Основные начала законодательства о налогах и спорах

Началами законодательства являются его базовые принципы, основные концепции, которые отражаются в других статьях Кодекса, находящихся в соответствии с ним ФЗ и практике их правоприменения.

Выражение их в отдельной статье даёт возможность обосновать какое-то решение, поведение, просьбу соответствием или противоречием тому, что приведено в Кодексе в качестве принципиальных основ законодательства. В НК РФ основы собраны в его ст. 3.

Значение основ налогового законодательства

Сущность основ НК РФ красноречиво показывает уже п. 1 рассматриваемой статьи. Уплата налогов объявляется долгом каждого лица, упоминается принцип равенства всех налогоплательщиков. Это создаёт впечатление того, что декларирован справедливый и разумный принцип.

Но это же означает, что лица, получающие доход на уровне прожиточного минимума, облагаются налогом так, что реальная сумма, которую они могут потратить на себя и свою семью становится меньше, чем прожиточный минимум.

В России отсутствует то, что есть в ЕС, США, Китае, других странах мира — необлагаемый налогом минимум.

Однако п. 1 ст. 3 НК РФ завершается предложением о том, что «при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога». Смысл и правовая механика этого процесса не раскрывается.

Долгое время сотрудники ФНС закрывали глаза на любые доходы, которые не дотягивают до 1 тыс. долларов США. Однако сейчас, в силу нестабильной ситуации на мировом рынке и перманентном экономическом кризисе, спаде экономики, ситуация начинает меняться.

Подтверждают эти перемены усиленные попытки внедрить ФЗ от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ, который в СМИ и разговорах чаще всего называют законом о самозанятых. В сущности это закон, который позволит брать налог с самых маленьких доходов населения, не требуя при этом регистрации предпринимательской деятельности.

Совершенно справедливый принцип закрепляет п. 2, который гласит, что налоги не могут иметь дискриминационный характер. Однако вызывает очень большое сомнение, что установление правила о недопустимости введения дифференцированных ставок налогов и сборов находятся на своём месте, сразу после слов о недопустимости дискриминации.

На самом деле дискриминация и дифференцированные ставки — это далеко не одно и тоже.

В развитых и демократических странах повсеместно используется прогрессирующая шкала налогообложения, которая предусматривает, что бедные не платят налог вовсе, а богатые платят его по повышенным ставкам.

Дискриминацию можно усмотреть как раз в обратном, когда мультимиллионеры и нищие платят налоги по ставкам одинакового размера.

Данный принцип не предусматривает невозможности налоговых льгот, которые постоянно или временно получают различные категории налогоплательщиков.

Третий пункт устанавливает правила, которые не имеют реальных рычагов претворения в жизнь.

До тех пор, пока в стране не будет принят необлагаемый налогом минимум на уровне того, что введён в Китае или странах ЕС, невозможно утверждать, что недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Если после оплаты налогов и других обязательных платежей у гражданина не останется денег даже на нормальную еду, не говоря уже про организацию достойной жизни, то и о конституционных правах говорить не имеет никакого смысла.

Не менее трудным в практической применении является и п. 6, который устанавливает правило о том, что каждый должен знать, какие налоги он должен платить.

Доказательством этого утверждения является то, что налоговые органы регулярно проводят камеральные проверки, направленные на «выбивание» налогов из налогоплательщиков.

Только в редких случаях тем удаётся отстоять свои законные интересы в суде.

Судебная практика на основе ст. 3 НК РФ

Далеко не случайно наличие п. 7 ст. 3 НК РФ, который косвенным образом подтверждает крайнюю путаность, противоречивость и неопределённость российского налогового законодательства. Многие адвокаты считают крайне важным именно этот пункт данной статьи.

Он гласит, что в случае возникновения неустранимых трудностей в понимании законов следует трактовать их в пользу налогоплательщика. Хотя не следует ждать, что про этот принцип вспомнят сотрудники налоговых органов.

Они предпочитают ориентироваться на другие критерии.

К примеру, дело № 306-КГ16-4814, определение по которому вынесено 01.06.2016 года СК по экономическим спорам ВС РФ, связано с тем, что ИФНС по Засвияжскому району г.

Ульяновска, проиграв в Арбитражном суде Ульяновской области, постановление которого было оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа, всё равно не успокоилось и обратилось с заявлением в ВС РФ, но в его передаче для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ так же было отказано.

Проблемы нормативного закрепления принципов законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИИ «НАЛОГОВОЕ ПРАВО В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Литвинова Юлия Алексеевна, студентка 4 курса факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В любой отрасли права принципы играют если не главную, то значительную роль. И налоговое право не является исключением. Здесь принципы являются неким компасом в построении всей налоговой системы государства.

Будь то принятие нового законопроекта или же вынесение судебного решения. Все будет основываться на тех основополагающих началах, которые именуются принципами. Однако, стоит различать, принципы законодательства о налогах и сборах, сформулированные в ст.

3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее: НК РФ), принципы налогового права как отрасли, которые сформулированы научной и судебной доктриной, и принципы, сформулированные наукой без особой привязки к норме, нормам-принципам.

От того, как данные принципы будут реализовываться на практике, зависит весь политический курс в данной сфере. 

Несмотря на то, что основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах уже сформулированы в ст.3 НК РФ, в юридическом сообществе не утихают спор о «недостаточности» данного перечисления. Все дело в том, что НК РФ был подписан президентом Б.Н. Ельциным еще в июле 1998 года, и с того времени вышеупомянутая статья никак не изменялась.

Читайте также:  Жалоба в Роспотребнадзор на шум, образцы и цены

Соответственно, за двадцать два года судебная практика, как арбитражных судов, так и Конституционного суда РФ, сформулировала множество новых принципов. Однако не один из них не был удостоен упоминания в Федеральном законе № 146-ФЗ[1]. Таким образом, ст.

3 НК РФ уже не отвечает потребностям современной налоговой системы, которая за двадцать с лишним лет претерпела достаточно серьезные изменения. 

Зачем закреплять?

1) Нормативное закрепление принципов свидетельствует о смене их статуса: с определенных начал, идей правосознания они поднимаются до статуса норм-принципов. Таким образом, они уже могут непосредственно регулировать общественные отношения, а не просто существовать в сознании людей или же в актах Конституционного суда РФ. 

2) Согласно Постановлению КС РФ от 21 марта 1997 г.

№ 5-П, «общие принципы налогообложения и сборов – это основные гарантии, установление которых именно федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ». [2] То есть, закрепив основные начала налогового законодательства в НК РФ, законодатель закрепит основные гарантии. 

3) В результате отсутствия нормативного закрепления принципов страдает правоприменение, так как их неоднозначное толкование может вызывать споры. 

4) Налоговое право есть отрасль публичного права, что предполагает нормативное закрепление, которое в свою очередь выступает в качестве гарантии законности. Отнесение отрасли к публичной уже автоматически предполагает «формальную определенность правовых норм, легальное закрепление их в соответствующих нормативных актах государства». [3]

5) Закрепление принципов «сейчас» поможет законодателю «потом», так как будет своеобразным компасом, подсказывающим правильное направление в законотворческих процессах.

 6) Согласно ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Проведя аналогию, можно сделать вывод, что само «установление» принципов предполагает не просто их хаотичное перечисление, а определение элементов.

Что закреплять?

Отрасль налогового права, как и любая другая, не стоит на месте и развивается. Соответственно, развивается и вся система налогообложения в России.

Те принципы, которые были зафиксированы в НК РФ более 20 лет назад, по сути, были сформулированы Конституционным судом еще до их нормативного закрепления в федеральном законе при толковании базовых норм самой Конституции РФ.

Однако за такой долгий промежуток времени как теория, так и практика уже сформировали новые базисы, которые активно используются на практике и применяются судами. В настоящее время отдельно формируются принципы «налогообложения» и «построения налоговой системы».

На данный счет вполне обоснованно высказалась Е.А.Лопатникова, указав, что они воплощаются в принципах всего «налогового права», а их нормативное закрепление способствует четкому определению границ и целей функционирования налогово-правовых норм. [4]

Итак, на данный момент представители юридического сообщества предлагают включить в НК РФ следующие принципы.

Например, на Конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации», которая состоялась 19-20 апреля в 2013 году в г. Москве, профессор А.В.

Демин впервые в рамках своего выступления выразил озабоченность по вопросу нормативного закрепления новых принципов и предложил обозначить в НК РФ следующие: 

  • 1)   Всеобщность налогообложения 
  • 2)   Принцип верховенства права
  • 3)   Принцип равенства налогообложения
  • 4)   Принцип соразмерности налогообложения и фактической платежеспособности налогоплательщика
  • 5)   Принцип федерализма и единого экономического пространства Российской Федерации
  • 6)   Принцип экономического основания налога и однократности налогообложения
  • 7)   Принцип определенности налогообложения
  • 8)   Запрет на злоупотребление правом в сфере налогов и сборов.[5]

Развивая данную мысль уже в 2017 году В.М.Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп», в своем блоге на сайте zakon.ru[6]вновь обратился к вопросу выделения, поименования и раскрытия принципов налогового права в НК РФ. Он также внес свои предложения по включению следующих принципов:

  1. 1)     Законное установление 
  2. 2)     Наличие экономического основания 
  3. 3)     Эффективность взимания
  4. 4)     Исключительность целевого назначения
  5. 5)     Сохранение единого экономического пространства
  6. 6)     Недопустимость препятствий реализации конституционных прав
  7. 7)     Учет платежеспособности 
  8. 8)     Равенство обложения 
  9. 9)     Нормативная определенность
  10. 10)Разумная достаточность налогового контроля.

Получается, что современные «налоговые» реалии диктуют новые правила. Налоговая система уже не может существовать, руководствуясь только теми старыми общими началами, которых, возможно, и было достаточно более двадцати лет назад, но явно не хватает сейчас. 

Как закреплять?

Что же касается формы, то здесь возникает следующая проблема. В юридическом сообществе вызывает множество вопросов сама техника нормативного закрепления основополагающих начал. Во-первых, принципам была выделена всего лишь одна статья НК РФ. Во-вторых, самое изложение носит достаточно хаотичный характер.

Безусловно, такой подход законодателя в целом к нормативному закреплению принципов налогового права (не говоря уже о том, что нужно закреплять и другие принципы) представляется неудачным. В российской правовой системе вполне успешно существуют другие формы закрепления.

Наиболее удачными представляются техники закрепления в Уголовном Кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Бюджетном кодексе РФ.

Например, в Уголовном кодексе РФ есть отдельные статьи, каждая из которых посвящена определенному принципу, Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит отдельную главу, которая также представляет собой совокупность статей, отдельно расписывающих каждый принцип. В Бюджетном кодексе РФ сначала ст. 28 перечисляет принципы, на которых основана бюджетная система, а затем уже идет их постатейное разъяснение. 

Показательными примерами удачного нормативного закрепления принципов также могут служить налоговые кодексы Казахстана, Беларуси и Кыргызстана.

Так, например, статья 4 НК Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет содержит перечисление принципов, а последующие статьи уже более детально разъясняют каждый принцип. Схожее нормативное закрепление представлено в НК Кирзизской республики.

Статья 5 данного кодекса также перечисляет все принципа налогового законодательства, а далее идет постатейное разъяснение каждого. Несколько иное закрепление принципов представлено в ст.2 НК Республики Беларусь.

Здесь мы можем видеть, что каждый подпункт статьи – это некий «домик» для отдельного принципа, причем идет не просто перечисление: после обозначения принципа содержится подробная информация о том, что означает каждый из них. 

Читайте также:  Эксперты предостерегают дольщиков: риски банкротства застройщиков значительно возросли

Актуальность обращения к принципам проиллюстрирована Определением Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 817-О. Итак, Якимов Ф.Ф. оспаривал положения ст. 3 и абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ, так как считал, что они противоречат ст. 15, 19, 34, 35, 45, 46, 47,57 Конституции РФ.

По мнению заявителя, правоприменительная практика придала оспариваемым нормам НК РФ смысл, допускающий возможность обложения одного объекта налогообложения как налогом на доходы физических лиц, так и налогом, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, оспариваемые законоположения допускают возможность двойного налогообложения.

Из этого следует, что правовая позиция заявителя в целом основывалась как раз на принципе недопустимости налогообложения, что в очередной раз подчеркивает возможность принципов выступать в роли инструмента разрешения юридических споров и прикладного средства правового регулирования, которым могут руководствоваться субъекты налогового права.

[7]Однако Конституционный суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, определив данные положения как не нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте. 

Также стоит отметить Определение КС РФ от 19 декабря 2019 г. № 3531-О. В данном случае ООО «ЗИС» тоже оспаривало ст. 3 НК РФ, а если быть точнее, то пункты 1, 3, 4 и 7 ст. 3 НК РФ.

 По мнению Общества, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, так как допускают возможность повторного налогообложения. Однако КС РФ отметил, что данные законоположения направлены на установление основных начал законодательства о налогах и сборах, т.е.

на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов.

Данные законоположения, определяя гарантии прав налогоплательщиков, сами по себе не допускают возможности доначисления налогоплательщику сумм налогов в размере большем, чем это установлено законом, притом что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе в целях пресечения злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

Если до сих пор сам Конституционный суд РФ отводит такую значимую роль принципам, ныне закрепленным в ст.

3 НК РФ, как создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов, неужели данные принципы не имеют право на достойное установление, а не на обычное хаотичное перечисление? Более того, подразумевая надлежащая нормативная основа уже давно зиждится далеко не только на том, что установлено ст. 3 НК РФ.

Таким образом, принципы – это фундамент для построения всей системы. Однако система налогообложения развивается, что порождает необходимость в более крепком фундаменте.

Говоря простым языком, фундаменты у девятиэтажного и сорокаэтажного домов явно будут отличаться.

Более того, «состав этого фундамента» (а состоит он из принципов) требует особых «условий» (формы закрепления) для своего существования: уже недостаточно просто через запятую перечислить весь массив принципов в одной статье без подробных разъяснений.

[1]Федеральныйзаконот 31.07.1998 N 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» // СПС КонсультантПлюс

Налоговое право

Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.

Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства.

Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.

В истории развития налогов можно выделить следующие три этапа.

Первый этап: налоговая система в государстве отсутствовала, поэтому органы власти сами устанавливали количество денежных средств, взимаемых в виде налога. Данная функция возлагалась на город или общину. На данном этапе характерна «случайность» возникновения налогов, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин – начала войны, голода, эпидемии.

Второй этап: временные рамки – конец ХVII – начало ХVIII вв. На данном этапе становление государства уже завершилось. Строится налоговая система, более четко определены функции и задачи государства. Из разряда «случайных» налоги перешли в постоянные. Система нало-

гообложения находит свою регламентацию в законах и тем самым становится одним из важных источников пополнения казны. Появляются специальные органы, осуществляющие сбор налогов. В науке начинают говорить о налоговом контроле.

Третий этап: дальнейшее развитие налоги получили в ХIХ в. В этот период характерен рациональный подход к установлению налогов – четкое соответствие функциям и задачам государства.

Большое внимание уделяется правовой регламентации сборщиков налогов и судебной защиты налогоплательщиков от несанкционированных действий налоговых органов.

Верховенство налогообложения по-прежнему принадлежит государству, хотя некоторые функции оно делегировало региональным органам власти.

В СССР налоги взимались от хозяйственной деятельности предприятий, налог с оборота и др. Это связано с политикой, которая была выбрана советскими чиновниками.

В 1990 г. Россия взяла курс на рыночные отношения и строительство правового государства. Данные события имели большое влияние на дальнейшее развитие налогов и налоговых отношений вообще.

Они поставили данные отношения на рельсы международного правового регулирования.

Источниками налогового законодательства являются Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права

Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему РФ, осу-ществ-ление налогового контроля и привлечение к ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

Читайте также:  Порядок выплаты алиментов: образец заявления, цены, сроки

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие между субъектами налогового права в процессе установления и взимания налогов, а именно: между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями по поводу разделения полномочий в налоговой сфере; между налогоплательщиком (плата сборов налоговым агентам) и РФ (субъектами РФ, муниципальными образованиями) по поводу установления и введения налогов и сборов; между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу взимания налогов и сборов и осуществления налогового контроля; между налогоплательщиком, налоговыми агентами и кредитными организациями по поводу внесения платежей в бюджетную систему; иные отношения, регулируемые налоговым законодательством.

Метод правового регулирования – это способ, с помощью которого налоговые нормы воздействуют на поведение участников налоговых правоотношений.

Основным является императивный метод – метод властных предписаний со стороны государства и его уполномоченных органов, других участников правоотношений.

Его используют как определенную меру должного поведения, обеспечивающую принудительное воздействие в случае неисполнения установленного предписания.

Метод рекомендаций (дача разъяснений по налоговым вопросам, формы и образцы документации) и согласования является публичной отраслью права. Налоговое право не должно опираться на диспозитивный метод, однако в редких случаях используется договорной метод, а при регулировании отдельных налоговых отношений применяются нормы гражданского законодательства.

  • Являясь подотраслью финансового права, налоговое право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права и их составными элементами:
  • 1) финансовым правом;
  • 2) конституционным правом;
  • 3) гражданским правом;
  • 4) административным правом;
  • 5) уголовным правом и др.
  • В рамках финансового права налоговое право более взаимодействует с бюджетным правом, так как налоги являются основным источником бюджетной системы, но и с другими составными частями финансового права оно неразрывно связано.

Конституционное право имеет основополагающее значение для установления налоговых норм. Сама Конституция РФ содержит нормы прямого действия (ст. 57 Конституции РФ), а также закрепляет основные принципы, отраженные в налоговом законодательстве.

Как и гражданское право, налоговое право регулирует имущественные отношения, однако гражданско-правовое регулирование основано на методе диспозиции, а в налоговых правоотношениях преобладает императивный метод.

Налоговое право опирается на нормы уголовного права в части наказания за преступления в налоговой сфере (ст. 194, 198, 199 УК РФ).

3. Принципы налогообложения в РФ

  1. Выделяют юридические, организационные и экономические принципы.

  2. Юридические принципы:
  3. 1) принцип равного налогового бремени;
  4. 2) принцип установления налогов законом;
  5. 3) принцип отрицания обратной силы закона;
  6. 4) принцип приоритета налогового законодательства над неналоговым, но только в налоговой сфере;
  7. 5) принцип наличия всех элементов налога в налоговом законодательстве;
  8. 6) принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.
  9. Организационные принципы:
  10. 1) принцип единства налоговой системы;
  11. 2) принцип равенства правовых статусов субъектов РФ и муниципальных образований;
  12. 3) принцип подвижности (эластичности);
  13. 4) принцип стабильности;
  14. 5) принцип множественности налогов;
  15. 6) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
  16. Экономические принципы:
  17. 1) принцип справедливости;
  18. 2) принцип соразмерности;
  19. 3) принцип учета интересов налогоплательщиков;
  20. 4) принцип экономичности (эффективности).
  21. Попытка законодателем закрепить принципы налогового права нашла отражение в ст. ЗНКРФ:

1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ);

2) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ);

3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ);

4) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ);

5) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ);

6) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

4. Источники налогового права. Виды источников налогового права

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы! порождающие право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, его экономические, политические и социальные потребности, т.

 е. речь идет об источнике права в материальном смысле. Во-вторых, понятие источника права тесным образом связано с деятельностью органов государственной власти по формированию права, т. е. с его нормотворческой деятельностью. В данном случае имеется в виду источник права в формальном (юридическом) смысле слова.

Источники налогового права – это результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования налоговых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники – это нормативные акты, относящиеся к налоговому праву России. Они составляют определенную систему, включающую разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия нормативные акты. Эту систему называют системой налогового законодательства.

  • К источникам налогового права можно отнести:
  • 1) международные источники:
  • А) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;
  • Б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);
  • В) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;
  • Г) решения международных судов о толковании международных соглашений;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *