Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля

Основания и порядок привлечения специалиста в рамках выездной налоговой проверки

Любой выявленный налоговым органом факт нарушения плательщиком налога законодательства РФ о налогах и сборах, безусловно должен быть обоснованным. В фундамент такого обоснования, помимо уже полученных налоговым органом в ходе каких-либо мероприятий налогового контроля документов, могут быть положены:

  • объяснения самого плательщика налогов и сборов;
  • свидетельские показания;
  • экспертные заключения;
  • участие специалиста, переводчика и понятых.

Участию всех вышеназванных лиц, и в том числе участию специалистов и переводчиков в налоговых проверках в действующем Налоговом кодексе РФ отведена специальная глава (Глава 14 НК РФ).

Содержащиеся в ней статьи 96 и 97 НК РФ определяют порядок привлечения специалиста и переводчика для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, а также содержат требования к оформлению документов по их привлечению.

Налоговый кодекс РФ дает определение специалиста как лицо, беспристрастное, и никоем образом не заинтересованное в исходе дела о налоговом правонарушении, обладающее специальными навыками и знаниями в определенной области.

В соответствии с налоговым законодательством РФ налоговые органы имеют право опрашивать специалиста по аналогии как свидетеля по делу о налоговом правонарушении (в том числе и при проведении выездных налоговых проверок).

Пункт 1 статьи 96 Налогового кодекса РФ указывает на необходимость привлечения специалиста лишь в конкретно определенных действиях, а именно:

  • выемка документов (предметов), оказание помощи при вскрытии сейфа, где хранятся подлежащие истребованию документы;
  • осмотр помещений, замер площади, за которую отчитывается проверяемое лицо;
  • экспертиза документов в рамках налоговой проверки, где специалист оказывает налоговому органу помощь в правильном составлении вопросов для эксперта.

Определения специалиста и эксперта по налоговому законодательству РФ не тождественны, поскольку специалист в отличие от эксперта оказывает лишь содействие налоговому органу, непосредственную помощь в совершении тех или иных действий, и только в той мере, в какой собственных знаний у налоговых органов не имеется,  так как специалист, в отличие от эксперта, обладает более узкими навыками (это может быть специалист по оценке недвижимости, человек, изучающий и владеющий знаниями о конъюнктуре рынка и т.п.).

Специалист дает пояснения, излагает свое мнение, что в последствии и может навести налоговый орган на мысль назначить налоговую экспертизу.

А вот эксперт по результатам участия в каком-либо мероприятии налогового контроля дает свое заключение по результатам экспертизы в рамках налоговой проверки, которое приобщается к материалам проверки именно в качестве доказательства того или иного нарушения налогового законодательства.

Налоговики часто прибегают к помощи специалистов, для примера приведем Постановление Тринадцатого Арбитражного Апелляционного Суда от 17.02.2015г. по делу № 13АП-30196/2014, ознакомившись с которым можно увидеть, как и в каких случаях на налоговики привлекают специалистов на практике.

Кроме этого, сами судьи, когда рассматривают иски налоговиков о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, материалы которого основаны в том числе на мнении или пояснении независимого специалиста, придерживаются следующего мнения:

  • специалист должен обладать специальными навыками и знаниями в конкретной области, которые такой специалист может подтвердить дипломом соответствующей квалификации, а не характеристикой, выданной директором организации, где привлекаемый специалист официально трудоустроен;
  • специалист должен быть беспристрастным, не заинтересованным в исходе дела о налоговом правонарушении;
  • привлечение специалиста для оказания содействия налоговым органам должно быть оформлено соответствующим договором возмездного оказания услуг;
  • возможен опрос специалиста по аналогии как эксперта или иного лица по делу о налоговом правонарушении;
  • специалист может быть привлечен в рамках проведения налоговым органом только строго регламентированных законом мероприятий налогового контроля.

Уклонение специалиста в соответствии с нормой статьи 129 Налогового кодекса РФ от участия в проведении налоговой проверки после заключения с ним договора возмездного оказания услуг, в виде штрафа в размере 500 рублей.

Основания и порядок привлечения переводчика в рамках выездной налоговой проверки

Как и специалист, для участия в мероприятиях налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик для получения письменных переводов документов, относящихся к налогообложению проверяемого налогоплательщика, полученных в ходе проведения проверки от иностранных государственных органов в рамках заключенных международных договоров РФ (см. ст. 97 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 15 февраля 2017 года № ОА-4-17/2775@ «О привлечении переводчика»).

Переводчик чаще всего привлекается на стадии допроса свидетелей, при проведении осмотров и выемок документов у проверяемого налогоплательщика. По большому счету он может быть привлечен в ходе любой налоговой проверки, такое право дано налоговикам с целью перевода значимых документов на русский язык, при такой необходимости.

По закону переводчиком может быть физическое лицо, свободно владеющее помимо русского языка любым иностранным языком, в том числе лицо, понимающее и читающее жесты (знаки) глухонемого физического лица. Законодательство РФ акцентирует, что переводчиком может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

В свежем Письме ФНС России от 15.02.2017г. № ОА-4-17/2775@ «О привлечении переводчика» говорится, что привлеченный переводчик должен быть ознакомлен с запретом на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, а также с ответственностью за утрату таких документов, такие положения должны быть отражены в договоре при его заключении.

Сущность и место налогового контроля в государственном финансовом контроле

Налоговый контроль следует рассматривать как органическую составляющую государственного финансового контроля, который является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием успешного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом.

Характеризуя сущность налогового контроля, следует опираться на два базовых положения. Прежде всего, налоговый контроль представляет собой функциональный элемент государственного управления экономикой.

Налоговый контроль как составной элемент системы управления является необходимым условием достижения общественной эффективности налоговых отношений, обеспечивая обратную связь налогоплательщиков как с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администрациями), так и с государственными органами, принимающими решения по вопросу установления новых и изменения условий взимания действующих налогов. При этом налоговый контроль – не только завершающая стадия управления налогообложением, его результаты следует рассматривать и как отправную точку очередного цикла распределительных отношений по поводу формирования централизованных денежных фондов, и как один из факторов устойчивости бюджета, достигаемой за счет стабильного прироста налоговых доходов.

При определении сущности налогового контроля следует также учитывать его место в системе государственного финансового контроля.

Исходя из общепризнанной классификации государственного финансового контроля, налоговый контроль можно характеризовать как внешний контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, наделенными специальными полномочиями в сфере реализации налоговых отношений.

Объективный факт осуществления налогового контроля уполномоченными органами определяет проблему взаимодействия участников налоговых отношений.

22. Условия и документальное оформление привлечения к участию в выездной налоговой проверке специалиста и эксперта.

Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков установлено в ст. 31 НК РФ. Непосредственно порядок привлечения специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля регулируется ст. 96 НК РФ.

В соответствии со ст. 96 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Специалист не осуществляет никаких самостоятельных процессуальных действий, а только способствует их проведению должностными лицами налоговых органов в ходе осуществления мероприятий налогового контроля.

Основным условием для привлечения специалиста является наличие у него специальных знаний, позволяющих дать объективную и полную информацию и оценку тем или иным обстоятельствам, которые стали объектом налогового контроля.

Привлечение специалиста допускается лишь в той мере, в которой собственных навыков, знаний, умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль, недостаточно. Обладание навыками (знаниями) может подтверждаться только наличием у специалиста диплома соответствующей квалификации.

Специалистом может быть оказано содействие, как посредством устных рекомендаций, так и путем непосредственного участия в проводимых налоговым органом выездных налоговых проверках. В ст.

96 НК РФ не содержится положений о необходимости предоставления специалистом какого-либо заключения, содержащего выводы. Специалист, как и эксперт, обладает специальными знаниями и навыками.

Важнейшее различие между ними заключается в том, что специалист не дает заключение, не проводит исследований, а лишь содействует проведению налогового контроля.

Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

В соответствии со ст. 95 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, может быть привлечен эксперт.

Эксперт, в рамках поставленных вопросов, проводит исследование, формирует доказательственную базу. По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

Читайте также:  Жалоба в генеральную прокуратуру: как написать, образец

Эксперт так же привлекается на договорной основе.

Налоговый контроль следует рассматривать как органическую составляющую государственного финансового контроля, который является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием успешного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом.

Характеризуя сущность налогового контроля, следует опираться на два базовых положения. Прежде всего, налоговый контроль представляет собой функциональный элемент государственного управления экономикой.

Налоговый контроль как составной элемент системы управления является необходимым условием достижения общественной эффективности налоговых отношений, обеспечивая обратную связь налогоплательщиков как с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администрациями), так и с государственными органами, принимающими решения по вопросу установления новых и изменения условий взимания действующих налогов. При этом налоговый контроль – не только завершающая стадия управления налогообложением, его результаты следует рассматривать и как отправную точку очередного цикла распределительных отношений по поводу формирования централизованных денежных фондов, и как один из факторов устойчивости бюджета, достигаемой за счет стабильного прироста налоговых доходов.

При определении сущности налогового контроля следует также учитывать его место в системе государственного финансового контроля.

Исходя из общепризнанной классификации государственного финансового контроля, налоговый контроль можно характеризовать как внешний контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, наделенными специальными полномочиями в сфере реализации налоговых отношений.

Объективный факт осуществления налогового контроля уполномоченными органами определяет проблему взаимодействия участников налоговых отношений.

22. Условия и документальное оформление привлечения к участию в выездной налоговой проверке специалиста и эксперта.

Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков установлено в ст. 31 НК РФ. Непосредственно порядок привлечения специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля регулируется ст. 96 НК РФ.

В соответствии со ст. 96 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Специалист не осуществляет никаких самостоятельных процессуальных действий, а только способствует их проведению должностными лицами налоговых органов в ходе осуществления мероприятий налогового контроля.

Основным условием для привлечения специалиста является наличие у него специальных знаний, позволяющих дать объективную и полную информацию и оценку тем или иным обстоятельствам, которые стали объектом налогового контроля.

Привлечение специалиста допускается лишь в той мере, в которой собственных навыков, знаний, умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль, недостаточно. Обладание навыками (знаниями) может подтверждаться только наличием у специалиста диплома соответствующей квалификации.

Специалистом может быть оказано содействие, как посредством устных рекомендаций, так и путем непосредственного участия в проводимых налоговым органом выездных налоговых проверках. В ст.

96 НК РФ не содержится положений о необходимости предоставления специалистом какого-либо заключения, содержащего выводы. Специалист, как и эксперт, обладает специальными знаниями и навыками.

Важнейшее различие между ними заключается в том, что специалист не дает заключение, не проводит исследований, а лишь содействует проведению налогового контроля.

Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

В соответствии со ст. 95 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, может быть привлечен эксперт.

Эксперт, в рамках поставленных вопросов, проводит исследование, формирует доказательственную базу. По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.

Эксперт так же привлекается на договорной основе.

Методы осуществления налоговых проверок

Налоговые проверки осуществляются с помощью следующих методов:

  • 1) опроса свидетеля;
  • 2) осмотра территорий, помещений налогоплательщика, документов, предметов;
  • 3) истребования документов;
  • 4) выемки документов и предметов;
  • 5) экспертизы;
  • 6) привлечения специалиста.

Опрос свидетеля. В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • 1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • 2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (например, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

В качестве свидетеля может выступать только лицо, незаинтересованное в исходе дела, в противном случае показания лица будут оформлены, как пояснения на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

В указанной норме не сказано, в какой период налоговые органы могут вызвать свидетеля на допрос: в любой или только в ходе проведения налоговых проверок.

Своим письмом Минфин России от 22 октября 2015 г. № 03-02- 07/1/60796 разъяснил, что при допросе свидетелей проверяемое лицо находиться не может, так как это не предусмотрено ст. 90 НК РФ.

В письме ФНС от 23 апреля 2014 г. № ЕД-4-2/7970 специалисты указали на то, что налоговое законодательство не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок.

Если налоговая проверка завершена, а свидетель был вызван на допрос после этого, то использовать полученную в ходе такого допроса информацию в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверки нельзя.

В подтверждение такой позиции налоговые органы привели примеры судебной практики (постановления

ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2012 г. по делу № АЗЗ-20819/2011, Московского округа от 16 июля 2010 г. по делу № А-40-77419/09-126-566, Дальневосточною округа от 26 мая 2009 г. по делу № А51-13137/2007).

Налоговые органы отметили, что признаются допустимыми доказательства только в случае принятия налоговым органом всех необходимых мер для их получения в пределах своих полномочий в рамках налоговой проверки. Проверяющие органы могут вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Существуют решения, в которых суды признают правомерным представление суду доказательств, в том числе полученных вне рамок налоговой проверки (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 марта 2013 г. № Ф04-262/13).

В силу положений ст. 7—9, 200 АПК РФ налоговый орган вправе представлять суду имеющиеся у него письменные и иные доказательства, подтверждающие обоснованность принятия оспариваемого решения, в том числе полученные вне рамок налоговой проверки (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 марта 2013 г. №Ф 04-262/13).

Статья 96 НК РФ. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (действующая редакция)



1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Комментарий к ст. 96 НК РФ

В соответствии с пунктом 1 комментируемой статьи в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Законодатель делает особый акцент на договорной основе привлечения специалиста, отмечая это как в пункте 1, так и в пункте 2 комментируемой статьи, а также на его незаинтересованности в исходе дела. Рекомендуемая форма договора об оказании услуг специалистом (подряда со специалистом) приведена в приложении N 3 к письму ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837.

Читайте также:  Просрочил платеж по кредитной карте, что делать в 2022

Расходы, возникшие у налоговых органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются в соответствии с Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 года N 298.

Специалист — это лицо, привлекаемое должностным лицом налогового органа для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества).

Специалист привлекается в необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, назначении экспертизы, допросе свидетелей.

Специалист дает должностному лицу налогового органа консультацию в устной или письменной формах, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, то есть без совершения самостоятельных процессуальных действий, принимает непосредственное участие в проводимых налоговым органом выездных и камеральных налоговых проверках. Данное обстоятельство отличает специалиста от эксперта.

Приведенные тезисы находят подтверждение в сложившейся судебной практике. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 9 сентября 2008 года N А57-365/08-33 указал, что важнейшее различие между специалистом и экспертом заключается в том, что специалист не выдает заключения. Это делает только эксперт.

В соответствии с пунктом 8 статьи 95 НК РФ эксперт в своем заключении излагает суть проведенных исследований, сделанные выводы и обосновывает ответы на поставленные вопросы. Эксперт формирует доказательственную базу. В отличие от него специалист не проводит исследования и не дает заключений, а лишь содействует проведению налогового контроля.

Следовательно, если налоговый орган выносит решение о привлечении специалиста в соответствии со статьей 96 НК РФ, а привлеченное лицо составляет заключение, в котором содержатся обоснованные ответы на поставленные вопросы, такое действие налогового органа следует рассматривать как привлечение эксперта в нарушение порядка проведения экспертизы.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24 июля 2013 года по делу N А66-8173/2011, признавая позицию налогового органа неправомерной, указал, что в данном случае специалист был привлечен не для осуществления конкретных действий по осуществлению налогового контроля, а фактически для проведения экспертизы подписей на первичных документах.

Вместе с тем в таких случаях в соответствии со статьей 95 НК РФ должен быть привлечен эксперт, что не было сделано налоговым органом.

В соответствии с письмом ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» специалист может привлекаться для участия в проведении следующих мероприятий налогового контроля: осмотра, выемки документов и предметов.

Представляется, что данный перечень мероприятий налогового контроля не является закрытым, так, законодательство о налогах и сборах не регламентирует «необходимые случаи» участия специалиста при проведении названных мероприятий.

Таким образом, налоговый орган при осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений во всех случаях, когда необходимы специальные знания и навыки, обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием и привлечь к осмотру специалистов для исключения необоснованного возложения на лицо дополнительных обязательств (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2007 года N А19-4403/07-56-Ф02-6669/07 по делу N А19-4403/07-56).

Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Отказ специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет ответственность, предусмотренную статьей 129 НК РФ.

Дополнительные материалы

Статья 82. Общие положения о налоговом контроле

Новая редакция Ст. 82 НК РФ

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V.2 настоящего Кодекса.

2. Утратил силу.

3.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

4.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 настоящего Кодекса.

5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.

6.

В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрена возможность участия компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении в соответствующей части налогового контроля в Российской Федерации, налоговая проверка, налоговый мониторинг могут проводиться с участием такого компетентного органа по его запросу в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В случае принятия налоговым органом решения о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга с участием компетентного органа иностранного государства (территории) такому компетентному органу федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сообщает в порядке, им определяемом, информацию о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, включая информацию о налоговом органе, которым принято решение о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, времени и месте проведения налоговой проверки, налогового мониторинга, а также об установленных настоящим Кодексом порядке и условиях проведения налоговой проверки, налогового мониторинга.

Порядок организации работы по обеспечению участия и условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий к Статье 82 НК РФ

Налоговый контроль — это деятельность фискальных органов за соблюдением организациями или предпринимателями, а также налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Налоговым кодексом.

Существует несколько видов налогового контроля: предварительный, текущий, последующий. Они различаются по временному критерию. Выбор конкретного вида зависит от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля.

В России в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль.

Широкое применение именно этого вида контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними.

Вместе с тем в специальной литературе высказывается совершенно справедливое мнение о том, что «по мере развития налогового контроля…

, создания принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будут играть предварительный и текущий контроль, связанные с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков». Однако оптимальным является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны.

Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов.

Объект налогового контроля — отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. В гл. 14 НК РФ (ст. ст.

87 — 100 НК РФ) регламентируется порядок проведения только одной формы контроля — налоговых проверок, в ходе которых возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Правила, указанные в комментируемой статье, имеют общий характер: различным формам проведения налогового контроля — налоговому учету, налоговым проверкам, осмотру и т.д. — посвящены отдельные статьи гл. 14 НК РФ (ст. ст. 83 — 101 НК РФ). Тем не менее они играют и важную самостоятельную роль, так как устанавливают:

Читайте также:  Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией

1) принципы и порядок проведения налогового контроля;

2) налоговый контроль осуществляют лишь должностные лица (ст. ст. 33, 35 НК РФ) налоговых органов. Что же касается органов внутренних дел и их должностных лиц, то они осуществляют специфические формы контроля в соответствии с Законом о милиции, а в налоговых проверках принимают участие лишь по запросу налоговых органов (ст. ст. 36, 37 НК РФ);

3) должностные лица налоговых органов вправе осуществлять налоговый контроль лишь в той мере, в какой это предусмотрено кругом их полномочий (ст. 31 НК РФ), и с учетом правил гл. 14 НК РФ;

4) перечень ст. 82 НК РФ не является исчерпывающим; существуют и иные формы налогового контроля (контрольные обмеры объекта налогообложения недвижимости, количественный подсчет объектов налогообложения, построенных сооружений, транспортных средств, закупки для определения применяемых налогоплательщиком реальных цен и т.п.).

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи налоговые и таможенные органы, ОВФ, органы внутренних дел:

а) обязаны заключить специальное соглашение о порядке обмена друг с другом информацией об имеющихся у них:

— материалах о нарушении законодательства о налогах. При этом имеются в виду любые материалы: письменные, вещественные доказательства, предметы, магнитные носители, видеоматериалы и т.п.;

— данных о налоговых преступлениях (они предусмотрены ст. ст. 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ);

— сведениях о принятых мерах по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями, другими нарушениями законодательства о налогах;

— актах, протоколах и т.п. материалах, составляемых ими в ходе налоговых проверок (в том числе камеральных);

б) обязаны обмениваться любой другой необходимой информацией (ст. ст. 32, 36 НК РФ).

Исключительно большое значение имеют правила п. 4 ст. 82 Налогового кодекса о:

а) запрете — в нарушение норм Конституции РФ, НК РФ, иных федеральных законов:

— сбора информации о налогоплательщиках. Не имеют значения ни способы сбора (с помощью оперативной техники, осмотра помещений, обыска, фотографирования и т.п.), ни количество собранных материалов, ни характер информации;

— хранения указанной информации (в служебных сейфах, в памяти ЭВМ, на дискетах, в письменном виде, на видеороликах и т.п.);

— использования такой информации (в том числе и при осуществлении налогового контроля, и при привлечении лица к ответственности);

— распространения этой информации (например, в ходе выступления по радио, телевидению, в печатных СМИ, на конференции, во время предвыборного митинга и т.п.);

б) недопустимости нарушения принципа сохранности информации (о порядке соблюдения этого принципа, а также о порядке предоставления доступа к информации — ст. 102 НК РФ), составляющей:

— профессиональную тайну (то есть связанную с осуществлением той или иной деятельности в качестве постоянных занятий, профессии, работы, источника доходов, например: врачебная тайна, педагогическая, коммерческая, секреты производства и т.п.) иных лиц (т.е. не относящихся к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам), например, специалистов, экспертов и т.д.;

— адвокатскую тайну (разновидность профессиональной тайны) лиц, оказывающих плательщикам налогов юридическую помощь;

— аудиторскую тайну лиц, осуществляющих как обязательный аудит, так и аудит по заказу самих плательщиков.

Другой комментарий к Ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» является одной из главных задач налоговых органов.

Более того, в ст. 1 указанного Закона определено, что налоговые органы — это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.

Пунктом 1 ст. 82 Кодекса установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов.

Таможенные органы осуществляют налоговый контроль только в отношении налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу.

Органы внутренних дел имеют право только участвовать вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (см. комментарии к ст. 34 и 36 Кодекса).

  • В пункте 1 ст. 82 Кодекса указано на следующие формы налогового контроля:
  • проведение налоговых проверок;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы, предусмотренные Кодексом.

В качестве мероприятий, проводимых должностными лицами налоговых органов в рамках осуществления налогового контроля, в соответствующих статьях гл. 14 Кодекса указаны: участие свидетеля (ст.

90), доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91), осмотр (ст. 92), истребование документов (ст. 93), выемка документов и предметов (ст. 94), экспертиза (ст.

95), привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст. 96).

Как установлено п. 1 ст. 82 Кодекса, особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» части второй Кодекса.

В частности, ст. 346.41 определены особенности учета налогоплательщиков при выполнении СРП (см. комментарий к ст. 83 Кодекса), ст. 346.42 Кодекса — особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении СРП (см. комментарии к ст.

87 и 89 Кодекса).

2. Пункт 2 ст. 82 Кодекса в ранее действовавшей ред. содержал положения об осуществлении налогового контроля органами государственных внебюджетных фондов. В связи с тем, что органы государственных внебюджетных фондов лишены соответствующих полномочий, п. 2 в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ из комментируемой статьи исключен (см. комментарий к ст. 34.1 Кодекса).

3.

В пункте 3 ст. 82 Кодекса закреплены основы информационного взаимодействия между налоговыми органами, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов и органами внутренних дел в целях исполнения возложенных на них задач.

  1. Обмену подлежит следующая информация:
  2. об имеющихся материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;
  3. о принятых мерах по их пресечению;
  4. о проводимых налоговых проверках;
  5. другая необходимая информация.
  6. Порядок обмена информацией определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими органами.

В частности, Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 утверждены три нормативных правовых акта о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, предусматривающие обмен соответствующей информацией (см. комментарии к ст. 32 и 36 Кодекса).

Соглашение по информационному взаимодействию между МНС России и ПФР подписано 2 декабря 2003 г. за N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С (направлено письмом Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2003 г. N АК-08-25/13799) .

———————————
Справочные правовые системы.

4.

Пункт 4 ст. 82 Кодекса устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение установленного порядка, а именно:

  • в нарушение положений Конституции РФ, Кодекса, федеральных законов;
  • в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
  • В связи с этим целесообразно привести утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 Перечень сведений конфиденциального характера (следует однако отметить, что указанный Перечень утвержден в целях дальнейшего совершенствования порядка опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти):

———————————
СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

  1. 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
  2. 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
  3. 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и федеральными законами (коммерческая тайна);

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *