Депутаты обсудили возможность бесплатного банкротства

Всплеск заявлений российских граждан о признании их банкротами на фоне плохо работающих правовых механизмов заставляет парламентариев и Правительство искать новые, нетривиальные пути решения давней проблемы.

Для ускорения и упрощения процедуры Минэкономразвития предлагает банкротить физических лиц во внесудебном порядке, лидер ЛДПР Владимир Жириновский настаивает на необходимости введения социального ликбеза о вредности кредитов, а арбитражные управляющие просят правовой защиты от различных санкций, которые мешают им полноценно заниматься гражданскими делами о банкротстве.

Банкротство — дело сложное

Обсуждать закон о несостоятельности физических лиц начали десять лет назад, приняли его в октябре 2015 года, но острота вопроса до сих пор не снята, считает глава думского Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Депутаты обсудили возможность бесплатного банкротства

Гражданам-банкротам облегчат участь

Формально закон позволяет неплатёжеспособным гражданам, имеющим просрочку более чем три месяца на сумму свыше 500 тысяч рублей, избавиться от долгового бремени.

Однако не все из 702 тысяч человек, соответствующих сегодня условиям банкротства, смогли воспользоваться законным механизмом освобождения от долгов. За два года российскими арбитражными судами признано банкротами всего 59 тысяч человек.

По мнению законодателей и экспертов, причина пробуксовки закона двоякая. С одной стороны, не хватает арбитражных управляющих. С другой — суды отказываются банкротить граждан, у которых нет имущества.

По действующим нормам, чтобы воспользоваться правом на признание себя банкротом, должнику необходимо владеть имуществом, которое впоследствии изымается и распродаётся на торгах.

Долги погашаются, а остаток вырученных средств возвращается должнику.

Но если у гражданина нет имущества, арбитражный суд отказывает во введении процедуры банкротства, кредиторы продолжают начислять пени на сумму долга, а сам долг увеличивается в размерах.

Теперь ситуация должна измениться. Недавно в Госдуму был внесён законопроект, придающий процедуре банкротства граждан реабилитационный статус. Отсутствие у них имущества не может стать причиной отказа в банкротстве.

«Сейчас наблюдаем всплеск желающих обанкротиться: за первый квартал в арбитраж поступило заявлений на 30 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Структура географическая — прежде всего Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Башкирия», — сообщил Николай Николаев на прошедшем в Госдуме 11 мая «круглом столе», посвящённом проблеме банкротства физлиц.

  • 59 тысяч человек было признано банкротами после принятия в октябре 2015 года закон о банкротстве физических лиц.
  • Но даже решение вопроса с имуществом, по мнению депутата, не позволит ускорить процесс, так как существует целый ряд объективных барьеров, мешающих полноценному действию закона о банкротстве.

Банкротство во внесудебном порядке

Сейчас в Правительстве имеющиеся препоны пытаются устранить. Кабмин рассматривает целый ряд инициатив, связанных с упрощённой процедурой банкротства физлиц.

Наиболее радикальный способ решения проблемы предлагает Минэкономразвития: разделить процедуру на две составляющие — для граждан с активами и без активов.

В последнем случае судебные органы к процессу привлекаться не должны, уточняет представитель министерства Екатерина Салугина-Сороковая

Она рассказала о международном опыте. В Новой Зеландии процедура банкротства граждан без активов идёт во внесудебном порядке. Процедура применяется лишь в бесспорных ситуациях, при этом используется только электронный документооборот. Должник подаёт заявление на специальном сайте, дальше принимается решение официальным уполномоченным.

Освобождение от долгов происходит через один год, чтобы была возможность выявить возможные злоупотребления. Скажем, если человек перед тем, как объявить себя банкротом, перевёл все свои активы на родственников, то при выявлении такой противозаконной схемы все сделки с имуществом оспариваются и потом переводятся в конкурсную массу.

Впоследствии имущество распродается на аукционах, за счёт чего погашаются долги перед кредиторами.

«Такую процедуру можно было бы перенести на нашу почву. Это хотя бы частично решило бы те проблемы, которые сегодня есть в этой сфере», — предложила чиновница.

Депутаты обсудили возможность бесплатного банкротства

Добро пожаловать в должники

Финансовый омбудсмен Павел Медведев уверен, что упрощённую процедуру банкротства можно расширить и на тех, кто имеет задолженность менее 500 тысяч рублей.

Главным действующим лицом при этом будет не арбитражный управляющий, а финансовый уполномоченный.

Если кредиторы не сомневаются в чистоплотности заёмщика, то срок погашения кредита можно растянуть на два-три года без дополнительных процентных накруток.

«Около 10 миллионов граждан в настоящее время имеют просроченные задолженности перед банками и МФО, находясь в постоянной стрессовой ситуации, так как закон о коллекторах не работает. По-прежнему им звонят бандиты. Как и раньше разрисовывают подъезды, угрожают, а полицию заставить встать со стула, чтобы защитить людей, практически невозможно», — посетовал финомбудсмен.

Арбитражные управляющие предлагают помощь

Внесудебное решение вопроса с банкротством поддерживает и Верховный суд. Его представитель Ирина Букина подтвердила, что высокая стоимость процедуры банкротства — сейчас это около 100 тысяч рублей — для обездоленных граждан служит ещё одним камнем преткновения.

«Досудебную процедуру банкротства необходимо проводить при посредстве финансового уполномоченного. Не нужно штамповать дела, когда можно все решить таким путём», — сказала она, напомнив и о другой проблеме — нехватке арбитражных управляющих, из-за чего суды также часто прекращают производство по делу о банкротстве физлиц.

Председатель совета Российского союза СРО арбитражных управляющих Дмитрий Скрипичников не согласился с такой постановкой вопроса. Упрёки в адрес арбитражных управляющих, которых обвиняют в нежелании сопровождать гражданские дела о банкротстве, он считает некорректными.

«Есть масса системных проблем, которые мешают управляющим принимать на себя риски при банкротстве «физиков» особенно без активов. Имеется в виду административная ответственность и имущественная ответственность.

Это не их нежелание, это нормы закона, которые говорят, что ты там ничего не получишь, но можешь получить массу убытков и ещё риск лишиться профессии», — пояснил свою позицию эксперт.

Досудебную процедуру банкротства необходимо проводить при посредстве финансового уполномоченного. Не нужно штамповать дела, когда можно все решить таким путём.

Скрипичников убеждён, что ситуацию выправит структурная перестройка сообщества арбитражных управляющих через создание единого национального объединения.

При этом представитель арбитражного сообщества с инициативой Минэкономразвития также согласен. Более того, союз готов помочь решить вопрос с финансовыми уполномоченными, предоставив для этого свою инфраструктуру.

Причём это не потребует каких-то дополнительных трат из федерального бюджета.

«При нашем участии система внесудебного банкротства может быть создана достаточно быстро. Плата за электронное сопровождение процесса составит всего 800 рублей. Для граждан это не будет накладно, как сейчас», — подчеркнул Скрипичников.

Социальный ликбез о вредности кредитов

Другой участник «круглого стола», лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что решение проблемы банкротства физлиц должно подразумевать не борьбу с последствиями, а с причиной. Для предотвращения банкротства граждан, по его мнению, следует усилить контроль за финансовыми организациями, которые навязывают населению «быстрые кредиты».

Депутаты обсудили возможность бесплатного банкротства

Банкротами будут объявлять быстрее

Глава либерал-демократов предложил создать единую базу данных для систематизации работы с должниками, «введя максимальные ограничения на получение денег». «Все объявления «Выдам деньги за полчаса» должны арестовываться. Это мошенники. Какие деньги за полчаса? Откуда? Изучайте человека. Посмотрите документы, справки, ну хотя бы два-три дня», — пояснил позицию депутат.

Он напомнил, что аудитория, берущая «быстрые кредиты», значительно помолодела и есть вероятность, что скоро подростки будут приходить брать кредиты без всякого имущественного залога. Безрассудное заимствование, по мнению лидера ЛДПР, ведёт к банкротству.

Для удовлетворения спроса на мелкие кредиты он предложил вернуться к советской практике, когда работники предприятий могли получить беспроцентный кредит из профсоюзной кассы, не отходя от станка.

«Раньше весь коллектив скидывался, и раз в год кому-то большую сумму давали. Все знали, что сегодня дают этому, а на следующий год получит другой. В день зарплаты все сдавали деньги в кассу, никто ни за кем не бегал», — сказал глава думской фракции.

По словам Жириновского, эта мера позволит вытеснить микрофинансовые организации с рынка мелкого кредитования и снизить риск банкротства физических лиц.

Также глава ЛДПР предложил повышать правовую грамотность россиян в финансовых вопросах, начиная со школьной скамьи. Особый акцент, по его мнению, необходимо делать на объяснении вредности кредитов. Для этого нужно запустить социальную рекламу на тему «Не берите деньги в долг», в которой доходчиво должна быть объяснена опасность контактов граждан с банками и микрофинансовыми организациями.

Необходимо объяснять гражданину, какая доля денег, имеющихся у него в распоряжении, может быть потрачена на обслуживание долга.

На повышении финансовой грамотности настаивает и Павел Медведев. «Необходимо объяснять гражданину, какая доля денег, имеющихся у него в распоряжении, может быть потрачена на обслуживание долга. Здесь всё просто. Нужно из доходов вычесть обязательные расходы и только после этого изучать вопрос, какую долю от оставшихся можно потратить на обслуживание долга», — пояснил эксперт.

Если бы эта информация доносилась до населения вовремя, уверен Медведев, то как минимум треть сегодняшних банкротов могла бы избежать печальной участи.

Бесплатное банкротство во внесудебном порядке: кому спишет кредиты Правительство Мишустина? — БФ

Депутаты обсудили возможность бесплатного банкротства

На фоне последних перипетий и ухудшения экономической ситуации в стране срочно дорабатывают законопроект о бесплатном признании банкротства физических лиц. Поправки внесло Минэкономразвития по поручению премьер-министра М. Мишустина, в таком виде законопроект будет рассматриваться Госдумой во втором чтении.

Читайте также:  Взыскание задолженности по договору

Речь идет о так называемом упрощенном или внесудебном банкротстве. Заместитель министра И. Торосов в своем выступлении отметил, что новая редакция разрабатывалась, исходя из сложившихся обстоятельств. Власти заинтересованы в том, чтобы малоимущие граждане могли своевременно списать долги без сложностей и затрат.

Также чиновник заметил, что банкротство давно признано цивилизованным методом освобождения от долгового бремени. Соответственно, процедура должна быть доступной для социально уязвимых категорий населения.

Судебное и внесудебное банкротство: революция законодательных стандартов

Согласно законопроекту, опубликованному на сайте Правительства, предусмотрены два вида процедуры банкротства: судебное и внесудебное. Судебное банкротство могут инициировать и сам должник, и его кредиторы. Упрощенное (внесудебное) банкротство гражданина может инициировать только сам потенциальный банкрот.

Для банкротства по упрощенной внесудебной схеме нужно представить документальные доказательства о соответствии ряду критериев.

  1. Размер задолженности 50 000-700 000 рублей. При этом за последние полгода у человека не должен вырасти объем долга более чем на 25%.
  2. На протяжении последних 12 месяцев до обращения должник не совершал дорогих сделок, связанных с отчуждением имущества. Безвозмездные сделки (дарение, к примеру) не превышали 200 000 рублей. Возмездные — 2 000 000 рублей.
  3. Общая стоимость имущества, которым владеет малообеспеченный заявитель, не больше полумиллиона рублей. Учету не подлежит имущество, защищенное законодательством от взыскания. Например, единственное жилье.
  4. Должник не менял фамилии в течение последнего полугода.
  5. У человека нет неснятой судимости.

По проекту Минэкономразвития, пройти банкротство можно, обратившись в МФО. Если управляющий отсутствует в деле, то должник должен самостоятельно продать свое имущество.

Также можно привлечь к делу Арбитражного управляющего, на него возлагаются определенные полномочия:

  • подача отчетов;
  • опись, оценка и торги;
  • проведение расчетов с кредиторами;
  • формирование реестра требований.

Упрощенная судебная схема. Кредиторы или сам должник вправе обратиться в суд за банкротством физлица, если долги составляют 500 000-700 000 рублей, а просрочки числятся больше 90 дней. При этом суд может принять решение о введении процедуры банкротства (реализация имущества) автономно, для этого не нужно больше:

  • вызывать кредиторов и банкрота,
  • инициировать полноценное судебное заседание.

Решение принимается судом единолично в сроки до 5 рабочих дней с момента, когда было принято заявление.

Еще раз! Бесплатно пройти банкротство можно только при сумме долга до 700 000 рублей.

Упрощенное банкротство предполагает 2 основных условия:

  • у потенциального банкрота нет имущества;
  • в отношении должника не вводились другие процедуры.

С начала проведения внесудебного банкротства наступают последствия:

  • должник больше не может оформлять новые кредиты, займы, быть поручителем по чужим обязательствам;
  • по всем долгам прекращают капать проценты и просрочки. Сумма замораживается.

Далее, через 12 месяцев процедура подходит к концу. Человека освобождают от претензий кредиторов, долги подлежат списанию.

Важно! Если в процессе рассмотрения дела у человека внезапно появилось имущество (должник вступил в права наследования, ему подарили квартиру, обнаружились скрытые активы и так далее), процедура теряет свой статус. Далее продолжить банкротиться можно только в общем порядке.

Кто оплатит пир?

Новый проект четко регулирует порядок и процессы оплаты «бесплатного» банкротства. Разумеется, оно является бесплатным только для граждан, но работа задействованных специалистов будет оплачиваться.

Для этого создается специальный Фонд поддержки внесудебного банкротства граждан. Согласно поправкам, обязанность по созданию, наполнению и ведению финансового фонда ложится на плечи каждой саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Все СРО АУ внесены в госреестр и обязаны открыто вести деятельность. А значит, данные о наполнении фонда будут публиковаться на официальных ресурсах некоммерческих партнерств. Минимальный размер фонда в СРО должен составлять от 500 000 рублей.

Предусмотрены следующие размеры вознаграждений для управляющих по внесудебному банкротству:

  • 3 000 рублей: рассмотрение заявления о признании несостоятельности во внесудебном порядке;
  • 2 000 рублей: выполнение обычной работы в виде подачи извещений, публикаций, проверки финансового положения должника и так далее.

Заметим, что положение проекта о возможности банкротства без привлечения управляющих уже вызвало волну протеста со стороны Ассоциации банков России.

Согласно замечаниям, это приведет к мошенническим действиям должников, увеличению расходов для кредиторов. Также предложено вносить сведения о процедурах в БКИ, чтобы исключить возможные нарушения со стороны должников (нельзя брать новые кредитные обязательства в период прохождения внесудебного банкротства).

Кроме того, банки шокированы и другими нюансами, в частности:

  • минимальным порогом для обращения за банкротством: 50 000 рублей. По мнению банкиров, его нужно увеличить до 250 000 рублей;
  • сроками вступления проекта в силу. Предполагается, что ФЗ заработает уже через месяц. Банкиры заявляют, что им нужно как минимум полгода для перестройки внутренних процессов и ПО, чтобы соответствовать букве закона;
  • откровенной лояльностью к должникам. В даже проекте не определены последствия упрощенного списания долгов, в отличие от действующей редакции 127-ФЗ. Банки выражают опасения, что новые правила спровоцируют иные подходы к оценке рисков, ужесточение правил выдачи кредитных продуктов и ухудшение отношений между кредитными организациями и клиентами.

Мы следим за развитием событий и оперативно публикуем информацию об изменениях! Читайте новости на нашем сайте и задавайте вопросы онлайн или по телефону.

Упрощённое, бесплатное, внесудебное банкротство – не так всё просто!

Наконец приняли долгожданный всеми должниками закон об упрощённом, внесудебном, бесплатном банкротстве граждан. Закон этот ждали давно и ждали многие.

По телевизору и в интернете он преподносился как альтернатива обычного, платного, дорогостоящего банкротства для малообеспеченных слоев населения. А у нас, как говорит статистика, таковыми является подновляющее большинство граждан.

Поэтому небогатые должники из числа пенсионеров, инвалидов, бюджетников, жителей небольших провинциальных городов и сел уже на протяжении нескольких месяцев следили за новостями о новом законе. И вот он принят!

С 1 сентября 2020 года можно обанкротится, обратившись в МФЦ и для этого не понадобится обращаться в суд, не надо нанимать финансового управляющего и юриста.

Всё просто и легко! – говорят нам депутаты в пояснительных записках к данному закону.

Но давайте посмотрим – действительно ли всё так радужно и процедура упрощенного, внесудебного банкротства станет востребованной у должников? И давайте изучим — кто не сможет воспользоваться упрощенным банкротством?

Упрощенное банкротство для пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных семей

Кому у нас в стране часто не хватает денег на жизнь? Это пенсионеры и инвалиды, получающие пенсию, которой часто не хватает на приобретение продуктов питания, лекарств и оплату коммунальных платежей.

Часто, совершив такие необходимые расходы, у таких людей уже не остаётся денег до следующей пенсии и им приходится влезать в долги: брать кредиты и микрозаймы под большие проценты.

А если такому человеку необходима какая-то более дорогостоящая необходимая покупка: мебель, бытовая техника, ремонт в квартире – без кредита тут и вовсе не обойтись.

В итоге очень много пенсионеров и инвалидов, вынуждено набрав кредиты, не справляются с долговым бременем и становятся должниками, у который долги каждый месяц растут, а закрыть из уже не чем. Какой тут выход? Как вариант – это банкротство.

Но оно стоит дорого — надо заплатить за такой судебный процесс сумму в 10 пенсий! То есть, банкротство для подавляющего большинства пенсионеров и инвалидов до 2020 года было недоступным.

И вот поэтому эти граждане с нетерпением ждали принятия нового закона об упрощенном бесплатном банкротстве.

Также у нас в стране много людей, которые еще не достигли пенсионного возраста, не болеют, работают, но мало получают за свой труд. Если посмотреть среднюю зарплату рабочих профессий в провинции, на селе, то можно увидеть, что она не так сильно отличается он размера пенсии. У таких людей тоже есть долги, есть непогашенные кредиты.

Особенно всё это накопилось как снежный ком при пандемии и самоизоляции, которая принесла с собой для многих потерю работы и уменьшение дохода семей, а это, в свою очередь, сказалось на возможности платить по кредитам и сделало многих, еще вчера платежеспособных людей – кредитными должниками.

И кредитные каникулы, придуманные государством – мало кому помогли в этой чрезвычайной ситуации, так как получить их мало кто смог.

Но вернёмся к бесплатному упрощенному банкротству. Печально, но пенсионеры, инвалиды и официально работающие должники — не смогут воспользоваться бесплатным внесудебным банкротством, поскольку судебные пристава у них удерживают часть пенсии или зарплаты.

Соответственно, исполнительное производство в отношении этих должников не может быть прекращено по основаниям, указанным в части 1 пункте 4 статьи 46 закона «Об исполнительном производстве».

А в законе об упрощенном банкротстве — факт прекращения исполнительного производства приставом ввиду отсутствия у должника дохода и имущества – это основное условие для начала процедуры упрощенного банкротства.

И МФЦ, куда граждане будут подавать заявления о признании их банкротами перед началом этой процедуры будут проверять – есть ли в отношении обратившегося гражданина в базе данных ФССП информации о том, что пристав возбуждал по нему исполнительное производство, искал доход или имущество – но ничего не нашёл, применил 46 статью и взыскание прекратил. А как пристав может прекратить исполнительное производство в отношении пенсионера, инвалида, работающего гражданина с маленьким доходом? Никак! Такие граждане вполне пригодны для взыскания долгов, так как имеют постоянный доход, с которого можно удерживать 50%.

Читайте также:  Ужесточение ответственности за бухгалтерские нарушения

Чтобы внесудебное банкротство стало реально применимым для пенсионеров, инвалидов необходимы отдельные законодательные поправки, к примеру, о запрете взыскания долгов с пенсии по старости и инвалидности в случае если после удержания должнику остается денег на жизнь меньше прожиточного минимума. Такой закон, все, кстати, ждали и думали, что с 1 сентября 2020 года приставам запретят взыскивать долги с пенсий. Но, закон получился совсем не о том, а с пенсий по-прежнему приставы могут удерживать 50%.

Вначале суд, потом упрощенное банкротство

Как мы уже обсудили, для того, чтобы гражданин смог воспользоваться процедурой упрощенного банкротства, в отношении него судебный пристав должен вначале возбудить исполнительное производство, а затем его прекратить, установив, что у должника ничего нет.

Но для того, чтобы было исполнительное производство – как одно из главных условий упрощенного банкротства – кредитор, например, банк или коллектор, должны обратиться в службу судебных приставов.

А значит у них должен быть исполнительный лист или судебный приказ в отношении должника.

То есть, в отношении такого должника обязательно должен пройти судебный процесс по взысканию долга. Если долгов несколько – то хотя бы суд должен состояться по одному из них.

Но подождите… Если сегодня банки не особо спешат взыскивать с должников долги, и вначале месяцами названивают, угрожают.

Затем продают долги коллекторам, которые тоже не бегут в суды, а названивают, приходят домой и угрожают — то что будет завтра, когда банк, коллектор или мфо будут понимать, что, отсудившись с должником – они ускорят процедуру его банкротства?

Естественно кредиторы как не спешили обращаться в суды за взысканием долгов, так и будут делать это и дальше, только еще более продуманно.

Прекращение исполнительного производства для начала упрощенного банкротства

Прекращение исполнительного производства у судебного пристава – это одно из основных условий для начала упрощенного банкротства. Только что мы говорили о том, что кредиторы могут не спешить судиться с должниками и требовать бесконечно долго возврата долга во внесудебном порядке, кстати даже имея на руках исполнительный лист.

Но, допустим, банк или коллектор всё же подали в суд, получили исполнительный лист или судебный приказ и отнеси его приставу. Пристав возбудил исполнительное производство.

Как оперативно у нас приставы занимаются исполнительными производствами? Они что, за месяц устанавливают платежеспособность и наличие имущества должника? Нет — приставы делают это месяцами, а иногда и годами.

И всё это время должник не будет иметь возможность пройти процедуру банкротства.

Кроме того, приставы часто прекращают исполнительные производства по пункту 3, а не пункту 4 статьи 46 закона «Об исполнительном производстве».

А 3 пункт говорит о том, что дело закрыто потому, что, пристав не нашёл самого должника, а не потому что не нашёл у должника денег и имущества.

То есть это происходит или тогда, когда должник скрывается, или чаще тогда, когда пристав плохо его ищет и закрывает последствия своей плохой работы этим 3 пунктом 46 статьи.

Если Вам интересно в чем отличие последствий пункта 3 от пункта 4 стати 46 закона об исполнительном производстве

У должника не должно быть имущества

Для того, чтобы пристав прекратил исполнительное производство, а, стало быть, разрешил должнику подать на упрощенное банкротство, пристав должен сделать вывод, что у должника нет имущества, пригодного для взыскания. Понятно, что единственное жильё и необходимые для жизни предметы быта не подпадают под взыскание. Но мы с Вами имеем дело с банкротством по небольшим долгам в общем размере до 500 тысяч рублей.

А это значит, что, если, например, пристав прекратит исполнительное производство посчитав, что у должника нет имущества, но вынесет такое постановление, не попав в квартиру к должнику и не описав всё, что там есть — то в этом случае кредитор, тот же банк или коллектор, вполне оспорят такие постановление судебного пристава и потом заставят его выйти в адрес должника, где вполне может оказаться уже и имущество в виде телевизора, мебели и других вещей. А раз есть имущество – значит его приставу надо описывать, оценивать, выставлять на торги – что может длиться очень и очень долго. И всё это время об упрощенном банкротстве можно забыть.

Подведем итоги:

Как мы видим, депутаты в очередной раз выпустили закон с красивым, заботливым названием, но слабо реализуемым содержанием.

Да, вроде бы они позаботились о бедных, о тех, кто не может оплатить дорогостоящую процедуру банкротства.

Но, при этом, лишили возможности упрощенно, бесплатно обанкротиться неработающих и работающих пенсионеров, инвалидов всех групп, малообеспеченных работающих граждан.

Кроме того, очень многих должников отсекает от процедуры требование к обязательному наличию судебного спора с кредитором и прекращённого исполнительного производства, а также условие отсутствия любого дохода, даже если он менее или немного более прожиточного минимума.

И кстати ещё один очень интересный момент. Допустим пристав прекратил исполнительное производство в отношении должника по причине отсутствия у него дохода и имущества, но при этом не выходил по месту жительства такого должника и не описывал, не изымал имущество в квартире. Исполнительный лист вернулся банку.

Должник, подавая в такой ситуации документы на банкротство в МФЦ не побудит ли банк обжаловать постановление пристава? И не получится ли, что вслед за этим, приставу придётся описывать мебель, бытовую технику по месту жительства должника? А если бы не такие телодвижения должника – так бы и осталось прекращенное приставами исполнительное производства на годы и нетронутое имущество по месту жительства.

В общем посмотрим: время покажет — кому будет полезно и доступно упрощенное бесплатное внесудебное банкротство физических лиц.

Бесплатное банкротство граждан: когда, для кого и на каких условиях?

21 апр 2020

13 февраля 2020г. депутаты Гос. Думы в первом чтении приняли законопроект, позволяющий гражданам, находящимся в затруднительном финансовом положении, инициировать свое банкротство без суда. Согласно ему, Закон о банкротстве будет дополнен параграфом 5, регламентирующим механизм внесудебного банкротства граждан, который вступит в силу в 1 марта 2021 года. Подобные изменения в действующий банкротный закон назрели в связи с увеличившимся с 2018 г. числом судебных решений о признании граждан несостоятельными и уменьшением количества реабилитационных процедур. Подробнее в нововведении, его плюсах и минусах мы расскажем в нашем материале. 

В каких случаях гражданин может рассчитывать на внесудебное банкротство? 

В проекте изменений в Закон о банкротстве предлагается закрепить право граждан обращаться с заявлением о самобанкротстве во внесудебном порядке. Условия —  признаки неплатежеспособности и долг в диапазоне от 50 до 500 тыс. рублей.

Но наличия одного критерия для реализации права на внесудебное банкротство недостаточно. В этой связи законодатель предусмотрел ряд требований, предъявляемых к лицу, изъявившему желание подать на самобанкротство. Необходимо соответствовать одновременно всем требованиям, а именно: 

— гражданин должен быть безработным или иметь источник дохода менее величины прожиточного минимума на каждого члена семьи; 

— у такого гражданина не должно быть в собственности имущества (движимого/недвижимого); 

— на счетах гражданина должно быть в совокупности не более 50 тыс. рублей (в течение 3-х мес., предшествующих подаче заявления); 

  • — отсутствие неснятой или непогашенной судимости в сфере экономических преступлений; 
  • — гражданин не признавался банкротом в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления. 
  • В случае соответствия вышеизложенным требованиям заявление должно быть подано в СРО арбитражных управляющих, являющейся членом национального объединения СРО.

Согласно законопроекту, право на обращение с заявлением о банкротстве распространяется и на граждан, имеющих статус ИП.

Но если обращению в суд у данной категории лиц предшествует предварительное опубликование сведений о своем намерении обратиться с заявлением (п. 2.1 ст. 213.

4 Закона о банкротстве), то для реализации права на подачу заявления во внесудебном порядке, такой обязанности законодатель не предусматривает.

Обращаем внимание, что право на обращение граждан в суд с заявлением о собственном банкротстве (в случае предвидения банкротства), регламентирует также п. 2 ст. 213.4 Закона о банкротстве. При этом размер неисполненных обязательств значения не имеет (п.

11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»). Это означает, что при наличии задолженности менее 500 тыс.

Читайте также:  Претензия о досудебном возмещении ущерба

гражданин может подать заявление в суд.

Учитывая, что среди граждан, обращающихся в суд с заявлением о банкротстве, имеются те, которые соответствуют всем вышеперечисленным требованиям. В частности, если размер долга составляет менее 500 тыс.

рублей, неясно, каким образом такие граждане, в случае утверждения законопроекта в представленной редакции, будут реализовывать свое право – в судебном или внесудебном порядке? Полагаем, что данная коллизия норм подлежит урегулированию.

Порядок и срок банкротства граждан без суда. 

Кардинальное изменение, предлагаемое в законопроекте – это бесплатность, а значит, доступность банкротства для граждан, чей долг варьируется от 50 до 500 тысяч рублей.

Это значит, что обращаясь с заявлением в СРО, не нужно будет прикладывать квитанции, подтверждающие внесение денег на депозит на выплату вознаграждения управляющему и на финансирование процедуры банкротства.

Возмещение расходов и выплата вознаграждения арбитражному управляющему будет осуществляться СРО за счет средств созданного фонда поддержки внесудебного банкротства граждан.

Правда вознаграждение управляющему составит не 25 000 рублей, как в процедуре реструктуризации долгов (реализации имущества), а всего лишь 3 000 рублей! Да и возмещение понесенных расходов в процедуре банкротства будет осуществляться не в полном объеме, а в пределах размеров, установленных национальным объединением СРО. 

Гражданин в подаваемом заявлении вправе указать либо наименование СРО, являющейся членом нац. объединения СРО, либо конкретную кандидатуру арб. управляющего. В этом случае СРО проверит управляющего на соответствие установленным требованиям и, в случае соответствия, утвердит его на сопровождение процедуры внесудебного банкротства. 

Арбитражный управляющий должен принять решение об удостоверении соблюдения требований, предъявляемых к гражданину, или об отказе в удостоверении, о чем уведомляет гражданина. В случае отказа гражданин может повторно обратиться с заявлением не ранее, чем через полгода.

В течение одного рабочего дня  со дня принятия соответствующего решения арбитражный управляющий должен опубликовать на ЕФРСБ сообщение о возбуждении внесудебного банкротства. С этого момента начинает исчисляться срок банкротства, который составит 1 год. 

Включение управляющим сведений о возбуждении внесудебного банкротства в ЕФРСБ приравнивается к вынесению арбитражным судом определения о введении реструктуризации долгов в части наступающих последствий для гражданина. В частности, прекращается начисление неустоек и иных финансовых санкций, приостанавливается исполнение исполнительных документов и т.д.  

  1. Как было сказано выше, внесудебное банкротство длится год. Но законопроект закрепляет, что оно может быть прекращено досрочно в случаях: 
  2. — поступления в собственность гражданина имущества или иного изменения его имущественного положения (например, в случае оспаривания сделки или принятия наследства); 
  3. — реализации кредитором права на обращение с заявлением о банкротстве такого гражданина через суд и признания судом заявления кредитора обоснованным

При наличии оснований для досрочного прекращения внесудебного банкротства гражданин или кредитор обязаны уведомить арбитражного управляющего. Последний должен включить соответствующие сведения в ЕФРСБ. 

Завершение внесудебного банкротства.

Если в ходе процедуры банкротства не возникли основания для досрочного его прекращения, спустя год внесудебное банкротство завершается. Вместе с тем гражданин признается банкротом в силу закона с освобождением его от долгов.

При этом не подлежат списанию долги по текущим платежам, требования неразрывно связанные с личностью кредитора (о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о выплате зарплаты и выходного пособия, о взыскании алиментов, о возмещении морального вреда) и т.д. (п. 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве), а также  требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту завершения банкротства. 

В то же время законопроект не предусматривает неосвобождения гражданина от обязательств в соответствии с п. 4  ст. 213.28 Закона о банкротстве (среди них предоставление фин. управляющему заведомо недостоверных сведений, сообщение кредитору заведомо ложных сведений при получении кредита и т.д.). 

Как сказано в пояснительной записке к проекту федерального закона, принятие законопроекта будет способствовать снижению нагрузки на суды, повышению доступности и эффективности банкротства для граждан.

Вместе с тем, учитывая широкий круг обязательств, освобождению от которых по результатам внесудебного банкротства подлежит гражданин, может вырасти число злоупотреблений со стороны должников при получении кредитов, вполне вероятно увеличится нагрузка на арбитражных управляющих.

В любом случае речь идет только о принятии проекта закона в первом чтении. Возможно он будет дополнительно проработан и местами изменен.  

Жизнь банкротов не упрощается

Участники финансового рынка раскритиковали законопроект Минэкономики по упрощению процедуры внесудебного банкротства граждан. По их мнению, увеличение суммы обязательств, допускающих использование схемы, до 1 млн руб. поместит в зону риска ипотечные кредиты в регионах. А рост числа потенциальных внесудебных банкротств приведет к ужесточению условий выдачи кредитов.

Как стало известно “Ъ”, Национальный совет финансового рынка (НСФР) написал письмо в Минэкономики с отзывом на разработанный ведомством законопроект, упрощающий процедуру внесудебного банкротства граждан. Согласно проекту, вдвое, до 1 млн руб., увеличивается максимальная сумма долга, с которой можно подать заявление на банкротство в многофункциональный центр (МФЦ) о внесудебном банкротстве.

Процедура упрощенного банкротства физлиц появилась 1 сентября 2020 года. За десять месяцев возбуждено 4032 процедуры, завершено 1679.

Именно против увеличения порога для внесудебного банкротства выступает НСФР. При увеличении суммы до 1 млн руб.

в «зону риска» инициирования внесудебного банкротства попадают кредиты, обеспеченные ипотекой (особенно учитывая стоимость жилых помещений в регионах), что может создать сложности для добросовестных кредиторов в реализации прав залогодержателей в виде приостановления взыскания по исполнительным документам, отмечается в заключении на проект. Это повлечет ужесточение требований к заемщикам при выдаче кредита:

«По большому количеству долгов мы лишимся возможности взыскания долга, так как не будет производиться анализа обоснованности признания должника банкротом».

Впрочем, из поправок следует, что 500 тыс. из них — налоговая задолженность, а долг перед остальными кредиторами ограничен 500 тыс. руб.

Кроме повышения суммы, по мнению главы НСФР Андрея Емелина, проблемой выглядит отсутствие коммуникации между МФЦ и бюро кредитных историй (БКИ).

МФЦ запрашивает только сведения об исполнительных производствах в отношении подавшего заявление на банкротство. При этом сведения о кредиторах МФЦ получает от самого должника и не проверяет.

В результате может быть нарушено условие о максимальном размере долга для внесудебного банкротства, поясняет господин Емелин.

Еще одна проблема в том, что МФЦ не обязан направлять информацию о внесудебном банкротстве гражданина в БКИ.

«В процедуре «стандартного» банкротства такие сведения согласно закону «О кредитных историях» направляет финансовый управляющий, который является источником формирования кредитной истории.

В рамках же процедуры внесудебного банкротства такие сведения в БКИ не поступают»,— говорится в письме НСФР. В результате, по мнению экспертов совета, потенциальный кредитор может просто не знать о процедуре внесудебного банкротства у гражданина, который обращается к нему за кредитом.

Для решения этих проблем НСФР предлагает обязать МФЦ запрашивать в БКИ сведения о размере обязательств гражданина, обратившегося с заявлением о внесудебном банкротстве.

А также в обязательном порядке добавить МФЦ, наряду с финансовым управляющим, в перечень источников формирования кредитной истории.

Председатель «Банкротного клуба» Олег Зайцев не согласен с критикой повышения суммы долга до 1 млн руб.: «Это людоедство.

Сейчас для внесудебной процедуры установлены слишком зауженные критерии и мало кто из россиян может ею воспользоваться».

Директор департамента корпоративного права РКТ Елена Кравцова называет сомнительным указание на возможность утраты залогов: «Наличие у должника имущества, пусть и заложенного банку, не позволяет инициировать внесудебное банкротство».

Глава правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский полагает, что из-за неясных формулировок в законе риски для залоговых кредиторов теоретически все же есть, поэтому имеет смысл четко прописать, что если на ипотечную квартиру взыскание не обращено, то и долг по такому кредиту с ипотекой не может списываться через «внесудебку».

По словам замглавы Минэкономики Ильи Торосова, обязанность гражданина представить исчерпывающий список кредиторов и размер обязательств перед ними закреплена законом.

«Кроме того, проект расширяет права кредиторов»,— добавляет чиновник.

Их предложено наделить правом обратиться в суд при несогласии с указанными в заявлении сведениями о кредиторе, размере требований или иных спорных моментах с иском о неприменении правила об освобождении от долгов.

Максим Буйлов, Анна Занина

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *