Предоставление жилых помещений для соцзащиты отдельных категорий граждан

Сегодня мы начнём разговор о том, что важно знать управляющим организациям о мерах социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилого помещения.

Вы узнаете, какие меры социальной поддержки существуют и кому они предоставляются, в каких случаях уполномоченные органы могут отказать и почему. О них рассказал Верховный суд РФ.

Предоставление жилых помещений для соцзащиты отдельных категорий гражданПозиция суда: реклама на квитанциях ЖКХ

Меры социальной поддержки и кому они нужны

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся:

  • предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
  • компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 ЖК РФ),
  • освобождение от оплаты за жилое помещение или КУ.
  • Федеральное законодательство устанавливает, кому, в каком порядке, каким способом и из каких средств оказывать социальную поддержку.
  • Определённые меры социальной поддержки установлены, например, для:

Субсидия на оплату коммунальных услуг

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг − это полная или частичная оплата предоставляемых нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения жилого помещения и коммунальных услуг. Эта оплата имеет целевое назначение и выплачивается из бюджета соответствующего уровня (ст. 159 ЖК РФ).

Получить субсидию могут:

  • пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов,
  • наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда,
  • члены жилищных кооперативов,
  • собственники жилых помещений.

Порядок определения размера субсидии и её предоставления описан в главе IV постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761. Перечень документов, которые нужно собрать и приложить к заявлению, вы найдёте в главе II этого же постановления.

Как приостановить или прекратить субсидию, прочитаете в главе VIII, а о том, как определить состав семьи претендента и посчитать её доход – в главе V.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получают граждане России. Иностранные граждане могут получить субсидии, если это предусмотрено международными договорами России (ч. 12 ст. 159 ЖК РФ).

Чтобы рассчитать размер выплаты, нужно знать, сколько членов семьи постоянно живут со льготником. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется по ст. 69 ЖК РФ, а членов семьи собственника – по ст. 31 ЖК РФ.

Возникают сомнения: нужно ли предоставлять субсидии поднанимателям жилого помещения и временным жильцам. Нет, потому что они не приобретают самостоятельное право пользования жилым помещением.

Субсидия перечисляется до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 4 ст. 159 ЖК РФ), то есть ежемесячно до 10 числа следующего месяца.

Предоставление жилых помещений для соцзащиты отдельных категорий гражданЗолотые годы: компенсация взносов на капремонт пожилым людям

Когда рассчитывать на субсидию

Чтобы понять, выплачивать ли гражданину субсидии, нужно посмотреть, превышают ли его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ).

Из чего складывается совокупный доход семьи или одинокого человека? В него входят:

  • заработная плата, которую нужно знать для расчёта среднего заработка;
  • выходное пособие при увольнении;
  • пенсии;
  • стипендии;
  • денежные выплаты в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  • доходы, полученные от сдачи жилых помещений;
  • денежные средства, выделяемые опекуну;
  • выплаты приёмной семье на содержание ребенка (ст. ст. 5, 6 – 12 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ).

Предоставление жилых помещений в общежитиях

  • 1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
  • 2. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
  • 1. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.
  • 2. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:
  • 1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса);
  • 2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса);
  • 3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса);
  • 4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).
  • 3. Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.

Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами

Порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами.

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан но договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Коммент. к ст. 99 — 109

1. Статьей 99 установлено, что специализированные жилые помещения, указанные в ст. 92 ЖК РФ, предоставляются по решению соответствующих органов (лиц) по договорам найма специализированных жилых помещений.

В этой связи необходимо иметь в виду, что жилищное и гражданское законодательство уже предусматривают несколько договоров найма жилых помещений: договор социального найма (гл. 8 ЖК РФ) и договор найма (гл. 35 ГК РФ).

Наряду с договорами найма специализированных жилых помещений (их шесть видов) для жилых помещений, предназначенных в целях социальной защиты отдельных категорий граждан, предусмотрено использование жилья по «договорам безвозмездного пользования», т.е. без оплаты за проживание (в ГК РФ договору безвозмездного пользования посвящена гл. 36).

  • 2. В ст. 100 указаны стороны договора найма специализированного жилого помещения (ч. 1) и форма этого договора (ч. 7). Кроме того, в ч. 3 и 4 данной статьи предусмотрены ограничения в пользовании жилым помещением по сравнению с договором социального найма жилого помещения.
  • 3. Статьями 101 — 103 предусмотрены порядок расторжения и прекращения договора найма специализированного жилого помещения, а также порядок выселения граждан из этих жилых домов. Здесь важно отметить, что согласно ч. 2 ст. 102 переход права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на служебные жилые помещения и общежития к другим лицам влечет по общему правилу прекращение договора найма такого помещения. Данное правило не применяется к договору социального найма (см. ст. 64 ЖК РФ).
  • 4. Лица, проживающие в служебном жилье и общежитиях, могут быть выселены в установленном порядке, кроме категорий граждан, перечисленных в ч. 2 ст. 103.

Ранее соответствующий перечень граждан, которые могут быть выселены их служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях только с предоставлением другого жилья, содержала ст. 108 ЖК РСФСР.

Без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены:

  • инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
  • участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
  • семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
  • семьи военнослужащих;
  • инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
  • лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет;
  • лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
  • лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников;
  • пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
  • члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
  • инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Читайте также:  Можно ли ездить на арестованном автомобиле? Ответ юриста

Указанный выше перечень продолжает действовать (см. ст. 13 Вводного закона).

  • 5. Статьи 105 — 109 посвящены предоставлению соответствующих специализированных жилых помещений. При этом ст. 105 и 106 содержат основания для прекращения договора найма жилого помещения, а ст. 107 — найма специализированного жилого помещения, ст. 109 в основном включает положения отсылочного характера, поскольку ряд вопросов, касающихся предоставления этих жилых помещений, должен найти закрепление (или уже закреплен) в соответствующем законодательстве.
  • 6. Вводным законом (ст. 7) предусмотрено закрепление жилых помещений в общежитиях, переданных в ведение органов местного самоуправления, за гражданами, которые проживали в этих жилых помещениях. К ним должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма. В дальнейшем указанные граждане, получившие статус нанимателя, и члены их семей вправе приватизировать занимаемые жилые помещения. Верховный Суд РФ своим решением по конкретному делу признал отказ в заключении договора социального найма и приватизации занимаемого жилого помещения, расположенного в доме, ранее использовавшемся в качестве общежития, незаконным, поскольку при приватизации имущественного комплекса предприятия его жилищный фонд не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости1. По вопросам, касающимся приватизации указанных жилых помещений, имеются и другие разъяснения Верховного Суда РФ2.
  • 7. Вопросы, касающиеся найма специализированных жилых помещений, нашли отражении в постановлении Пленума от 02.06.2009 № 14, согласно которому при применении положений ЖК РФ о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее:
    • а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены ст. 92 — 98 ЖК РФ.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 423.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положении законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения;

б) после 1 марта 2005 г. основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно ст.

99 ЖК РФ, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 №42.

В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 1 марта 2005 г.

законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (ст.

47,105 ЖК РСФСР), а основанием для вселения в общежитие — ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (ст. 109 ЖК РСФСР);

в) нарушение требований ЖК РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ и ч. 2 ст.

99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст.

168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст.

181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствии недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения);

  • г) к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшим до введения в действие ЖК РФ, применяются с учетом их длящегося характера нормы ЖК РФ, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (ст. 5 Вводного закона);
  • д) в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (ч. 6 ст. 100 ЖК РФ). Принимая во внимание, что типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных ст. 70 ЖК РФ;
  • е) члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору (ч. 5 ст. 100, ч. 3, 4 ст. 67, ст. 69 ЖК РФ).

Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч. 5 ст. 100 и ч. 2—4 ст. 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними.

В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

Однако оно может быть сохранено за бывшим членом семьи нанимателя служебного жилого помещения по решению суда на определенный срок по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 31 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в п. 1 —4 ч. 2 ст.

103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (ч. 3 ст.

103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования.

Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.

Судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст.

52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. 108 и ПО ЖК РСФСР (п. 41-43).

Обеспечение жильем граждан за счет бюджетных средств в 2022 году

Социальная поддержка в регионахЛьготные категории гражданМеры социальной поддержки

Обеспечение жильем граждан за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, а также в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на основании государственного жилищного сертификата.

Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.

Категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем

Предоставление социальной выплаты является формой финансовой поддержки государства в целях приобретения жилого помещения категориям российских граждан РФ согласно пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153:

  • Обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф
    • Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
  • Обеспечение жильем вынужденных переселенцев
    • Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
  • Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера
    • Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
  • Обеспечение жильем граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов Крайнего Севера
    • Граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом  от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
  • Обеспечение жильем граждан, переселяемых из закрытых административных территориальных образований
    • Граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и частью 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании», в статью 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан» и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.
  • Военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица:
    • военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 и абзацем четвертым пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;
    • военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;
    • сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;
    • граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с абзацем тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;
    • граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
    • граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;
    • члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
    • члены семей содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения службы, если указанные сотрудники были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
  • Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее — поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз и только на покупку готового жилья.

все новости по соцподдержке

Сегодня в продаже:

  • Практические основы социальной защиты населения. Учебное пособие. СПОИздательство: Лань. Год: 2020. Серия: Социология.Статистика.Демография. Учебное пособие содержит изложение основных теоретико-методологических вопросов социальной работы, раскрывает содержание социальной политики государства, социальной поддержки населения, ориентировано на совершенствование системы профессиональной подготовки и развитие инновационной компетентности работников социальной сферы. Содержание пособия позволит распространить современные тенденции в системе социальных институтов. В учебном пособии приводятся…
  • Педагогика и психология для социальных работников. УчебникИздательство: Кнорус. Год: 2022. Серия: Бакалавриат. Представлен современный взгляд на психолого-педагогические аспекты социальной работы. Собранный материал поможет ориентироваться в основных категориях и терминах педагогики и психологии, понимать цели, принципы, методы и формы обучения, выявлять и решать педагогические и психологические проблемы, встречающиеся в деятельности социального…

Жилье специализированного фонда

Специализированный жилищный фонд — это совокупность помещений, которые предназначены для проживания отдельных категорий граждан и предоставляются из состава государственного или муниципального жилищного фондов по определенным правилам (п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ). К специализированному жилищному фонду относятся следующие виды жилых помещений (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ):

  1. служебные жилые помещения;
  2. жилые помещения в общежитиях;
  3. жилые помещения маневренного фонда;
  4. жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;
  5. жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
  6. жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
  7. жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
  8. жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом такое помещение должно быть отнесено к специализированному жилищному фонду распоряжением либо федерального органа исполнительной власти (если жилье государственное), либо местного органа власти (если жилье муниципальное) и может использоваться по назначению только после этого (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ; п. п. 12, 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42).

Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если они заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (п. п. 3 и 4 Правил N 42).

Порядок включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд или исключения из него может также регламентироваться нормативными актами министерств и ведомств, за которыми данные жилые помещения закреплены (п. п. 5, 6 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 28.06.2013 N 64н).

Применительно к различным видам жилых помещений специализированного жилищного фонда правила отнесения жилых помещений к данному фонду следующие.

1. СЛУЖЕБНЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти, местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями.

К служебному жилью относятся отдельные квартиры. При этом в многоквартирном доме в качестве служебных могут быть использованы все жилые помещения либо часть из них. Выделять под служебное жилье отдельные комнаты в квартирах, в которых проживают другие собственники и (или) наниматели жилых помещений, не допускается (ст. 93 ЖК РФ; п. 5 Правил N 42).

Так, например, сотрудники Следственного комитета обеспечиваются жилым помещением путем предоставления им в том числе служебного жилого помещения (ч. 22 ст. 35 Закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ).

2. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ОБЩЕЖИТИЯХ

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

К общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания предметами. На одного человека, проживающего в общежитии, должно приходиться не менее 6 кв. м жилой площади (ст. 93 ЖК РФ; п. 6 Правил N 42).

Так, например, сотруднику ОВД, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии (ст. 8 Закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).

3. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ МАНЕВРЕННОГО ФОНДА

Жилые помещения данного фонда используются для временного размещения граждан, проживающих по договорам социального найма в домах, подлежащих капитальному ремонту или реконструкции; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, а также граждан, утративших единственные жилые помещения, приобретенные за счет кредита или целевого займа, в результате обращения на них взыскания.

Жилое помещение маневренного фонда также предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 95 ЖК РФ; п. 7 Правил N 42).

4. ДОМА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Жилые помещения в них предназначены для граждан, которые являются получателями социальных услуг и признаны нуждающимися в социальном обслуживании и в специальной социальной защите.

К домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. В них предусматриваются специальные помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности.

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан осуществляется по договорам безвозмездного пользования (ст. ст. 96, 98 ЖК РФ; п. п. 8, 11 Правил N 42).

5. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И БЕЖЕНЦЕВ

Льготы по оплате ЖКХ

Вероника Нецова

разобралась со льготами

Профиль автора

Льгота по оплате ЖКХ — это скидка на оплату жилищных и коммунальных услуг. Льготы положены некоторым категориям граждан и бывают федеральными и региональными.

Льготы по оплате ЖКХ и субсидии — не одно и то же. Льгота — это скидка на оплату жилищных и коммунальных услуг, субсидия — компенсация части стоимости ЖКХ.

Льгота закрепляется за гражданином на длительное время, например пока младшему ребенку из многодетной семьи не исполнится 16 или 18 лет, или пожизненно — за ветераном, инвалидом войны и другими категориями.

А субсидию дают всего на полгода, затем документы на нее необходимо подавать снова.

Что вы узнаете

Единого документа о льготах по оплате ЖКХ нет, но есть федеральные и региональные нормативы для отдельных категорий граждан. В нормативах прописаны размеры льгот и условия их предоставления.

  • Федеральные нормативы:
  • Региональные нормативы в Москве и Санкт-Петербурге:
  • Льготы по оплате ЖКХ предоставляются отдельным категориям граждан.
  • Федеральные льготы предоставляются:
  • Региональные льготы могут предоставляться:
  1. Ветеранам труда.
  2. Многодетным семьям.
  3. Пенсионерам.
  4. Прочим бюджетникам.
  5. Детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей и некоторым другим категориям граждан в зависимости от региона.

Оформить льготы можно в МФЦ, через госуслуги или в отделе социальной защиты населения. Соберите необходимые документы и напишите заявление на месте.

  1. Для оформления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг обратитесь в МФЦ или ближайший к месту проживания или регистрации отдел социальной защиты населения.
  2. Бюджетники оформляют компенсацию по месту работы и получают ее одновременно с выплатой зарплаты за первую половину текущего месяца.
  3. Региональные льготники могут оформить выплату в МФЦ, на портале госуслуг или в отделе социальной службы.
  4. Документы для оформления жилищно-коммунальных льгот различаются в зависимости от оснований предоставления льготы.
  5. Базовые документы — это:
  1. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
  2. Подтверждающий место жительства документ, если в паспорте место жительства не отмечено или оно отличается от фактического.
  3. Документ, подтверждающий право на льготу по оплате ЖКУ: например, справка об инвалидности, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, удостоверение ветерана труда, удостоверение многодетной матери.
  4. Квитанции на оплату жилищных и коммунальных услуг.
  5. Справка по форме 9, или справка о составе семьи.
  6. Заявление на предоставление льготы или выплаты — заполняется на месте.
  • Многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами нужно предоставить свидетельства о рождении всех детей или свидетельство о рождении ребенка-инвалида и документ о месте жительства второго родителя, если он живет отдельно или не записан в справке по форме 9.
  • Если документы на льготу подает законный представитель, понадобится документ, удостоверяющий его личность, или нотариально заверенная копия.
  • Если за услуги ЖКХ есть долги, погасите их до оформления льготы или уже на месте подпишите соглашение о том, что вы оплатите их в такой-то срок.
  • Список необходимых документов для предоставления региональных льгот есть в местных нормативах или на сайте госуслуг в соответствующем регионе.

Справка по форме № 9

Есть и региональные льготы. Расскажем на примере Москвы и Санкт-Петербурга.

Одиноким пенсионерам старше 70 лет и их неработающим семьям компенсируют 50% расходов на уплату взносов на капитальный ремонт. Если пенсионер старше 80 лет и жилье у него в собственности, ему компенсируют 100% взносов.

Льготы предоставляются на одну квартиру или жилье и по одному основанию.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *