, округа, города, сёла, деревни и самые различные виды муниципальных образований);
  • лесные угодья;
  • земельные участки промышленности, обороны, связи, безопасности;
  • объекты водного фонда;
  • земельные участки физических и юридических лиц, находящиеся в их собственности или на основании любого другого права. 

Подобную оценку земельных участков осуществляет кадастровый инженер. В его обязанности входит: установление сроков проведения процедуры, предоставление проекта договора, расчёт стоимости и составление итогового заключения. Кадастровый инженер также должен иметь полномочия по проведению оценки и состоять в саморегулируемой организации.

Каждый гражданин, имеющий в собственности земельный участок и собирающийся совершить с ним какие-либо юридические действия, обязан уведомить об этом государство и осуществить оценку.

В случае нарушения данного требования из Росреестра могут прийти уполномоченные эксперты и принудительно осуществить процедуру с возложением всех расходов на собственников.

Об их приходе владельцы заблаговременно уведомляются. 

За кадастровую оценку земельных участков любых категорий платит физическое лицо (гражданин) или организация, непосредственно обратившаяся к кадастровому инженеру. Требование, конечно, очень обременительное. Но так устанавливает закон. Стоимость подобной услуги по России в среднем – 5000 рублей за 10 квадратных метров земельного участка. 

Целями кадастровой оценки являются:

  • точный подсчёт суммы налога на имущество для граждан и организаций;
  • грамотное и законное заключение договоров купли-продажи, дарения, мены, аренды;
  • наличие достоверного знания о кадастровой оценке у инвесторов, собирающихся что-то строить на территории соответствующего земельного участка;
  • оценка причинённого материального и экологического вреда пашне в целях страхования;
  • точный подсчёт стоимости земельного участка, чтобы его можно было вложить в акционерное общество или производственный кооператив в качестве вклада (доли) или пая;
  • помощь в осуществлении исполнительного производства для приставов (в установленных законом случаях можно будет обратить взыскание на земельный участок для погашения обязательств должника);
  • проведение приватизации пашни, угодья;
  • юридически грамотное оформление займа, кредита в любом банке, где необходимо предоставить земельный участок в залог.

Нормативная база

Для того чтобы провести кадастровую оценку земельного участка без проблем и поближе познакомиться с такой процедурой, необходимо обратиться к следующим правовым актам:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс России (все главы, посвящённые сделкам);
  • Федеральный закон от 29.07.1998 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • Налоговый кодекс РФ (30 и 31 главы);

Методика государственной кадастровой оценки земель поселений (утверждена Приказом Росземкадастра 17.10.2002 г. № П/337)

Кадастровая стоимость земельных участков определяется в результате комплекса действий по кадастровой оценке земель или по итогам судебных споров об оспаривании такой стоимости.

Основной целью является определение стоимости конкретных участков земли в для целей учета в сфере кадастра. Для земель каждой категории (земли сельских и городских поселений, сельскохозяйственные угодья вне черты поселений, иные категории) сформированы критерии и методы проведения оценки, которые основываются на классификации земель по цели назначения и типу функционального использования.

Перечни целевого назначения земель и виды их использования находятся в открытом доступе в земельном кадастре, а также в публичной карте на официальном сайте Росреестра.

Оценка земель для кадастровых целей осуществляется уполномоченным органом – Федеральным агентством кадастра в лице его региональных органов. Для выполнения конкретных работ Агентство имеет право привлекать оценщиков, обладающих полномочиями по оценке земель. Работа оценщиков оформляется путем размещения заказа на выполнение работ для государственных нужд в рамках контрактной системы.

Кадастровая стоимость является публичной и открытой информацией. Заинтересованные лица могут узнать точную кадастровую стоимость участка через публичную карту Росреестра, либо запросить указанные сведения через территориальный орган Росреестра в электронной или письменной форме.

Этапы и методика выполнения оценки

Процедура выполнения кадастровой оценки земель полностью оговаривается в действующем законодательстве. Выполнить качественную работу и рассчитать правильную стоимость можно с учетом следующих показателей:

  • Площадь участка.
  • Рыночная стоимость пустующих и застроенных земель.
  • Принадлежность участка к определенному виду использования.
  • Наличие территориальной составляющей, в том числе близость или удаление полей, лесов и водоемов.

Все расчеты осуществляются на основании утвержденной методики, что позволяет вычислить индивидуальную и массовую оценку земли. Рассчитанная площадь участка и соответствующие индивидуальные показатели позволяют определить кадастровую стоимость для конкретных земельных наделов.

Все работы выполняются в несколько основных этапов, от качества проведения которых будет зависеть правильность рассчитанных данных:

  1. Принятие решения о выполнении работы.
  2. Сбор и подготовка используемой информации.
  3. Разбивка территории на основные зоны.
  4. Расчет кадастровой стоимости, подготовка отчёта.
  5. Оформление и утверждение результатов в госреестре.

Государственная кадастровая оценка населенных пунктов выполняется исключительно специалистами, которые имеют соответствующий опыт и сертификаты для выполнения кадастровой оценки. При необходимости можно обратиться как в государственные конторы, так и в частные компании, у которых имеются лицензии на выполнение оценки.

Полученные расчеты в последующем используются для определения налогооблагаемой базы и закрепляются в данных госреестра.

Методика определения кадастровой стоимости

Как указывалось выше, оценкой земель для расчета кадастровой стоимости занимается Федеральное агентство кадастра. После завершения процедуры оценки земель, субъект РФ формирует итоговый отчетный документ об определении кадастровой стоимости участков, при этом сведения о стоимости вносятся в государственный земельный кадастр.

Для определения методов расчета кадастровой стоимости участка земли применяется Федеральный стандарт оценки, утвержденный Приказом МЭР России от 22 октября 2010 года № 508.

Данный документ устанавливает следующие универсальные методы оценки: затратный, сравнительный и доходный. Выбор метода оценки зависит от достаточности и достоверности представленной на рынке информации, а также исходя из особенностей разрешенного вида пользования объекта оценки. Для массовой оценки выбираются объекты, имеющие схожие характеристики на основании выбранного оценщиком метода.

Среди указанных вариантов приоритет отдается сравнительному методу, который позволяет учесть информацию о максимальных, минимальных и средних ценах сделок, а также о предложениях на рынке купли-продажи земельных участков.

Определение стоимости

Оценке подлежат все субъекты РФ. Подсчет стоимости производится как минимум один раз в 5 лет.

В части определения кадастровой стоимости для субъектов РФ установлен переходный период (2017 – 2021 гг.). Это означает, что к 2021 году все регионы должны будут работать по единой методике, утвержденной Приказом № 226

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *