Защита прав ребенка оставшегося без попечения

Защита прав ребенка оставшегося без попечения

Самое важное по теме: «особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей» с ми профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке.

Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г.

В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).
  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

Нормативно-правовые документы РФ о защите прав детей 2019-2020

Нормативно-правовые документы РФ о защите прав детей.

Конвенция ООН о правах ребенка, которая устанавливает тридцать восемь прав, в том числе ряд прав, связанных с процессом получения образования (ст.24).

  • Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
  •  — обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  •  — защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  •  — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  •  -признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • — защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • — защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

— меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

— за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-136);

— за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

— «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены» (ст. 14).

С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс Российской Федерации.

Принятие нового Семейного кодекса связано, в первую очередь, с коренными изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, какими являются брак и семья.

Регулирование семейных отношений приведено в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ.

В нормах Семейного кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах.

Кодекс учел практику применения действующего законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе его подготовки законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными. Кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Сюда входят личные неимущественные и имущественные отношения, отношения между разными членами семьи, отношения по поводу детей, оставшихся без попечения родителей, отношения с участием иностранцев.

  1. Одной из важных тенденций Нового Кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект «родительской власти». Соответствующие нормы кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:
  2.  — жить и воспитываться в семье;
  3. — знать своих родителей (насколько это возможно);
  4.  — право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии — другими ответственными за это лицами);
  5. — на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
  6.  — на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55);
  7. — на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 летв суд (ст. 56);
  8. — выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57);
  9.  — на имя и фамилию (ст. 58);

 — на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60).

Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье.

В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65). Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст. 69-72).

Восстановление родительских прав допускается только при наличие согласия ребенка, достигшего 10 лет (ст. 72). Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав (ст. 73-76).

Допускается также досудебное, немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст. 77).

 Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов (ст. 61-69).

Принятие Семейного кодекса вызвало необходимость внесения ряда новых документов относительно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Среди них следует отметить Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, отставших без попечения родителей». 

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» и ряд других документов. В этих документах правовую основу получил приоритет усыновления над другими формами социального устройства осиротевшего ребенка.

Одной из крупных законодательных мер явилось принятие Федерального закона от 21.12.96 г.

№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права.

В работу должны включаться все поколения семьи, участвующие в воспитании ребенка. Целью является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть, и за то, что они есть.

Постановление Правительства РФ № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» нацелено не создание условий для устройства детей на воспитание в семье.

Читайте также:  Возмещение ущерба при или после ДТП

Федеральный закон № 44-ФЗ от 16.04.01 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает порядок и использование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Получил необходимую нормативно-правовую базу институт «приемная семья».

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Защита интересов детей-сирот или оставшихся без попечения родителей – долг государства. Оно устанавливает льготы и компенсации, положенные детям, не имеющих никакой поддержки со стороны родителей. Государство оплачивает расходы на проживание, образование и воспитание детей, лишившихся матери и отца.

Чтобы эффективно отстаивать свои законные интересы, получать помощь в полном объеме, нужно знать о такой возможности. Несмотря на то, что Конституция гарантирует получение всех льгот их получателями, на деле все происходит не так, и права сирот часто ущемляются.

Кто входит в категорию детей, оставшихся без попечения родителей?

К детям, которым требуется поддержка и помощь из-за отсутствия родителей, относятся:

  • дети-сироты, у которых погибли отец и мать, в том числе в возрасте от 18 до 23 лет, если они проходят профессиональное обучение;
  • социальные сироты, от которых отказались мать и отец, оба родителя лишены дееспособности и прав на ребенка, находятся в тюрьме, на принудительном лечении, длительно отсутствуют.

Присвоить такой статус ребенку способен только суд, а инициаторами выступают:

  • государственные органы опеки;
  • родственники, соседи, близкие люди;
  • воспитатели, учителя;
  • сам несовершеннолетний в возрасте старше 14 лет.

Государственные органы выбывают по месту проживания ребенка и изучают условия его жизни, а также представленные материалы. Если есть основания предполагать, что нарушаются законные права детей, то их изымают и помещают под временную, а затем постоянную опеку государства.

https://www.youtube.com/watch?v=uvDu_S5iGDQ\u0026t=21s

В этом случае государство берет на себя ответственность за полное обеспечение, воспитание и обучение этих детей. Они остаются в таком статусе до 18 лет. На время получения образования в ВУЗе или колледже (позднее — и при устройстве на работу) за ними закрепляются некоторые льготы.

Дети-сироты считаются слабо защищенной категорией населения, им нужна особая поддержка и помощь со стороны муниципальных органов. Защитой и контролем за выполнением требований закона об удовлетворительных условиях проживания, обучения и обеспечения всем необходимым занимаются органы опеки. Они оформляют детей в приемную семью или под опекунство и следят, чтобы их права не нарушались.

Формы устройства детей

  • Усыновление (удочерение). Ребенок приобретает законный статус — он получает все права кровного сына или дочери, но у него отбираются все льготы, положенные сироте. Малышу дается отчество и фамилия вновь обретенных отца или матери.
  • Помещение в приемную семью путем заключения контракта с государством. Ребенок сохраняет все льготы, положенные сиротам, в том числе и на жилище. Тем, кто берет ребенка в приемную семью, полагается заработная плата. Государство выплачивает средства на питание, обеспечение ребенка всем необходимым, у них есть льготы на получение путевок в санатории, детские лагеря и дома отдыха. Обычно в приемную семью отдают кровных братьев и сестер, которых нельзя разлучать.
  • Назначение опекуна. Опека применяется для детей младше 14 лет, с 14 до 18 лет используется институт попечительства. Опеку чаще всего оформляют кровные родственники несовершеннолетнего. Опеку или попечение может оформить и постороннее лицо — как правило, это делается с целью дальнейшего усыновления. За ребенком закрепляются практически все права и обязанности, связанные со всеми сферами жизни, как при усыновлении.
  • Семейный детский дом. Такая форма устройства предполагает, что муж и жена берут под свою ответственность на воспитание 5-10 детишек.
  • Специальные учреждения. В эту категорию входят детский дом, интернат, приют, социально-реабилитационный центр. Дальнейшая судьба детей решается в отдельном порядке.

Защита прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей

За защитой интересов детей-сирот следует обращаться в суд через органы опеки или к уполномоченному по правам ребенка по региону проживания (рекомендуем прочитать: материалы деятельности уполномоченного по правам ребенка ). Права сирот, которые защищаются государством:

  • личные права, касающиеся достоинства и свободы выражения собственного мнения относительно своего дальнейшего устройства;
  • на получение воспитания и образования;
  • на врачебную помощь в полном объеме;
  • гарантия трудового устройства;
  • материальное обеспечение;
  • право на жилье;
  • получение льгот, устанавливаемых в регионах.

Для того чтобы воспользоваться всеми льготами и компенсациями, необходимо знать, что положено детям-сиротам, и отстаивать свои права в уполномоченных органах.

Если стало известно, что официальные представители пренебрегают обязанностями по обеспечению защиты прав несовершеннолетнего, ребенка изымают и помещают под опеку государства.

В период прохождения сиротой службы в армии или отбывания наказания в местах заключения за ним полностью сохраняются все положенные льготы и компенсации.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: материал по защите прав ребенка в РФ

Если выявлены факты нарушения прав и интересов ребенка, следует обратиться за их восстановлением. При этом сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полагается безвозмездная помощь юриста в уголовном и гражданском судопроизводстве

Личные права детей

  • уважение своего человеческого достоинства;
  • защита от неправомерного использования официальным представителем своих прав;
  • проживание совместно с опекунами до достижения 16 лет, дети старшего возраста могут жить отдельно по разрешению органов опеки;
  • дети имеют право общаться со своими биологическими отцом, матерью и другими близкими родственниками;
  • ребенок может свободно высказывать собственное мнение относительно дальнейшей жизни, выступать на эту тему в суде;
  • ребенка полностью обеспечивает государство — платит за проживание, образование и все необходимые вещи (например, одежду или учебные принадлежности);
  • получать льготы, пенсии, алименты и другие выплаты, положенные по закону.

Образование и трудовая деятельность

Государство или опекуны (попечители) обязаны гарантировать ребенку, потерявшему родителей, получение образования на всех ступенях. Он должен не только закончить школу, но вправе пройти бесплатное профессиональное обучение (среднее специальное или высшее), чтобы приобрести рабочую специальность.

Согласно закону №159-ФЗ, дети-сироты имеют право получать образование в начальной и средней школе, а также в высших учебных заведениях. Дополнительно полагается:

  • бесплатная подготовка к поступлению в ВУЗ или колледж, училище;
  • при существовании квот на бесплатные места в ВУЗе они закрепляются за выпускниками детского дома вне очереди и по минимальному проходному баллу;
  • бесплатное получение второго среднего профессионального образования;
  • при оформлении академического отпуска по медицинским показаниям стипендия сохраняется в полном объеме;
  • если сирота ездит на учебу в другой населенный пункт, то он может раз в год возмещать расходы на транспорт (кроме такси);
  • сироты-выпускники получают разовое пособие, предметы одежды и нужные предметы для учебы либо денежную компенсацию.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, оформляются в высшие образовательные учреждения на бюджетной основе. Им предоставляется бесплатное питание, комната в общежитии, компенсация за проезд в общественном транспорте, пособие на покупку нужных для обучения вещей, одежды и обуви. Во время прохождения производственной практики сироты получают заработную плату в полном объеме.

Когда дети устраиваются на работу, у них также есть следующие льготы:

  • когда ребенок впервые встает на учет как безработный, то в первые полгода он может получать пособие по безработице в размере средней зарплаты по региону;
  • если дети работали в учреждении, которое подверглось процедуре ликвидации, то наниматель обязан оплатить новое профильное обучение с обязательным устройством на новое место работы;
  • работника нельзя сократить по инициативе организации.

Медицинское обслуживание

Льготы по медицинскому обслуживанию, полагающиеся детям-сиротам:

  • обеспечение бесплатной врачебной помощью (амбулаторное, стационарное лечение и операции);
  • по необходимости возможно бесплатное лечение за границей;
  • профилактические регулярные врачебные осмотры;
  • бесплатное оздоровление в профилакториях, пансионатах и санаториях;
  • путевки в спортивно-оздоровительные лагеря;
  • следование до места получения медицинской помощи, лагеря и обратно осуществляется бесплатно.

Жилье

Дети-сироты, независимо от формы устройства, вправе получить без очереди собственное жилье после достижения совершеннолетия. Это может быть благоустроенный дом или квартира. Имущество оформляют по социальному найму сроком на 5 лет. Затем договор продлевается, либо жилье переходит в собственность.

Выпустившись из детского дома, дети могут вернуться туда, где проживали до приобретения статуса сироты, независимо от того, была это прописка или право собственности. Государство следит за сохранностью жилья, сделки с ним запрещены. Помещение социального найма может быть в дальнейшем приватизировано сиротой.

Лица, имеющие право на жилье, оставшееся от родителей, сохраняют его до наступления совершеннолетия. Они могут наследовать недвижимость родственников, в том числе нежилую (земельные участки) либо получать их в дар.

Образцы документов о защите жилищных прав:

Другие виды поддержки

Способы поддержки детей, которые потеряли родителей, устанавливаются и на региональном уровне. Это могут быть ежемесячные или единовременные пособия, программы субсидирования жилья, проезд в общественном транспорте, добавочная стипендия или пособие.

Когда ребенка передают на воспитание в семью, то усыновителям полагается разовая выплата на покупку всего необходимого для ребенка. Тем, кто берет ребенка-инвалида или сразу несколько братьев и сестер, также полагается большая выплата. Кроме того, государство каждый месяц оплачивает расходы на ребенка.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют особую защиту, государственную помощь, специально оговоренную в ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка.

Обстоятельства признания детей без попечения

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинам, ст. 121 СК определяет некоторые из них:

  • смерть родителей;
  • тяжелая болезнь родителей, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав;
  • признание родителей недееспособными;
  • ограничение или лишение родителей родительских прав;
  • пребывание родителей в условиях изоляции (в местах лишения свободы, медицинском учреждении и т. п.) либо нежелание выполнять свой родительский долг.

Одной из форм проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение.

Обязагности органов опеки

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 СК, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление.

Читайте также:  Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила.

При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу.

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства и включает следующие обязанности:

  1. выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учет;
  2. устройство таких детей;
  3. осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Данная деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на ее осуществление. Органы местного самоуправления, осуществляя возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству, являются теми самыми органами опеки и попечительства.

Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения, которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в СК.

Полномочия органов местного самоуправления по установлению опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в том числе несовершеннолетних) определены также в ГК.

Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т. д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т. п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

[reklama]

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т. д. (ст. 123 СК).

Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Таким образом, во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей, заботу о нем принимает на себя государство. Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью.

В этих целях ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией.

На федеральном уровне учет таких детей осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Важнейшей функцией семейного права является регулирование отношений по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 121 СК РФ устанавливает основания утраты детьми родительского попечения: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, а также создание действиями или бездействиями родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Во всех этих случаях защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства, которыми согласно п. 2 ст. 121 СК РФ являются органы исполнительной власти субъектов РФ, если эти функции законами субъектов РФ не переданы органам местного самоуправления.

Именно органы опеки и попечительства обладают исключительным правом по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, ведению учета таких детей, выбору формы их устройства, а также по осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные ст. 123 СК РФ можно подразделить на семейные: усыновление (удочерение) и опека (попечительство), включающие в себя передачу ребенка в приемную семью; впесемейпые, связанные с передачей детей в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодатель делает акцент на том, что к внесемейным формам устройства можно прибегнуть лишь при отсутствии возможности использования семейных. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, представляющее собой установление между усыновителем и усыновленным правоотношений, близких по своей юридической природе к родительским.

Усыновление (удочерение), согласно п. 2 ст.

124 СК РФ допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Процессуальные особенности усыновления (удочерения) определены в ст. 125 СК РФ, которая устанавливает, что усыновление (удочерение) производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.

Рассмотрение дел об установлении усыновления (удочерения) ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным ГПК РФ с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. К усыновителям ст.

127 СК РФ предъявляет особые требования, связанные с их возрастом, дееспособностью, состоянием здоровья, материальной обеспеченностью, наличием постоянного места жительства, отсутствием судимости за отдельные виды преступлений, отсутствием в отношении усыновителей решений о лишении и ограничении родительских прав, об отстранении от осуществления функций опекуна и попечителя и др.

Правовые последствия усыновления (ст.

137 СК РФ) выражаются в том, что, с одной стороны, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению, а с другой — усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Исходя из этого можно сделать вывод о том, что усыновленные дети в правах приравнены к родным детям и могут быть наследниками по закону после своих усыновителей.

Усыновление в силу правил ст.

140—143 СК РФ может быть отменено в судебном порядке (например, при ненадлежащем исполнении усыновителями своих обязанностей по отношению к усыновленным), но лишь до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия, за исключением случая, когда на такую отмену имеется взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав или не признаны судом недееспособными.

Опека и попечительство согласно ст. 145 СК РФ устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица.

Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности но воспитанию ребенка. «Кульминационным моментом обретения гражданином статуса опекуна (попечителя) становится принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, после чего у него возникают права и обязанности, предусмотренные семейным законодательством»[1]. Опекуны (попечители) ребенка имеют право и обязаны воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а также вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством).

В соответствии с п. 5 ст. 150 СК РФ обязанности но опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно, однако при этом на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

  • Дети, находящиеся под опекой (попечительством), согласно ст. 148 СК РФ имеют право:
  • — на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;
  • обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
  • — причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • — сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
  • — защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

Разновидностью опеки (попечительства), осуществляемой на возмездной основе является приемная семья (гл. 21 СК РФ). Приемной семьей согласно п. 1 ст.

152 СК РФ признается опека и попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, между органом опеки и попечительства и приемными родителями, на срок, указанный в этом договоре.

В качестве приемных родителей могут выступать как супруги, так и отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Согласно постановлению Правительства от 18.05.2009 № 423 количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает как правило 8 человек.

В отличие от усыновителей приемные родители осуществляют свои функции возмездно, причем размер оплаты их труда и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Так же приемным родителям на содержание каждого ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Однако в отличие от усыновленного ребенка, он не приобретает комплекса прав, которые связывают последнего с усыновителями, поскольку отношения приемного ребенка и приемных родителей носят срочный характер и, как правило, прекращаются по достижении ребенком 18 лет, при истечении срока договора и по иным, указанным в СК РФ основаниям.

Читайте также:  Предоставление освободившихся комнат в коммунальной квартире

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Особая роль семьи в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная этим конституционная ценность института семьи, требуют со стороны государства уважения и защиты семейных отношений.

Соответственно, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений, должен исходить из приоритета семейного воспитания детей, необходимости укрепления семьи и обеспечения беспрепятственного осуществления ее членами своих прав, а также из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи [7, п. 2].

В соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства [1, ст. 38], дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей [1, ст. 67].

В особом внимании со стороны государства нуждаются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Для защиты прав и законных интересов детей данной категории, в Российской Федерации действует ряд законов как федерального, так и регионального уровня [5, ст. 3].

Анализируя правовые нормы, нацеленные на защиту детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать вывод о том, что обширная законодательная база в этой сфере правоотношений остро нуждается в изменении ряда правовых норм.

Осуществляя политику в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, государство действует в лице органов опеки и попечительства, деятельность которых регламентируется федеральным законом [4].

Одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству является обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства, а также защита прав и законных интересов подопечных [4, ст. 4].

Сотрудники органов опеки и попечительства наделены полномочиями по отобранию детей у родителей (усыновителей, опекунов) в случае наличия угрозы их жизни и здоровью. Конкретных критериев определения данной угрозы законодателем не дано, что позволяет сотрудникам органов опеки расширительно толковать это понятие, исходя из личного убеждения.

Также широко, при принятии решения об изъятии ребенка из семьи, сотрудниками правоохранительных органов толкуется понятие «безнадзорность», что позволяет признавать детей безнадзорными в случаях, когда данные дети в период временного отсутствия родителей, находятся под присмотром иных родственников либо старших братьев и сестер.

Процедура отобрания ребенка, а также возврата ребенка в семью после устранения причин, послуживших основанием для отобрания, строго регламентирована, чего нельзя сказать о процедуре возврата ребенка, отобранного безосновательно.

Вследствие отсутствия в законе процедуры возврата неправомерно отобранного ребенка, для возврата такого ребенка в семью органами опеки применяется та же процедура что и при возврате в семью ребенка, отобранного обоснованно.

Для возврата ребенка в семью, родителям необходимо выполнить ряд требований органов опеки — изменить условия жизни, сделать ремонт, найти работу, купить новую мебель и т.д.

Ограничение срока на исполнение требований органов опеки в 6 месяцев, приводит к тому, что ребенок, безосновательно отобранный у родителей, чьи права уже нарушены сотрудниками органов опеки, рискует лишиться родных родителей по причине элементарной бедности последних, т.к. исполнение требований органов опеки за столь короткий срок, даже для семьи среднего достатка задача крайне сложная, а для малоимущих семей практически невыполнимая.

Конкретизация понятий «угроза жизни и здоровью» и «безнадзорность» может исключить возможность неправомерного изъятия ребёнка из семьи, а создание регламентированной процедуры возврата необоснованно отобранного ребенка позволило бы избежать неправомерного предъявления со стороны органов опеки и попечительства требований к родителям, бедственное положение которых может сделать возврат ребенка в родную семью невозможным.

В случае отсутствия возможности оставления детей в родной семье, такие дети признаются оставшимися без попечения родителей, и, в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью [2, ст. 123]. Усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей [2, ст. 124], а тайна усыновления охраняется законом [2, ст. 139].

Во исполнение требований статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации, помимо ст. 155 Уголовного Кодекса РФ [3], предусматривающей уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления, в России действует и ряд иных правовых норм, охраняющих тайну усыновления.

Одна из таких норм, содержащаяся в федеральном законе «Об актах гражданского состояния» [6], гласит: «Работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители не являются родителями усыновленного ребенка» [6, ст. 47]. Данное положение предусматривает получение сведений об усыновлении только при условии согласия на это усыновителей и не предусматривает возможности получения таких сведений самим усыновленным ребенком в случае, когда факт усыновления стал ему известен после смерти усыновителей, тем самым законодатель установил бессрочный запрет на разглашение тайны усыновления, вне зависимости от интересов самого усыновленного.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, гарантированная Конституцией [1, ст. 7], помимо иных мер поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает, что «Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении» [2, ст. 138].

Существование данной нормы противоречит, во-первых, сути усыновления т.к.

при установлении усыновления ребенок приравнивается во всех правах к кровным детям усыновителя, а усыновители и юридически и фактически становятся родителями усыновленного ребенка со всеми вытекающими из данного факта последствиями, в том числе вносятся изменения в книгу записи актов гражданского состояния.

Ребенок, в отношении которого установлено усыновление, приобретает родителей – «кормильцев». Предоставляемая поддержка от государства в виде указанной выплаты носит компенсаторный характер, т.е. призвана восполнить тот минимум содержания, который мог быть предоставлен ребёнку от умершего родителя, что по сути сравнимо с алиментами.

В соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации по общему правилу алиментные обязательства в отношении детей прекращаются с установлением усыновления. В данном случае логичным видится вывод о том, что с установлением усыновления усыновленный ребёнок, чьи родители умерли, должен утрачивать право на получение данного вида пенсии.

Во-вторых, существование указанной нормы ставит под угрозу сохранение тайны усыновления т.к. при достижении усыновленным возраста 14 лет, он сам вправе распоряжаться своими доходами и будет вынужден либо оформить доверенность на родителей, либо самостоятельно получать в почтовом отделении данную выплату. И те, и другие действия приводят к тому, что усыновленный, без согласия усыновителей получает информацию, из которой видно, что родители не являются родителями.

Идентичная ситуация складывается с предоставлением сведений из пенсионного фонда Российской Федерации обо всех назначенных выплатах, в которых будут содержаться сведения о получении пенсии «по потере кормильца».

Предоставление данной информации осуществляется по заявлению получателя выплат и не предусматривает получение согласия усыновителей, или каких-либо иных лиц. Из предоставляемой Пенсионным фондом Российской Федерации информации следует, что родители не являются родителями, т.е.

без желания субъектов (усыновленного и усыновителей) раскрывается тайна усыновления, что можно расценивать как причинение вреда.

Рассмотренные противоречия демонстрируют явное несоответствие последствий применения указанных норм защите прав и интересов детей, в отношении которых было установлено усыновление.

В первом случае, смерть усыновителей делает невозможным получение их согласия и, как следствие, делает невозможным получение усыновленным информации, имеющей непосредственное отношение к его личности и его предкам.

Налицо формальное обеспечение охраны тайны усыновления, которая уже раскрыта и по факту тайной не является, без учета интересов самого усыновленного.

Во втором случае, формальный подход законодателя к предоставлению дополнительных мер поддержки детям-сиротам, делает невозможным сохранение тайны усыновления. И в том, и в другом случае государство весьма своеобразно защищает права и законные интересы усыновленных детей и их усыновителей.

В рассмотренных выше правовых нормах, наблюдается формализм, наличие которого, при исполнении данных норм, способно причинить гораздо больше вреда, чем пользы.

Рассмотренные нормы, перечень которых не является исчерпывающим, создавались исключительно в интересах детей и по задумке законодателя должны обеспечивать полную защиту их прав и законных интересов [5, ст. 4].

Но на практике видно, что отсутствие пределов личного усмотрения сотрудников правоохранительных органов и органов опеки и попечительства, а также размытость формулировок в нормах материального права приводят к необоснованному отобранию детей у родителей, а отсутствие четко прописанной процедуры возврата неправомерно отобранного у родителей ребенка может сделать возврат такого ребенка в семью невозможным, что существенно нарушает права и законные интересы детей, следовательно, противоречит тем целям и задачам, которые поставлены государством перед указанными органами.

Последствия исполнения не должны вступать в противоречие с самой целью правовой нормы, а на рассмотренных примерах достаточно хорошо видно обратное. Законы в сфере защиты прав детей остро нуждаются в доработках, в конкретизации используемых понятий и в четкой регламентации применяемых процедур.

20.07.

2020 Совет Государственной Думы начал рассмотрение законопроекта № 989008-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях укрепления института семьи» [8], в котором в частности предлагается ввести исчерпывающий перечень конкретных оснований для отобрания ребенка и конкретизировать понятие «безнадзорность», что позволяет надеяться на улучшение качества защиты прав и законных интересов детей.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *