Община коренных малочисленных народов РФ

Главная / О районе / Коренные народы / Общины КМНС

Община коренных малочисленных народов РФ Изображение: Общины КМНС Община коренных малочисленных народов РФ Изображение: Общины КМНС

Общеизвестно, что для коренных малочисленных народов, проживающих в бассейне реки Амур, рыболовство является основным традиционным видом деятельности, который, с одной стороны, обеспечивает население главным продуктом питания, а с другой стороны, за счет продажи рыбы и ее переработки в изделия декоративно-прикладного искусства создает аборигенам финансовую базу для решения всех остальных вопросов своего существования. Поэтому для поддержания традиционного образа жизни коренного населения города и района ежегодно выделяются лимиты на вылов рыбы для личного потребления.

С целью сохранения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, осуществления занятости народов Севера в традиционных видах создаются национальные предприятия (общины), основным видом деятельности которых является рыболовство. В настоящее время в городе и районе их зарегистрировано 43:

Община коренных малочисленных народов Севера «Власьево» 682460, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Власьево
Община коренных малочисленных народов Севера «Подя» 682469, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Луговая, д. 26 кв. 2
Община коренных малочисленных народов Севера «Тнейвах» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Воровского, д. 13 кв. 27
Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Айс миф» 682469, Хабаровский край Николаевск-на-Амуре, ул. Воровского д. 13 кв. 27
Родовая община коренных малочисленных народов севера «Асиала» 682453, Хабаровский край, Николаевский р-н, пгт. Маго, ул. 60 лет Октября, д. 4 кв. 2
Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Гива» 682469, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Луговая, д. 26 кв. 2
Родовая община коренных малочисленных народов севера «Котр» 682440, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Иннокентьевка, ул.   Геологиеская, д.13 кв. 1
Родовая община коренных малочисленных народов Севера «ПИЛА МИФ» 682444, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Алеевка
Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Пила Чах» 682450, Хабаровский край, Николаевский р-н, рп Маго, ул. Октябрьская, д. 8
Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Синильга» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Воровского д.13 -кв. 27
Семейная община коренных малочисленных народов Дальнего Востока «Солнце-ВостоК» 682449, Хабаровский край, Николаевский р-н, рп Многовершинный, ул. Петруся, д. 12 кв. 2
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Дальнего Востока «Приамурье» 682469, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Невельского, д. 10, офис 201
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «АКША» 682440, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Иннокентьевка, ул. Лесная д. 1 А
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА «АМУР» 682460,КРАЙ ХАБАРОВСКИЙ,,ГОРОД НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ,,УЛИЦА ШКОЛЬНАЯ,ДОМ 290,,
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Амурчанка» 682449, Хабаровский край, Николаевский р-н, п. Черкашина, д. 11 пом. 10
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Городское» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, д. 44 Б
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «ИСКА» 682431, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Чныррах, ул. Центральная, д. 22
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «КОЛЬ» 682440, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Иннокентьевка, ул. Набережная, д. 1А
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «КУЕГДА» 682440, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Иннокентьевка, ул. Набережная, д. 15
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Кульчи» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, д. 79, оф. 1 (18-21)
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Лазарево» 682446, Хабаровский край, Николаевский р-н, рп Лазарев, ул. Пограничная, д. 8 кв. 8
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Лафинг-ола» 682450, Николаевский р-н, п. Маго, ул. Первомайская, д. 22 кв. 2
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «ЛИЧА» 682460, Хабаровский край, г.Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, д. 113, кв. 49
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА «МАКАРОВСКАЯ» 682460, Хабаровский край, г.Николаевск-на-Амуре, ул. Гоголя, д. 58
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «НИВХГУ-МИФ» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Володарского, д. 15, оф. 29
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Озерпах» 682446, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Озерпах
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Пандь миф» 682560, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Горького, д. 52, оф. 40
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «ПАТХА» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, д. 122 оф. 1(4-7)
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Пила Эри» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Луначарского, д. 29
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Самоцветы» 682431, Хабаровский край, Николаевский р-н, пос. Чныррах, ул. Центральная, д. 22
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА «СВОБОДА» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, д. 98
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Сикачи-Алян» 682440, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Иннокентьевка, ул. Почтовая, д. 6 оф. 2
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА «СИУН» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Луначарского, д. 126 оф. 57
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Сэйгун» 682446, Хабаровский край, Николаевский р-н, п. Лазарев, ул. Октябрьская, д. 10 пом. 4
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА «ТОЛЫС» 682431, Хабаровский край, Николаевский р-н, с. Красное, ул. Северная, д. 3, кв. 12
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Тэлунгу» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красноармейская, д. 232
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «ФЛОТСКАЯ» 682440, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, д. 122
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Хотон Меу» 682469, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Луговая, д. 26 оф. 2
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера ''Чныррах'' 682450, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, д. 44 Б
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Маго» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Максима Горького, д. 5, оф. 2
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Пюлюмбал» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Максима Горького, д. 167
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА»ТЫМИ» 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Лиманская, д. 54
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА «МУ» 682469, Г. НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ, УЛ. СТРОИТЕЛЬНАЯ, Д. 117
  • Из вышеперечисленных общин имеют рыбопромысловые участки:
  • — Община коренных малочисленных народов Севера «Власьево»;
  • — Община коренных малочисленных народов Севера «Подя»;
  • — Община коренных малочисленных народов Севера «Тнейвах»;
  • — Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Гива»;
  • — Родовая община коренных малочисленных народов севера «Котр»,
  • — Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Городское»;
  • — Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Лазарево»;
  • — Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Лафинг-ола»;
  • — Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Озерпах»;
  • — Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Пандь миф»;
  • — Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера » Чныррах»;
  • — Территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера «Маго».
  • Николаевское районное отделение региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края»

Общины коренных малочисленных народов

Принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, права и законные интересы указанных коренных малочисленных народов, а также правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В статье рассмотрим правовые аспекты деятельности общин малочисленных народов: порядок создания, функционирование, особенности управления, права и обязанности членов.

Несмотря на то что коренные малочисленные народы Российской Федерации составляют небольшую часть населения нашей обширной страны, они в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы Российской Федерации, независимо от их численности и места проживания.

Это вытекает из преамбулы Конституции Российской Федерации, закрепившей общепризнанный принцип равноправия и самоопределения народов.

Исходя из того что каждый народ самобытен, все народы России обладают правом на сохранение и развитие национального языка, своей культуры, сохранение своей этничности.

В Конституции Российской Федерации гарантиям прав малочисленных народов посвящена отдельная статья 69, устанавливающая, что права этих народов гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Защита прав коренных малочисленных народов Российской Федерации составляет одну из важных конституционных задач нашего государства как государства демократического и социального. Включение в Конституцию статьи 69 явилось отражением демократизации российского общества и его стремления воспринять все наиболее прогрессивное из международно-правовых документов в области прав и свобод человека.

Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 104-ФЗ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Как самостоятельно объявить себя банкротом по кредитам физических лиц в 2022 году?

Единый перечень коренных малочисленных народов

Российской Федерации (утвержден Постановлением Правительства

Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255)

Наименование коренных малочисленных народов Российской Федерации Наименование субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации
Абазины Карачаево-Черкесская Республика
Алеуты Камчатский край
Алюторцы Камчатский край
Бесермяне Удмуртская Республика
Вепсы Республика Карелия, Ленинградская область
Водь Ленинградская область
Долганы Красноярский край, Республика Саха (Якутия)
Ижорцы Ленинградская область
Ительмены Камчатский край, Магаданская область
Камчадалы Камчатский край
Кереки Чукотский автономный округ
Кеты Красноярский край
Коряки Камчатский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область
Кумандинцы Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область
Манси Ханты-Мансийский автономный округ, районы Тюменской области, Свердловская область, Республика Коми
Нагайбаки Челябинская область
Нанайцы Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область
Нганасаны Красноярский край
Негидальцы Хабаровский край
Ненцы Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, районы Архангельской области, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми
Нивхи Хабаровский край, Сахалинская область
Ороки (ульта) Сахалинская область
Орочи Хабаровский край
Саамы Мурманская область
Селькупы Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Красноярский край
Сету (сето) Псковская область
Сойоты Республика Бурятия
Тазы Приморский край
Теленгиты Республика Алтай
Телеуты Кемеровская область
Тофалары (тофа) Иркутская область
Тубалары Республика Алтай
Тувинцы-тоджинцы Республика Тыва
Удэгейцы Приморский край, Хабаровский край
Ульчи Хабаровский край
Ханты Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Республика Коми
Челканцы Республика Алтай
Чуванцы Чукотский автономный округ, Магаданская область
Чукчи Чукотский автономный округ, Камчатский край, Республика Саха (Якутия)
Чулымцы Томская область, Красноярский край
Шапсуги Краснодарский край
Шорцы Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Алтай
Эвенки Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, Томская область, Тюменская область
Эвены Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Камчатский край
Энцы Красноярский край
Эскимосы Чукотский автономный округ, Камчатский край
Юкагиры Республика Саха (Якутия), Магаданская область

Организация и деятельность общин малочисленных народов основываются на принципах:

Община коренных малочисленных народов РФ

  • — равенства общин малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;
  • — добровольности, равноправия, самоуправления и законности;
  • — свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;
  • — гласности.
  • Статья 5 Федерального закона N 104-ФЗ устанавливает, что деятельность общин носит некоммерческий характер, то есть общины являются некоммерческими организациями (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 октября 2008 года N А10-3903/05-Ф02-5242/08 по делу N А10-3903/05).
  • В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
  • Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Пунктом 1 статьи 6.

1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

  1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде:
  2. — заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством;
  3. — целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;
  4. — бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;
  5. — социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет.

Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. При этом число учредителей не может быть менее трех.

  • Из пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 104-ФЗ следует, что учредителями общин малочисленных народов не могут быть:
  • — иностранные граждане и лица без гражданства;
  • — юридические лица;
  • — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица.
  • Учредительными документами общины малочисленных народов являются:
  • — учредительный договор;
  • — устав.
  • Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.
  • В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:
  • — наименование общины;
  • — местонахождение;
  • — основные виды хозяйствования.

В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные Федеральным законом N 104-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации. Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов.

Община малочисленных народов считается созданной с момента принятия решения об ее организации. Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

  1. В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 104-ФЗ члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:
  2. — участие в принятии решений общины;
  3. — участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы;
  4. — получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации;
  5. — выход из общины;
  6. — другие права, предусмотренные уставом общины.
  7. Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 104-ФЗ установлено, что члены общины малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации вправе использовать для нужд традиционных хозяйствования и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.
  8. К обязанностям членов общин малочисленных народов относятся:
  9. — соблюдение устава общины;
  10. — рациональное использование природных ресурсов и осуществление природоохранных мер;
  11. — исполнение других обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов. Община малочисленных народов не отвечает по обязательствам ее членов.

  • Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов.

Община коренных малочисленных народов РФ

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Община коренных малочисленных народов РФ

Это общественные организации некоммерческого назначения, которые занимаются вопросами соблюдения прав человека и являются официальными представителями малых народов.

Содержание

Ни для кого не секрет, что Россия является многонациональным государством, в котором проживает свыше 100 народностей. У каждого народа имеются свои традиции и культура, которые охраняются на государственном уровне.

Однако, некоторые народности настолько малы, что само их существование ставится под угрозу. И потому государство внедряет разнообразные механизмы, которые помогают сохранить аутентичность малых народов.

Понятие общины коренных малочисленных народов РФ

Одной из обязанностей государства является защита всех граждан, которые проживают на его территории. Учитывая тот факт, что в России существует огромное количество народностей с разнообразием культурных и языковых традиций, государство охраняет аутентичность народов России и способствует развитию их самосознания.

Читайте также:  Регистрация по месту жительства

Как показывает статистика, в России проживает около 40 народностей, численность которых едва ли превышает 30 тыс. человек. Защита подобных малочисленных народов является основной вехой государственной политики. Именно поэтому в 1990 году была организована общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов РФ».

Понятие общины коренных малочисленных народов Российской Федерации часто упоминается в нормативной документации.

По сути, это общественные организации некоммерческого назначения, которые занимаются вопросами соблюдения прав человека и являются официальными представителями малых народов, которые живут в нашей стране.

Благодаря этой структуре, коренные народы имеют возможность придерживаться своего традиционного быта, всячески развивать и приумножать свои культурные особенности.

Территориально малочисленные коренные народы сосредоточены в северной части страны, Сибири и Дальнем Востоке. После того, как в советские годы численность коренных народностей резко пошла на убыль, государство занялось их охраной.

Большая часть представителей этих народностей живут в пределах мест компактного проживания и занимаются традиционными ремеслами.

Ст.69 Конституции РФ предусматривает, что права коренных народов с небольшой численностью представителей соблюдаются в полном объеме. Вопросам защиты малых народностей посвящены многие нормативные акты, которые регулируют политику государства в отношении граждан.

Общины коренных народов являются общественными структурами, которые не ставят себе за цель получение прибыли, и существуют на благотворительные взносы, добровольные пожертвования от граждан и государственную финансовую поддержку.

Признаки и виды общины коренных малочисленных народов РФ

Коренные народности России классифицируются в зависимости от языковой группы, и численности представителей.

В общем, среди коренных народностей выделяют следующие основные группы:

  • Народы Северной России;
  • Дальневосточные народности;
  • Алтайские народности;
  • Западно- и восточносибирские аутентичные общины.

Коренные народы проживают в традиционных местах своего скопления. Государство гарантирует им некую степень автономности и возможность поддержания особых для них устоев быта. Кроме того, малые народности занимаются традиционными видами деятельности (рыболовство, животноводство, сельское хозяйство).

В соответствии с действующими законодательными нормативами, к коренным малочисленным народам относят все народности, численность представителей которых не превышает 40 тыс. человек. При этом стоит отметить, что коренные народы распределены по территории Сибири и Дальнего Востока неравномерно.

Территория и исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов

Территории, где традиционно расселены малые народности, официально утверждены Правительством России. При этом, государство гарантирует, что коренные представители малых народов получат полную возможность вести культурный быт и заниматься теми видами деятельности, которые считаются традиционными для них.

В частности, перечень традиционных видов занятий для малых народов включает:

  • Кочевое животноводство (разведение оленей, яков и лошадей) и переработка продуктов животноводческого комплекса;
  • Охота на пушных зверей и изготовление меховых изделий;
  • Растениеводство, в частности земледелие, выращивание сельхоз культур, лекарственных растений и ягод;
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация продукции лесного происхождения);
  • Народные ремесла и художественные промыслы (вышивка, плетение из трав и кожи, обработка меха, костей и прочих материалов).

Как показывает статистика, значительное большинство коренного населения Сибири и Дальнего Востока традиционно селятся в тех местах, в которых ранее проживали их предки. Поэтому на карте страны можно встретить целые населенные пункты, в которых абсолютное большинство населения принадлежит к коренным народностям.

Учреждение общины коренных малочисленных народов РФ

В соответствии с действующим законодательством, община, которая объединяет малые народы и ставит перед собой цель защитить их аутентичность, должна быть общественной структурой некоммерческого назначения.

Стоит отметить, что учредить подобную структуру может любой желающий, однако за некоторыми исключениями:

  • Подданные иностранных государств и лица без гражданства;
  • Юридические лица;
  • Органы государственной и муниципальной власти.
  • Кроме того, в качестве учредителей не могут выступать также иностранные коммерческие и некоммерческие организации, но при этом они могут осуществлять финансирование общины путем добровольных взносов и пожертвований.
  • Создаваемая община в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в органах государственной власти.
  • Стоит отметить, что для того, чтобы процесс регистрации прошел без особых сложностей, должны быть соблюдены следующие правила:
  • Численность участников общины должна быть более 2-х человек;
  • Все участники организации должны подписать уставную документацию;
  • Община должна иметь официальное наименование, с указанием местонахождения и основного вида хозяйствования.

Имущество общины коренных малочисленных народов РФ

Учитывая тот факт, что община, объединяющая коренные народы не может быть коммерческой структурой, все ее имущество составляют благотворительные взносы, пожертвования и прочая финансовая помощь.

Государство определяет, что при регистрации общины, все ее участники должны сформировать устав, в котором будет отмечено, какое имущество они вносят в качестве своих вступительных взносов. Имущество может быть как в денежном выражении, так и в натуральном виде (недвижимость, транспорт, предметы мебели и интерьера и т.д.).

По закону, все имущество принадлежит самой общине.

  1. Однако, если возникает ситуация, когда кто-либо из участников организации решает покинуть ее ряды, его доля, которая была внесена им в качестве вступительного взноса, будет ему возвращена в полном объеме в денежном выражении или в натуральном виде.
  2. Стоит заметить, что несмотря на то, что община малочисленных народностей не является коммерческой структурой, она может способствовать реализации товаров, произведенных коренными народами.
  3. Полученная прибыль будет распределена между участниками общины, или же переведена в уставный фонд организации с соответствующим разделением на доли.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Федеральный закон об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ

  • Принят Государственной Думой 6 июля 2000 года
  • Одобрен Советом Федерации
  •      Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.
  •      Статья 1. Основные понятия
  •      В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
  •      коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;
  •      представители других этнических общностей — представители этнических общностей, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в районах проживания этих народов и осуществляющие традиционное хозяйствование малочисленных народов;
  •      общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;
  •      семейные (родовые) общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
  •      территориально-соседские общины малочисленных народов -формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
  •      союзы (ассоциации) общин малочисленных народов — межрегиональные, региональные и местные объединения общин малочисленных народов.
  •      Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
  •      Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин малочисленных народов.
  •      Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
  •     Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общины малочисленных народов, в том числе созданные до его вступления в силу, а также на союзы (ассоциации) общин малочисленных народов.
  •      Статья 4. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов

     1. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     2. Решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

  1.      Статья 5. Принципы организации и деятельности общин малочисленных народов
  2.      Организация и деятельность общин малочисленных народов основываются на принципах:
  3.      равенства общин малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;
  4.      добровольности, равноправия, самоуправления и законности;
  5.      свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;
  6.      гласности.
  7.     Деятельность общин носит некоммерческий характер.
  8.      Статья 6. Ограничение на организацию и деятельность общин малочисленных народов
  9.      Запрещаются организация и деятельность общин малочисленных народов в других целях, кроме целей, обозначенных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины малочисленных народов.
  10.      Статья 7. Взаимоотношения общин малочисленных народов с органами государственной власти и органами местного самоуправления
  11.      1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде:
  12.      предоставления налоговых льгот и преимуществ;
  13.      целевого финансирования региональных и местных программ сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;
  14.      заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг;
  15.      целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;
  16.      бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;
  17.      предоставления на конкурсной основе социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов.
  18.      В местах компактного проживания малочисленных народов органы местного самоуправления по предложению общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов могут наделять их отдельными полномочиями органов местного самоуправления.
Читайте также:  Код субъекта кредитной истории, что это такое и как узнать?

     2. Вопросы, затрагивающие интересы общин малочисленных народов, решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом мнения общин малочисленных народов.

     3.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие самостоятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законодательством.

     Статья 8. Организация общин малочисленных народов

     1. Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет.

Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

     Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

     2. Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.

  •      Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов.
  •      Учредителями не могут быть юридические лица.
  •      Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.
  •      3. Учредительными документами общины малочисленных народов являются:
  •      учредительный договор;
  •      устав.
  •      Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.
  •      В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:
  •      наименование общины;
  •      местонахождение;
  •      основные виды хозяйствования.
  •      В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
  •      Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов.
  •      С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной.

     Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

     4. По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.

     5. Отказ лица от вступления в общину малочисленных народов не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

     Статья 9. Учредительное собрание общины малочисленных народов

     Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов. На учредительном собрании общины малочисленных народов вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

  1.      Статья 10. Устав общины малочисленных народов
  2.      1. Устав общины малочисленных народов должен определять:
  3.      вид общины, предмет и цели ее деятельности;
  4.      состав учредителей;
  5.      наименование и местонахождение;
  6.      источники формирования имущества общины и порядок его использования;
  7.      порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов;
  8.      порядок возмещения убытков;
  9.      условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;
  10.      порядок использования имущества в случае ликвидации общины;

Права коренных народов в РФ и в международном праве

Коренные народы (indigenous peoples) – это термин международного права. Как правило, под ним понимаются народы, столкнувшиеся с колонизацией или завоеванием и потому оказавшиеся меньшинством (или «недоминирующей» частью населения) внутри государства, сформированного пришлой доминирующей группой James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law.

Second Edition. – Oxford University Press, 2004. – p. 3 Daes E. I. A. An overview of the history of indigenous peoples: self-determination and the United Nations //Cambridge Review of International Affairs. – 2008. – Т. 21. – №. 1. – P. 8.Martinez М.A.

Human Rights of Indigenous People: Study on Treaties, Agreements and Other Constructive Arrangements between States and Indigenous Populations. UN, 1999 (E/CN.4/Sub.2/1999/20, para. 78).

Также, в качестве отличительного фактора иногда выделяется архаичность образов жизни и способов хозяйствования, которые приводят к тому, что в экономическом плане коренные народы не могут выдержать конкуренции с доминирующими народами, использующими современные способы производства.

В академической литературе можно встретить похожие термины – «аборигенные» или «автохтонные» народы, т.е. первыми заселившие какую-либо территорию, первыми возникшие на определенной территории (от латинского ab origine ‘от начала’; от др.-греч. αὐτός «сам» + χθών «земля», т.е. ‘туземный, коренной’)Соколовский С. В.

Политика признания коренных народов в международном праве и в законодательстве Российской Федерации. – Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. НН Миклухо-Маклая Российской академии наук, 2016. c. 26.

Однако международное право акцентирует внимание не на том, какая группа оказалась раньше других на той или иной территории в абстрактной исторической перспективе (ведь вся история человечества – это бесконечные миграции), а на современности: как государство строит отношения с группами, жившими на данной территории до его образования и оказавшимися в ситуации неравенства и исключенности.

Подробнее об определении коренных народов

Коренные малочисленные народы РФ

Российское законодательство предоставляет дополнительные права только тем коренным народам, чья численность не превышает 50 000 человек, и оперирует термином коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМН ССДВ) —  «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».

Российский подход к определению коренных народов нередко подвергается критике: порог в 50000 чел.

представляется излишне низким и лишает признания и правовой защиты народы с «пограничной» численностью (немногим более указанной); признание общины коренным малочисленным народом осуществляется не на основе самоопределения людей, а через бюрократический и сложный процесс включения в Единый перечень коренных малочисленных народов Коренные малочисленные народы Российской Федерации // Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк — 2014 — C. 14. 

Законы о коренных народах 

Международное законодательство о коренных народах 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *